Филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»
«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ Бейской ОШИ
_________ Т.А. Грудинина
Приказ № ___
от «__» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык
6 класс
Разработчик: учитель русского языка
первой квалификационной категории
Падалко Татьяна Викторовна
Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей
Протокол № от __ августа 2017 г.
Принята на Методическом совете школы
Протокол № от __ августа 2017 г.
д. Новониколаевка, 2017 г.
планируемые предметные результаты освоения учебного предмета « русский язык»
Выпускник получит возможность научиться: определять основные правила языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
Выпускник научится
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Содержание программы
Язык. Речь. Общение
Русский язык — один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Развитие речи (далее P.P.). Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
P.P. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
Текст
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Контрольный диктант № I с грамматическим заданием.
Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К. Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фразеология. лексика».
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас-кос-. Буквы а и о в корне -гар гор-. Буквы а и о в корне -зар -зор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках «ре- и при-. Соединительные гласные оиев сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
P.P. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К. Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.
Морфология. Орфография. Культура речи (часть 1)
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -ник (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К. Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием. Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи (часть 2)
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к ск-. Дефисное и слитное написание
сложных прилагательных. Повторение.
P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Сочинение-описание природы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Р. Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
К.Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Р. Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием.
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
P.P. Сочинение-описание (рассуждение). Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием.
Календарно-тематическое планирование 6 кл
№ п/п | Дата | Тема урока | примечание |
план | факт |
| | | Язык. Общение. Речь – 13 часа | |
1 | | | Русский язык – один из развитых языков мира. | |
2. | | | Язык, речь, общение. | |
3. | | | Р.Р. Ситуация общения. | |
4. | | | Фонетика. Орфоэпия. | |
5. | | | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | |
6. | | | Части речи. РК работа с текстом | |
7. | | | Орфограммы в окончаниях слов. | |
8. | | | Словосочетание. | |
9. | | | Простое предложение. Знаки препинания. | |
10 | | | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | |
11 | | | Синтаксический разбор предложений. РК работа с текстом | |
12. | | | Прямая речь. Диалог. | литература |
13 | | | Р. Р. Составление диалога на тему по выбору. | |
| | | Текст — 4 ч (в т. ч. 1 к.р, 1рр.). | |
14 | | | Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. РК работа с текстом | |
15 | | | Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. | |
16 | | | Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. | |
17 | | | Контрольный диктант по теме «Повторения» «Кедр» | |
| | | Лексика. Культура речи — 13ч(вт.ч. 4 P.P.). | |
18 | | | Слово и его лексическое значение. | |
19 | | | Общеупотребительные слова. | |
20,21 | | | Р. Р. Собирание материалов к сочинению. сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») изо Р. Р. сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») |
22. | | | Профессионализмы. | |
23-24 | | | Р.Р. Сжатое изложение по тексту М. Булатова «В. И. Даль» | |
25 | | | Диалектизмы. | |
26 | | | Исконно русские и заимствованные слова. | |
27. | | | Новые слова (неологизмы) | |
28. | | | Устаревшие слова. | история |
29. | | | Жаргонизмы. Словари. | |
30 | | | Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи». | . |
| | | Фразеология. Культура речи - 4 ч | |
31 | | | Фразеологизмы | |
32. | | | Источники фразеологизмов. | |
33 | | | Р.Р. Проект Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор). | |
34 | | | Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи». Контрольный тест «Лексика. Фразеология» | |
| | | Словообразование. Орфография. Культура речи — 30 ч (в т. ч 1КР., 4 P.P.). | |
35 | | | Морфемика и словообразование. | |
36 | | | Р.Р. Описание помещения. | |
37 | | | Основные способы образования слов в русском языке. | |
38 | | | Основные способы образования слов в русском языке. | |
39 | | | Этимология слов. | |
40 | | | Буквы а и о в корнях -кос- - - кас-. | |
41-42 | | | Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. «Моя комната» Р.Р. Написание сочинения «Моя комната» | Литература |
43 | | | Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-. | |
44 | | | Буквы а и о в корнях -зор- - - зар-. | |
45 | | | Чередующие гласные в корнях «лаг-лож, раст-рос, гор-гар, кос-кас» | |
46 | | | Буквы ы и и после приставок. | |
47 | | | Гласные в приставках пре- и при-. | |
48 | | | Гласные в приставках пре- и при-. | |
49 | | | Гласные в приставках пре- и при-. | |
50 | | | Приставки при-пре | |
51 | | | Контрольный диктант по теме «Словообразование» «На рыбалку» | |
52 | | | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | |
53,54 | | | Р. Р. Контрольное сочинение – описание изображённого на картине (Т. Н. Яблонская. «Утро») | изо |
55,56 | | | Сложносокращённые слова. | |
57 | | | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | |
58 | | | Морфемный и словообразовательный разбор слова. Контрольный словарный диктант. | |
59 | | | Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи». | |
60 | | | Контрольный диктант по теме «Словообразование» «В лес за чудесами» | |
| | | Морфология. Орфография. Культура речи (часть I) — 25 ч. | |
61-62 | | | Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи. РК работа с текстом | |
63-64 | | | Р.Р. Составление письма другу. | |
65 | | | Разносклоняемые имена существительные. | |
66 | | | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | |
67 | | | Р.Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имён. | |
68-69 | | | Несклоняемые имена существительные. | |
70 | | | Род несклоняемых имён существительных. | |
71 | | | Имена существительные общего рода. | |
72,73 | | | Р.Р.Р.К. Сочинение-описание по личным впечатлениям «Первый раз в ….» | |
74 | | | Морфологический разбор имени существительного. РК работа с текстом | |
75-76 | | | Не с именами существительными. | |
77-78 | | | Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | |
79-80 | | | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. | |
81-82 | | | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | |
83-84 | | | Повторение изученного в разделе «Имя существительное». | |
85 | | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» «Русская зима» | |
| | | Имя прилагательное — 27 ч (в т. ч. 1 К.Р., 6 P.P.). | |
86 | | | Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. | |
87-88 | | | Р.Р. РК. Описание природы. Сочинение «Из окна моего дома» | изо |
89-90 | | | Степени сравнения имён прилагательных | |
91 | | | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | |
92 | | | Относительные прилагательные. | |
93-94 | | | Р.Р. Контрольное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский») | Лит-ра |
95 | | | Притяжательные прилагательные. | |
96 | | | Морфологический разбор имени прилагательного. РК работа с текстом | |
97 98 | | | Не с прилагательными. | |
99 100 | | | Р.Р. Сочинение-описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер»). | изо |
101 | | | Гласные о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. | |
102 103 104 105 | | | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Контрольный словарный диктант. | |
106 107 | | | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. | |
108 109 | | | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | |
110 111 | | | Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное». | |
112 | | | Контрольный диктант по теме «имя прилагательное» «Подготовка к Новому году» | |
| | | Имя числительное - 19 ч (в т. ч. 1 К.Р,). | |
113 | | | Р.Р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла. | |
114 | | | Имя числительное как часть речи. | |
115 | | | Простые и составные числительные. | |
116 117 | | | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | |
118 119 | | | Порядковые числительные. | |
120 | | | Разряды количественных числительных. | |
121 122 123 124 | | | Числительные, обозначающие целые числа. | математика |
125 | | | Дробные числительные. | |
126 | | | Собирательные числительные. | |
127 | | | Морфологический разбор имени числительного. | |
128 129 | | | Повторение изученного в разделе «Имя числительное». | |
130 | | | Р.Р. РК. Публичное выступление на тему «Береги природу!» | |
131 | | | Контрольный диктант по теме числительное «На реке Великой»» | |
| | | Местоимение - 25 ч (в т. ч. 1 К.Р., 5 P.P.). | |
132 | | | Местоимение как часть речи. | |
133 134 | | | Личные местоимения. | |
135 136 | | | Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме» | |
137 | | | Возвратное местоимение себя. | |
138 139 | | | Вопросительные и относительные местоимения. | |
140 141 | | | Неопределенные местоимения. | |
142 143 144 | | | Отрицательные местоимения. | |
145 146 | | | Притяжательные местоимения. | |
147 | | | Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение. «Кто прав?» | |
148 | | | Указательные местоимения. | |
149 | | | Определительные местоимения. | |
150-151 | | | Р.Р. Контрольное сочинение по картине (Е. В. Сыромятниковой. «Первые зрители» | |
152 | | | Местоимения и другие части речи. | изо |
153 | | | Морфологический разбор местоимения. | |
154 155 | | | Повторение изученного в разделе «Местоимение». | |
156 | | | Контрольный диктант по теме «местоимения«Лесное лекарство» | биология |
| | | Глагол - 28 ч (в т. ч. 1 К.Р., 8 P.P.). | |
157 158 | | | Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи. | |
159 160 | | | Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему « Стёпа колет дрова» с включением части готового текста | |
161 162 | | | Разноспрягаемые глаголы. | |
163 164 | | | Глаголы переходные и непереходные | |
165 166 | | | Р.Р. Контрольное изложение. «Витькина гайка» | |
167 | | | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. РК работа с текстом | |
168 169 | | | Условное наклонение. | |
170 | | | Повелительное наклонение. | |
171 172 | | | Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам. «Соблюдайте чистоту!» | |
173 | | | Повелительное наклонение. | |
174 | | | Употребление наклонений. Контрольный словарный диктант. | |
175 176 | | | Безличные глаголы. | |
177 178 | | | Р.Р. Рассказ на основе услышанного. | |
179 | | | Морфологический разбор глагола. | |
180 181 | | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | . |
182 183 | | | Повторение изученного в разделе «Глагол». | |
184 | | | Контрольный диктант по теме «Глагол» «Битва во ржи» | биология |
| | | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи - 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 P.P.). | |
185 | | | Разделы науки о языке | |
186 187 | | | Орфография. РК работа с текстом | |
188 | | | Пунктуация. | |
189-190 | | | Р.Р. Контрольное сочинение на тему по выбору «Майский день» «Весна-лучшее время года» | |
191 | | | Пунктуация.Р.К Работа с текстом | |
192 193 | | | Лексика и фразеология. | |
194 195 | | | Словообразование. | |
196 197 | | | Морфология. | |
198 199 200 | | | Синтаксис. Синтаксис. Синтаксис. РК работа с текстом | |
201 | | | Годовой диктант «Утренняя заря» | |
202 | | | Пишу правильно! | |
203 204 | | | Лингвистическая игра «Своя игра» Лингвистическая игра «Своя игра» | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
-
| Контрольный диктант№ 1 по теме повторение «Кедр» | 1 |
-
| Контрольный диктант №2 по теме «словообразование» «На рыбалку» | 1 |
-
| Контрольный диктант №3 по теме «словообразование» «В лес за чудесами» | 1 |
-
| Контрольный диктант № 4 по теме ««имя существительное» «Русская зима» | 1 |
-
| Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное» «Подготовка к Новому году» | 1 |
-
| Контрольный диктант № 6 по теме «Имя числительное»« На реке Великой » | 1 |
-
| Контрольный диктант № 7 по теме «местоимение» «Лесное лекарство» | 1 |
-
| Контрольный диктант № 8 по теме «глагол» «Битва во ржи» | 1 |
9. | Контрольный диктант № 9 по теме «повторение изученного в 6 классе» «Утренняя заря » | 1 |
| Всего: | 9 |
Перечень проектных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
-
| Р.Р. Проект Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор). | 1 |
| всего | 1 |
Перечень исследовательских работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Р.Р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла. | 1 |
2. | Р.Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имён. | 1 |
| ВСЕГО: | 2 |
Повторение за курс 5 класса диктант
КЕДР.
Кедр растет высоко в горах. Он высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется все выше и выше к солнцу.
На концах веток кедровые шишки висят. Орешки еще не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живет. Кедр всех кормит.
Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два - три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.
Поздней осенью еще больше зверьков и птиц живет около кедра. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю.
Растет кедр высоко в горах, и ветер старательно клонит его ветви к земле.
(По Г. Снегиреву) 109 слов
Дополнительные задания.
Выпишите словосочетания глагол + существительное, укажите падеж существительного.
Разберите слова по составу: собирают, орешки, поздней (I вариант); взбираться, веток, кедровые (II вариант).
Найдите 2 слова, в которых букв больше, чем звуков (1 вариант); букв меньше, чем звуков (II вариант).
Найдите 2-3 слова с орфограммой. «Буква Е - И в окончаниях глаголов»
Местоимение
Лесное лекарство.
Как-то отец взял меня на охоту.
Мы ехали по лесу на дрожках. Было раннее утро, на деревьях и на траве сверкала обильная роса! Как хорош и пахуч сосновый бор!
У большого дерева около высокой кучи отец остановил лошадь.
Почти на вершине кучи лежал небольшой кусок какого-то светло-желтого вещества, очень похожего на обыкновенное сливочное масло. Мы сошли с этих дрожек и стали рассматривать загадочное вещество. Я прикоснулся к нему - оно было мягкое и теплое.
Мы положили кусок «масла» в кружку, обвязали бумагой и спрятали под деревом.
Вечером отец достал кружку, а в ней ничего не было - «масло» улетучилось. От него резко пахло муравьиным спиртом.
Дома этим «лесным лекарством» растирала моя бабушка поясницу и уверяла, что ничто раньше ей так не помогало. (122 слова)
(По Соколову - Микитову).
Дополнительные задания.
Выпишите 2 словосочетания, куда входит местоимение. Произведите их морфологический разбор.
Обозначьте морфемы в словах прикоснулся, ничто (I - в.) положили, кружку (II - в.).
Обозначьте разряд местоимения в 4 абзаце (I-в.), в предпоследнем и последнем абзацах (II - в.).
Синтаксический разбор предложений I (I-в.) и Мы сошли с дрожек ... (П-в.).
«Словообразование»
В лес за чудесами.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье умеют преодолевать препятствия. «Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.
Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Лес подарил мне много счастливых находок. (108 слов).
Дополнительное задание.
I-ВАРИАНТ 2-ВАРИАНТ
Начертите схему второго пред-я из III абзаца.
1. Начертите схему третьего предложения III абзаца.
Разобрать слово по составу: пригорок-
2. Разобрать слово по составу: находок.
3. Выписать два слова с приставками при - пре - и объяснить их значение
Имя существительное
Русская зима.
Хорошие снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась, под пнем в сугробе.
(По И. Соколову - Микитову) (112 слов).
I - Вариант
Синтаксический разбор предложения. I предложение –второго абзаца
Морфологический разбор существительного: жизнью.
Припорошоло-2.
Синтаксический разбор предложения. II предложение - первого абзаца.
- Морфологический разбор существительного: с шумом.
Простучал-2
Имя числительное
На реке Великой.
Солнечным июльским утром 1999 года наша туристическая группа прибыла на станцию Насва.
Через три минуты около пятидесяти рюкзаков с вещами и продуктами и шестнадцать тюков с байдарками большой кучей лежат на перроне.
Но до реки еще километров тридцать пять. В ближайшей деревне мы договариваемся о машине, и к середине дня наш палаточный лагерь уже разбит в одиннадцати километрах за деревней Луково на поляне возле берега Великой.
Великая - главная река Псковской области. Ее протяженность - более четырехсот километров. На своем пути она принимает сорок семь притоков. Она то мирно журчит вдоль поросших ивой берегов, то превращается в горную речку, которая пробивает себе путь сквозь нагромождение камней. Здесь начинается наш водный поход на байдарках. (115 слов).
(По В. Гиневу).
Дополнительные задания
. 1. Выделите главные члены во II предложении (I - вариант);
в I предложении последнего абзаца (II вариант).
2. Разберите слова по составу: туристская, тридцать, прибыла (I - вариант); пробивает, (около) пятидесяти, палаточный (II - вариант).
3. Морфологический разбор любого числительного
Глагол
Битва во ржи.
Высокая густая рожь - это для многих животных густой лес. Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие-то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полевок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи.
Но во ржи живет множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие, мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления.
(По М. Богданову) 112 слов.
Дополнительные задания.
1. Разберите слова по составу: догорает, беречь, высокая (I в.); вылетели,
попить, вредителей (II в.).
2. Подчеркните орфограммы в словах: прескверная, рожь, солнце (I
в.); животных, в лунную, догорает (И - в.).
3.Произведите синтаксический разбор. Второго предложения (I - вариант) Первого предложения (II - вариант).
годовой диктант
Утренняя заря
Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (109 слов)
6