СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета (русский язык 9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 9 кл составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования, Примерной программы по русскому языку, федерального перечня учебников,  рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и базисного учебного плана

УМК учебники : учебник Русский язык 9 класс. Авторы:Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская.(Авторы программы -  Н. М. Шанский

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета (русский язык 9 класс)»


Филиал МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»


«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»


Рассмотрено на ШМО согласовано утверждаю

Руководитель ШМО завед.школы директор школы

_______Е. С. Беспятчук ______ Л. А. Годлевская ______Т. А. Грудинина

« »________17 « »________17 « »_________17



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Уроков_____ ________русского языка

Класс_______________9___________

Учитель____________Падалко Татьяна Викторовна

Количество часов на год______________68________

Всего часов в неделю_________________2__________

Плановых контрольных работ_________4_________

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку, федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и базисного учебного плана


Учебник__ Русский язык 9 класс. Авторы:Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. (Авторы программы - Н. М. Шанский); Просвещение, 2011 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Егорова Н.В. Поурочные разработки. Москва, «ВАКО»,2006 г.

Никулина М. Ю. Русский язык 9 класс Контрольные измерительные материалы, М, 2014



РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ СОСТАВИЛА

Учитель русского языка и литературы Падалко Татьяна Викторовна


(подпись)________________(расшифровка) Падалко Татьяна Викторовна_____________











Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку, федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и базисного учебного плана

УМК учебники : учебник Русский язык 9 класс. Просвещение 2011 г. Авторы:Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская.(Авторы программы - Н. М. Шанский)

Годовой объем учебного времени в 9 классе 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Из них на развитие речи – 17 часов.

В 9 классе на уроках используется РК – 10 %

Рабочая программа по русскому языку включает пять разделов: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки уч-ся, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы.

Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в бы­ту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для связи поколений рус­ских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык — один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностя­ми изобразительно-выразительных средств, стилис­тическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие миро­вое значение.

Русский язык в современном мире — один из офи­циальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком — надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и форми­рует у них языковые и речевые умения. Это специ­альные цели его преподавания. Вместе с тем «Рус­ский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, комму­никативной и лингвистической компетенции уча­щихся.

Языковая компетенция, т. е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвисти­ческого мировоззрения, вооружения их основами

знаний о родном языке (его устройстве и функциони­ровании), развития языкового и эстетического иде­ала, т. е. представления о прекрасном в языке и ре­чи.

Коммуникативная компетенция, т, е. осведомлен­ность школьников в особенностях функционирова­ния родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практи­ческих задач: формирования прочных орфографиче­ских и пунктуационных умений и навыков (в преде­лах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словар­ного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свобод­но пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция — это знания уча­щихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные све­дения о ее методах, об этапах развития, о выдаю­щихся ученых, сделавших открытия в изучении род­ного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучение их умению само­стоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с кни­гой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

Цели обучения:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой дея­тельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуни­кативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владе­ние русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматиче­ского строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функциони­ровании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистиче­ских ресурсах русского языка; об основных нормах русского ли­тературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифици­ровать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативно­сти, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и пре­образовывать необходимую информацию.

Содержание школьного курса русского языка в 9 классе. В школе изучается современный рус­ский литературный язык, поэтому программу 9 класса по русскому языку составляют основ­ные сведения о нем. (начало, продолжение в 6-9 кл). Вместе с тем в программу вклю­чаются элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

Изучение синтаксиса и пунктуации сложных предложений; отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, мор­фологии, синтаксиса и стилистики русского литера­турного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающем явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, — формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах рус­ского литературного языка;

сведения о графике, об орфографии и пункту­ации; перечень видов орфограмм и названий пункту­ационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, кото­рыми должны овладеть учащиеся.

Структура программы по русскому языку в 9 классе. Программа построена с учетом прин­ципов системности, научности и доступности, а так­же преемственности и перспективности между раз­личными разделами курса.

Материал 9 класса располагается следующим образом: в 9 классе в начале года идет повторение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, мор­фологии и орфографии. Это позволяет организовать работу над син­таксическими, пунктуационными и речевыми навы­ками учащихся и подготовить их к изучению систе­матического курса синтаксиса в 9 классе.

С конца первой четверти начинается изучение различных видов сложных предложении(сложносочиненных, знаки препинания при СПП). . Вторая и третья четверти изучение сложноподчиненного предложения (различные виды придаточных) и пунктуация при них.

В 9 классе введено знакомство с рецензией, обучению реферирования, заполнение деловых бумаг.

Материал в программе расположен с учетом возра­стных возможностей учащихся.

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

В 9 классе предусмотрены вводные уроки и повторение в конце года о русском языке, раскрывающие роль и значение рус­ского языка в нашей стране и за ее пределами, роль языка в жизни общества и стили русского языка. Эти уроки дают учителю большие возможности для ре­шения воспитательных задач и создают эмоциональ­ный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, по­лученные на этих уроках, обобщаются и системати­зируются в разделе «Общие сведения о языке», кото­рым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение ма­териала всего курса русского языка с 5 по 9 классы. Каждая тема завершается повторе­нием пройденного. Данная система повторения обес­печивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на разви­тие связной речи. Темы по раз­витию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечива­ет равномерность обучения речи, условия для его ор­ганизации.

В конце программы 9 класса в специаль­ном разделе перечислены основные умения и навы­ки, которые формируются в процессе изучения све­дений о языке и речи.

Основные направления работы по русскому язы­ку в 9 классе. Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация рабо­ты по овладению учащимися прочными и осознан­ными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для фор­мирования орфографических, пунктуационных и ре­чевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматиче­ской основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, син­таксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора.

9 класс – это класс с низкими учебными возможностями. Поэтому учебное время распределено рационально на изучение нового материала и большая часть отдана на повторение пройденного материала в конце года.

В 9 классе на уроках имеется место на межпредметную связь:

Литература: ур № 3, 56

ИЗО: № 18, 44,50

История: № 37,

География: № 20












































содержание

Международное значение русского языка (1 ч)


Повторение пройденного в 5—8 классах 6+1 ч= 7ч

Анализ текста, его стиля, средств связи его час­тей.

Сложное предложение. Культура речи (4+1)= 5ч

Сложные предложения

Союзные предложения


CЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5+1+ 1 = 7)

1. сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделитель­ными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания

П. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.


СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (18ч + 5ч+ 1 ч = 24)

I. Сложноподчиненное предложение и его осо­бенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи прида­точного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Раздели­тельные знаки препинания между главным и при­даточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложно­подчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с нескольки­ми придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

П. Умение использовать в речи сложноподчинен­ные предложения и простые с обособленными вто­ростепенными членами как синтаксические сино­нимы.

III. Академическое красноречие и его виды, стро­ение и языковые особенности.

БЕССОЮЗНЫЕ

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч + 2 ч+ 1 ч = 8 )

I. Бессоюзное сложное предложение и его особен­ности. Смысловые взаимоотношения между частя­ми бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

П. Умение передавать с помощью интонации раз­личные смысловые отношения между частями бес­союзного сложного предложения. Умение пользо­ваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента ста­тьи) на лингвистическую тему.


СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (4 ч + 2 ч+ 1 ч = 7);

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков пре­пинания.

П. Умение правильно употреблять в речи слож­ные предложения с различными видами связи.


Общие сведения о языке. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6 ч +1 ч)

Роль Языка в жизни общества. Язык как разви­вающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его сти­ли. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевро­пейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы, видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на об­щественные, морально-этические и историко-лите­ратурные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистиче­скую тему.
































Календарно-тематическое планирование в 9 классе

Номер урока

Тема урока

Разделы

Дата по плану

Дата по факту

мпс

1

Международное значение русского языка-1 ч




Повторение изученного 7 ч


2

Р.Р.Устная и письменная речь. Диалог, монолог. РК работа с текстом




3

Стили языка РК работа с текстом



Лит-ра

4

Простое предложение и его грамматическая основа




5

6

Предложения с обособленными членам

Предложения с обособленными членам




7


8

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Обращения, вводные слова и вставные конструкцииТест № 1




Сложное предложение 5 ч


9

Понятие о сложном предложении




10

11

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Союзные и бессоюзные сложные предложения




12

РР. Сочинение в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»).




13

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация в сложном предложении.




Сложносочиненные предложения 7 ч


14

Понятие о Сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в Сложносочиненном предложении.




15

16

Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами




17

Разделительные знаки препинания между частями Сложносочиненного предложения.




18

РР. Сочинение по картине В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце» с использованием репродукции



изо

19

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. тест № 2




20

Контрольный диктант с грамматическим заданием. «Озеро Байкал»



географ

Сложноподчиненные предложения 24 ч


21

Понятие о Сложноподчиненном предложении




22

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в Сложноподчиненном предложении




23

РР Сочинение- отзыв по картине И. Тихова «Аисты»




24

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении




25

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении




26

РР Сжатое изложение аудиотекст «Драгоценные книги»




27

28

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным




29

30

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным




31,

32

Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными

Сложноподчиненное предложение места и времени




33

Сложноподчиненное предложение с придаточным условия, причины, следствия




34

Придаточные предложения цели, уступки




35


36

Сложноподчиненное предложение с придаточным Образа действия, меры, степени и сравнительными.

Сложноподчиненное предложение с придаточным Образа действия, меры, степени и сравнительными. Тест № 3




37

РР Сочинение по данному началу по картине В. П. Фельдмана «Родина»



история

38


39

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.




40

РР Написание сжатого изложения «неуверенность в себе»




41

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений РК работа с текстом




42

РР Написание сжатого изложения «Память о войне».




43

РК Повторение по теме «Сложноподчиненных предложений» тест № 4




44

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме сложноподчиненные предложения. «Основатель Третьяковской галереи»



изо

Бессоюзные сложные предложения 8 ч


45

Понятие о Бессоюзном сложном предложении. Интонация в Бессоюзном сложном предложении.




46

Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в Бессоюзном сложном предложении.




47

РР. Написание сжатого изложения «про любовь»




48

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в Бессоюзном сложном предложении.




49

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в Бессоюзном сложном предложении.




50

РР написание экзаменационного сочинения по выбору обучающегося



изо

51

Синтаксический и пунктуационный разбор Бессоюзного сложного предложения. РК работа с текстом




52

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме Бессоюзное сложное предложение «Кусака»




Сложные предложения с различными видами связи 7 ч


53

Употребление союзной и бессоюзной связи в Сложных предложениях.




54

Знаки препинания в Сложных предложениях с различными видами связи




55

Синтаксический и пунктуационный разбор Сложных предложений с различными видами связи.




56

РР аудио изложение по выбору учителя



Лит-ра

57

РР Публичная речь.




58

Повторение по теме «Сложное предложение с различными видами связи» РК работа с текстом тест № 5




59

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения» «Сильный ветер»




Повторение изученного 7 ч


60

Фонетика. Графика




61

Лексикология и фразеология




62

Морфемика, словообразование




63

Морфология, синтаксис. РК работа с текстом




64

РР написание сжатого изложения «Язык»




65

экзаменационное тестирование № 6 по теме

« Разделы русского языка»




66

Рр написание экзаменационного сочинения по выбору обучающегося




67

Анализ письменных работ




68

Лингвистическая игра Своя игра


































Требования к знанием, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса

1. учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлениях, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные при­меры.

П. К концу 9 класса учащиеся должны овла­деть следующими умениями и навыками: производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологиче­ский, синтаксический, стилистический;

составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соот­ветствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложени­ях смысловые отрезки, которые необходимо выде­лить знаками препинания, обосновывать выбор зна­ков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5—9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуацион­ные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изу­ченные орфограммы, уметь обосновывать их вы­бор, правильно писать слова с изученными ор­фограммами, находить и исправлять орфографи­ческие ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5—9 классах сло­ва с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического ха­рактера. Писать заявление, автобиографию. Совер­шенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные язы­ковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при обще­нии с собеседниками соответствующий речевой этикет.























Система контроля

1 четверть

  1. Тест № 1. (повторение)

2 четверть

1. Тест № 2( сложносочиненные предложения)

2. Контрольный диктант с грамматическим заданием. «Озеро Байкал» (стр 39 уроки русского языка.)

3 четверть

1. Тест № 3 (сложноподчиненные с придаточными )

2. Тест № 4 (сложноподчиненные предложения)

3. Контрольный диктант с грамматическим заданием «Основатель Третьяковской галереи»(стр 83)

5. Контрольный диктант с грамматическим заданием «Кусака» (стр 116)

4 четверть

  1. Тест №5 (Сложное предложение с различными видами связи)


2. Контрольный диктант с грамматическим заданием «Сильный ветер» (сборник контр. Диктантов 9 кл. год)

3. Тест № 6 (экзаменационное тестирование)

Список практических работ

  1. Анализ текстов (с использованием РК)

  2. Виды разборов:

фонетический,

морфемный,

морфологический разбор слова ( существительное, прилагательное, глагол),

пунктуационный разбор предложения,

синтаксический разбор простого и сложного предложений.

  1. Работа со словарями.

  2. Работа с перфокартами.

  3. Работа по карточкам.

  4. Работа по тестам.


Список дидактического материала


  • Никулина М. Ю. Русский язык 9 класс Контрольные измерительные материалы, М, 2014

  • Таблицы: по всем разделам курса 9 класса

  • Электронное пособие «Фраза».

  • Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

  • Словари: орфографический, словообразовательные, толковые,

  • Электронный тренажер по орфографии

  • Диск дидактический и раздаточный материал по русскому языку 8, 9 кл


Список методического обеспечения

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки. Москва, «ВАКО»,2006 г.

  • Сальникова И, Русский язык. Сборник сочинений, 5-9 классы,М.: Айрис Пресс,2009

  • Казбек-Казиева М. М. Школьные олимпиады по русскому языку 5-11 кл,М.: Айрис-Пресс,2004


Список возможности участия уч-ся в коммуникативной деятельности

  1. Школьная олимпиада по русскому языку.

  2. Районная олимпиада по русскому языку.

  3. Школьная научно-практическая конференция.

  4. Районная научно – практическая конференция.

  5. Участие в конкурсах (сочинение).



Список литературы для учителя

  1. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская Русский язык для 9 класса. Просвещение 2008 г

  2. Ожегов. Толковый словарь М, 1954.

  3. Д.Н.Ушаков. Орфографический словарь. М, 1990.

  4. А.Н.Тихонов. Словообразовательный словарь. М, 1990 г.

  5. Баранов М. Т. Русский язык Справочные материалы. М, 1995 г.


Список литературы для учащихся

  1. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская Русский язык для 9 класса. Просвещение 2008 г

  2. Ожегов. Толковый словарь М, 1954.

  3. Д.Н.Ушаков. Орфографический словарь. М, 1990.

  4. А.Н.Тихонов. Словообразовательный словарь. М, 1990 г.

  5. Баранов М. Т. Русский язык Справочные материалы. М, 1995 г.