Филиал МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»
«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на ШМО согласовано утверждаю
Руководитель ШМО завед.школы директор школы
_______Е. С. Беспятчук ______ Л. А. Годлевская ______Т. А. Грудинина
« »________17 « »________17 « »_________17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Уроков_____ ________русского языка
Класс_______________9___________
Учитель____________Падалко Татьяна Викторовна
Количество часов на год______________68________
Всего часов в неделю_________________2__________
Плановых контрольных работ_________4_________
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку, федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и базисного учебного плана
Учебник__ Русский язык 9 класс. Авторы:Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. (Авторы программы - Н. М. Шанский); Просвещение, 2011 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Егорова Н.В. Поурочные разработки. Москва, «ВАКО»,2006 г.
Никулина М. Ю. Русский язык 9 класс Контрольные измерительные материалы, М, 2014
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ СОСТАВИЛА
Учитель русского языка и литературы Падалко Татьяна Викторовна
(подпись)________________(расшифровка) Падалко Татьяна Викторовна_____________
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку, федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и базисного учебного плана
УМК учебники : учебник Русский язык 9 класс. Просвещение 2011 г. Авторы:Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская.(Авторы программы - Н. М. Шанский)
Годовой объем учебного времени в 9 классе 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Из них на развитие речи – 17 часов.
В 9 классе на уроках используется РК – 10 %
Рабочая программа по русскому языку включает пять разделов: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки уч-ся, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы.
Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык — один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком — надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция, т. е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами
знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т. е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция, т, е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.
Цели обучения:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Содержание школьного курса русского языка в 9 классе. В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу 9 класса по русскому языку составляют основные сведения о нем. (начало, продолжение в 6-9 кл). Вместе с тем в программу включаются элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
Изучение синтаксиса и пунктуации сложных предложений; отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающем явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, — формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Структура программы по русскому языку в 9 классе. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Материал 9 класса располагается следующим образом: в 9 классе в начале года идет повторение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 9 классе.
С конца первой четверти начинается изучение различных видов сложных предложении(сложносочиненных, знаки препинания при СПП). . Вторая и третья четверти изучение сложноподчиненного предложения (различные виды придаточных) и пунктуация при них.
В 9 классе введено знакомство с рецензией, обучению реферирования, заполнение деловых бумаг.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
В 9 классе предусмотрены вводные уроки и повторение в конце года о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами, роль языка в жизни общества и стили русского языка. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала всего курса русского языка с 5 по 9 классы. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В конце программы 9 класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.
Основные направления работы по русскому языку в 9 классе. Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора.
9 класс – это класс с низкими учебными возможностями. Поэтому учебное время распределено рационально на изучение нового материала и большая часть отдана на повторение пройденного материала в конце года.
В 9 классе на уроках имеется место на межпредметную связь:
Литература: ур № 3, 56
ИЗО: № 18, 44,50
История: № 37,
География: № 20
содержание
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5—8 классах 6+1 ч= 7ч
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи (4+1)= 5ч
Сложные предложения
Союзные предложения
CЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5+1+ 1 = 7)
1. сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания
П. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (18ч + 5ч+ 1 ч = 24)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
П. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности.
БЕССОЮЗНЫЕ
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч + 2 ч+ 1 ч = 8 )
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
П. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (4 ч + 2 ч+ 1 ч = 7);
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
П. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
Общие сведения о языке. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6 ч +1 ч)
Роль Языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы, видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Календарно-тематическое планирование в 9 классе
Номер урока | Тема урока Разделы | Дата по плану | Дата по факту | мпс |
1 | Международное значение русского языка-1 ч | | | |
Повторение изученного 7 ч | |
2 | Р.Р.Устная и письменная речь. Диалог, монолог. РК работа с текстом | | | |
3 | Стили языка РК работа с текстом | | | Лит-ра |
4 | Простое предложение и его грамматическая основа | | | |
5 6 | Предложения с обособленными членам Предложения с обособленными членам | | | |
7 8 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции Обращения, вводные слова и вставные конструкцииТест № 1 | | | |
Сложное предложение 5 ч | |
9 | Понятие о сложном предложении | | | |
10 11 | Союзные и бессоюзные сложные предложения Союзные и бессоюзные сложные предложения | | | |
12 | РР. Сочинение в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»). | | | |
13 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация в сложном предложении. | | | |
Сложносочиненные предложения 7 ч | |
14 | Понятие о Сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в Сложносочиненном предложении. | | | |
15 16 | Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами | | | |
17 | Разделительные знаки препинания между частями Сложносочиненного предложения. | | | |
18 | РР. Сочинение по картине В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце» с использованием репродукции | | | изо |
19 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. тест № 2 | | | |
20 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. «Озеро Байкал» | | | географ |
Сложноподчиненные предложения 24 ч | |
21 | Понятие о Сложноподчиненном предложении | | | |
22 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в Сложноподчиненном предложении | | | |
23 | РР Сочинение- отзыв по картине И. Тихова «Аисты» | | | |
24 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | | | |
25 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | | | |
26 | РР Сжатое изложение аудиотекст «Драгоценные книги» | | | |
27 28 | Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным | | | |
29 30 | Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным | | | |
31, 32 | Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными Сложноподчиненное предложение места и времени | | | |
33 | Сложноподчиненное предложение с придаточным условия, причины, следствия | | | |
34 | Придаточные предложения цели, уступки | | | |
35 36 | Сложноподчиненное предложение с придаточным Образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненное предложение с придаточным Образа действия, меры, степени и сравнительными. Тест № 3 | | | |
37 | РР Сочинение по данному началу по картине В. П. Фельдмана «Родина» | | | история |
38 39 | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | | | |
40 | РР Написание сжатого изложения «неуверенность в себе» | | | |
41 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений РК работа с текстом | | | |
42 | РР Написание сжатого изложения «Память о войне». | | | |
43 | РК Повторение по теме «Сложноподчиненных предложений» тест № 4 | | | |
44 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме сложноподчиненные предложения. «Основатель Третьяковской галереи» | | | изо |
Бессоюзные сложные предложения 8 ч | |
45 | Понятие о Бессоюзном сложном предложении. Интонация в Бессоюзном сложном предложении. | | | |
46 | Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в Бессоюзном сложном предложении. | | | |
47 | РР. Написание сжатого изложения «про любовь» | | | |
48 | Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в Бессоюзном сложном предложении. | | | |
49 | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в Бессоюзном сложном предложении. | | | |
50 | РР написание экзаменационного сочинения по выбору обучающегося | | | изо |
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор Бессоюзного сложного предложения. РК работа с текстом | | | |
52 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме Бессоюзное сложное предложение «Кусака» | | | |
Сложные предложения с различными видами связи 7 ч | |
53 | Употребление союзной и бессоюзной связи в Сложных предложениях. | | | |
54 | Знаки препинания в Сложных предложениях с различными видами связи | | | |
55 | Синтаксический и пунктуационный разбор Сложных предложений с различными видами связи. | | | |
56 | РР аудио изложение по выбору учителя | | | Лит-ра |
57 | РР Публичная речь. | | | |
58 | Повторение по теме «Сложное предложение с различными видами связи» РК работа с текстом тест № 5 | | | |
59 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения» «Сильный ветер» | | | |
Повторение изученного 7 ч | |
60 | Фонетика. Графика | | | |
61 | Лексикология и фразеология | | | |
62 | Морфемика, словообразование | | | |
63 | Морфология, синтаксис. РК работа с текстом | | | |
64 | РР написание сжатого изложения «Язык» | | | |
65 | экзаменационное тестирование № 6 по теме « Разделы русского языка» | | | |
66 | Рр написание экзаменационного сочинения по выбору обучающегося | | | |
67 | Анализ письменных работ | | | |
68 | Лингвистическая игра Своя игра | | | |
Требования к знанием, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса
1. учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлениях, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
П. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5—9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5—9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Система контроля
1 четверть
Тест № 1. (повторение)
2 четверть
1. Тест № 2( сложносочиненные предложения)
2. Контрольный диктант с грамматическим заданием. «Озеро Байкал» (стр 39 уроки русского языка.)
3 четверть
1. Тест № 3 (сложноподчиненные с придаточными )
2. Тест № 4 (сложноподчиненные предложения)
3. Контрольный диктант с грамматическим заданием «Основатель Третьяковской галереи»(стр 83)
5. Контрольный диктант с грамматическим заданием «Кусака» (стр 116)
4 четверть
Тест №5 (Сложное предложение с различными видами связи)
2. Контрольный диктант с грамматическим заданием «Сильный ветер» (сборник контр. Диктантов 9 кл. год)
3. Тест № 6 (экзаменационное тестирование)
Список практических работ
Анализ текстов (с использованием РК)
Виды разборов:
фонетический,
морфемный,
морфологический разбор слова ( существительное, прилагательное, глагол),
пунктуационный разбор предложения,
синтаксический разбор простого и сложного предложений.
Работа со словарями.
Работа с перфокартами.
Работа по карточкам.
Работа по тестам.
Список дидактического материала
Никулина М. Ю. Русский язык 9 класс Контрольные измерительные материалы, М, 2014
Таблицы: по всем разделам курса 9 класса
Электронное пособие «Фраза».
Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
Словари: орфографический, словообразовательные, толковые,
Электронный тренажер по орфографии
Диск дидактический и раздаточный материал по русскому языку 8, 9 кл
Список методического обеспечения
Егорова Н.В. Поурочные разработки. Москва, «ВАКО»,2006 г.
Сальникова И, Русский язык. Сборник сочинений, 5-9 классы,М.: Айрис Пресс,2009
Казбек-Казиева М. М. Школьные олимпиады по русскому языку 5-11 кл,М.: Айрис-Пресс,2004
Список возможности участия уч-ся в коммуникативной деятельности
Школьная олимпиада по русскому языку.
Районная олимпиада по русскому языку.
Школьная научно-практическая конференция.
Районная научно – практическая конференция.
Участие в конкурсах (сочинение).
Список литературы для учителя
Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская Русский язык для 9 класса. Просвещение 2008 г
Ожегов. Толковый словарь М, 1954.
Д.Н.Ушаков. Орфографический словарь. М, 1990.
А.Н.Тихонов. Словообразовательный словарь. М, 1990 г.
Баранов М. Т. Русский язык Справочные материалы. М, 1995 г.
Список литературы для учащихся
Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская Русский язык для 9 класса. Просвещение 2008 г
Ожегов. Толковый словарь М, 1954.
Д.Н.Ушаков. Орфографический словарь. М, 1990.
А.Н.Тихонов. Словообразовательный словарь. М, 1990 г.
Баранов М. Т. Русский язык Справочные материалы. М, 1995 г.