СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе авторской  программы основного общего образования по русскому языку к учебнику 5 класса общеобразовательной школы (авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. (М; Просвещение, 2014 г). Данный курс русского языка в 5 классе рассчитан на 204 учебных часа (6 часов в неделю). Календарно-тематическое планирование включает название разделов и тем, даёт примерное распределение учебных часов. В программе имеются приложения:

  • Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
  • Нормы оценивания письменных работ
  • Диагностический материал по разделам курса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

Тегульдетского района Томской области





Рассмотрена на заседании

МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1

от «27» августа 2015г.


Утверждена

«30» августа 2015г.

Директор школы

_____________










Общеобразовательная рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»


  1. базовый уровень

  2. Ступень: II

5 класс







Составитель – Плютова Н.В.,

учитель русского языка и литературы











2015-2016 учебный год



Пояснительная записка


Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2014.

Общая характеристика курса

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского ли-

тературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.


Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке;

  • формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  • развитие у обучающихся понимания русского языка как одной из основных национально-
    культурных ценностей русского народа: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, находящейся через язык и созданные
    на нем тексты в постоянном диалоге с миром и с самой собой; формирование чувства языка;

  • формирование представления об эстетической ценности русского языка; воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, «Русский язык 5 кл» учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2013г

Место предмета в учебном плане:

Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ предусматривает изучение русского языка в 5 классе в объёме 204 часов, из них на развитие речи - 34 часа. В неделю – 6 часов.

Форма организации образовательного процесса:

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, уроки-практикумы, уроки – исследования, уроки - проекты).

Формы контроля:

- диктант (контрольный, объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический)

- диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)

- сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку)

- изложение (подробное, выборочное, сжатое)

- тест

- словарный диктант

- терминологический диктант

- контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями)

- устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.


Использование современных образовательных технологий:

- активные методы обучения

- игровые технологии

- технология критического мышления

- исследовательская технология обучения

- технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

- метод проектов

- технология мастерских на уроках русского языка и литературы

- технологии уровневой дифференциации

- информационно-коммуникационные технологии

- здоровьесберегающие технологии


Результаты обучения


Требования к результатам

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметным, отражающим:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать различные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Предметным, которые должны обеспечить:

- сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

- приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

- свободное использование словарного запаса;

- сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках, по изученной проблематике, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся.


Планируемые результаты освоения предмета

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
    русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
    способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного об­разования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
    языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободно­го выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

  • правильное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
    установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
    аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
    информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
    словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
    вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и пере­-
    даче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
    стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и кол­лективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свер­нутости (план, пересказ);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с уче­том замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
    соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие
    теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основ­ных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
    использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в по­
    вседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее со­держания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недоче­ты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
    рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств
    аргументации;


  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
    использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе ре­чевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях
    актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
    ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
    языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио­нального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека
    и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
    в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней
    и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
    речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
    общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного
    стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рас­суждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребле­ния в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание тем учебного курса.


Язык - важнейшее средство общения (2 ч)

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (20 ч+4 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч + 8 ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (17 ч + 2 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (10 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (33 ч + 4 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (81 ч+14 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (33 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (17 ч + 2 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (З0 + 6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (12+2 ч)


Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контр-х диктантов

Кол-во тестов

Развитие речи

Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек.

1




Повторение изученного в начальных классах

23

1

4

4

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

39

1

2

6

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

15


1

3

Лексика. Культура речи.

12


1

1

Морфемика. Орфография. Словообразование. Культура речи.

31

1

4

5

Морфология. Орфография. Культура речи.

85

4

4

14

Повторение и систематизация изученного материала за V класс.

11

1

4

1

ИТОГО

204

11

20

34

Раздел IV. Календарно-тематический план


1.

Язык и человек.

§ 1

I. Повторение изученного материала в 4 классе (19+4 час.)


2.

Состав слова.

§ 5; упр. 22


3.

Орфограмма.

§ 7; упр. 24


4

Правописание проверяемых безударных согласных в корне слова.



5.

Закрепление темы «Правописание безударных гласных».

§ 8; упр. 37


6.

Правописание согласных в корне слова.

§ 9; упр. 42


7.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

§ 10; упр. 48


8

И, У, А после шипящих.

§ 11; упр. 53


9\10

Р/р. Обучающее изложение «Отважный пингвиненок».



11.

Разделительные Ъ и Ь знаки.

§ 12; упр. 57


12.

Отличие предлога от приставки.

§ 13; упр. 59


13.

Части речи. Самостоятельные и служебные.

§ 15; упр. 68


14.

Глагол. НЕ с глаголами. -Ться и -тся в глаголах.

§ 16,17; упр.78


15.

Правописание личных окончаний глаголов.

§ 19; упр. 87


16.

Р/р. Стили литературного языка.

§ 20; упр. 94


17.

Имя существительное. Ь на конце существительных.

упр. 66


18.

Три склонения существительных. Падежные окончания сущ-ных.

§ 20; упр. 97


19.

Р/р. Основные признаки текста. Основная мысль текста.



20.

Имя прилагательное. Правописание окончаний.

§ 21; упр.101


21.

Р/р. Тема текста. Тема узкая и широкая.

§ 14; упр. 81


22.

Местоимение.

§ 22; упр. 111


23.

К/диктант по теме «Повторение пройденного за курс 4 класса.

упр.106


24

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

ОК

II. Синтаксис и пунктуация. Культура речи (32+6 час.)


25.

Синтаксис. Словосочетание. Строение словосочетания.

§24,26; упр.121


26.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

§26; упр.128


27.

Р/р. Тип речи. Повествование.

ОК


28.

Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний.

§27; упр.132


29.

Предложение и его интонационное оформление.

§28; упр.134


30.

Виды предложений по цели высказывания.

§29; упр.142


31.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

§30; упр.151


32\33

Р/р. Сжатое изложение. «Пень-зазнайка».

ОК


34.

Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего.

§31, 32; упр.158


35.

Способы выражения сказуемого.

§33; упр.161


36

Комплексный анализ текста № 1

упр.156


37.

Тире между подлежащим и сказуемым.

§34; упр.167


38.

Нераспространенные и распространенные предложения.

§35; упр.171


39.

Второстепенные члены предложения.

§36; ОК


40.

Определение. Роль определения в речи.

§38; упр.181


41.

Дополнение. Роль дополнения в речи.



42.

Р/р. Сочинение «Самый памятный день летних каникул».

§ 37; упр. 180


43.

Обстоятельство. Виды обстоятельств, их роль в речи.



44.

Пунктуация. Однородные члены предложения.

§39; упр.188


45.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

§ 25, 40; упр. 192, ОК


46.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

§41; упр.195


47.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

§41; упр.200


48.

Синтаксический и пунктуационный разборы простого предлож-я.

§42; упр.210


49.

Простые предложения и сложные.

§44; упр.217


50.

Р/р. Письмо.

Составить текст письма


51.

Знаки препинания в сложных предложениях.



52.

Сложносочиненное предложение, знаки препинания в нем.

§46; упр.225


53.

Сложноподчиненное предложение, знаки препинания в нем.

§46; упр.228


54.

Бессоюзное сложное предложение, знаки препинания в нем.

§46; упр.226


55.

Урок-практикум по теме «Пунктуация в сложных предложениях»

§46; упр.229


56.

Синтаксический разбор сложного предложения.

карточки


57.

Прямая речь. Косвенная речь.

§47; упр.234


58.

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

§48; упр.239


59.

Диалог.

§48; упр.241


60.

Р/р. Устное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом».

стр. 105


61.

Урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация».

упр. 253


62.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме




«Синтаксис и пунктуация»

карточки


63.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

ОК

III. Фонетика. Орфоэпия. Культура речи (12+3 час).


64.

Фонетика – наука о звуках речи. Гласные и согласные.

§50-52; упр. 268


65.

Позиционные чередования гласных и согласных.

§53; упр. 270


66.

Согласные твердые и мягкие.

§ 54; упр. 271


67.

Согласные звонкие и глухие.

§56; упр.279


68.

Р/р. Типы речи. Описание предмета.

ОК


69.

Графика. Алфавит.

§57-58; список класса


70

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

§60; упр.298


71.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

§61; упр.306 ОК


72.

Орфоэпия.

§62; слова выучить


73.

Фонетический разбор слова.

§63; упр.313 ОК


74\75

Р/р. Сочинение-описание по картине П.Ф. Решетникова «Опять




двойка!»

стр. 130


76

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

упр. 315


77

Контрольный тест по разделу «Фонетика и графика».

упр.318


78

Анализ контрольного теста.

ОК

IV. Лексика. Культура речи (9+1 час).


79

Слово и его лексическое значение.

§64; упр.328


80

Однозначные и многозначные слова.

§65; упр.333


81.

Прямое и переносное значение слова.

§66; упр.341


82.

Омонимы.

§67; упр. 347


83.

Синонимы.

§68; упр. 357


84.

Р/р. Обучающее изложение-описание «Первый снег».



85.

Антонимы.

§69; упр. 362


86.

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

стр. 149


87.

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

ОК

V. Морфемика. Орфография (11+1 час).


88.

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

§70; кроссворд


89.

Изменение и образование слов.

§71; упр.370


90

Окончание.

§72; упр.371


91

Основа слова.

§73; упр.377


92

Корень слова.

§74; упр.383


93\94

Р/р. Сочинение-описание «Любимый уголок природы».



95.

Суффикс – значимая часть слова.

§76; упр.392


96.

Закрепление темы «Суффикс – значимая часть слова».

§7; упр.397


97.

Приставка.

§77; упр.404


98.

Закрепление темы «Морфемика». Тест.

упр. 406


99.

Морфемные словари русского языка.


VI. Словообразование (15+4 час).


100.

Чередование звуков.

§78; упр. 409


101.

Беглые гласные.

§79; упр.412


102.

Р/р. Типы речи. Рассуждение.

ОК


103

Правописание гласных и согласных в приставках.

§82; упр.421


104

Буквы З и С на конце приставок.

§83; упр.426


105

Закрепление темы «Буквы З и С на конце приставок».

§83; упр.429


106

Буквы А – О в корнях –КОС-, -КАС-. Тест.

карточки


107

Буквы А – О в корнях -ЛАГ- - -ЛОЖ-. Тест.

§84; упр.435


108

Р/р. Обучающее сочинение-рассуждение «Как дни недели говорят о себе».



109

Буквы А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-. Тест.

§85; упр.441


110.

Урок-практикум по теме «Чередование гласных в корне слова».

§83-85 карточки


111

Буквы О – Ё после шипящих в корне. Тест.

§86; упр.444


112.

Буквы Ы – И после Ц. Тест.

§87; упр.447


113.

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Словообразова-




ние».

стр. 183


114.

Тест по теме «Словообразование».

упр. 449


115.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Словообразование».



116.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

ОК


117.

Р/р. Изложение текста с изменением лица.



118.

Самостоятельные и служебные части речи.

§88; упр.461



VII. Морфология. Орфография (60+15 час).




Имя существительное (22+5 час).



119.

Имя существительное. Повторение.

§89; упр.467


120

Имя существительное. Морфологические признаки.

§89; упр.468


121

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

§91; упр.482


122

Имена собственные и нарицательные.

§92; упр.490


123

Морфологический разбор имени существительного.

§93; ОК


124\

Р/р. Устное описание «поэтических» предметов. Сочинение-



125

описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».



126

Род имен существительных.

§94; упр.502


127

Имена существительные, которые имеют форму только множест-




венного числа.

§95; упр.509


128

Имена существительные, которые имеют форму только




единственного числа.



129

Склонения и падежи имен существительных.

§96; упр.515


130

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

§97; упр.518 ОК


131

Правописание существ-х, которые оканчиваются на -ия, -ие, -ий.



132.

Правописание гласных в падежных окончаниях сущ-х в ед. числе

§99; упр.531


133.

Закрепление темы «Правописание падежных окончаний сущ-х».

§99; упр.539


134.

Р/р. Подробное изложение. Роль деталей в описании предмета.

§99; упр.540


135.

Тест по теме «Правописание гласных в окончаниях сущ-х».

§99; упр.536


136.

Множественное число имен существительных.



137.

Правописание Ь на конце сущ-х после шипящих.

карточки


138.

Буквы О – Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ-х. Тест.

§100; упр.552


139.

Комплексный анализ текста № 2.

§100; упр.554


140.

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существ-ое».

§101;упр.556


141\142

Р/р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

карточки


143

Урок-зачет по теме «Имя существительное»

стр. 223


144

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».



145

Анализ контрольного диктанта.

упр. 562



Имя прилагательное (11+3 час).

Слова выучить


146

Имя прилагательное как часть речи.

ОК


147

Имя прилагательное. Морфологические признаки.



148

Р/р. Анималистический жанр. Описание животного.

§102; упр.570


149.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

§102; упр.575


150.

Закрепление темы «Правописание окончаний прилагательных».



151

Гласные в окончаниях прилагательных после шипящих и Ц.

§103; упр.579


152

Краткие прилагательные.

§103; упр.585


153

Правописание кратких прилагательных.

§103; упр.586


154

Морфологический разбор имени прилагательного.

§105; упр.589


155

Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

§105; упр.592


156

Р/р. Сочинение. Описание предметов, изображенных на картине

§106; упр.600


157

И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками».

стр. 239


158

Урок-зачет по теме «Имя прилагательное».



161

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».




Глагол (26+6 час).

карточки, ОК


162

Глагол как часть речи.



163.

НЕ с глаголами. Правописание -ться и –тся в глаголах.

§107; упр.610


164.

Неопределенная форма глагола.

§108; упр.621


165

Правописание глаголов неопределенной формы

§110; ОК


166

Р/р. Доказательства в рассуждениях.

§110; упр.627


167

Виды глагола.



168

Буквы Е – И в корнях с чередованием.

§112; упр.645


169

Закрепление темы «Буквы Е – И в корнях с чередованием».

§113; упр.656


170

Время глагола.

§113; упр.657


171

Прошедшее время.

§115; упр.664


172

Настоящее время.

§116; упр.669


173

Будущее время.

§117; упр.668


174\175

Р/р. Обучающее изложение-рассуждение «Как важно дорожить

§118; упр.676



дружбой!»



176

Контрольный диктант с грамматическим заданием «В лесу»



177

Спряжение глагола.

карточки


178

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

§119; ОК


179

Буквы Е – И в личных окончаниях глаголов.

§120; упр.690


180

Закрепление темы «Правописание личных окончаний глаголов».

§120; упр.697


181

Тест по теме «Правописание личных окончаний глаголов».

§120; упр.694


182

Морфологический разбор глагола.

карточки


183

Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа.

§121; ОК


184

Р/р. Невыдуманный рассказ о себе.

§122; упр.703


185

Р/р. Рассказ о себе «Как я помогал маме».



186

Закрепление темы «Мягкий знак в глаголах 2-го лица ед. числа».



187

Употребление времен.

§122; упр.705


188

Комплексный анализ текста № 3.

§123; упр.706


189

Закрепление изученного по теме «Глагол».

Слова выучить


190

Урок-зачет по теме «Глагол».

стр. 280; ОК


191

Контрольный диктант по теме «Глагол».

упр. 712


192

Анализ контрольного диктанта.

карточки


193

Р/р. Сочинение-описание «На нашей улице…»

ОК

VIII. Повторение изученного в конце года (10+1 час).


194

Разделы науки о языке.

§124; упр.725


195.

Знаки препинания в сложном предложении.



196.

Фонетика. Фонетический разбор слова.

§128; упр.749


197.

Орфограммы в корнях и окончаниях слов

ОК


198.

Р/р. Устный рассказ «Однажды…»



199.

Орфограммы в приставках слов.

§125-126; упр.740


200.

Употребление Ъ и Ь. Раздельное написание.

§125; упр.737


201.

Комплексный анализ текста № 4.

§127; упр.742


202.

Глагол.



203

Имя прилагательное.

ОК, упр.731


204

Итоговый тест по теме «Орфография» за курс 5 класса.


Перечень учебно-методического обеспечения


Методическая литература:

1.В.И. Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик «Развитие речи»;

2.Е.А. Влодавская, «Поурочные разработки по русскому языку»,2010г.

3.А. Богданова, «Уроки русского языка в 5 классе», 2011г.

4.Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский Дом «Генжер», 2012. – 64с.

5.Текучёва И.В. Тесты по русскому языку: 5-й кл.: М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 93 с.

6.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2013.

7.Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.: Айрис пресс, 2014.

8.Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов: «Лицей», 2010.

9.Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2012.

10.Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2009.

11.Демонстрационный материал по русскому языку (плакаты, схемы, памятки)

12.Интерактивные электронные плакаты по русскому языку в программе PowerPoint

12.Иллюстративный материал

14.Раздаточный материал (индивидуальные карточки, тесты, тексты и др.)


Дополнительная учебная литература

1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2009.

2.Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

3.Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 2003.

4.Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.

5.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.

6.Иоффе И.В. Тесты по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.

7.Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 5 класс. – М.: Разум, 2008.

8.Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: « Сфера», 2011.

9.Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

10.Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: Просвещение, 2006.

11.Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.

12.Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.

13.Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.

14.Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 2001.

15.Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.

16.Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.

17.Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.

18.Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.

19.Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.


Справочные пособия

1.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

2.Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

3.Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

4.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 2004.

5.Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.

6.Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.

7.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.


Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»



Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку


Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные ответы, сообщения учащегося, письменные творческие работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, письменные работы типа тесты, диктанты.


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик:

полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;

обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры;

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Оценка диктантов.

Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Нормы оценивания диктантов

Отметка

Число ошибок (орфографических / пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4 (в пятом классе); 6/6 (если ошибки однотипные или негрубые)

«2»

5/9, 6/8, 7/7, 8/6


Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

  • Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.


Нормы оценивания сочинений и изложений

оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребле­ния слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается 1 негрубая орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохране­но не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разно­образен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: •2 \ 2 \3 1\ 3 \3

0 \4 \3 г. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических — двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения состав­ляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 0 \5\7

1 \ 4-7 \ 4 2 \3-6\4 4 \ 4 \4 3 \ 5 \ 4

«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.

4. Лексика крайне бедна, работа написана короткими одно­типными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунк­туационных; — 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) не­зависимо от количества орфографиче­ских. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.



Диагностический материал 1


Русский язык. Раздел «Лексика». 5 класс

Вариант 1

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.


1. Укажите однозначное слово.

1) билет 3) дорога

2) библиотека 4) берёза


2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении?

1) большой камень 3) стальной гвоздь

2) золотое сердце 4) холодные руки


3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении?

1) высокая мечта 3) холодная встреча

2) золотые клёны 4) горячий суп


4. Укажите лексическое значение слова инициалы.

1) иноземцы, племенные люди

2) указания, свод правил, устанавливающий порядок выполнения чего-либо

3) первые буквы имени и отчества или имени и фамилии

4) промежуток, расстояние между чем-нибудь


5. Укажите, как называются выделенные в словосочетании слова.

заставить вставать — заставить стульями

1) однозначными 3) антонимами

2) синонимами 4) омонимами


6. Буква а на месте пропуска пишется в слове.

1) п…ркет 3) д...кумент

2) к…нфета 4) лес...руб


7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) карикатурный 3) смешной

2) шаржированный 4) гротесковый


8. Укажите синоним к слову лавка.

1) лагерь 3) лазарет

2) магазин 4) скамейка


9. Буква о на месте пропуска пишется в слове

1) м…ндарин 3) см...родина

2) шк...тулка 4) пи…нино


10. Укажите слова, которые не являются антонимами.

1) тяжёлый — большой

2) поздний - ранний

3) минус - плюс

4) жёсткий - мягкий


11. Укажите ошибочное утверждение.

1) Синонимы — это слова близкие по лексическому значению.

2) Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-

либо сходство.

3) В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным.

4) Лексика — это слова, близкие по значению.


12. Укажите строку, во всех словах которой на месте.

пропусков пишется буква е.

1) б…седа, кр..чит, п…роженое, в…зде

2) п…нал, с…рёжки, тр…щит, п…роги

3) т…шина, пл…та, м…нута, в…зде

4) сев…р, инт…ресный, д…ревья, п…реносит.


13. Укажите строку, в которой во всех словах ударение

поставлено верно.

1) бралА, дОсуха, обОдрена, тамОжня

2) вОвремя, Иксы, нЕнависть, Отбыла

3) нажИвший, позвонИт, обнялИсь, зАсветло

4) процЕнт, ободрИвшись, нарвалА, шарфЫ.


14. Укажите ошибку в определении лексического значения

слова.

1) брошюра — небольшая книжка.

2) багровый — светло-синий, цвета голубого неба.

3) лексикон — запас слов человека.

4) витязь — храбрый воин, богатырь.


15. Укажите антоним к слову лёгкий.

1) тяжёлый

2) светлый

3) трудный

4) тяжеловесный


16. Укажите многозначное слово

1) шляпка

2) диалог

3) берёза

4) фломастер


17. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) доч…, товарищ…, вериш…, задач…
2) стрич…, свеж…, много задач…, помощ…
3) улыбаеш…ся, стереч…, наотмаш…, ветош…
4) колюч…, брош…, грач…, отвечаеш…


18. В каком ряду в окончании пишется буква е?

1) о новосель..., в ущель..., о жаловань..., о помощ...
2) в кушань..., в солень..., в акварел..., в столиц...
3) на гулянь..., на подворь..., о молодёж..., о самолёт...
4) в плать..., на взморь..., в захолусть..., о президент...


19. Укажите слова, которые не являются синонимами.

1) думать—размышлять

2) гордость — скромность

3) друг — товарищ

4) караулить — сторожить


20. Укажите антоним к слову гигантский.

1) огромный

2) маленький

3) большой

4) безразмерный



Диагностический материал 2


Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация». 5 класс


Учени__ 5 кл. «__»____________________________________________

1 вариант

1)Выполни разбор словосочетаний:


медленно падает великолепная зима пойти на каток


2)Найди и подчеркни грамматические основы в предложениях:


Я помню первую поездку в цирк. День удивительно хорош!


Киров – наш областной центр. Снег ослепительный и чистый.


3)Поставь нужный знак препинания и продолжи предложение:


Грамматическая основа - это___________________________________________________.


Мы изучили главные члены предложения__________________________________________.


4)Составь предложения по схемам:



[О! ] ! _________________________________________________________


[ ,о, ]. _________________________________________________________


[ , о]? _____________________ _____________________________________________


5)Расставь знаки препинания в предложениях. Соедини стрелкой с соответствующей схемой.

Как ты зашёл сюда со смехом спросил мальчик «П,» - а.


Алёша невольно воскликнул Как это здорово «П?» - а.


Расскажи мне про себя попросил я дедушку А: «П!»


6) Составь предложения по схемам:

___________,и__________.______________________________________________________

_____,_____и_____.__________________________________________________________


_____:______,________________________________________________________________


7)Сделай синтаксический разбор и напиши характеристику предложения.


На сугробы и дорогу ложатся причудливые тени от деревьев.


(____________________________________________________________________________).



Сумма баллов_______________

Средний балл_______________ Оценка_______________


Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация». 5 класс

Учени___ 5 кл. «__»______________________________________________

2 вариант


1)Выполни разбор словосочетаний:


выполнил старательно записал в дневник решил задачу


2)Найди и подчеркни грамматические основы в предложениях:


Нас радует зима. Каток уже залит!


Новый год – любимый праздник ребят. Декабрь морозный и солнечный.


3)Поставь нужный знак препинания и продолжи предложение:


Второстепенные члены - это____________________________________________________.


Мы изучаем знаки препинания___________________________________________________.


4)Составь предложения по схемам:


[ ,о]? __________________________________________________________


[О! ]! __________________________________________________________

[ ,о, ]. _________________________________________________________

5)Расставь знаки препинания в предложениях. Соедини стрелкой с соответствующей схемой.

Каток залили радостно сообщил Слава «П,» - а.


Света не поверила Не может быть «П!» - а.


Подскажи мне дорогу попросила девочка А: «П!»


6) Составь предложения по схемам:

__________,но________________________________________________________________.

: ,

. ,_________________________________________________________________________.



_____,_____ и________________________________________________________________.


7)Сделай синтаксический разбор и напиши характеристику предложения.


Красногрудые снегири клюют семена на кустах сирени.


(____________________________________________________________________________)


Сумма баллов_______________

Средний балл_______________ Оценка_______________




Диагностический материал 3

Контрольная работа по теме «Морфемика». 5 класс


I вариант


1.Выделить суффиксы в словах:


Перевозчик, орешек, пожарник, старец, стыдливый.


2.Выполнить морфемный разбор слов, укажите их принадлежность к части речи и способ словообразования:


пальтишко, игривый, догонять, паровоз.


3.Списать, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы:


Бе…болезненный, бе…шумный, ..бегать, бе..цельный, бе..жалостный, бе..чувственный, ..десь.


4.Составить словообразовательную цепочку слов:


Ночевка, пушистенький, читательница.


4.Вставить пропущенные буквы в словах и составить с ними словосочетания. Выделить изученные орфограммы.


Отр..стить, ч..лка, ц..ганский, прил..гательное, крыж..вник, ш..рох, ш..лковый, ч..порный, приш..л, ц..рк, ж..лудевый, ул..жить, ц..ферблат, р..сток, выр..щенный.


5.Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:


Мы с товарищем предпол..гали выехать до ра…вета но выехали поз..но. В степи ст..яла тишь а р..стительность встр..чалась ре..ко. Ж..лудь плод дуба. Здесь было много интересных р..стений тополя березы ивы.


Составьте схемы данных предложений.



Контрольная работа по теме «Морфемика». 5 класс


II вариант


1.Выделить суффиксы в словах:


тракторист, рязанец, преподаватель, редкость, пушистый.


2.Выполнить морфемный разбор слов, укажите их принадлежность к части речи и способ словообразования:


закричала, холодноватый, тросточка, самовар


3.Списать, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы:


В..крикнуть, ра..жимать, в..порхнуть, ра..гадать, ..дуть, и..чезать, ..дешний.


4.Составить словообразовательную цепочку слов:


зимовка, игрушечный, опыление.


4.Вставить пропущенные буквы в словах и составить с ними словосочетания. Выделить изученные орфограммы.


Пол..жить, ш..рты, ц..клон, пол..гаться, капюш..н, ч..рствый, р..стовщик, ш..колад, чащ..ба, ц..плячий, зар..сли, прил..жение, Р..стов, ш..в.


5.Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:


Рис р..стет на болотистых м..стах отметил учитель географии. Я предпол..гал увидеть людей но это были лоси. Когда ребята распол..жились у костра начался интересный ра..говор. Бечевка тонкая веревка.


Составьте схемы данных предложений.



Диагностический материал 4


Контрольная работа по разделу «Фонетика». 5класс


Осенняя картинка.

Сколько цветных корабликов в пруду! Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами. Еще большой запас таких корабликов на деревьях, которые цветной стеной окружают пруд. Раньше других спешат в свое первое и последнее путешествие кленовые листья. Это самые парусистые кораблики. А какие они нарядные!

Небо чистое. Вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края. Там нет зимних вьюг и метелей. Счастливого пути, ласточки! Ярко светит солнце. Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду.

(По Д.Кайгородову).

(87 слов).


Грамматическое задание.

1.Фонетический разбор слова: яркий.


2. Расположите слова в алфавитном порядке:

Скво..ь, опас..ный, вес..ник, ч..дище, яи..ница, с..езд.


3.В данных словах расставьте ударение:

Библиотека, звонит, создал, средство, они жили.


4.Разберите по составу слова:

Кленовые, окружают, ветерок.



Диагностический материал 5


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по разделу «Имя прилагательное». 5 класс


Озеро.

Среди высоких гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

В тихую ясную погоду спокойна голубая озерная гладь. Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы1 по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь1.


(96 слов.)

(По И. Соколову-Микитову.)


Грамматическое задание.

  1. Синтаксический разбор предложения: Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок.

  2. Произвести морфемный разбор слов: маленький, береговой, озерная, прозрачны.

  3. Произвести морфологический разбор прилагательного: прозрачны (воды)