МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МОНТАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.09 Нормирование труда и сметы
для специальности
08.02.07 «Монтаж и эксплуатация сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
Екатеринбург
2017
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Нормирование труда и сметы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 «Техника и технологии строительства» с получением среднего общего образования.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Екатеринбургский монтажный колледж»
Разработчик: Зырянова Евгения Вячеславовна, преподаватель ГАПОУ СО «Екатеринбургский монтажный колледж»
Одобрена:
Методическим объединением Строительно-экономических дисциплин
Руководитель МО ______________ Л.С. Хоринова
«____» _____________ 2017 г.
Утверждаю:
Зам.директора по УР
_____________ Ф.И. Шнейдмиллер
«____» _____________ 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. Нормирование труда и сметы
Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Нормирование труда и сметы является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальностей СПО 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 «Техника и технологии строительства» с получением среднего общего образования.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: «Нормирование труда и сметы» является общепрофессиональной дисциплиной (ОП.09) профессионального цикла.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- составлять сметную документацию, используя нормативно-справочную литературу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации.
Изучение дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых) за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к монтажу.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять монтаж систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 1.3. Организовывать и выполнять производственный контроль качества монтажных работ.
ПК 1.4. Выполнять пусконаладочные работы систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 1.5. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 2.1. Осуществлять контроль и диагностику параметров эксплуатационной пригодности систем и оборудования водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 2.2. Осуществлять планирование работ, связанных с эксплуатацией и ремонтом систем. ПК 2.3. Организовывать производство работ по ремонту инженерных сетей и оборудования строительных объектов.
ПК 2.4. Осуществлять надзор и контроль за ремонтом и его качеством.
ПК 2.5. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 3.1. Конструировать элементы систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 3.2. Выполнять основы расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 3.3. Составлять спецификацию материалов и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха на основании рабочих чертежей
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
В том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 Нормирование труда и сметы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень усвоения |
Раздел 1. Нормирование в строительстве | 30 | |
Тема 1.1. Техническое нормирование в строительстве | Содержание учебного материала: | 2 | |
1. | Система нормативных показателей. Норма времени, норма выработки, норма затрат труда, норма производительности. Состав нормы времени. Этапы технического нормирования. | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | * | * |
Тема 1.2. Проведение нормативных наблюдений | Содержание учебного материала: | 6 | |
1. | Метод наблюдений при помощи фотоучета. Методы нормативных наблюдений при помощи хронометража. Метод технического учета. Метод нормативных наблюдений с использованием фотографии рабочего дня. | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | 4 | |
1. | Выполнить, обработать и оформить нормативные исследования, применяя метод фотоучета | 1 | 2 |
2. | Выполнить, обработать и оформить нормативные исследования, используя метод хронометража. | 1 | 2 |
3. | Выполнить, обработать и оформить нормативное исследование, применяя метод технического учета. | 1 | 2 |
4. | Выполнить, обработать и оформить нормативные исследования, используя метод фотографии рабочего дня. | 1 | 2 |
Тема 1.3. Проектирование норм затрат труда | Содержание учебного материала: | 4 | |
1. | Обработка результатов нормативных наблюдений. Разработка норм времени использования строительных машин и обслуживающих их рабочих. Проектирование норм для ручных процессов. | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | 2 | |
1. | Запроектировать норму труда, использования машин и расценку на механизированные комплексные рабочие процессы. | 2 | 2 |
Тема 1.4. Сметное нормирование | Содержание учебного материала: | 2 | |
1. | Общие понятия о сметном нормировании. Сметные нормативы, сметные нормы. Правовой статус сметных нормативов. Нормативно-информационная база ценообразования и сметного нормирования. Классификация сметных нормативов. Состав основных документов государственной сметно-нормативной базы ценообразования и сметного нормирования. Состав, структура построения и общие правила применения государственных элементных сметных норм. Структура обозначения нормативных документов. Состав, структура построения и общие правила применения единичных расценок. | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | * | * |
Тема 1.5. Нормирование расхода строительных материалов | Содержание учебного материала: | 6 | |
1. | Задачи нормирования расхода материалов. Основные понятия о нормировании расхода материалов. Норма расхода материалов и ее составные части: чистая норма, норма трудноустранимых отходов и норма потерь. Методы нормирования расхода материалов: производственный, лабораторный, расчетно-аналитический. | 2 | 1 |
2. | Порядок проектирования производственных норм расхода материалов. Пути экономии материалов | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | 2 | |
1. | Выполнить расчет нормы расхода материалов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий. Решение задач по темам 1.2, 1.3, 1.5. В тетради для занятий выполнить: 1) к Теме 1.1. привести классификацию затрат рабочего времени и времени использования машин; 2) к Теме 1.5. перечислить пути экономии материалов. | 10 | 3 |
Раздел 2.Организация оплаты труда. | 30 | |
Тема 2.1. Особенности организации и оплаты труда в строительстве. | Содержание учебного материала: | 2 | |
1. | Организация труда в строительстве. Заработная плата как рыночная цена труда. Факторы, определяющие величину заработной платы, стимулирование труда. Заключение коллективных договоров | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | * | * |
Тема 2.2. Тарифная система оплаты труда | Содержание учебного материала: | 2 | |
1. | Тарифная система и ее основные элементы: тарифная сетка, тарифные ставки. Содержание тарифной сетки, тарифные разряды и тарифные коэффициенты. Районные и другие действующие коэффициенты, учитывающие условия выполнения работ. Порядок и правила определения среднего разряда рабочих и работ, присвоения разряда рабочим. Тарификация рабочих и работ. | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | * | * |
Тема 2.3. Формы и системы оплаты труда | Содержание учебного материала: | 6 | |
1. | Формы оплаты труда: сдельная и повременная. Системы сдельной оплаты труда: простая повременная, повременно-премиальная, косвенно-сдельная, простая сдельная, сдельно-премиальная. Применение бестарифной системы оплаты труда. | 2 | 1 |
2. | Дополнительные выплаты: стимулирующие, компенсационные. Система трудовых соглашений и коллективных договоров. Гарантированный уровень заработной платы, единая тарифная сетка (ETC). | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | 2 | |
| Рассчитать заработную плату при различных системах оплаты труда | 2 | 2 |
Тема 2.4. Калькуляция трудовых затрат и заработной платы | Содержание учебного материала: | 6 | |
1. | Производственные калькуляции. Правила калькуляции. Последовательность составления калькуляции. Порядок оформления аккордного наряда. Расчет заработной платы членов бригады. | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | 4 | |
1. | Составить калькуляцию трудовых затрат и заработной платы. | 2 | 2 |
2. | Оформить аккордный наряд и рассчитать заработную плату членов бригады. | 2 | 2 |
Тема 2.5. Порядок исчисления средней заработной платы | Содержание учебного материала: | 4 | |
1. | Документация для начисления заработной платы. Положение об особенностях исчисления размера средней заработной платы. Учет и отчетность по труду и заработной плате. | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | 2 | |
1. | Рассчитать сдельный и повременный заработок работников строительно–монтажного участка с применением повышающих и понижающих коэффициентов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий. Решение задач по темам 2.3, 2.4, 2.5. В тетради для занятий выполнить: 1) к Теме 2.2. привести Состав фонда заработной платы. Подготовка доклада на тему: «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ЕТКС), его назначение и содержание». | 10 | 3 |
Раздел 3.Раздел 3. Правила и порядок определения сметной стоимости строительства | 30 | |
Тема 3.1. Общие сведения о формировании стоимости строительной продукции | Содержание учебного материала: | 2 | |
1. | Смета как составляющая часть проектно-сметной документации. Сметная стоимость. | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | * | * |
Тема 3.2. Определение цены строительной продукции | Содержание учебного материала: | 4 | |
1. | Виды цен. Уровни цен: базисный, текущий, прогнозный. Сущность индексации. Классификация индексов цен. Правила применения индексов цен. | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | 2 | |
1. | Определить стоимость строительных материалов, изделий и конструкций | 2 | 2 |
Тема 3.3. Структура и элементы сметной стоимости строительства | Содержание учебного материала: | 6 | |
1. | Виды и состав строительной деятельности. Общая структура сметной стоимости строительной продукции по группам затрат: строительные и монтажные работы, затраты на приобретение технологического оборудования, инструмента, инвентаря, мебели и прочие затраты. | 2 | 1 |
2. | Затраты по материальным ресурсам. Затраты на оплату труда работников строительной организации. Затраты по эксплуатации машин и механизмов. Структура накладных расходов. Структура сметной прибыли. Себестоимость, ее состав и порядок определения. Определение сметной стоимости по элементам затрат. | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | 2 | |
1. | Составить локальную смету базисно-индексным методом | 2 | 2 |
Тема 3.4. Порядок и правила составления сметной документации на строительство, согласования и утверждения | Содержание учебного материала: | 8 | |
1. | Основание для определения сметной стоимости. Группы сметной документации: основная, вспомогательная, нормативно-информационная. Правила и порядок составления смет. | 2 | 1 |
2. | Локальные и объектные сметы. Локальные и объектные сметные расчёты. Сводный сметный расчёт. Правила подсчета объемов работ. Порядок выделения в составе сметной документации нормативной трудоемкости и заработной платы. | 2 | 1 |
В том числе практических занятий | 4 | |
1. | Определить объемы строительно-монтажных работ | 2 | 2 |
2. | Составить локальную смету по ФЕР-2001 и ТЕР-2001 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий. Решение задач по темам 3.2, 3.3. В тетради для занятий выполнить: 1) к Теме 3.2 схематично изобразить Состав ценообразующих факторов, участвующих в формировании цены. Подготовить сообщение на тему: «Согласование и утверждение сметной документации». | 10 | 3 |
| | 90 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используется следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Нормирование труда и сметы» и компьютерного класса.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- учебная доска;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений).
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектором;
- набор слайдов (мультимедиа презентаций) по темам учебной дисциплины;
- финансовый калькулятор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.2.1. Печатные издания
1.Гаврилов Д.А. Проектно-сметное дело. М: Инфра-М, 2014 .
4. Ардзинов В.Д. Сметное дело в строительстве. Питер. 2016.
5.Ардзинов В.Д. Заработная плата и сметное дело в строительстве. Питер. 2016.
6. Ардзинов В.Д. Как составлять и проверять строительные сметы. Питер. 2016.
7. Кабанов В.Н. Строительные сметы. М:. Проспект. 2015.
10. Дмитриенко Т. В. Проектно-сметное дело. Контрольные материалы; Академия - Москва, 2012. -
16. ГСН 81-05-01-2001. Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружение. 3. ГЭСН-2001 и ГЭСнр-2001. Государственные сметные нормы на строительные и ремонтно-строительные работы.
17. ГЭСНр-2001-67 Государственные элементные сметные нормы на ремонтно- строительные работы
18. СП 11-101-95. порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Сметный портал. Режим доступа. http://cmet4uk.ru/forum/53-1191-1.
2. Электронная библиотека сметчика. Режим доступа. http://profsmeta3dn.ru/.
3.Информационный портал. Режим доступа. http://bbsp.ru/proektnoe_delo.html.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, а также при проверке самостоятельной работы студентов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Проектно-сметное дело; Методы расчета стоимости в строительстве; Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации. | Оценка решений ситуационных задач Тестирование Устный опрос Практические занятия Ролевые игры |
Ценообразование в строительстве; |
Основы организации заработной платы в современном строительстве; |
Определение трудоемкости и продолжительности выполнения строительных работ; |
Знания: | |
Составлять сметную документацию, используя нормативно-справочную литературу и рассчитывать оплату труда при различных формах оплаты; | Проектная работа Наблюдение в процессе практических занятий Оценка решений ситуационных задач |
Составлять локальные сметы ресурсным и базисно-индексным методами; |
Формировать средства на оплату труда в локальных и объектных сметах. |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА И СМЕТЫ»
Нормирование труда и сметы, цели и задачи дисциплины.
Принципы нормирования труда в современных условиях.
Система нормативных показателей.
Норма времени, норма выработки, норма затрат труда, норма производительности.
Состав нормы времени.
Классификация затрат рабочего времени.
Классификация времени использования машин.
Содержание работы по изучению использования рабочего времени. Изучение потерь рабочего времени.
Методы и виды нормативных наблюдений.
Этапы технического нормирования.
Проектирование норм времени использования строительных машин и механизмов.
Общие понятия о сметном нормировании.
Сметные нормативы, сметные нормы.
Нормативно-информационная база ценообразования и сметного нормирования.
Классификация сметных нормативов.
Состав основных документов государственной сметно-нормативной базы ценообразования и сметного нормирования.
Состав, структура построения и общие правила применения государственных элементных сметных норм.
Состав, структура построения и общие правила применения единичных расценок.
Задачи нормирования расхода материалов.
Основные понятия о нормировании расхода материалов.
Норма расхода материалов и ее составные части: чистая норма, норма трудноустранимых отходов и норма потерь.
Методы нормирования расхода материалов: производственный, лабораторный, расчетно-аналитический.
Порядок проектирования производственных норм расхода материалов.
Организация оплаты труда в строительстве.
Тарифная система и ее основные элементы: тарифная сетка, тарифные ставки, тарифные коэффициенты.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ЕТКС), его назначение и содержание.
Районные и другие действующие коэффициенты, учитывающие условия выполнения работ.
Ценообразование в сфере строительства, себестоимость и её особенности в строительстве.
Сметная стоимость как цена строительной продукции.
Виды строительной продукции и их характеристика.
Методы определения сметной стоимости.
Виды цен.
Уровни цен: базисный, текущий, прогнозный.
Сущность индексации. Классификация индексов цен.
Правила применения индексов цен.
Виды и состав строительной деятельности: новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение.
Общая структура сметной стоимости строительной продукции по группам затрат.
Затраты по материальным ресурсам.
Затраты на оплату труда работников строительной организации.
Затраты по эксплуатации машин и механизмов.
Структура накладных расходов.
Структура сметной прибыли.
Себестоимость, ее состав и порядок определения.
Определение сметной стоимости по элементам затрат.
Основание для определения сметной стоимости.
Правила и порядок составления сметой документации.
Согласование и утверждение сметной документации.
Локальные и объектные сметы.
Локальные и объектные сметные расчёты.
Сводный сметный расчёт.
Правила подсчета объемов работ.