СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура" для профессии "Штукатур. Маляр строительный"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура" разработана для студентов 8 вида по профессии "Штукатур. Маляр строительный" и расчитана на первый и второй курс обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура" для профессии "Штукатур. Маляр строительный"»

Департамент образования и науки Костромской области Макарьевский филиал им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения « Костромской автодорожный колледж»


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной ДИСЦИПЛИНЫ


ФК.00 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


по профессиональной подготовке

по профессии 19727 «Штукатур», 13450 «Маляр строительный»
























г.Макарьев

2016г.


Рабочая программа учебной дисциплины Физическая культура разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС



Организация-разработчик: Макарьевский филиал

им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова ОГБПОУ «Костромской

автодорожный колледж»


Разработчик:

Крупышева Наталия Владимировна – преподаватель Макарьевского филиала

им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова ОГБПОУ «Костромской

автодорожный колледж»







































СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка ................................................................................ 4

Общая характеристика учебной дисциплины «Физическая культура» .............. 5

Результаты освоения учебной дисциплины ....................................................6

Содержание учебной дисциплины .................................................................7

Тематическое планирование ...........................................................................9

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ..................9

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины «Физическая культура» ..................................................10

Литература ............................................................................11

Приложение. Требования к результатам обучения студентов

специального учебного отделения ...............................................................12






































Пояснительная записка

  Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) группе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

Программа физического воспитания студентов коррекционной группы (8 вида) составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке студентов с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду.

      Характерной особенностью студентов с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.      У многих студентов отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Особого внимания требуют студенты с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие студенты не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.      
Программа ориентируется на последовательное решение коррекционно-воспитательных задач физического воспитания для студентов с нарушением интеллекта:       

 - укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
  - формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;            

 - воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;

- усвоение студентами речевого материала, используемого на уроках по физической культуре.

- содействие военно- патриотической подготовке.

Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках физической культуры важное значение в специальной коррекционной группе имеет активность студентов, дисциплинированность, взаимопомощь, внешний вид, наличие соответствующей спортивной одежды, бережное отношение к оборудованию и инвентарю. При прохождении каждого раздела программы необходимо предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений и т.д.)

Объем каждого раздела программы рассчитана таким образом, чтобы за определенное количество часов студенты смогли овладеть основой двигательных умений и навыков и включились в произвольную деятельность.








ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


В программу включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивныеигры.

Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у студентов развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер

      В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения общеразвивающего и корригирующего характера, с изменением различных исходных положений для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. С учетом физического развития студентов и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания. В программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, скакалки. Упражнения в лазании и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции.
    Раздел «Лыжная подготовка» традиционно включает ходьбу, прохождение дистанций до 2-3 км. Изучение и освоение различных видов лыжных ходов, торможений, поворотов. Занятия лыжной подготовкой помогают формированию жизненно важных двигательных навыков. 
       Раздел «Спортивные игры». Благодаря играм у студентов развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Спортивные игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на

эмоциональных отношениях студентов друг с другом.


       В Макарьевском филиале для студентов с нарушениями интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Каждый урок включает элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес студентов к урокам физкультуры.

Успеваемость по дисциплине « Физическая культура» в специальной коррекционной группе определяется отношением студентов к занятиям, степенью сформированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей.

Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных способностей. Следует обратить внимание на необходимость заключения врача о физической нагрузке и возможностях каждого студента.

Обязательным является контроль за уровнем физического развития и состоянием здоровья. По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные ( контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти ( правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча ( 1 кг) из- за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь.







РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:


ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА:

Знать:

 - как самостоятельно проводить легкоатлетическую разминку;
 - как поддерживать состояние здоровья средствами легкой атлетики после окончания колледжа.

Уметь:
 -бегать в медленном темпе 12—15 мин;
 -бегать на короткие дистанции (100 м, 200 м); средние и длинные дистанции (400, 800, 1500 м) на время;
 -прыгать в длину и высоту с полного разбега; - метать малый мяч на дальность;
- бежать кросс на 2000 м.

ГИМНАСТИКА:

Знать:

-основные способы и средства гимнастики для подготовки организма к трудовой деятельности, поддержания работоспособности, снятия напряжения после трудовой деятельности.
Уметь:
      - выполнять все виды лазанья, акробатических упражнений, равновесий;
      - выполнять любой опорный прыжок; - подавать команды, показывать их.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА:

Знать:

 - как поддерживать состояние здоровья средствами лыжной подготовки после окончания колледжа.

- лыжные хода, и правильно использовать их при прохождении дистанции

Уметь:

- выполнять все виды лыжных ходов

- проходить дистанции до 3 км.

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ:

Знать:

- как организовать любительскую (дворовую, производственную) команду по баскетболу (волейболу, футболу) с целью проведения активного отдыха;
- правила игры и судейства баскетбола и волейбола, футбола.
 Уметь:
 - выполнять передачу мяча от груди в парах при передвижении бегом;
 - вести мяч шагом с обводкой условных противников;
 - бросать мяч по корзине двумя руками от груди в движении.

- выполнять прямой нападающий удар;
 - блокировать нападающие удары











СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теоретические сведения: здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.

Легкая атлетика:

- ходьба ( ходьба с чередованием бега;повторение всех ранее изученных видов ходьбы).

- бег ( бег в различном темпе; бег на средние дистанции; совершенствование эстафетного бега; кроссовый бег по пересеченной местности).

- прыжки (прыжок в длину с разбега способом» согнув ноги»; прыжок в длинус места).

- метание (закрепление всех видов метания ( в цель и на дальность)).:

Гимнастика:

Практические умения:

- построения и перестроения: ( закрепление и выполнение ранее изученных команд: « смирно», « равняйсь»,» вольно»); согласованные повороты обучающихся ( кругом, направо, налево; отработка строевого шага).

Общеразвивающие упражнения без предметов:

-основные положения и движения рук, ног, головы, туловища: ( вис на гимнастической стенке, хват сверху, подтягивание с поворотом головы направо, налево; то же, согнув ноги. Повторить все ранее изученные движения рук, ног, туловища).

-упражнения на дыхание.: на управление дыханием; на восстановление дыхания после интенсивной физической нагрузки.

 -упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп. Круговые движения стопой по часовой стрелке, против часовой стрелки; подъем на носки стоя, в движении; подъем на одной (правой, затем левой), двух ногах с отягощением в руках, с грузом на плечах.
 -упражнения для укрепления мышц туловища, рук и ног. Сгибание-разгибание рук и ног в упоре лежа в разных плоскостях (от стены, от скамьи, от пола) с расстановкой рук (ладони вместе, руки на ширине плеч, руки шире плеч); сгибание-разгибание туловища (лицом вверх, лицом вниз) с поворотом корпуса влево, вправо; подтягивание на перекладине; сгибание рук на брусьях; подъем ног на брусьях, на гимнастической стенке; приседание, в том числе и с отягощением;      

-упражнения, укрепляющие осанку. Собственно-силовые упражнения и упражнения с отягощением на мышцы шеи, спины, груди, брюшные мышцы и мышцы тазобедренного сустава.

-упражнения для расслабления мышц. Пассивное и активное растяжение мышц; потряхивание конечностями;      

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами:

- с гимнастической палкой (удерживание палки в вертикальном положении при выполнении 2-3 упражнений).

- с набивными мячами ( перебрасывание набивного мяча вверх из-за головы, снизу и от груди партнеру. Выполнить 5-7 упражнений;).

- с гантелями Упражнения для верхнего плечевого пояса: исходное положение основная стойка, круговые движения плечами вперед, назад, стоя, сидя; сгибание-разгибание рук с гантелями; стоя в наклоне, спина прямая, рука согнута в локте, плечо параллельно корпусу, предплечье перпендикулярно; исходное положение основная стойка, отведение рук в стороны (кисти рук с гантелями смотрят вниз, вперед, назад).

Лазание и перелазание: (закрепление ранее изученных способов лазания по гимнастической стенке и скамейке; перелазание через препятствия различной высоты).

Равновесие: (повторение всех видов равновесия; расхождение вдвоем при встрече с предметами в руках).

Опорный прыжок: (прыжки ранее изученными способами через коня, козла).

Развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных ивременных параметров движений: (упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и во владении мячом ( бег с изменением направления, челночный бег с ведением и без ведения мяча; игровые упражнения).

Лыжная подготовка

Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 3 км. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.

Спортивные игры

- волейбол ( разбор правил игры; верхняя передача мяча двумя руками стоя на месте и после передвижения; приемы мяча различным способом; учебная игра; блокировка нападающего удара; игры с элементами волейбол( « Не дай мяч водящему», « картошка»).

- баскетбол ( роль судьи в соревновании; передача мяча в прыжке; броски мяча двумя руками от головы или одной рукой сверху в прыжке; совместные действия трех нападающих против двух защитников; ловля мяча в движении; двухсторонняя игра с выполнением всех правил; игры с элементами баскетбола( « салки с мячом», «33» и т.д. ).

- футбол ( разбор правил игры; ведение мяча, передачи и остановки мяча, финты; учебная игра; игры с элементами футбола ( «Одно касание», «Лучший вратарь»).

Теоретические сведения: наказания при нарушениях правил игры.

Практический материал: индивидуальное мастерство -совершенствование всех приемов игры. Командные соревнования — учебные игры.






























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


При реализации содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в пределах освоения Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС

максимальная учебная нагрузка студентов по профессии 19727 «Штукатур», 13450 «Маляр строительный» составляет: — 136 часов.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ




КУРС 1

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ


Всего


В том числе

практич.

1 Лёгкая атлетика

22

22

2 Спортивные игры

24

24

3 Гимнастика

10

10

4 Лыжная подготовка

12

12

ИТОГО


68


КУРС 2



1 Лёгкая атлетика

22

22

2 Спортивные игры

24

24

3 Гимнастика

10

10

4 Лыжная подготовка

12

12

ИТОГО


68



Примечание : теоретические занятия на первом и втором курсах проходят по необходимости, как инструктаж в течение всего курса, на втором курсе проводится зачёт



КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

- основы здорового образа жизни.


Практические занятия,

выполнение учебных нормативов;

контрольные игры; зачет.


Практические занятия, устный опрос, зачет.


Практические занятия, устный опрос, зачет.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА »


Освоение программы учебной дисциплины «Физическая культура» в Макарьевском филиале им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения « Костромской автодорожный колледж», осуществляется в спортивном зале.

Оборудование спортивного зала:

- шведские стенки; - турники навесные; - комплект пристенного оборудования: брусья параллельные, брусья разновысокие, перекладина высокая, перекладина низкая, бревно гимнастическое; - канаты; - гимнастические скамейки; - гимнастические маты; - гимнастические снаряды: конь гимнастический, козёл гимнастический, гимнастический мостик;

- разметка баскетбольной и волейбольной площадок; - баскетбольные щиты с кольцами; - волейбольная сетка и стойки;

Оборудование зала ОФП:

- стойки, скамьи, грифы; - комплект блинов к грифам (2,5 кг; 5кг; 10кг; 15кг; 20кг); - гири (16кг; 24кг; 32кг); - тренажёр для мышц рук, груди (бабочка); - тренажёры для проработки мышц ног и мышц спины; - шведская стенка; - наклонная доска для мышц пресса; - гантели 5кг;

Спортивный инвентарь:

- комплект мячей: волейбольных, баскетбольных, футбольных, набивных; - гранаты 700гр и 500гр; - эстафетные палочки; - стартовые колодки; - указатели «старт», «финиш»; - стойки для прыжков в высоту; - планки для прыжков в высоту; - стойки с падающими мишенями для стрельбы; - пневматическая винтовка; - лыжный инвентарь: лыжи, лыжные палки, ботинки; - скакалки, обручи;

Технические средства обучения:

- аудиоцентр


Помещение спортивного зала удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02)

Библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по «Физической культуре»


.







ЛИТЕРАТУРА
  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: под ред. И.М. Бгажноковой, 4 изд. испр и допол. Изд: Просвещение- 2013-290 с.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интелекта: программно- методические материалы// под. Ред. И.М. Бгажноковой- М.; Гуманитар. Изд.центр Владос,2007-181 с.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.
  4. Двейрина О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе: Учебное пособие //.- Омск,СиБГАФК,1999.
  5. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания.- Красноярск,1987.
  6. Евсеев. С.П. адаптивная физическая культура ( цель, содержание, место в системе знаний о человеке )// Теор. И практ.физич.культ.,1998, №1
  7. Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология, 1991, №5.
  8. Лях В.И. Координационные способности школьников.- Минск: Полымя, 1989 .
  9. Рубцова Н.О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта: Учебное пособие.- М.: РГАФК,1995.
  10. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие.- М.,1997.

Интернет – ресурсы:

1. Всё для учителя физкультуры. – Режим доступа: http://spo.1september.ru;

2. Методика организации и проведения занятий по «Физической. культуре» для студентов отнесенных к специальной медицинской группе. – Режим доступа: www.old.fgoupsk.ru/?menu=3&teme=pp.inc;

3. Основы методики занятий физкультурными упражнениями.–Режим доступа:

 www.ostu.ru/institutes/iev/arhiv/ref32.htm;

4.Сеть творческих учителей. Сообщество учителей физической культуры. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com;

6. Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях. – Режим доступа: www.know.su/link_8537_21.html;

7.Физическая культура в средних специальных учебных заведениях. Режим доступа: www.otherreferats.allbest.ru.  


















ПРИЛОЖЕНИЕ


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ


• Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.

• Овладеть элементами техники движений: релаксационных, беговых, прыжковых, ходьбы на лыжах.

• Уметь составлять комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.

• Уметь применять на практике приемы массажа и само массажа.

• Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.

• Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта (кроссовой и лыжной подготовки).

• Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.

• Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.

• Уметь определять индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.

• Уметь выполнять упражнения:


−− подтягивание на перекладине;

−− поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены;

−− прыжки в длину с места;

−− бег 100 м;

−− бег: — 3 км (без учета времени);

−− бег на лыжах: — 3 км (без учета времени).

--- выполнять все виды лазанья, опорных прыжков, равновесия;

--- составить 5-6 упражнений и показать их выполнение учащимся на уроке;

--- пробежать в медленном темпе 10-12 мин;

--- прыгать в высоту с полного разбега;

--- метать малый мяч с полного разбега на дальность;

--- выполнять технические элементы спортивных игр
















10