СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины Физическая культура для студентов СМГ

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура" предназначена для организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы (СМГ). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Физическая культура для студентов СМГ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГАПОУ МО «Егорьевский техникум»



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ МО «ЕТ»

_______________Л.С. Астрова

«____»_____________ 2017 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физическая культура



для студентов специальной медицинской группы (СМГ)



















Егорьевск, 2017г.

ОДОБРЕНО

цикловой методической комиссии

преподавателей дисциплин общеобразовательного

цикла (ОБЖ, физическая культура), общего

гуманитарного и социально-экономического

цикла (физическая культура), профессионального

цикла (БЖД), спортивных секций в группах

СПО ППССЗ и в группах СПО ППКРС


Председатель ЦМК


______________ Е.Н. Сафронов

Протокол №___

От «__»__________ 20__г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:


- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем», утвержденного 28.07.2014 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 806.

09.02.03. «Программирование в компьютерных системах», утвержденного 18.04.2014 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 344.

- методических рекомендаций по разработке примерных и рабочих программ дисциплины ФИРО

- разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (утвержденных Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко)

- примерной программы Общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций, протокол № 3 от 21июля 2015 г., А.А. Бишаева. Рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»).





Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Егорьевский техникум»


Разработчики: Панкратьева М.А. преподаватель дисциплины «Физическая культура» ГАПОУ МО «Егорьевский техникум»


Внутренняя экспертиза:

Каширова Г.В. заведующая очным дневным отделением ГАПОУ МО «Егорьевский техникум»


Внешняя экспертиза: Новикова В.Г., преподаватель физ. воспитания ГОУ ВО МО ГСГУ колледж педагогики и искусств


СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1


6. ПРИЛОЖЕНИЕ 2


7. ПРИЛОЖЕНИЕ 3


8. ПРИЛОЖЕНИЕ 4


9. ПРИЛОЖЕНИЕ 5

3-5


6-11



12-14



15-16


17


18-23


24-25


26-27


28-29




1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Физическая культура »


1.1.Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем», 09.02.03. «Программирование в компьютерных системах».

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в профессиональных образовательных организациях реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Основными задачами физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:

- формирование социальной значимости физической культуры в специальных медицинских группах и ее роль в развитии личности, сохранении и укреплении здоровья;

- создание представления о различных видах оздоровительных систем;

- обучение практическим навыкам использования средств оздоровительной физической культуры для укрепления и восстановления здоровья в специальных медицинских группах;

- формирование основ для самостоятельного и методически обоснованного использования физкультурно-оздоровительной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

- формирование основных двигательных навыков и качеств, необходимых для освоения будущей специальности;

- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

- разъяснение значения, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания (что особенно важно для имеющих избыточный вес);

- формирование правильной осанки и при необходимости - ее коррекции;

- обучение правильным движениям.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоения содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности;

  • готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;

  • способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;

  • формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

метапредметных:

  • способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;

  • готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками;

  • освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

  • формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;

предметных:

  • умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;

  • владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;

  • владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;

  • владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 257 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов; самостоятельной работы обучающегося 86 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

257

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:


практические занятия

163

лекционные занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

86

Подготовка сообщений и докладов. Составление и выполнение комплекса УГГ и ОРУ. Гигиенические основы самостоятельных занятий. Выполнение специальных упражнений для развития двигательных и физических качеств. Спец. упражнения по разделам. Простейшие приемы самомассажа. Строевые упражнения. Водные процедуры. Упражнения с предметами. Дыхательные упражнения. Закаливание.


Итоговая аттестации в форме дифференцированного зачета





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и

практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


I курс



Раздел 1

Теоретические сведения

8


Тема 1-4

Физическая культура в общекультурной и профессиональной

подготовке студентов. Основы здорового образа жизни (ЗОЖ).

4

1


Самостоятельная работа: Сообщения и рефераты по заданным темам.


4

2

Раздел 2

Легкая атлетика

44


Тема 5-9, 96-98

Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи. Строевые упражнения. Легкий бег в сочетании с ходьбой. Прыжковые упражнения. Упражнения для развития дыхания.

8

2

Тема 10-13, 21-22, 105-109

Разновидности ходьбы. Основы оздоровительного бега. Бег в переменном темпе на различные дистанции. Комплекс ОРУ без предметов. Челночный бег. Бег на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. Комплекс ОРУ с предметами.

10

2

Тема 17-20, 99-101

Техника прыжков в длину и высоту. Комплексы УГГ. Упражнения на расслабления. Дыхательные упражнения. Подвижные игры.

8

2

Тема 14-16, 102-104

Метание облегченных легкоатлетических снарядов на дальность и в цель. Подвижные игры. Упражнения на растягивание.

6

2


Самостоятельная работа: Строевые упражнения. Оздоровительная ходьба в сочетании с бегом. Составление комплексов ОРУ с предметами и без. Составление комплекса УГГ. Водные процедуры. Дыхательная гимнастика.

12

2

Раздел 3

Гимнастика

32


Тема 45-48, 72-75

Техника безопасности. Строевые упражнения. Различные виды ходьбы и бега. Комплекс ОРУ и УГГ.

6

2

Тема 49-50, 76-78

Дыхательная гимнастика. Комплекс ОРУ с предметами. Упражнения у гимнастической лестнице.

6

2

Тема 51-52, 79-80

Комплекс ОРУ в движении. Акробатика. Подвижные игры.

4

2

Тема 53-54, 81

Коррекционная гимнастика. Упражнения в равновесии. Комплекс упражнения для развития гибкости и координации.

4

2


Самостоятельная работа: Составления комплекса УГГ, ОРУ. Восстановительные процедуры. Работа над рефератами. Упражнения для развития двигательных качеств. Дыхательные упражнения. Акробатические упражнения.

12

2

Раздел 4

Спортивные игры и подвижные игры

80


Раздел 4.1

Пионербол

15


Тема 23-25

Правила игры. Техника безопасности. Стойки и перемещения игрока. Прием мяча. Дыхательные упражнения. Подвижные игры.

3

2

Тема 26-28

Виды подач. Перебрасывания мяча через сетку. Эстафеты. Упражнения с предметами.

3

2

Тема 29-33

Броски в прыжке. Учебная игра. Упражнения для развития гибкости и коррекции осанки.

5

2


Самостоятельная работа: восстановительные процедуры. Закаливание, дыхательные упражнения. Составление комплекса УГГ.

4

2

Раздел 4.2


Волейбол

16


Тема 34-35

Правила игры. Техника безопасности на занятиях по волейболу. Стойки и перемещения. Прием и передача мяча.

2

2

Тема 36-39

Виды подач. Прием мяча снизу. Дыхательные упражнения. Эстафеты.

4

2

Тема 40-41

Прием и передачи мяча. Двусторонняя игра по упрощенным правилам. Упражнения для развития ловкости, быстроты.

2

2

Тема 42-44

Техника выполнения подач (нижняя прямая подача и верхняя боковая). Двусторонняя игра по упрощенным правилам. Комплекс ОРУ. Упражнения для развития гибкости.

3

2


Самостоятельная работа: Правила игры. Выполнение упражнений для развития физических качеств. Водные процедуры. Комплекс УГГ. Строевые упражнения. Восстановительные мероприятия.

5

2

Раздел 4.3

Баскетбол

18


Тема 55-58

Правила игры. Техника безопасности на занятиях по баскетболу. Передвижение игроков. Ловля и передача мяча. Броски в кольцо. Комплекс ОРУ с предметами. Эстафеты с баскетбольными мячами.

4

2

Тема 59-62

Передача мяча в движении. Штрафной бросок. Упражнения на гимнастических ковриках.

4

2

Тема 63-67

Сочетание приемов. Взаимодействие игроков. Дыхательная гимнастика. Двусторонняя игра по упрощенным правилам.

5

2


Самостоятельная работа: правила игры. Дыхательные упражнения. Закаливание.

5

2

Раздел 4.4

Настольный теннис

8


Тема 68-69

Правила игры. Движение по площадке с ракеткой и мячом. Перекатывание подбрасывание, вращение мяча. Отскок и отбивание. Составление комплекса ОРУ.

2

2

Тема 70-71

Виды подач. Накаты, подрезка, Удары по мячу. Тактические комбинации. Учебная игра.

2

2


Самостоятельная работа: Правила игры. Упражнения в равновесии. Дыхательные упражнения.

4

2

Раздел 4.5

Бадминтон и подвижные игры

23


Тема 82-86

Правила игры в бадминтон. Стойки игрока. Жонглирование валана. Передвижения (приставным, скрестным и простым шагом). Подача волана. Выполнение передач в движении. Выполнение атакующего удара. Игра через сетку.

6

2

Тема 87-90

Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола и волейбола. Подвижные игры для развития физических качеств. Восстановительные мероприятия.

4

2

Тема 91-95

Подвижные игры с элементами бадминтона и настольного тенниса. Подвижные игры преимущественно с бегом.

4

2


Самостоятельная работа: Водные процедуры и закаливание. Упражнения дл развития физических качеств. Дыхательная гимнастика. Различные виды ходьбы и бега.

9

2


ИТОГО ЗА Ι КУРС:

164


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и

практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


II курс



Раздел 1

Теоретические сведения

5


Тема 1-4

Основы самостоятельных занятий физической культурой. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

4

1


Самостоятельная работа: Сообщения и рефераты по заданным темам.

1


Раздел 2

Легкая атлетика

24


Тема 5-8

Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи. Строевые упражнения. Легкий бег в сочетании с ходьбой. Прыжковые упражнения. Упражнения для развития дыхания.

4

2

Тема 9-10, 15-16

Разновидности ходьбы. Основы оздоровительного бега. Бег в переменном темпе на различные дистанции. Комплекс ОРУ без предметов. Челночный бег. Бег на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. Комплекс ОРУ с предметами.

4

2

Тема 11-14

Техника прыжков в длину и высоту. Комплексы УГГ. Упражнения на расслабления. Дыхательные упражнения. Подвижные игры.

4

2

Тема 17-20

Метание облегченных легкоатлетических снарядов на дальность и в цель. Подвижные игры. Упражнения на растягивание.

4

2


Самостоятельная работа: Строевые упражнения. Оздоровительная ходьба в сочетании с бегом. Составление комплексов ОРУ с предметами и без. Составление комплекса УГГ. Водные процедуры. Дыхательная гимнастика.

8

2

Раздел 3

Гимнастика

18


Тема 21-25

Техника безопасности. Строевые упражнения. Различные виды ходьбы и бега. Комплекс ОРУ и УГГ.

2

2

Тема 26-27

Дыхательная гимнастика. Комплекс ОРУ с предметами. Упражнения у гимнастической лестнице.

2

2

Тема 28-29

Комплекс ОРУ в движении. Акробатика. Подвижные игры.

4

2

Тема 30

Коррекционная гимнастика. Упражнения в равновесии. Комплекс упражнения для развития гибкости и координации.

2

2


Самостоятельная работа: Составления комплекса УГГ, ОРУ. Восстановительные процедуры. Работа над рефератами. Упражнения для развития двигательных качеств. Дыхательные упражнения. Акробатические упражнения.


8

2

Раздел 4

Спортивные и подвижные игры

46


Раздел 4.1

Волейбол

19


Тема 31-37

Правила игры. Техника безопасности на занятиях по волейболу. Стойки и перемещения. Прием и передача мяча.

6

1

Тема 38-40

Виды подач. Прием мяча снизу. Дыхательные упражнения. Эстафеты.

4

2

Тема 41-44

Прием и передачи мяча. Двусторонняя игра по упрощенным правилам. Упражнения для развития ловкости, быстроты. Совершенствование подач.

4

2


Самостоятельная работа: Правила игры. Выполнение упражнений для развития физических качеств. Водные процедуры. Комплекс УГГ. Строевые упражнения. Восстановительные мероприятия.

5

2

Раздел 4.2

Баскетбол

10


Тема 45-46

Правила игры. Техника безопасности на занятиях по баскетболу. Передвижение игроков. Ловля и передача мяча. Броски в кольцо. Комплекс ОРУ с предметами. Эстафеты с баскетбольными мячами.

3

1

Тема 47-48

Передача мяча в движении. Штрафной бросок. Упражнения на гимнастических ковриках.

2

1

Тема 49-50

Сочетание приемов. Взаимодействие игроков. Дыхательная гимнастика. Двусторонняя игра по упрощенным правилам.

1

2


Самостоятельная работа: правила игры. Дыхательные упражнения. Закаливание.

4

2

Раздел 4.3

Настольный теннис

6


Тема 51-55

Правила игры. Виды подач. Накаты, подрезка, Удары по мячу. Тактические комбинации. Учебная игра.

4

2


Самостоятельная работа: Правила игры. Упражнения в равновесии. Дыхательные упражнения.

2

2

Раздел 4.4

Подвижные игры

11


Тема 56-58

Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола и волейбола. Подвижные игры для развития физических качеств. Восстановительные мероприятия.

4

2

Тема 59-62

Подвижные игры с элементами бадминтона и настольного тенниса. Подвижные игры преимущественно с бегом.

4

2


Самостоятельная работа: Водные процедуры и закаливание. Упражнения дл развития физических качеств. Дыхательная гимнастика. Различные виды ходьбы и бега.

3



ИТОГО ЗА ΙI КУРС:

93







3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины «Физическая культура» требует наличие спортивного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий. Все объекты, которые используются при проведении занятий по физической культуре, должны отвечать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Оборудование и инвентарь спортивного зала:

  • стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические снаряды (перекладина, брусья, бревно, конь с ручками, конь для прыжков и др.), тренажеры для занятий атлетической гимнастикой, маты гимнастические, канат, канат для перетягивания, стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для прыжков в высоту, беговая дорожка, скакалки, палки гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гантели (разные), гири 16, 24, 32 кг, секундомеры;

  • кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, сетки баскетбольные, мячи баскетбольные, стойки волейбольные, сетка волейбольная, антенны волейбольные с карманами, волейбольные мячи, ворота для мини-футбола, сетки для ворот мини-футбольных гасители для ворот мини-футбольных, мячи для мини-футбола и др.

Открытый стадион широкого профиля:

  • яма для прыжков в длину, брусок отталкивания для прыжков в длину и тройного прыжка, турник уличный, брусья уличные, рукоход уличный, полоса препятствий, флажки красные и белые, палочки эстафетные, гранаты учебные, круг для метания ядра, ядра, указатели дальности метания на 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55 м, нагрудные номера, рулетка металлическая, мерный шнур, секундомеры.

Для реализации учебной дисциплины «Физическая культура» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования так же использованы:

  • тренажерный зал;

  • специализированные спортивные залы (зал спортивных игр, хореографии);

  • открытые спортивные площадки для занятий: баскетболом; бадминтоном, волейболом;

Технические средства обучения: музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат, видеокамера.

3.2 Информационное обеспечение обучения изданий, Интернет –ресурсов, дополнительной литературы:

для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Министерства образования и наука РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

1. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб. пособие. — М., 2013.

2. Евсеев Ю. И. Физическое воспитание. — Ростов н/Д, 2010.

3. Литвинов А. А., Козлов А. В., Ивченко Е. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание. — М., 2014.

4. Миронова Т. И. Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодежных групп. — Кострома, 2014.

5. Тимонин А. И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — 3-е изд. — М., 2013.

6. Хомич М.М., Эммануэль Ю. В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С. В. Матвеева. — СПб., 2010.

7. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

8.А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина «Программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений»– М.: Дрофа, 2014.

9. М. Д. Рипа; В.К. Велитченко; С.С. Волкова «Занятия физической культурой со школьниками отнесёнными к специальной медицинской группе». – М.; Просвещение, 2011.

10. Э.И, Ахудеев, С.С. Галеев "Уроки физической культуры в специальной медицинской группе". М.: Высшая школа, 2008.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ


п/п

Физические способности

Контрольное

упражнение (тест)

Возраст, лет

Оценка

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

1

Скоростные

Бег 30 м, с

16


17

4,4 и

выше

4,3

5,1–4,8


5,0–4,7

5,2 и ниже

5,2

4,8 и

выше

4,8

5,9–5,3


5,9–5,3

6,1 и ниже

6,1

2

Координационные

Челночный бег 310 м, с

16


17

7,3 и

выше

7,2

8,0–7,7


7,9–7,5

8,2 и ниже

8,1

8,4 и

выше

8,4

9,3–8,7


9,3–8,7

9,7 и ниже

9,6

3

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

16


17

230 и

выше

240

195–210


205–220

180 и ниже

190

210 и

выше

210

170–190


170–190

160 и ниже

160

4

Выносливость

6 -минутный

бег, м

16



17

1500 и выше


1500

1300–1400



1300–1400

1100

и ниже

1100

1300 и выше


1300

1050–1200



1050–1200

900 и ниже


900

5

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

16


17

15 и

выше

15

9–12


9–12

5 и

ниже

5

20 и

выше

20

12–14


12–14

7 и ниже

7

6

Силовые

Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки)

16


17

11 и

выше

12

8–9


9–10

4 и

ниже

4

18 и выше

18

13–15


13–15

6 и ниже

6

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ


  1. Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.

  2. Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.

  3. Овладеть элементами техники движений релаксационных, беговых, прыжковых, ходьбы на лыжах, в плавании.

  4. Уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.

  5. Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.

  6. Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.

  7. Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта ( кроссовая и лыжная подготовка).

  8. Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.

  9. Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.

  10. Уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.

  11. Уметь выполнять упражнения:

  • сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре высотой до 50 см);

  • подтягивание на перекладине (юноши);

  • поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);

  • прыжки в длину с места;

  • бег 100 м;

  • бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);

  • тест Купера — 12-минутное передвижение;

  • плавание — 50 м (без учета времени);

бег на лыжах: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени).



Приложение 1.

Распределение студентов на группы для занятий по физической культуре


С целью определения состояния здоровья и распределения на медицинские группы все студенты, поступившие на первый курс, проходят медицинское обследование, которое проводит специальная комиссия, состоящая из врачей - специалистов. Повторные медицинские обследования проводятся на всех последующих курсах обучения, а также после перенесенных заболеваний, травм, по направлению преподавателей и по желанию самих занимающихся. На основании данных повторных медицинских обследований, студенты могут переводиться в другие медицинские группы. Освобождение студентов от занятий физическими упражнениями может быть только временным, в связи с наличием острого заболевания или травмы, обострением хронического заболевания. При длительном освобождении студенты должны присутствовать на занятиях по физической культуре, осваивая методический раздел программы.

На основании данных медицинского обследования, в соответствии с состоянием здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности, студенты распределяются на три медицинские группы: основная, подготовительная, специальная. Перевод из медицинской группы в другую, как уже отмечалось, осуществляется только после повторных медицинских обследований, которые проводятся в период всего обучения. В основную группу зачисляются студенты без отклонений в состоянии здоровья и имеющие достаточный уровень физической подготовленности. Подготовительная группа комплектуется из студентов, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья или недостаточный уровень физического развития и физической подготовленности. В специальную медицинскую группу зачисляются студенты с различными отклонениями в состоянии здоровья.

На основании диагноза заболеваний и функциональных возможностей организма они распределяются по подгруппам: «А», «Б» и «В».

Подгруппа «A» формируется из студентов с заболеваниями сердечно‑сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы. Основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения и упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание), позволяющие совершенствовать аэробные возможности занимающихся. Использование всех средств физической культуры в данной подгруппе должно подвергаться строгому индивидуальному дозированию.

Подгруппа «Б» состоит из студентов с заболеваниями органов пищеварения (язвенной болезнью, хроническим гастритом, колитом, холециститом), печени, эндокринной и мочеполовой системы. В эту же подгруппу включаются лица со средней и высокой степенью миопии. В данной подгруппе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

Подгруппа «В» комплектуется из студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата: остаточными явлениями паралича, парезов, после перенесения травм верхних и нижних конечностей, с остаточными явлениями костного туберкулеза, деформацией грудной клетки, сколиозами. В этой группе используются упражнения, способствующие совершенствованию осанки, опорно-двигательного аппарата, общеразвивающие и корригирующие физические упражнения.




Приложение 2. Особенности методики развития физических качеств при различных отклонениях в состоянии здоровья


Под физическими качествами понимаются определенные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающих его физическую готовность к активной двигательной деятельности (Б.А.Ашмарин, 1990).

В отечественной литературе принята классификация, выделяющая пять физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость). Развитие физических качеств при различных отклонениях в состоянии здоровья имеет свою специфику в зависимости от заболевания. Можно выделить некоторые общие требования к методике их развития:

1.Специальное развитие физических качеств следует осуществлять лишь после повышения функционального состояния организма и общего уровня физической подготовленности.

2.Развивать двигательные качества целесообразно в такой последовательности: развитие выносливости, силы, быстроты, ловкости. Гибкость можно развивать с первых занятий.

Кратко охарактеризуем основные физические качества и специфику их развития у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Выносливость. Под выносливостью понимают способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, способность противостоять утомлению и эффективно восстанавливаться во время работы и после нее. Различают выносливость общую и специальную. Первая является частью общей физической подготовленности, вторая – частью специальной подготовленности спортсмена в различных видах спорта. В процессе занятий студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, речь идет о развитии общей выносливости. Общая выносливость позволяет успешно справляться с любой продолжительной работой большой или умеренной мощности.

Задержка развития качества выносливости может возникнуть по ряду причин, одна из них – нарушение углеводного обмена. При длительной работе расходуется сахар крови, а при нарушении обмена (диабет) сахар, несмотря на его высокое содержание в крови, довольно быстро тратится и не восполняется, ввиду отсутствия достаточных «депо» углеводов в организме. Недостаток выносливости, связанный с этой причиной, проявляется в резко, внезапно наступающем утомлении во время длительной работы. Появляется клиническая картина гипогликемического состояния: резкая слабость, психическое возбуждение, чувство страха, урежение сердечных сокращений, побледнение, холодный пот. Состояние улучшается после приема сахара с пищей (сладкий чай, кусочек сахара в рот и т.п.). Тренировка выносливости в этих случаях особенно затруднена. Занятия следует проводить с осторожностью, не допуская утомления и обязательно после принятия углеводистой пищи. Нельзя проводить занятия натощак. Студентам с нарушением углеводного обмена не следует осуществлять утренние пробежки. При систематических занятиях, направленных на развитие выносливости, к продолжительной работе умеренной интенсивности, необходимо обеспечить питание, богатое углеводами.

Причиной отставания выносливости может быть недостаточное функциональное состояние нервной системы, утомляющейся под влиянием монотонной работы. Это следствие общего ослабления организма. Признаки утомления возникают постепенно в виде вялости, нарушения координации, иногда головных болей, учащения сердцебиения, повышения или понижения кровяного давления, различных субъективных жалоб на плохое самочувствие. На восстановление работоспособности прием сахара не оказывает влияния, иногда лучше действует положительный эмоциональный фактор, пассивный отдых, сон.

При развитии выносливости необходимо предохранять нервную систему от перегрузок, использовать рациональный режим труда и отдыха. Нельзя заниматься при плохом самочувствии, после утомительных учебно‑производственных заданий или в условиях, вносящих дополнительную нагрузку (жаркий день). В процессе занятий недопустимо значительное утомление, это может привести к дополнительному снижению функциональных свойств центральной нервной системы. Целесообразно разнообразить упражнения, соблюдать интервалы отдыха в процессе выполнения.

Неудовлетворительное состояние опорно-двигательного аппарата (дефекты костно-мышечной системы, избыточная масса тела (ожирение), поражения центральной и периферической нервной систем) также снижает выносливость. Утомление в этом случае проявляется в виде болевых ощущений в ногах.

Причиной долго не проходящих болезненных ощущений могут быть микротравмы. Занятия в этих случаях нельзя форсировать: необходима предварительная подготовка костнокмышечной системы (упражнения умеренного силового характера). Для профилактики утомления опорно-двигательного аппарата нужно переключать работу с одной мышечной группы на другую. Большое значение имеют массаж, тепловые местные процедуры, физиотерапевтические средства.

Сложность в развитии выносливости связана и с неудовлетворительным состоянием сердечно-сосудистой системы, возникающим либо на почве заболевания, либо в результате ограниченной двигательной активности. Это проявляется в быстро наступающем утомлении и неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку: чрезмерно увеличиваются частота сердечных сокращений и кровяное давление (либо оно падает), восстановление сильно затянуто. В данном случае необходимо снизить интенсивность нагрузки. Недопустимо форсирование занятий с целью достижения необходимого результата. Это приводит к обострению заболевания, развитию дистрофических процессов в миокарде, как следствие физического перенапряжения или срыву регуляции кровяного давления. Лишь постепенное увеличение интенсивности и продолжительности нагрузок может привести к желаемым результатам.

Снижение выносливости по причине отклонений в состоянии органов дыхания выражается в неблагоприятной реакции на нагрузку дыхательной системы. После выполнения упражнений падает жизненная емкость легких и ухудшаются другие показатели функционального состояния системы дыхания. Интенсивность и продолжительность упражнений для развития выносливости в этом случае следует соизмерять с реакцией дыхательной системы и не допускать отрицательных изменений. На занятиях нужно постоянно следить за состоянием системы дыхания с помощью простейших функциональных проб. При снижении функциональных показателей следует уменьшить нагрузку и провести клиническое обследование.

Большое значение в развитии выносливости имеет умение дышать полно и ритмично, рационально сочетать вдох и выдох с выполняемыми движениями. В покое и при умеренной физической нагрузке нужно дышать через нос, но при напряженной физической работе для обеспечения максимальной легочной вентиляции допускается дыхание через рот. При занятиях следует акцентировать внимание на выдохе, а не на вдохе: поступающий в легкие богатый кислородом воздух смешивается с меньшим количеством остаточного и резервного воздуха, в котором содержание кислорода понижено.

С целью развития дыхательной функции следует использовать разнообразные дыхательные упражнения и дыхательные системы (А.Н.Стрельниковой, К.Бутейко, О.Г.Лобановой и Е.Я.Поповой). Необходимо помнить, что сниженная вследствие заболевания функциональная способность дыхательного аппарата, восстанавливается очень медленно. Поэтому развитие выносливости требует проявления силы воли, настойчивости, терпения.

Для развития выносливости рекомендуются циклические упражнения (ходьба, бег, плавание и т.д.). Их следует выполнять без излишнего напряжения, чередуя с отдыхом и упражнениями на расслабление. Элементы натуживания, чрезмерного усилия увеличивают внутригрудное давление, нарушают кровообращение, что особенно противопоказано лицам с сердечно-сосудистой недостаточностью. Дыхание должно быть свободным, желательно дышать только носом.

Эффективно использование подвижных элементов спортивных игр. Различные вариации, встречающиеся во время игр, развивают одновременно все физические качества – быстроту, силу и выносливость. В процессе игр развиваются ориентация в пространстве, сообразительность, координация. Игры должны включаться во все занятия физическими упражнениями студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, особенно в подготовительной части.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Сила зависит от: 1) скорости импульса в мышцах; 2) волевых усилий; 3) физиологического поперечника и физиологических свойств мышц; 4) состояния опорно-двигательного аппарата; 5) синхронизации работы мышц (мышечной координации); 6) биомеханических характеристик работы тела (длины рычагов);

Режим работы мышц: 1) статический – без изменения длины (удерживающий); 2) динамический – уменьшение длины мышц (преодолевающий); увеличение длины мышц (уступающий).

В зависимости от режима работы мышц выделяют следующие силовые способности:

1.Собственно-силовые – работа мышц в статическом режиме – это очень медленные движения. Различают абсолютную силу – это максимальная сила человека и относительную – отношение максимальной силы к весу спортсмена.

2.Скоростно-силовые – динамическая работа мышц (сила).

Сила, проявляемая в быстрых движениях подразделяется на:

а. преодолевающую – это работа по перемещению тела и его частей, предметов, когда внешняя работа меньше напряжения мышц. Здесь мышцы сокращаются и укорачиваются – движение совершается с ускорением и постоянной скоростью (выпрыгивания, разгибания, выталкивания);

б. уступающую – когда внешняя нагрузка на мышцы больше, чем ее напряжение. Здесь мышцы растягиваются и удлиняются – это движения, когда необходимо погасить кинетическую энергию движения тела или его частей (сгибание, приземление) в этих движениях можно проявить большую силу, чем в преодолевающем режиме, так при приземлении в прыжках в длину мышцы совершают работу в 2 раза большую, чем при отталкивании.

в.взрывную силу – это способность проявлять большую силу в минимальный отрезок времени – нарастание силы во времени. Здесь усилия связаны с быстрым преодолением отягощений или сопротивлением с ускорением движения (прыжки, метания, удар и т.д.).

Главной задачей для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, является всестороннее развитие силы и обеспечение проявлений ее в различных видах деятельности. Частными задачами являются: развитие различных видов силы; гармоничное укрепление всех мышечных групп; умение рационально использовать силу в различных движениях.

При нарушении обмена веществ (в частности, белкового), при дисгармоничном физическом развитии, в результате недостаточной массы тела, зачастую наблюдается общая мышечная слабость. Собственно силовые упражнения в данном случае противопоказаны. При отклонениях в деятельности центральной нервной системы иногда наблюдается также общая мышечная слабость, мышечная гипотония (сниженный тонус). Это связано с повреждением структур мозга, обеспечивающих двигательные акты, а гипотония – с повреждением структур, обеспечивающих общую активность. Часто у студентов с общей мышечной гипотонией могут быть удовлетворительные показатели силы при динамометрическом обследовании, проводимом с целью оценки физического развития (сила кисти, становая сила). Выполнение же силовых упражнений, с участием больших мышечных групп, у них вызывает значительную трудность.

При отклонениях в состоянии здоровья со стороны нервной системы характерны также проявления слабости отдельных мышечных групп: одной половины туловища (руки, ноги), верхней части туловища (обеих рук) или нижней части туловища (обеих ног), одной конечности или изолированной мышечной группы, вплоть до ее атрофии. Часто наблюдается и повышенный тонус отдельных мышечных групп при одновременном снижении их силы. Все эти проявления слабости мышечной системы часто сопровождаются различными нарушениями в состоянии опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, чрезмерная подвижность суставов, деформация грудной клетки, конечностей, плоскостопие и др.

Для развития силовых качеств могут быть использованы следующие упражнения:

– упражнения с отягощением – набивным мячом, вес мяча для юношей от 1,5 до 2 кг, для девушек от 1 до 1,5 кг (применяются разнообразные броски набивного мяча из различных исходных положений – стоя, сидя, лежа);

– прыжки на одной, двух ногах попеременно, с мячом в руках и без мяча, прыжки с продвижением вперед; глубокие приседания с мячом;

– метания – мяча, камней, ядра (с места, с шага, с разбега, на дальность и в цель);

– игры с бегом и метанием – «Салки» с выбиванием (игра проводится с «осаливанием» играющих теннисным мячом), «Четыре стойки» и др., метание резиновых дисков на дальность;

– комбинированные упражнения на гимнастической скамейке, упражнения с гимнастической скамейкой, различные упоры, прыжковые упражнения с использованием гимнастической скамейки, прыжки с пола на скамейку, через скамейку, с упором о скамейку.

Необходимо помнить, что при низком уровне развития силы, связанном с нарушением деятельности центральной нервной системы, необходимо с большой осторожностью использовать упражнения, вызывающие напряжение позвоночника (значительные сдавливания, чрезмерные сгибания). Противопоказаны специальные силовые упражнения для мышц шеи, требующие больших напряжений позвоночника.

Силовые упражнения с участием ослабленных мышечных групп необходимо выполнять в сочетании с расслаблением мышц, тонус которых повышен. Начинать и завершать занятия необходимо релаксационными упражнениями. Используя упражнения для развития силы, следует учитывать состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов пищеварения и других систем организма. Силовые упражнения, особенно статического характера, способствуют повышению кровяного давления и могут оказать неблагоприятный эффект при соответствующей предрасположенности к заболеванию. В этих случаях, для развития силы, целесообразно использование упражнений с участием малых мышечных групп. Необходимо следить за реакцией артериального давления и не вызывать его увеличения. Силовые упражнения отрицательно влияют на состояние органов пищеварения, если они выполняются после приема пищи или натощак. Поэтому занятия физическими упражнениями необходимо проводить не раньше чем через 1,5 ч после приема пищи. При ослабленном организме не следует применять упражнения с предельным напряжением.

Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный отрезок времени.

Быстрота проявляется в трех основных формах:

а. быстроте ответного движения (двигательной реакции) на какой-либо внешний раздражитель;

б. скорости одиночного движения;

в. частоте движений в единицу времени.

Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в особенности касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррилируют с показателями скорости движений. Есть основания считать, что данные показатели выражают различные скоростные способности. Сочетание этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты. Практически, наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т.д.), а не элементарные проявления быстроты (Н.Г.Озолин, 2002).

Скоростные способности человека довольно специфичны. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно-сходных движениях. Так, значительное улучшение результата в прыжках с места обычно скажется положительно на показателях в спринтерском беге, толкании ядра и других упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение. В то же время на скорости плавания, удара в боксе, это, скорее всего, не отразится. Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом у физически слабо подготовленных людей (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2000).

В основе снижения качества быстроты чаще всего лежат те же причины, что и в основе снижения силы. Часто при общем низком качестве быстроты, проявляющем себя в целостных двигательных актах, можно наблюдать способность довольно быстро выполнять отдельные движения и реагировать на сигналы. При ослаблении организма страдают главным образом скоростные сила и выносливость, требующие сочетания нескольких качеств и проявляющиеся, например, в беге на короткие дистанции. Эти качества отстают в развитии при отклонениях в состоянии сердечно-сосудистой системы, так как их формирование происходит под влиянием физических упражнений, выполняемых с максимальной интенсивностью. Скоростные качества в целом снижаются при ослабленном функциональном состоянии центральной нервной системы, когда теряется способность к быстрой реакции, смене процессов торможения и возбуждения.

Для развития быстроты студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, следует применять:

– разнообразные упражнения, связанные с быстрым реагированием на сигналы и выполнением движений в высоком темпе;

– различные виды беговых упражнений;

– эстафеты на разные отрезки дистанции (юноши 4х25 м, 4х30 м – 2–3 раза; девушки 4х15 м, 4х20 м – 1–2 раза);

– ускорения с низкого старта (юноши на дистанцию 20–30 м – 2–3 раза; девушки 15-20 – 1–2 раза);

– бег обычный, переходящий в равномерное ускорение (юноши на дистанцию 40–45 м – 2–3 раза; девушки 20-25 м – 2–3 раза), после ускорения продолжается бег по инерции 10–15 м;

– бег в игровых ситуациях, например, во время игры в баскетбол быстрое передвижение и внезапные остановки, пробежки вперед, назад, вправо, влево;

– игра в баскетбол по упрощенным правилам и с сокращенным временем (юноши 15–20 мин; девушки 8-10 мин, включая отдых); элементы игры в футбол на малой площадке (юноши), игра в бадминтон (девушки);

– ведение мяча, быстрая передача мяча партнеру, внезапные остановки при беге с мячом; короткие пробежки вперед, назад, в сторону.

Все вышеперечисленные упражнения способствуют развитию быстроты, скоростной выносливости и общей выносливости организма. Параллельно оказывается тренирующее воздействие на кардио-респираторную систему, что способствует повышению адаптации организма к физическим нагрузкам.

При развитии скоростных качеств повышается опасность травматизма, особенно при отклонениях в состоянии опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Наиболее часто наблюдаются травмы позвоночника, связок и мышц конечностей, возникновение сердечной недостаточности, гипо– и гипертонические реакции. Поэтому важно перед занятиями, направленными на развитие скоростных качеств, специально готовить опорно-двигательный аппарат подводящими (согревающими) упражнениями. Нельзя проводить занятия в холодных помещениях и на морозе, а также при наличии симптомов общего утомления. Целесообразно выполнять упражнения интервальным методом с достаточно продолжительным отдыхом между ними. Не следует использовать упражнения, облегчающие проявление скорости, такие, как бег под гору, дополнительные тяги и т.д.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость может быть общей и специальной. Общая гибкость – это подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – значительная или даже предельная подвижность в отдельных суставах, применительно к требованиям избранного вида спорта.

У студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, зачастую наблюдается пониженный мышечный тонус и повышенный уровень развития гибкости, чрезмерная подвижность в суставах. В таких случаях следует повысить мышечный тонус, укрепить связочный аппарат. Снижение гибкости часто связано с поражением нервной системы и костно-суставного аппарата. Особого внимания требует ограничение подвижности в позвоночнике, которое может быть связано с родовой травмой. При этом наблюдаются признаки поражения спинного мозга: парезы, деформации конечностей, нарушения осанки и т.д. Использование средств, направленных на развитие гибкости, в этих случаях должно быть очень осторожным и проводиться только после специального неврологического обследования. Недопустимо использовать движения, выходящие за пределы нормы подвижности, применять методы дополнительного усилия. Слабая подвижность в суставах конечностей также может быть связана с повреждением центральной нервной системы, повышенным тонусом мышц или их атрофией, с повреждением периферических нервов, заболеванием суставов. В этих случаях важно разностороннее воздействие на мышечную систему: расслабление одних и укрепление других мышц. Следует с осторожностью использовать упражнения с раскачиванием и дополнительным усилием из-за возможных травм связочного аппарата.

Ловкость – способность быстро и точно координировать движения. Связана она с комплексом физиологических и психических факторов и представляет собой способность к движению и состояние организма. Ловкость бывает общей и специальной.

Проявление ловкости затруднено, главным образом, при отклонениях в состоянии центральной нервной системы. Одним из недостатков развития этого качества является отсутствие точности движений, плохое удержание равновесия.

Для развития ловкости могут быть использованы следующие упражнения:

– выполнение элементов акробатики как для юношей, так и для девушек – прыжки опорные (высота для юношей 1 м 10 см, для девушек 1 м), различные наскоки в упор присев, соскоки прогнувшись, с поворотом тела на 180°, с хлопками рук за спиной, над головой, справа, слева, прыжки со сгибанием правой, левой ноги, с разведением ног в стороны; прыжки с пружинного мостика, отработка техники наскока на мостик и соскока с мостика;

– подвижные игры (в зависимости от диагноза и физической подготовленности), например, «Борьба за мяч», «Мяч капитану», «Салки», «Пятнашки» и т. д.; различные элементы спортивных игр: баскетбол, волейбол;

– эстафеты с бегом, прыжками, с передачей предметов, с лазанием по гимнастической стене и подлезанием под снаряды («коня, «козла»);

– упражнения, развивающие способность удерживать равновесие.

В случаях поражения нервной системы, при использовании упражнений необходимо помнить о трудностях преодоления недостатка координации и возможных травмах (падениях). Поэтому необходимо уделить особое внимание усилению зрительного и слухового контроля, обеспечению надежной страховки.





Приложение 3.

Требования предъявляемые при проведении занятия физической культуры со студентами специальной медицинской группы (СМГ)


1. Обучение рациональному дыханию.

Дети, занимающиеся в этой спецгруппе, как правило, страдают гипоксией, поэтому необходимо, в первую очередь, обучить их правильному дыханию. Это очень важная и трудная задача. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от уроков физкультуры. Обучать правильному дыханию следует в статических положениях и во время движения.

При выполнении упражнений, способствующих расширению грудной клетки, делать вдох. Из анатомически выгодных положений, способствующих сдавливанию диафрагмы (сжатию грудной клетки), всегда делать выдох. Следить, чтобы выдох был полнее. После выполнения таких упражнений, как смешанные висы, упоры и т.д.,

Обязательно должны использоваться дыхательные упражнения (обращать внимание на полный и своевременный выдох).

Обучение рациональному дыханию способствует:

а) быстрейшему устранению нарушений функций дыхательной системы;

б) улучшению окислительно-восстановительных процессов в организме;

в) повышению адаптации к физическим и умственным нагрузкам;

г) общему оздоровлению и гармоничному развитию детского организма.

При незначительной мышечной нагрузке вдох всегда следует делать через нос, а выдох — через рот. Вдох через рот выполняется только в тех случаях, когда требуется быстро пропустить в легкие большое количество воздуха, а также при интенсивных физических нагрузках.

Начинать обучение рациональному дыханию надо с первых уроков, используя самые простые упражнения и задания: вдох через нос и выдох через рот; вдох и выдох через нос; дыхание при различных движениях руками; дыхание во время приседаний и полуприседаний; дыхание при выполнении различных поворотов и наклонов туловища; дыхание во время ходьбы в различном темпе с различными сочетаниями количества шагов и вдоха — выдоха (например: на 3 шага — вдох, на 3 — выдох; на 4 шага — вдох, на 4 — выдох; на 2 шага — вдох, на 2 шага — выдох; на 3 шага — вдох, на 4 — выдох; на 2 шага — вдох, на 3 шага — выдох и т.д.). Обращать внимание учащихся на то, что чем активнее выдох, тем глубже вдох.

Дыхательные упражнения можно использовать как средство, снижающее нагрузку. Соотношение дыхательных упражнений и обще-развивающих может быть следующим: 1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5. Если это соотношение не обозначено в плане урока, то учитель включает дыхательные упражнения в зависимости от состояния учащихся и характера предыдущей деятельности.

2. Формирование правильной осанки и ее коррекция.

Соблюдение этого требования имеет не только эстетическое, но, главным образом, физиологическое значение для ослабленных детей. Правильная осанка обеспечивает нормальную деятельность опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, способствует более экономному расходованию энергии при выполнении физических нагрузок. Формирование осанки — процесс длительный, который осуществляется на протяжении всего периода роста детского организма. Поэтому, помимо систематического выполнения предусмотренных программой специальных упражнений для осанки, учитель должен в течение урока обращать внимание учащихся (как в статических позах, так и при движении) на оптимальное положение головы, правильность работы рук, туловища и ног, поощряя правильную позу и помогая исправлять ошибки.

3. Индивидуальный подход к занимающимся.

Это одно из основных требований к занятиям в специальной медицинской группе. В данной группе могут находиться дети разных возрастных групп (младшей, средней и старшей) с различными недугами, с разной степенью их проявления и с различной адаптацией к физическим нагрузкам.

Очень трудно подобрать упражнения, которые одновременно подходили бы для всех учащихся и возрастных групп. Эту задачу решает учитель за счет наиболее рационального построения занимающихся, гибкой и дифференцированной методики обучения, выбора оптимальных исходных положений, степени напряжения, амплитуды движений, дозировки нагрузки, за счет усложнения или упрощения упражнений и т.д. Например, в таблице 5 представлена рекомендуемая динамика нагрузок на занятиях оздоровительным бегом и ходьбой в подгруппе А.

4. Урок должен быть эмоционально окрашенным.

Один из важных факторов реабилитации ослабленных детей состоит в следующем: на уроках физкультуры они должны забыть о своих недугах, почувствовать себя такими же полноценными как и здоровые дети. Уроки в специальных мед.группах должны стать уроками бодрости, мышечной радости, эстетического наслаждения. Хорошая спортивная форма, манеры поведения учителя — все это создает у занимающихся положительный настрой.

Кроме посещения уроков физкультуры в группе рекомендуются и другие формы физической культуры в режиме дня, которые в общей сложности равны (или даже превышают) двигательной активности на уроках:

- утренняя гигиеническая гимнастика;

- специальные комплексы упражнений, составленные учителем физкультуры
совместно с врачом;

- гимнастика до уроков;

- пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры, посещение бассейна (оздоровительное плавание);

- походы выходного дня;

- дни здоровья;

- закаливающие процедуры (воздушные ванны, души, обливания и др.).



Приложение 4. Контроль при занятиях физическими упражнениями


Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей по физической культуре для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузка, методы) и факторами изменения, которые происходят у студентов в состоянии здоровья, физического развития, физической подготовленности и т.д.

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.

В практике занятий по физической культуре используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.

1. Предварительный контроль проводится в начале учебного года (семестра). Он предназначен для определения уровня здоровья и физического развития, физической и технической подготовленности студентов, готовности к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала, выполнению нормативных требований учебной программы и т. п.). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием студентов (например, готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные такого вида контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма студентов на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности студента после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего контроля служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одного семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физической нагрузки студентов.

5. Итоговый контроль проводится в конце семестра для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса занятий физической культурой и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья студентов, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Методы контроля. В практике занятий физическими упражнениями применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятиях по ЧСС и др. Большую информацию преподаватель получает с помощью метода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за студентами, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.).





Приложение 5.

Организационно-методическое руководство физическим воспитанием учащихся

с различными отклонениями в состоянии здоровья

Необходимым условием для гармоничного развития учащегося является правильная организация физического воспитания, т.е. урока физкультуры. От правильности его проведения во многом зависит решение задач физического воспитания. Особого внимания требует организация физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ. А эта проблема во многих учебных заведениях до настоящего времени не решена. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультурой, в то время как именно они в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической культуры. Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми детьми и предъявляют директорам, педагогам и медицинским работникам большие требования. Это дети разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

Особенности построения урока :

Занятия в специальной медицинской группе строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторения. Важен индивидуальный подход к занимающимся и систематичность воздействий. Учащиеся СМГ, как правило, малоподвижны, стеснительны, не координированы, легко ранимы, боятся насмешек. Занятие состоит из четырёх частей и длится 30-40 мин.

Вводная часть (2-3 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса.

Подготовительная часть (10-12 минут). Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основного задания. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание следует обратить на глубину и равномерность дыхания. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивные нагрузки. Чтобы сохранить достаточную мышечную нагрузку и не допустить утомления учащихся, следует использовать принцип «рассеивания» нагрузки. Специальные дыхательные упражнения, позволяют уменьшить степень функционального напряжения организма. Каждое упражнение повторяется сначала 4-5 раз, затем 6-8 раз (упражнения для крупных мышц рук, ног и туловища......).Имея индивидуальные карточки по заболеваниям, учащиеся самостоятельно выполняют упражнения .

Основная часть (12-15 минут). Предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного материала. Решается главная задача: воспитание основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление. Игры, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части урока.

Заключительная часть (5 минут). Включает дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Основная задача привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и ЧСС.

В заключительной части урока рекомендуется включать упражнения на те группы мышц, которые не были задействованы на уроке, а также упражнения на внимание и формирование правильной осанки. Необходимо подвести итоги сделанного на уроке, заострить внимание учащихся на их успехах и обязательно задать на дом упражнения соответственно медицинским рекомендациям по профилю заболевания.



Ведущим принципом в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, что предполагает:

  • дозирование нагрузки на уроке за счет усложнений или упрощения упражнений;

  • учет противопоказаний к занятиям отдельными видами упражнений;

  • подсчет пульса на каждом уроке.

Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформлен, чтобы дети забыли о своих недугах и смогли бы реализовать свои физические возможности. Учащиеся СМГ - от сдачи любых нормативов освобождаются.