8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Самарский энергетический колледж »
| УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _____________ /_____________/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
| Заместитель директора по учебной работе _____________ /_____________/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
| Заместитель директора по учебной работе _____________ /____________/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
______________________________ОП 01. Геодезия_________________________________
программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям (специальности):
__________________________21.02.08 Прикладная геодезия_________________________
Самара, 2016 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией ____________ Протокол № от «___» _____ 20 г. Председатель ПЦК ___________ / ______________ / (подпись) (Ф.И.О.) | |
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель ПЦК ____________ / _____________ / (подпись) (Ф.И.О.) | |
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель ПЦК ____________ / ____________ / (подпись) (Ф.И.О.) | |
Автор ___________ /_______________/ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ______ 20 г. | Эксперт _________ /_______________/ (подпись) (Ф.И.О.) ___________________________ (ученая степень или звание, должность, наименование организации, научное звание) |
Дата актуализации | Результаты актуализации | Подпись разработчика |
1.10.2016 | актуализирована | |
| | |
| | |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01. Геодезия разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования,
федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 21.02.08 Прикладная геодезия,
рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины ………… | 5 |
1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………... | 5 |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ……………………. | 5 |
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……... | 6 |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины . | 6 |
2. Содержание учебной дисциплины и тематическое планирование ……………………………………………………. | 8 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы …………. | 8 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ……… | 9 |
2.3. Содержание профильной составляющей …………………………. | 10 |
3. Условия реализации учебной дисциплины ………… | 10 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ………………………………………………………… | 10 |
Приложение 1 ……………………………………………………….. | 12 |
Приложение 2 ……………………………………………………….. | 13 |
Приложение 3 ……………………………………………………….. | 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 01 Геодезия
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО –
программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по
специальности среднего профессионального образования: 21.02.08 Прикладная геодезия технического профиля профессионального образования.
Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим профилем профессионального образования.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса _________ на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина Геодезия для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины Геодезия имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами математика, информатика и профессиональными дисциплинами.
Изучение учебной дисциплины Геодезия завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь
- читать топографическую карту и решать по ней технические задачи;
- выполнять геодезические измерения на местности (горизонтальных и вертикальных углов, длин линий, превышений);
- работать с топографо-геодезическими приборами и системами;
- создавать съемочное обоснование и выполнять топографические съемки;
- выполнять первичную математическую обработку результатов измерений и оценку их точности;
- составлять и вычерчивать топографические планы местности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- топографическую карту;
- топографо-геодезические приборы и правила их эксплуатации;
- методы угловых и линейных измерений, нивелирования;
- основные методы создания съемочного обоснования и проведения топографических съемок;
- условные знаки топографических планов и карт;
- приближенные методы математической обработки результатов геодезических измерений (уравнивания) и оценку их точности.
- виды геодезических измерений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающего - 192 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 128 часов, самостоятельной работы обучающегося - 64 часов. В том числе часов вариативной части учебных циклов ППССЗ не предусмотрено.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 192 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 128 |
в том числе: | |
лабораторные и практические занятия | 40 |
контрольная работа | |
Самостоятельная работа обучающего (всего) | 64 |
выполнение практических заданий по тематике внеаудиторной самостоятельной работы | |
Индивидуальное задание | |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы геодезии».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Топографические планы, карты и чертежи | | 62 | |
Тема 1.1. Форма и размеры Земли | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
1 | Предмет и задачи геодезии. Понятие о форме и размерах Земли. Геоид. Эллипсоид. Референц – эллипсоид Крассовского. |
Тема 1.2. Системы координат и высот | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
1 | Системы координат применяемые в геодезии: географическая, прямоугольная, полярная, биполярная. Зональная система плоских прямоугольных координат. Высоты точек земной поверхности. |
Практические занятия | 2 | |
1 | Снятие координат по карте |
Тема 1.3. Элементы ориентирования | Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
1 | Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты, склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы связи между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение меридианов. Формулы передачи дирекционного угла. |
Практические занятия | 2 | |
Решение задач на ориентирование линии |
Тема 1.4. Разграфка и номенклатура топографических карт | Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
1 | Международная разграфка и номенклатура. Прямоугольная разграфка планов крупных масштабов. |
| Практические занятия | 2 | |
Определение масштаба по номенклатуре. Определение номенклатуры. |
Тема 1.5. Рельеф и его изображение | Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
1 | Основные формы рельефа. Горизонтали и их свойства. Задачи, решаемые на топографических картах с горизонталями. |
Практические занятия | 2 | |
Определение отметок точек. Построение профиля местности. |
Тема 1.6. Масштабы | Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
1 | Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Методика решения стандартных задач на масштабы. |
Практические занятия | 2 | |
Решение задач на масштабы. Перевод численного масштаба в именованный, расчет точности масштаба. Определение длин отрезков на плане в мерах длины на местности и откладывание заданных длин на плане. |
Самостоятельная работа: решение упражнений и задач. Снятие географических и прямоугольных координат по карте. построение графиков масштабов. Построение на графиках линий в различных масштабах. Решение задач. составление схем по углам ориентирования. Решение задач. чтение рельефа с помощью горизонталей | 20 | |
Раздел 2. Линейные измерения. | | 16 | |
Тема 2.1. Линейные измерения | Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
1 | Методика измерения длин линий. Точность измерений, факторы, влияющие на точность измерений линий. Компарирование. Учет поправок за компарирование, температуру, наклон линий. Контроль линейных измерений. Методика типовых задач. |
Практические занятия | 2 | |
1 | Измерение длин линий |
| Самостоятельная работа: | 10 | |
Компарирование. Учет поправок за компарирование, температуру, наклон линии. Оценка качества линейных измерений. |
Раздел 3. Угловые измерения. | 26 | |
Тема 3.1. Угловые измерения | Содержание учебного материала | 10 | 1-2 |
1. | Основные части и оси теодолита. Требования к взаимному положению осей и плоскостей. Поверки теодолита. Устройство теодолита, уровней, зрительной трубы, сетки нитей, отсчетного приспособления. Правила обращения с теодолитом. |
2. | Технология измерения горизонтального угла. Факторы, влияющие на точность измерения горизонтального угла. Требования к точности центрирования и визирования. Современные теодолиты: оптический и электронный. |
Практические занятия | 4 | |
1. | Изучение устройства теодолита. Поверки и юстировки теодолита. |
2. | Измерение горизонтальных углов. |
Самостоятельная работа | 8 | |
Изучение устройства теодолита. Изучение поверок и юстировок теодолита. |
Раздел 4. Съемочные сети. | | 46 | |
Тема 4.1. Проложение теодолитного хода | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
1. | Виды теодолитных ходов. Методика проложения теодолитного хода. |
Тема 4.2. Прямая и обратная геодезическая задача. Неприступное расстояние. | Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
Прямая и обратная геодезическая задача Схема для решения неприступного расстояния |
Практические занятия | 2 | |
1. | Решение прямых и обратных геодезических задач. Вычисление неприступных расстояний |
Тема 4.3. Уравнивание теодолитного хода | Содержание учебного материала | | |
1. | Вычисление угловой невязки и оценка её качества. Уравнивание углов. Вычисление дирекционных углов и румбов сторон. Вычисление приращений координат. Вычисление линейных невязок. Уравнивание приращений. Вычисление координат вершин теодолитных ходов. | 6 | 1-2 |
Практические занятия | 8 | |
1. | Уравнивание замкнутого теодолитного хода. |
2. | Уравнивание разомкнутого теодолитного хода. |
Тема 4.4. Накладка точек теодолитного хода на план | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
1. | Построение координатной сетки при помощи линейки Дробышева. Оцифровка сетки. Нанесение точек хода по координатам. |
Практические занятия | 2 | |
1. | Накладка точек по координатам |
Самостоятельная работа: | 14 | |
Принцип рекогносцировки. Решение прямых и обратных геодезических задач. Вычисление неприступных расстояний Вычисление угловой невязки (задачи). Оценка качества линейных измерений. Передача дирекционного угла сторон теодолитного хода. Выполнение индивидуального задания по теме «Нанесение точек теодолитного хода на план. Построение координатной сетки, ее оцифровка, нанесение точек хода по координатам на план». |
Раздел 5. Нивелирование | | 42 | |
Тема 5.1. Способы нивелирования | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
1. | Сущность геометрического, тригонометрического нивелирования. |
Тема 5.2. Устройство и поверки нивелира | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
1. | Устройство и поверки нивелира. Устройство и исследование нивелирных реек. |
Практические занятия |
1. | Устройство, поверки и юстировки нивелира. | 4 | |
Тема 5.3. Способы нивелирования | Содержание учебного материала | 12 | 1-2 |
1. | Нивелирование III и IV класса. Методика работы на станции. Журнал нивелирования. |
2. | Уравнивание нивелирного хода. |
3. | Определение превышений по углу наклона и горизонтальному проложению. |
4. | Тахеометрическая таблица |
Лабораторная работа | 8 | |
1. | Определение превышений. | | |
2. | Обработка журнала нивелирования. |
3. | Уравнивание нивелирного хода. |
4. | Определение превышений наклонным лучом. |
Самостоятельная работа: |
Изучение темы «Физическое нивелирование (барометрическое, гидростатическое)». Рефераты: «Нивелир – инструмент для определения превышений» Способы определения превышения – способ «вперед». Определение превышений с помощью тахеометрических таблиц | 12 | |
| Итого | 192 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
2.3. Содержание профильной составляющей
Для специальности 21.02.08 Прикладная геодезия профильной составляющей для раздела 1…….. являются следующие дидактические единицы:
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Геодезии и математической обработки геодезических измерений».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий «Основы геодезии»;
Технические средства обучения:
- комплекты теодолитов: 2Т30, PROF X15;
- комплекты нивелиров: Н3, ADA BASIS;
- мерный комплект;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Геодезия, учебник для вузов(под ред. Михеева Д.Ш.) Изд. 5-е , испр. 9-е, Изд. Академия , 2008
Киселев М.И.; Михелев Д.М. Геодезия – М. Академия, 2009г.
В.Ф.Перфилов, Р.Н.Скогорева , Н.В.Усова. Геодезия – М. «Высшая школа», 2008 г.
Г.Г. Поклад. Практикум по геодезии – М.Академический проект, 2011г.
Паспорт теодолит 2Т30
Паспорт Нивелир Н-3
Руководство по эксплуатации. Оптический нивелир ADA BASIS
Руководство по эксплуатации. Оптический теодолит PROF X15
Дополнительные источники:
1. Кушнин И.Ф. Геодезия/Учебно-практическое пособие – М.: Издательство ПРИОР, 2001
2. Клюшин Е.Б. и др. Инженерная геодезия/Учебник для ВУЗов – М.: Высшая школа, 2000
3. Новак В.Г., Лукъянов В.Ф. и др. Курс инженерной геодезии, М., Недра, 1989.
4. Неумывакин Ю.К., . Практикум по геодезии М.: Колос, 2008
7. Фельдман В.Д., Михелев Д.Ш. «Основы инженерной геодезии» -М., Высшая школа, 1999
10. СНиП 3.01.03 – 84 Геодезические работы в строительстве
13. ГОСТ 10528 – 90* Нивелиры. Общие технические условия.
14. ГОСТ 10529 – 96* Теодолиты. Общие технические условия.
15. ГОСТ 7502 – 98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- читать ситуацию на планах и картах; - определять положение линий на масштабе; - решать задачи на масштабы; - решать прямую и обратную геодезическую задачу; - пользоваться приборами и инструментами, используемые при измерении линий, углов и определения превышений; - проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки и геометрического нивелирования | Оценка результатов выполнения лабораторных работ и практических занятий, самостоятельной работы; опрос. |
Знания: | |
- основные понятия и термины, используемые в геодезии; - назначение опорных геодезических сетей; - масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба; - систему плоских прямоугольных координат; - виды геодезических измерений; - приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений | Оценка результатов выполнения практических занятий, самостоятельной работы и расчетно-графических работ; опрос. |
Приложение 1
Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы и методы обучения | формируемые универсальные учебные действия |
| Форма и размеры Земли | 2 | Презентация на основе современных мультимедийных средств | |
| Системы координат и высот | 2 | Презентация на основе современных мультимедийных средств | |
| Элементы ориентирования | 2 | Презентация на основе современных мультимедийных средств | |
| Разграфка и номенклатура топографических карт | 2 | Презентация на основе современных мультимедийных средств | |
| Рельеф и его изображение | 2 | Игровое проектирование | |
| Масштабы | 2 | Презентация на основе современных мультимедийных средств | |
| Линейные измерения | 2 | Интерактивные лекции | |
| Проложение теодолитного хода | 2 | Игровое проектирование | |
| Накладка точек теодолитного хода на план | 2 | Игровое проектирование | |
| Способы нивелирования | 2 | Интерактивные лекции | |
| Устройство и поверки нивелира | 2 | Презентация на основе современных мультимедийных средств | |
| Способы нивелирования | 2 | Презентация на основе современных мультимедийных средств | |