СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области
Бутурлиновский филиал ГБПОУ ВО «ГПК»

Утверждаю Директор Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК» ___________ Л.В.Петренко Приказ от «___» ________ 2016 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



МДК.02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Курсов переподготовки по специальности 44.02.01.Дошкольное образование.



)



Автор: Дорохина Л.А.








Бутурлиновка
2016 г.



Пояснительная записка
МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом является составной частью ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей. Данный курс является частью педагогической подготовки студентов в области дошкольного образования и рассматривает вопросы, связанные с музыкальным развитием детей дошкольного возраста. Это объясняется значимостью музыки как вида искусства, ее ролью в становлении и развитии личности ребенка.
Цель курса – овладение будущими воспитателями основами работы по музыкальному развитию детей, знаниями, умениями и навыками, значимыми для данной профессии, необходимыми компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
Основные задачи курса: 1.Знакомство студентов с содержанием и технологией музыкального воспитания в ДОО. 2.Формирование практических умений и навыков в организации музыкальной деятельности детей на занятиях, вне занятий и различных форм культурно - досуговой деятельности с использованием музыки. В результате изучения МДК студенты должны овладеть профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области дошкольного образования. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт: -планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей; -организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические); -организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности; -организации и проведении развлечений; -участия в подготовке и проведении праздников в образовательном учреждении; -наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей, организации проведения праздников и развлечений; -наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников; -разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей; уметь: - определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей; - определять педагогические условия организации общения детей; - играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей; - использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой; - общаться с детьми и использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении; -организовывать детский досуг; - осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров; – петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать; - анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы; - анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции; - анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений; знать: - теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей; - сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста; - содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников; - психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста; - основы организации бесконфликтного общения детей и способы решения конфликтов; - теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников; - виды театров, средства выразительности в театральной деятельности; - теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей.

Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 10 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 6 часов;

из них 2 – теоретических, 4 – практических,

самостоятельной работы обучающегося 4 часа.

1.1. Музыка - искусство

Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

1.2. Музыка и ребёнок

Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по - своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому - либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем, и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции.

1.3.Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: 

  1. восприятие,

  2. исполнительства,

  3. творчество,

  4. музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому  важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ





Восприятие музыки специально созданной для слушания


Восприятие музыки в связи с ее исполнением


Музыкально дидактические игры

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО





Пение


Музыкально-ритмические движения


Игра на музыкальных инструментах

ТВОРЧЕСТВО





Песенное творчество


Музыкально – игровое и танцевальное творчество


Игра на музыкальных инструментах

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ





Знания общего характера


Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности



Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны  и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Другим   видом   музыкальной деятельности является детское исполнительство.   Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и  искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных пилах исполнительства.

В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимно заменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

1.4.Формы организации музыкальной деятельности

Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.

Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающий отстающему быстрее преодолеть трудности.

Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. п. Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими. Можно наметить примерную схему организации учебного процесса: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая внимание ребят, настраивать их на иное переживание в связи с меняющимся характером музыки. Вместе с тем сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает руководителю динамично и разнообразно вести обучение.


1.5.Роль воспитателя в процессе музыкального    воспитания детей дошкольного возраста 

          Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.  

         Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

Разучивать движения с отстающими детьми.

Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках,деревянных ложках и др.).

Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей. 

Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

  На музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач:   

 Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2.  Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.     

Распевание, пение:

1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);   

 Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —
упражнения на развитие творческой активности детей);

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

4.  Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

1.6.Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества.

Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ

 

Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

4. Организация педагогических совещаний

 

 

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

  

Общность профессионально-педагогических задач   как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.

 

Воспитатель детского сада

Музыкальный руководитель

Задачи мониторинга

 

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника.

2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса

детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие

дошкольника

 

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

 2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса  детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. 

 

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском

саду педагогических условий

на музыкальное воспитание

и развитие дошкольника 

Задачи педагогического проектирования образовательного процесса

 

Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.

Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач   воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития.Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учрежден

 

Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

 Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.

Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

 

Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ

Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка 

 Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности

 

Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

- увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

 

Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

- увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

10

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

6

в том числе:


лабораторные занятия

практические занятия

4

курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе


Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со справочниками; ознакомление с нормативными документами; исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники и Интернета

1

Для закрепления и систематизации: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом; составление плана и тезисов ответа; ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений, докладов, рефератов; составление кроссвордов; тестирование

1

Для формирования умений: составление сценария праздника, составление схем, комбинаций, танцев из освоенных движений; подготовка комплекса упражнений для разминки; использование аудио- и видеотехники, работа на компьютере

2

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины







п/п







Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка






Количество

часов

Всего по плану

Ттеоретические

Практические

Самостоятельная работа

1


2

3

4


5


6

7



10

6

2


4

4

1

Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника.

Роль воспитателя в организации и проведении самостоятельной музыкальной деятельности в группе



Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста


4


2

2


-

2

2

Слушание музыки. Пение.

3


2

-

2

1

3

Музыкально-ритмические движения.

Игра на детских музыкальных инструментах.

3


2

-

2

1




2.3. ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МДК 02.05 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКУМОМ.
1. Тема СР: Задачи музыкального воспитания. Задание для СР: Подготовить сообщение о значении музыки в воспитании детей.1ч. ПК5.3 ПК 5.4 ПК 5.5 ОК 1 ОК 3 ОК 4 ОК 7ОК 8 2. Тема СР: Руководство работой по музыкальному воспитанию Задание для СР: Подготовить сообщение на тему «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания на занятиях и в быту детского сада»1ч. ПК 2.2 ПК 5.2 ОК 1-ОК 11 3.Тема СР: Виды музыкальной деятельности Задание: Подготовить конспект теоретических вопросов «Виды музыкальной деятельности»2ч. ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5 ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 7
4.Тема СР: Праздники в ДОУ. Задание для СР: Разработать сценарий праздника, план подготовки к нему, эскизы оформлений. 4ч. Форма контроля: Демонстрация сценариев, просмотр и оценка, пополнение содержания портфолио. ПК 2.6 ПК 2.7 ПК 5.5 ОК 1 – ОК 11
3. условия реализации программы дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета (актового зала), в котором находятся: – фортепиано, доска, аудиовизуальные средства обучения; – рабочие места по количеству обучающихся; – рабочее место преподавателя; – нормативные документы по преподаваемой дисциплине; – печатные издания: учебники, учебно-методические пособия; – каталоги, справочники; – дидактические материалы для усвоения и закрепления знаний, выполнения самостоятельных и практических работ; – плакаты, схемы, модели, рисунки, таблицы; – фонд оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения в процессе текущей и промежуточной аттестации.



3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Барышникова Т. Азбука хореографии / Внимание дети!- М.: Рольф, 2001 Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: Учебно-методическое пособие по программе «Ритмическая мозаика».- СПб, 1994. Воронежский областной центр народного творчества «Танцуем вместе» Воронеж 2014 Гончарова О.В.,Богачинская Ю.С. Теория и методика музыкального образования - М. Академия 2012г Ветлугина Н.. Дзержинская Л., Комиссарова Л. Музыка в детском саду (подготовительная группа). – М.: Музыка, 1985 Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са - Фи - Дансе». Танцевальная игровая пластика для детей: Учебно-методическое пособие для преподавателей дошкольных и школьных учреждений. - СПб.: Детство - пресс, 2003г. Школа танцев для детей. – СПб.: Ленинградское издательство, 2009

Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

Пение.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так, называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Подробно методика работы с детским голосом была дана Н. А. Метловым.

Музыкально-ритмические движения.

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.) . Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.) . Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б. М. Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает». Для того чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Игра на детских музыкальных инструментах.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки.

В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

Детское музыкальное творчество.

Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

Таким образом, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, каждый из этих видов деятельности способствует музыкальному развитию дошкольников.



Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника.


В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.)
Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с педагогом-музыкантом.
Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т.п.).
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.
Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.
Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания.
Воспитатель обязан:
1). Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх;
2). Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;
3). Углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания магнитофонных записей.
4).знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;
5). Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.
В 1-ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие.
Во 2-ой части занятия при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной.
При пении а) в распевании не участвует, чтобы не сбить детей. Упражнения с разными группами детей в разных тональностях поёт с ними;
б) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии).
Но ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией.
При совершенствовании разучивания песни на 2-ом этапе первые занятия поёт песни с детьми, на 4 – 5-ом занятиях только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывает кивком головы правильное вступление.
При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3-ем этапе разучивания, воспитатель не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение – пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает третьего этапа исполнения без помощи взрослого.

В процессе музыкально-ритмических движений воспитатель:
а) в играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры.
б) В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончится, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнения для дальнейшего её совершенствования.
То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок.
Новую пляску парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет). В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель же делает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя, сидящего у рояля.
В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему.
В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором, воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

В 3-ей части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением занятий в младших группах), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.

Музыкальный руководитель обязан:

Проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методическими приёмами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада; проводить групповые(2-4чел.) и индивидуальные консультации, на которых воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, намечают содержание индивидуальной работы с детьми.


Роль воспитателя в организации и проведении самостоятельной музыкальной деятельности в группе.
(О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили "Музыкальное воспитание дошкольников")

1. Информационная функция.
1) Организовывать повторное прослушивание музыкальных произведений в группе, повторение песенного репертуара, элементов танцевальных движений.
2) Повторять в группе фрагменты праздничных утренников и развлечений.
3) Должен обращаться к произведениям, не звучащим на музыкальных занятиях
( сказки, озвученные музыкой).
4) Проводить некоторые досуги и развлечения самостоятельно (кукольный театр, инсценировки) или под руководством музыкального руководителя.
5) Владеть исполнительскими навыками и умениями во всех видах музыкальной деятельности, в т.ч. игре на детских музыкальных инструментах.
6) Знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приёмы.
7) Проводить работу с родителями.

2. Развивающая функция.
1) Поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности, активизировать самостоятельность и творческие проявления детей.
2) Помогать проводить различные виды занятий, особенно комплексные занятия.
3) Использовать музыку на других занятиях (ИЗО, художественное слово и т.д.)

3. Мобилизационная функция.
1) Знать музыкальный репертуар.
2) Уметь организовывать в увлекательной форме слушание музыки в группе.
3) Находить индивидуальный подход к каждому ребёнка.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Контрольные вопросы для самоподготовки.
Тема No1 «Значение музыки в воспитании детей» План: 1.Музыка как вид искусства. 2.Задачи музыкального воспитания детей. 3.Музыкальные жанры.
Тема No2 «Характеристика музыкальных способностей» План: 1.Понятия: музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одарённость. 2.Характеристика музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. 3.Развитие способностей в музыкальной деятельности. 4.Контроль за развитием музыкальных способностей.
Тема No3 «Виды музыкальной деятельности» План: 1.Понятие деятельности. 2.Восприятие. 3.Исполнительство. 4.Творчество. 5.Музыкально-образовательная деятельность.
Тема No4 «Формы организации музыкальной деятельности детей» План: 1.Общая характеристика форм организации музыкальной деятельности детей. 2. Понятие – занятие. 3. Виды музыкальных занятий. 4. Музыка в повседневной жизни детского сада. 5.Музыкальное воспитание в семье. 6. Учебно-исследовательское задание: разработайте конспект музыкального занятия какой-либо возрастной группы. Методические указания: Характеризуя основные формы организации музыкальной деятельности детей, раскройте особенности педагогического руководства в каждой организационной форме. Опишите особенности различных видов музыкальной деятельности в зависимости от организационных форм. Рассматривая виды музыкальных занятий, обоснуйте целесообразность применения занятия каждого вида. Раскрывая содержание каждой формы организации музыкальной деятельности детей, приведите примеры тематических бесед. При разработке конспекта занятия укажите возраст детей, цель занятия, дидактическую задачу, материал, опишите ход занятия.
Литература: 1.Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ.высш. и сред. Пед. учеб.заведений/О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили –3-еизд.,стереотип. -М.:Издательский центр «Академия», 2000. –240с. 2.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.-М.:Мозаика-Синтез,2005. 3.Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. –СПб.: Речь, образовательные проекты -М.: Сфера, 2009г
Тема No5 «Музыкально-ритмическая деятельность» План: 1.Общая характеристика ритмики. 2.Цель и задачи ритмики. 3.Виды ритмики. 4.Репертуар по ритмике. 5.Методика обучения ритмике в детском саду.
Тема No6 «Певческая деятельность» План: 1.Пение как вид исполнительства. 2.Виды певческой деятельности. 3.Цель и задачи певческой деятельности. 4.Песенный репертуар. Методические рекомендации: Охарактеризуйте певческую деятельностькак способ формирования музыкальности ребёнка. Раскрывая содержание певческой деятельности, расскажите о структуре певческой деятельности дошкольников и функциях её составных элементов. Уточните особенности певческого голоса детей дошкольного возраста. Дав характеристику певческой деятельности, обоснуйте её воспитательное значение. При освещении требований к подбору музыкального репертуара раскройте основные принципы отбора репертуара.
Литература: 1.Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ.высш. и сред. Пед. учеб.заведений/О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили –3-е изд.,стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2000. –240с. 2.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.-М., Мозаика-Синтез,2005. 3.Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. –СПб.: Речь, образовательные проекты -М.: Сфера, 2009г




Разработчик: ______________ /Л.А.Дорохина /