Управление образования и науки Тамбовской области.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Котовский индустриальный техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ.09 «Социальная психология»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Котовск, 2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование».
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Котовский индустриальный техникум (ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»)
Разработчик:
Подхватилина Н.В. преподаватель дисциплин ОГСЭ
______________
Рассмотрено на заседании ПЦК 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 28 августа 2012 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2012г, протокол №1, утверждена зам. директора по УР Г.И.Мовчко.
Председатель ПЦК _______________ Т.В. Третьякова
Зам. директора _______________ Г.И.Мовчко
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная психология
1.1. Область применения программы
Основная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», входящих в укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника», 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование», 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящих в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнологии», по направлению подготовки 240100 «Химическая технология».
Основная программа учебной дисциплины может быть использована в качестве основной по специальностям 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», входящих в укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника», 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование», 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящих в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнологии», по направлению подготовки 240100 «Химическая технология».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Социальная психология» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выделять социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, пользоваться социально-психологическими методами и методиками;
- владеть культурой профессионального общения, уметь выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности, применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению;
- анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах, управлять малой группой и обеспечивать эффективность ее деятельности, определять социально-психологический климат группы;
- выделять и диагностировать социально-психологические качества и типы личности; видеть перспективу своего личностного развития, уметь формировать свой жизненный план, владеть приемами самовоспитания личности;
- анализировать структуру конфликта, выявлять его причины, выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации, диагностировать “конфликтную личность”, оказывать позитивное воздействие на разрешение конфликта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, теоретические и прикладные задачи, основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей;
- социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;
- типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими;
- социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации;
- сущностные свойства конфликта, его социально-психологическую структуру, функции и динамику; причины конфликтов в организациях; стратегии поведения в конфликтной ситуации; пути урегулирования конфликтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 0 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | 0 |
подготовка рефератов и сообщений создание презентаций домашние работы | 6 14 4 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Социальная психология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии | | 4 | | |
Тема 1.1. Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии | Место социальной психологии в системе научного знания. Общество, сферы деятельности людей, институции, группы, личность как объекты социальной психологии. Специфика социально-психологического исследования. Типология методов, используемых в социальной психологии. Роль социальной психологии как науки в жизни общества. Сферы приложения социально-психологических знаний | 2 | 2 | |
Тема 1.2. История становления и развития социальной психологии | Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Становление социально-психологических идей в XX век. Становление отечественной социальной психологии. | 2 | 2 | |
Раздел II. Социальная психология общения и взаимодействия людей | | 8 | | |
Тема 2.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения | Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида и социальных общностей. Общение и деятельность. Оптимизация совместной деятельности через воздействие на процессы общения. Содержание общения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: написание рефератов | 2 | | |
| |
|
Тема 2.2. Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения | Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. | 4 | 2 | |
Тема 2.3. Психология воздействия в общении | Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Использование способов убеждающего воздействия в деловой беседе. Психологические основы ведения деловых переговоров. | 2 | 2 | |
Раздел III. Психология социальных сообществ | | 14 | | |
Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен | Типы и формы социальных объединений. Социальная структура и неструктурированная общность. Группа как социально-психологический феномен. Роль социальной группы в воздействии общества на личность. Группа как субъект деятельности. | 2 | 2 | |
| | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений | 2 | | |
Тема 3.2. Психология больших социальных групп и массовых социальных движений | Понятие больших социальных групп и массовых социальных движений. Стихийные большие социальные группы: толпа, публика, аудитория. Устойчивые большие социальные группы: социальные классы, этнические группы, нации, профессиональные группы, половозрастные группы. Структура психологии больших устойчивых групп, ее психический склад и эмоциональная сфера. Психология массовых социальных процессов и движений. | 4 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: написание рефератов | 2 | | |
Тема 3.3. Социальная психология малых групп | Понятие малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления. Явление конформизма в группе. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство в малых группах. Лидер и руководитель. Типы лидерства. Принятие лидера группой. Развитие малой группы. Стадии и периоды развития группы и критерии их выделения. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций | 4 | | |
Тема 3.4. Психология межгрупповых отношений | Межгрупповые отношения как объект исследования в социальной психологии. Деятельностный подход к исследованию межгрупповых отношений. Межгрупповое восприятие как социально-психологический предмет исследования межгрупповых отношений. Зависимость межгруппового восприятия от характера совместной деятельности. Возрастные аспекты межгрупповых отношений. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и докладов | 2 | | |
Раздел IV. Социальная психология личности | | 6 | | |
Тема 4.1. Социально-психологический портрет личности | Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением. Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии. Персонализация личности как стремление субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей (А.В.Петровский). | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: написание рефератов | 2 | | |
Тема 4.2. Социализация личности | Понятие социализации как двустороннего процесса. Теории социализации и развития личности. Процесс социализации как процесс становления личности. Три сферы становления личности: деятельность, общение, сознание. Стадии и институты процесса социализации. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и докладов | 2 | | |
Раздел V. Прикладные отрасли социальной психологии | | 16 | | |
Тема 5.1. Социальная психология семьи и семейного воспитания | Понятие семьи. Взаимосвязь и различие понятий “брак” и “семья”. Историческая эволюция брачно-семейных отношений. Функции семьи в обществе. Особенности современной семьи. Перспективы семьи. Социальная психология семьи. Создание семьи. Мотивы вступления в брак. Возрастная динамика семейных отношений. Типы семей и семейного воспитания. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций и сообщений | 4 | | |
Тема 5.2. Социальная психология асоциального поведения | Социально-психологические причины асоциального поведения, исследованные в отечественной психологии. Виды отклоняющегося поведения: агрессия, аномия, фрустрация. Социально-психологическая характеристика личности с отклоняющимся поведением. Психологические условия коррекции делинквентного поведения и негативных личностных проявлений подростков и юношей. Система профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций и сообщений | 2 | | |
Тема 5.3. Социальная психология конфликта | Конфликт как феномен социальной и духовной жизни человека. Диалектические теории конфликта Л. Коузера, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга. Конфликт как многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. Сущностные свойства конфликта. Основные элементы структуры конфликта. Типология конфликтов. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций и сообщений | 2 | | |
Тема 5.4. Методы активного социально-психологического обучения и развития | Межличностное взаимодействие в группе как главный фактор повышения эффективности социально-психологического обучения и развития личности и группы. Понятие активных групповых методов социально-психологического обучения и развития и их классификация: дискуссионные методы, игровые методы; сенситивный тренинг. | 2 | 2 | |
Тема 5.5. Итоговое занятие | Повторение и обобщение изученного материала | 2 | | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: учебные столы, учебные стулья
Технические средства обучения: компьютеры, слайд-проектор, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003.
2. Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002.
3. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999.
5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998.
6. Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984.
7. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001.
8. Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985.
9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996.
10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе М, 1985.
Дополнительные источники:
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
2. Белявский И. Г. Шкуратов В. А. Проблемы исторической психологии Ростов н / Д, 1982.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М МГУ 1982.
4. Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт! Новосибирск, 1989.
6. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990.
7. Вундт В. Проблемы психологии народов // Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ веков: Хрестоматия М., 1994.
8. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов н / Д, 1982.
9. Годфруа Ж. Что такое психология М., 1992.
10. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология Ростов н / Д 1996.
11. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М.,1980.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Студенты знают: - предмет, теоретические и прикладные задачи, основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; - социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека; - типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими; - социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации; - сущностные свойства конфликта, его социально-психологическую структуру, функции и динамику; причины конфликтов в организациях; стратегии поведения в конфликтной ситуации; пути урегулирования конфликтов. Умеют: - выделять социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, пользоваться социально-психологическими методами и методиками; - владеют культурой профессионального общения, уметь выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности, применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению; - анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах, управлять малой группой и обеспечивать эффективность ее деятельности, определять социально-психологический климат группы; - выделять и диагностировать социально-психологические качества и типы личности; видеть перспективу своего личностного развития, уметь формировать свой жизненный план, владеть приемами самовоспитания личности; - анализировать структуру конфликта, выявлять его причины, выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации, диагностировать “конфликтную личность”, оказывать позитивное воздействие на разрешение конфликта. | Входной контроль в форме: - тестирования по основополагающим понятиям дисциплины. Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса; - самостоятельной работы; - решения ситуационных задач; - тестирования по темам; - написания рефератов и творческих работ; - создания презентаций по выбранной тематике. Рубежный контроль в форме: - зачетов (письменной работы) по каждому разделу дисциплины. Итоговый контроль в форме зачета Оценка: - результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы.. |
7