СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.09 «Социальная психология»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины

ОГСЭ.09 «Социальная психология» 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.09 «Социальная психология»»

Управление образования и науки Тамбовской области.

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Котовский индустриальный техникум»



















Рабочая программа учебной дисциплины

ОГСЭ.09 «Социальная психология»





основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»















Котовск, 2012

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование».





Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Котовский индустриальный техникум (ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»)


Разработчик:

Подхватилина Н.В. преподаватель дисциплин ОГСЭ

______________



Рассмотрено на заседании ПЦК 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 28 августа 2012 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2012г, протокол №1, утверждена зам. директора по УР Г.И.Мовчко.


Председатель ПЦК _______________ Т.В. Третьякова


Зам. директора _______________ Г.И.Мовчко



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



1. паспорт РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная психология


1.1. Область применения программы

Основная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», входящих в укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника», 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование», 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящих в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнологии», по направлению подготовки 240100 «Химическая технология».



Основная программа учебной дисциплины может быть использована в качестве основной по специальностям 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», входящих в укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника», 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование», 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящих в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнологии», по направлению подготовки 240100 «Химическая технология».


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Социальная психология» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл дисциплин.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- выделять социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, пользоваться социально-психологическими методами и методиками;

- владеть культурой профессионального общения, уметь выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности, применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению;

- анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах, управлять малой группой и обеспечивать эффективность ее деятельности, определять социально-психологический климат группы;

- выделять и диагностировать социально-психологические качества и типы личности; видеть перспективу своего личностного развития, уметь формировать свой жизненный план, владеть приемами самовоспитания личности;

- анализировать структуру конфликта, выявлять его причины, выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации, диагностировать “конфликтную личность”, оказывать позитивное воздействие на разрешение конфликта.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- предмет, теоретические и прикладные задачи, основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей;

- социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;

- типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими;

- социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации;

- сущностные свойства конфликта, его социально-психологическую структуру, функции и динамику; причины конфликтов в организациях; стратегии поведения в конфликтной ситуации; пути урегулирования конфликтов.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 24 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лабораторные занятия

0

практические занятия

0

контрольные работы

4

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

0

подготовка рефератов и сообщений

создание презентаций

домашние работы

6

14

4

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Социальная психология



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения


1

2

3

4


Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии


4



Тема 1.1. Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии

Место социальной психологии в системе научного знания. Общество, сферы деятельности людей, институции, группы, личность как объекты социальной психологии. Специфика социально-психологического исследования. Типология методов, используемых в социальной психологии. Роль социальной психологии как науки в жизни общества. Сферы приложения социально-психологических знаний

2

2


Тема 1.2. История становления и развития социальной психологии

Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Становление социально-психологических идей в XX век. Становление отечественной социальной психологии.

2

2


Раздел II. Социальная психология общения и взаимодействия людей


8



Тема 2.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения

Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида и социальных общностей. Общение и деятельность. Оптимизация совместной деятельности через воздействие на процессы общения. Содержание общения.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся: написание рефератов

2






Тема 2.2. Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения

Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понимание друг друга партнерами по общению.

4

2


Тема 2.3. Психология воздействия в общении

Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Использование способов убеждающего воздействия в деловой беседе. Психологические основы ведения деловых переговоров.

2

2


Раздел III. Психология социальных сообществ


14



Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен

Типы и формы социальных объединений. Социальная структура и неструктурированная общность. Группа как социально-психологический феномен. Роль социальной группы в воздействии общества на личность. Группа как субъект деятельности.

2

2







Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений

2



Тема 3.2. Психология больших социальных групп и массовых социальных движений

Понятие больших социальных групп и массовых социальных движений. Стихийные большие социальные группы: толпа, публика, аудитория. Устойчивые большие социальные группы: социальные классы, этнические группы, нации, профессиональные группы, половозрастные группы. Структура психологии больших устойчивых групп, ее психический склад и эмоциональная сфера. Психология массовых социальных процессов и движений.

4

3


Самостоятельная работа обучающихся: написание рефератов

2



Тема 3.3. Социальная психология малых групп

Понятие малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления. Явление конформизма в группе. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство в малых группах. Лидер и руководитель. Типы лидерства. Принятие лидера группой. Развитие малой группы. Стадии и периоды развития группы и критерии их выделения.

4

2


Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций

4



Тема 3.4. Психология межгрупповых отношений

Межгрупповые отношения как объект исследования в социальной психологии. Деятельностный подход к исследованию межгрупповых отношений. Межгрупповое восприятие как социально-психологический предмет исследования межгрупповых отношений. Зависимость межгруппового восприятия от характера совместной деятельности. Возрастные аспекты межгрупповых отношений.

4

2


Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и докладов

2



Раздел IV. Социальная психология личности


6



Тема 4.1. Социально-психологический портрет личности

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением. Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии. Персонализация личности как стремление субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей (А.В.Петровский).

2

3


Самостоятельная работа обучающихся: написание рефератов

2



Тема 4.2. Социализация личности

Понятие социализации как двустороннего процесса. Теории социализации и развития личности. Процесс социализации как процесс становления личности. Три сферы становления личности: деятельность, общение, сознание. Стадии и институты процесса социализации.

4

2


Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и докладов

2



Раздел V. Прикладные отрасли социальной психологии


16



Тема 5.1. Социальная психология семьи и семейного воспитания

Понятие семьи. Взаимосвязь и различие понятий “брак” и “семья”. Историческая эволюция брачно-семейных отношений. Функции семьи в обществе. Особенности современной семьи. Перспективы семьи.

Социальная психология семьи. Создание семьи. Мотивы вступления в брак. Возрастная динамика семейных отношений. Типы семей и семейного воспитания.

4

2


Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций и сообщений

4



Тема 5.2. Социальная психология асоциального поведения

Социально-психологические причины асоциального поведения, исследованные в отечественной психологии. Виды отклоняющегося поведения: агрессия, аномия, фрустрация.

Социально-психологическая характеристика личности с отклоняющимся поведением. Психологические условия коррекции делинквентного поведения и негативных личностных проявлений подростков и юношей. Система профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

4

2


Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций и сообщений

2



Тема 5.3. Социальная психология конфликта

Конфликт как феномен социальной и духовной жизни человека. Диалектические теории конфликта Л. Коузера, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга.

Конфликт как многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. Сущностные свойства конфликта. Основные элементы структуры конфликта. Типология конфликтов. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов.

4

2


Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций и сообщений

2



Тема 5.4. Методы активного социально-психологического обучения и развития

Межличностное взаимодействие в группе как главный фактор повышения эффективности социально-психологического обучения и развития личности и группы. Понятие активных групповых методов социально-психологического обучения и развития и их классификация: дискуссионные методы, игровые методы; сенситивный тренинг.

2

2


Тема 5.5. Итоговое занятие

Повторение и обобщение изученного материала

2



3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: учебные столы, учебные стулья

Технические средства обучения: компьютеры, слайд-проектор, интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003.

2. Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002.

3. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999.

5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998.

6. Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984.

7. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001.

8. Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985.

9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996.

10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе М, 1985.

Дополнительные источники:

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

2. Белявский И. Г. Шкуратов В. А. Проблемы исторической психологии Ростов н / Д, 1982.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М МГУ 1982.

4. Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995.

5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт! Новосибирск, 1989.

6. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990.

7. Вундт В. Проблемы психологии народов // Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ веков: Хрестоматия М., 1994.

8. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов н / Д, 1982.

9. Годфруа Ж. Что такое психология М., 1992.

10. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология Ростов н / Д 1996.

11. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М.,1980.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Студенты знают:

- предмет, теоретические и прикладные задачи, основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей;

- социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;

- типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими;

- социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации;

- сущностные свойства конфликта, его социально-психологическую структуру, функции и динамику; причины конфликтов в организациях; стратегии поведения в конфликтной ситуации; пути урегулирования конфликтов.


Умеют:

- выделять социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, пользоваться социально-психологическими методами и методиками;

- владеют культурой профессионального общения, уметь выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности, применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению;

- анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах, управлять малой группой и обеспечивать эффективность ее деятельности, определять социально-психологический климат группы;

- выделять и диагностировать социально-психологические качества и типы личности; видеть перспективу своего личностного развития, уметь формировать свой жизненный план, владеть приемами самовоспитания личности;

- анализировать структуру конфликта, выявлять его причины, выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации, диагностировать “конфликтную личность”, оказывать позитивное воздействие на разрешение конфликта.

Входной контроль в форме:

- тестирования по основополагающим понятиям дисциплины.


Текущий контроль в форме:

- устного и письменного опроса;

- самостоятельной работы;

- решения ситуационных задач;

- тестирования по темам;

- написания рефератов и творческих работ;

- создания презентаций по выбранной тематике.


Рубежный контроль в форме:

- зачетов (письменной работы) по каждому разделу дисциплины.


Итоговый контроль в форме зачета


Оценка:

- результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы..





7