Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Строение органических веществ | 15,0 | | |
Тема 1.1. Элементный анализ органических веществ. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Предмет и задачи органической химии, связь с другими дисциплинами. Соединения углерода и их особенности. Значение органических соединений в жизни и деятельности человека. Перспективы развития и охрана окружающей среды | 1 | |
Лабораторные работы №1. Качественный элементный анализ органических веществ. | 1 | | |
Практические занятия Решение задач по установлению формул органических веществ | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. - Методы выделения и очистки органических веществ. Принципы качественного и количественного анализов ОВ. Установление формул органических веществ. - изучение природных источников органических веществ | 6 | |
Тема1.2. Общие вопросы строения органических веществ. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Основные положения, значение теории. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Изомерия. Строение атома s-элементов. Гибридизация. Валентные состояния атома углерода. | 1 | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) Типы органических реакций. Гомолитический и гетеролитический механизм разрыва связей. Понятие о радикалах, карбокатионах, карбоанионах. | 6 | |
Раздел 2. | Углеводороды | 48 | |
Тема 2.1. Алканы . | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Гомологический ряд, алканов, общая формула, строение молекулы метана, этана. Понятие о sp3 - гибридизации. Структурная изомерия. Алкильные радикалы. Рациональная и современная международная номенклатура (IUPAC) Природные источники и способы получения алканов. Физические свойства. | 2 | |
2 | Химические свойства. Радикальный механизм реакции замещения. Реакции: галогенирования, нагревание, сульфохлорирование, сульфоокисление, крекинг, изомеризация, окисление. Качественное отличие алканов от других УВ. | | 2 | |
Лабораторные работы № 2. Получение метана и исследование химических свойств метана и гексана при обычных условиях | 1 | | |
Практические занятия № 1. Упражнения по закреплению знаний номенклатуры, способов получения и свойств алканов. Решение задач по уравнению реакций. | 1 | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите Метан. Природный газ. Использование алканов в народном хозяйстве. | 6 | |
Тема 2.3. Алкены. | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Алкены: определение, общая формула, гомологический ряд, изомерия, номенклатура (рациональная и современная международная (IUPAC)). Строение молекулы этилена, двойная связь, характеристика связи. | |
2 | Способы получения в промышленности и лаборатории. Физические свойства. | 2 | |
Лабораторные работы № 3. Получение этилена и исследование его свойств. | 1 | | |
Практические занятия Закрепление знаний номенклатуры, способов получения и свойств алкенов: решение расчетных задач; решение заданий на взаимный переход алканов и алкенов. | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите -Химические свойства: этилена реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация, гидрогалогенирование, присоединение серной кислоты), правило В.В. Марковникова, механизм реакции электрофильного присоединения: реакции окисления (горение, действие КМnО4 на холоде и при нагревании); реакции полимеризации, качественные реакции на связь. Отдельные представители (этилен, пропилен). | 6 | |
Тема 2.4.Алкины. | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Алкины: признак, гомологический ряд, общая формула, изомерия, номенклатура (международная (IUPAC) и рациональная). Строение молекулы ацетилена. Тройная связь как сочетание одной π - и двух σ - связей. Способы получения. Физические свойства. | |
Лабораторные работы № 4. Получение ацетилена и исследование его свойств (действие бромной воды перманганата калия, аммиачного раствора нитрата серебра). | 1 | | |
Практические занятия № 2. Закрепление знаний номенклатуры и свойств. Взаимный переход алканов, алкенов, алкинов. Решение расчетных задач. | 1 | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите - Химические свойства (реакции присоединения, окисления, полимеризации, замещения водорода для ацетилена). Качественные реакции на тройную связь на примере ацетилена. | 6 | |
Тема 2.5. Диеновые углеводороды (алкадиены) | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Алкадиены: определение, общая формула, классификация, номенклатура. Диеновые углеводороды с сопряженными двойными связями. Строение молекул бутадиена-1,2. | |
Лабораторные работы | - | |
| |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - . Особенности химических свойств сопряженных диенов. Физические свойства и получения бутадиена-1,3 и изопрена | 4 | |
Тема 2.6. Ароматические углеводороды (арены) | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Бензол. Строение молекулы бензола. Признак ароматического состояния.Гомологи бензола: определение, общая формула гомологического ряда, изомерия 2-х и 3-х замещенных гомологов; тривиальные названия, международная номенклатура. Ароматические радикалы. Сырьевые источники способы получения. Физические и физиологические свойства. | |
Лабораторные работы № 5. Исследовать физические свойства бензола, толуола, нафталина и их способность к реакциям присоединения, окисления. | 1 | | |
Практические занятия №3. Закрепление знаний свойств ароматических углеводов, правил ориентации в бензольном кольце. | 1 | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите - Химические свойства бензола и его гомологов: реакции замещения (нитрование, галогенирование, сульфирование, алкилирование); механизм реакции электрофильного замещения; реакции присоединения водорода и хлора; реакции окисления. Ориентация при электрофильном замещении в бензольном ядре. Ориентанты 1-ого и 2-ого рода. Многоядерные ароматические углеводороды. Дифенил, нафталин. Строение молекул, номенклатура производных, получение и свойства | 6 | |
Тема 2.7. Нефть и продукты ее переработки. Контрольная работа №1. | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Нефть: состав, свойства, происхождение. Физические и химические способы переработки. Выделение из нефти. Крекинг. Ароматизация. Значение в народном хозяйстве. Каменный уголь как источник в химическом производстве. Понятие о коксовании угля. | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические занятия №4. | 1 | |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1 по разделу «Углеводороды» 1. Задание по номенклатуре. 2. Цепь взаимопревращений или сравнение свойств углеводородов. 3. Расчетная задача или задание на знание реакции Вюрца. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) -подготовка сообщений и презентаций по теме «Виды крекинга нефти. Продукты, получаемые из нефти. Риформинг и ароматизация нефти» | 6 | |
Раздел 3. | Соединения с однородными функциями | 39 | | |
Тема 3.1. Гидроксильные соединения и их производные | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Предельные одноатомные спирты. Понятие о функциональной группе, общая формула, гомологический ряд, изомерия, номенклатура (рациональная, международная). Общие способы получения. Физические свойства. Понятие о водородной связи. | |
2 | Фенол: определение, способы получения. Физические свойства. Химические свойства. Понятие о простых эфирах. | |
Лабораторные работы № 6. Исследование физических и химических свойств одноатомных и многоатомных спиртов. Исследование свойств фенолов. | 1 | | |
Практические занятия Составление структурных формул спиртов, закрепление знаний номенклатуры и свойств спиртов. | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите - Химические свойства спиртов: кислотные, основные, образование простых и сложных эфиров, дегидратация, окисление, дегидрирование. Отдельные представители: метанол, этанол. - Ненасыщенные одноатомные спирты. Алл иловый спирт, его получение и свойства. Многоатомные спирты: этиленгликоль, глицерин, получение, свойства, применение. Качественная реакция. | 6 | |
Тема 3. 2. Карбонильные соединения (альдегиды и кетоны). | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Функциональная группа, общая формула, гомологический ряд альдегидов и кетонов. Изомерия. Международная и рациональная номенклатура. Способы получения. Физические свойства.. | |
2 | | 2 | |
Лабораторные работы № 7. Исследование свойств альдегидов и кетонов. | 1 | |
| |
Практические занятия Составление структурных формул, закрепление знаний номенклатуры, способ получения и свойств альдегидов и кетонов. Решение расчетных задач. | | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите - Строение карбональной группы. Химические свойства: реакции замещения карбонильного кислорода и водорода; реакции присоединения; реакции полимеризации, конденсации, окисления; качественные реакции - Отдельные представители: формальдегид, ацетальдегид, ацетон. Ненасыщенные карбонильные соединения: акролеин, свойства, получение, взаимное влияние карбонила и двойной связи. | 6 | |
Тема 3. 3. Карбоксильные соединения (карбоновые кислоты и их производные). | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Карбоновые кислоты: функциональная группа, классификация. Одноосновные карбоновые кислоты: общая формула, гомологический ряд, изомерия, номенклатура (тривиальная, международная, рациональная), общие способы получения, физические свойства, водородная связь, диссоциация кислот, кислотные и ацильные остатки. Строение карбоксильной группы. Химические свойства кислот: образование солей, функциональных производных, замещение водорода, восстановление, окисление. | |
Лабораторные работы № 8. Изучение свойств одноосновных предельных и непредельных, двухосновных кислот. Мыло. Получение и исследование свойств производных карбоновых кислот. | 1 | | |
Практические занятия №5. Составление структурных формул, закрепление знаний свойств одноосновных кислот. | 1 | |
Контрольные работы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2 по разделу «Соединения с однородными функциями». 1.Задание по международной и рациональной номенклатуре моно- функциональных соединений 2. Осуществить цепь превращений или сравнить свойства веществ. 3. Решение расчетной задачи. | | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите Отдельные представители: муравьиная, уксусная, высшие жирные кислоты, мыло. Их получение, нахождение в природе, применение. Непредельные кислоты: акриловая кислота, получение, строение свойств. Взаимное влияние карбоксила и двойной связи. Двухосновные карбоновые кислоты, щавелевая кислота. Номенклатура, получение, физические и химические свойства. Особые свойства - отношение к нагреванию. Галогенангидриды карбоновых кислот. Хлорангидриды: строение, номенклатура, получение и свойства. Сложные эфиры карбоновых кислот: строение, номенклатура, получение и свойства. реакции этерификации. Физические и химические свойства. Липиды. Жиры в природе, строение и свойства Амиды и нитрилы кислот: строение, номенклатура, получение и свойства | 6 | |
| | 2 | |
Тема 3.4. Амины | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Амины: определение, классификация, изомерия, номенклатура. Получение. Физические свойства. Амины - органические основания. Химические свойства алифатических аминов. | |
Лабораторные работы Исследование свойств аминов на примере анилина. | - | | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите - Анилин. Способы получения. Реакция Н.Н. Зинина. Физические свойства. Применение. Химические свойства по функциональной группе и бензольному кольцу. Взаимное влияние. - Нитросоединения. Номенклатура. Способыполучения . Физические свойства. Химические свойства. | 6 | |
Тема 3. 5. Диазосоединения | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Ароматические диазосоединения, строение, номенклатура. Реакция диазосоединения и условия ее проведения. Физические свойства | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) . -Химические свойства: реакции, протекающие с выделением азота; реакция азосочетания. Красители. | 6 | |
Раздел 4. | ГЕТЕРОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ | 22 | | |
Тема 4.1. Углеводы | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Определение, общая формула, классификация углеводов. Нахождение в природе, применение. Моносахариды: глюкоза, фруктоза. Физические свойства. Кольчато-цепная таутомерия. Химические свойства (по спиртовым группам, по оксо-группе). | |
Лабораторные работы № 9. Изучение свойств глюкозы и сахарозы. Изучение свойств крахмала, клетчатки. | 1 | | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите -Подготовка сообщений и презентаций на тему: «Роль углеводов в жизни и деятельности человека. Роль углеводов в пищевой промышленности». - Дисахариды: понятие о восстанавливающих и невосстанавливающих сахарах. Сахароза. Мальтоза: строение, свойства. - Полисахариды: крахмал, клетчатка. Строение молекул, физические и химические свойства. | 6 | |
Тема 4.3. Аминокислоты | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Классификация, изомерия, номенклатура, способы получения, строение. Внутримолекулярная нейтрализация. Физические свойства. Химические свойства по аминогруппе, по карбоксильной группе. Отношение к нагреванию. | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - Галогенозамещенные кислоты, оксикислоты их номенклатура , способы получения, свойства. | 6 | |
Тема 4.4. Элементы биоорганической химии | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Белковые вещества: роль в жизни природы и человека, функции, состав и строение белковой молекулы. Пептидная связь | |
Лабораторные работы Исследование свойств белков. | - | | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) Свойства белков: гидролиз, денатурация, буферные свойства, цветные реакции. Пищевое и промышленное использование. | 6 | |
Раздел 5. | Синтетические высокомолекулярные соединения | 14 | | |
Тема 5.1. Полимеризационные высокомолекулярные соединения. | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Общие понятия: полимер, структурное звено, степень полимеризации, молекулярная масса. Строение полимеров. Реакции полимеризации и условия ее проведения. Полиолефины: полиэтилены, полипропилен, полистирол, поливинилхлорид, их физические свойства. | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - Каучук натуральный и синтетический: строение, получение, свойства. | 6 | |
Тема 5.2. Поликонденсационные высокомолекулярные соединения | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Реакция поликонденсации. Полиамиды. Синтетические волокна. Полиэфиры.. | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) - Фенолформальдегидные смолы. Кремнийорганические полимеры | 6 | | |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | - | | |