рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
технология розничной торговли
ПРОФЕССИОНАЛЬНОй
подготовки по профессии
«Продавец, контролер - кассир»
срок обучения: 3 месяца.
Форма обучения: очно-заочная
2016 г.
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 38.01.02. «Продавец, контролёр - кассир», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 августа 2013 г. № 701, зарегистрированного в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. Регистрационный № 29498
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Олонецкий техникум»
Разработчики:
Шайтер Галина Николаевна, мастер производственного обучения первой квалификационной категории.
Рассмотрена на методической комиссии по профессиям «Повар, кондитер», «Продавец, контролёр-кассир» Председатель комиссии ________________ «___»______________________2016 год |
Принята на педагогическом совете ГБПОУ РК «Олонецкий техникум» «____»_______________________2016 год Протокол № |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технология розничной торговли
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 38.01.02. «Продавец, контролёр - кассир»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих код 17353 «Продавец продовольственных товаров», код 17351 «Продавец непродовольственных товаров», код 12965 «Контролёр-кассир», код 12721 «Кассир торгового зала».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам;
определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса;
применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
виды розничной торговой сети и их характеристику;
типизацию и специализацию розничной торговой сети;
особенности технологических планировок организаций торговли;
основы товароснабжения в торговле;
основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота;
технологию приёмки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки;
правила торгового обслуживания и торговли товарами;
требования к обслуживающему персоналу;
нормативную документацию по защите прав потребителей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 34 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 34 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
практические занятия | 14 |
Итоговая аттестация в форме зачёта с оценкой |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Организация и технология розничной торговли
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Розничная торговая сеть. | 6 | |
Тема.1.1. Виды розничной торговой сети и их характеристика. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. | Виды розничной торговой сети. Классификация и функции розничных торговых предприятий. Торговые сети и основные принципы размещения магазинов. Специализация магазинов: понятие, основные направления специализации. Тип предприятия розничной торговли: понятие, признаки, его характеризующие. Типы и форматы магазинов в России и за рубежом. | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Решение задач по теме: «Виды и типы предприятий розничной торговли» | 1 |
Тема 1.2. Особенности технологических планировок организаций торговли. | Содержание учебного материала | 3 |
1. | Основные требования к устройству и планировке магазина. Планировка торгового зала. Выбор состава помещений для магазина. Организация внутреннего пространства торговых помещений. Способы расстановки оборудования. | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Решение профессиональных задач «Эффективность использования торговой площади магазина» | 1 |
Раздел 2. Организация снабжения, приемки и хранения товаров в магазине. | |
Тема 2.1. Основы товароснабжения в торговле. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Товародвижение. Товароснабжение. Правила и техника укладки и погрузки товаров при транспортировке. Техника безопасности при укладке и погрузке товаров. Основные нормативные документы, регламентирующие поставки товаров. Товарные запасы. Норматив товарных запасов. | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Решение профессиональных задач «Оформление договора поставки или купли – продажи». | 2 |
Тема 2.2. Основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Понятие тары. Основные виды тары и тароматериалов, требования, предъявляемые к ним. Организация работы с тарой в магазине. | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Составление отчета о движении тары | 2 |
Тема 2.3. Технология приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещение и выкладка. | Содержание учебного материала | 6 |
1. | Нормативно - правовая база приемки товаров. Технология приемки товаров. Сопроводительные документы. Особенности приемки товаров, поступивших в закрытой, открытой таре, без тары. Порядок составления актов на установленное расхождение в количестве и качестве. | 2 | 2 |
2. | Условия и правила размещения товаров на хранение. Особенности хранения отдельных видов товаров. Предварительная подготовка товаров к продаже в соответствии с правилами продажи. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. Мерчандайзинговые приемы выкладки товаров. | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Решение профессиональных задач «Оформление сопроводительных документов». | 1 |
2. | Деловая игра «Оформление актов на установленное расхождение в количестве и качестве товара». | 1 |
Тема 2.4. Правила торгового обслуживания и торговли товарами. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Методы продажи товаров. Экономическая и социальная эффективность различных методов. Основные элементы процесса продажи товаров. Правила продажи отдельных товаров. Правила возврата и обмена товаров. | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Деловая игра «Обслуживание покупателя» | 2 | |
Раздел 3. Обслуживание покупателей. | | |
Тема 3.1. Требования к обслуживающему персоналу. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Качество торгового обслуживания, требования к обслуживающему персоналу. Задачи повышения культуры торговли. Книга жалоб и предложений. | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Решение профессиональных задач «Имидж продавца» | 2 |
Раздел 4. Правовые аспекты продажи товаров. | 4 |
Тема 4.1. Нормативная документация по защите прав потребителей. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Закон РФ «О защите прав потребителей». О претензиях покупателя по товарам надлежащего качества. | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
2. | Решение профессиональных задач «Разбор претензии покупателя по товару ненадлежащего качества». | 2 |
Зачет | 2 | |
Всего: | 34 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета - лаборатории «Торговое дело».
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедийный проектор
экран
слайды для аудиторных занятий по предмету, выполненные в программе Power Point/
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дополнительные источники:
Основы технологии торговых процессов Виноградова С.Н., Бизюк В.И., Москва «Экономика» 1987 г.
Шипилова С.С. Технология розничной торговли. Академия 2002 г.
Неверов А. Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами, «Академия», 2004 г.
Л.А. Брагин, И.Б. Стукалова, С.С. Шипилова и др. Технология розничной торговли учебное пособие для начального профессионального образования/. – М.: Изд. центр «Академия», 2004 г.
Нормативные документы:
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).
ГОСТ Р 51304 -99 Услуги розничной торговли. Общие требования.
ГОСТ Р 51074-97. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.
ГОСТ Р 51087-97 Табачные изделия. Информация для потребителя.
ГОСТ Р 51121-97. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1
Закон РФ от 23 сентября 1992г. №3520 – «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»
Закон РФ от 20 .02.1995г.№24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Закон РФ ОТ 27.12.2002Г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».
Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998г. №55.
Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Постановление правительства РФ № 596 ОТ 06.06.98
Правила продажи по образцам. Постановление правительства РФ №918 ОТ 06.09.99
Санитарные правила для предприятий торговли. СанПиН 2.3.5.021-94
Интернет-ресурсы
www.sovtorg.panor.ru - сайт «Современная торговля»
http://www.salestraining.ru/cor_com5.html. сайт бизнес школа «Эксперт»
http://www.moscow-expert.ru сайт бизнес школа «Эксперт»
http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ Консультант плюс
http://www.tehdoc.ru/sanitary.htm Техдок.ру
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем: текущий контроль в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тестирование. Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачёта, который проводит зачетная комиссия.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
освоенные умения | |
устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам; | Оценка выполнения практических заданий, зачет. |
определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса; |
применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности |
усвоенные знания |
виды розничной торговой сети и их характеристику; |
типизацию и специализацию розничной торговой сети; |
особенности технологических планировок организаций торговли; |
основы товароснабжения в торговле; |
основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота; |
технологию приёмки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки; |
правила торгового обслуживания и торговли товарами; |
требования к обслуживающему персоналу; |
нормативную документацию по защите прав потребителей |
Промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль осуществляется в форме теста. Итоговый контроль проводится в форме зачета по всему материалу учебной дисциплины в виде теста и практического задания. Контрольные вопросы для подготовки к зачету и примерные варианты заданий разрабатываются преподавателем и рассматриваются на методической комиссии.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
5