Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Рабочая программа учебной практики
профессионального модуля
Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц
по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
2016 г.
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовой подготовки).
Организация разработчик: ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Разработчики:
Гафатуллин И.Ш. – преподаватель технических дисциплин.
Трофимов И.А. - преподаватель технических дисциплин.
Одобрена предметной цикловой Утверждаю
комиссией технических дисциплин Директор ГБПОУ Дуванский
протокол №__от «__»__________20__г. многопрофильный колледж
Председатель____________________ ________________________
Согласовано:
____________________________________
наименование организации
__________________________________________________
должность специалиста
__________________________________________________
подпись специалиста расшифровка подписи
Рекомендована________________________________________________
Заключение № ___________от «___»______________20__г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 12 ПРАКТИКИ
3
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП 01.01.
Область применения программы:
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство по направлению подготовки 110800 Агроинженерия Специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства; в части освоения основного вида профессиональной деятельности:
Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц и соответствующих профессиональных компетенций:
Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
Подготавливать почвообрабатывающие машины.
Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
Подготавливать уборочные машины.
Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
7. Выполнять операции для подготовки тракторов и автомобилей к работе.
8. Выполнять операции для подготовки сельскохозяйственных машин к работе.
9. Выполнять операции для подготовки машин и оборудования животноводческих ферм к работе.
Рабочая программа может быть использована при разработке программ:
- в дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
4
- в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области механизации сельского хозяйства при наличии среднего или высшего профессионального образования нетехнического профиля;
- в дополнительном обучении рабочим профессиям по специальности 14633 Монтажник сельскохозяйственного оборудования, 14986 Наладчик сельскохозяйственных машин и тракторов, 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Опыт работы не требуется.
Цели и задачи учебной практики:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и :соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
- собирать, разбирать, регулировать, выявлять неисправности и устанавливать узлы и детали на двигатель, приборы электрооборудования;
- определять техническое состояние машин и механизмов;
- производить разборку, сборку основных механизмов тракторов и автомобилей различных марок и модификаций;
- выявлять неисправности в основных механизмах тракторов и автомобилей;
- разбирать, собирать и регулировать рабочие органы сельскохозяйственных машин;
знать:
- классификацию, устройство и принцип работы двигателей, сельскохозяйственных машин;
- основные сведения об электрооборудовании;
- назначение, общее устройство основных сборочных единиц тракторов и автомобилей, принцип работы, место установки, последовательность сборки разборки, неисправности;
- регулировку узлов и агрегатов тракторов и автомобилей;
- назначение, устройство и принцип работы оборудования и агрегатов, методы устранения неисправностей.
Количество часов на освоение программы учебной практики:
Всего – 396 часов, в том числе:
В рамках освоения ПМ 01.396 часов
5
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы учебной практики является
сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ПМ 01 ОПОП СПО по специальности 35.02.07 по основным видам профессиональной деятельности (ВПД): организация и выполнение работ по обеспечению функционирования машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения.
Код | Наименование результата освоения практики |
ПК 1.1 | Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования |
ПК 1.2. | Подготавливать почвообрабатывающие машины |
ПК 1.3. | Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами. |
ПК 1.4. | Подготавливать уборочные машины. |
ПК 1.5. | Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик. |
ПК 1.6. | Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнение заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Тематический план учебной практики
-
Код ОК, ПК | Наименование разделов профессиональных модулей | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
ОК 1-9 ПК 1.1-1.3 | Раздел 1. Изучение назначения и общего устройства тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин | 252 |
ОК 1-9 ПК 4-5 | Раздел 2. Выполнение подготовки тракторов и сельскохозяйственных машин и механизмов к работе | 144 |
| Всего часов: | 396 |
7
Содержание учебной практики
Код и наименование профессиональных модулей и тем учебной практики | Содержание учебных занятий | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ 1. Изучение назначения и общего устройства тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин МДК 01.01. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин | Выполнение слесарных работ при изготовлении и ремонте деталей тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин | 36 | 2 |
Выполнение механической обработки при изготовлении и ремонте деталей тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин | 36 |
Выполнение сварочных работ при изготовлении деталей тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин | 36 |
Разборка. сборка, изучение устройства двигателей внутреннего сгорания тракторов и автомобилей | 144 |
Разборка, сборка, изучение устройства трансмиссий тракторов и автомобилей |
Разборка, сборка, изучение устройства ходовой части тракторов и автомобилей |
Разборка, сборка, изучение устройства механизма управления трактора ДТ-75 |
Разборка, сборка, изучение устройства рулевого управления тракторов и автомобилей |
Разборка, сборка, изучение устройства гидравлических систем тракторов и автомобилей |
Разборка, сборка, изучение устройства тормозных систем тракторов и автомобилей |
Разборка, сборка, изучение устройства системы электрического оборудования тракторов и автомобилей |
Раздел ПМ 1 Выполнение подготовки тракторов и сельскохозяйственных машин и механизмов к работе МДК 01.02 Подготовка тракторов и сельскохозяйственных машин и механизмов к работе | Выполнение операций для подготовки тракторов и автомобилей к работе. | 144 | 2 |
Выполнение операций для подготовки почвообрабатывающих машин к работе. |
Выполнение операций для подготовки посевных и посадочных машин к работе. |
Выполнение операций для подготовки машин внесения удобрений к работе. |
Выполнение операций для подготовки картофелеуборочных комбайнов к работе. |
Выполнение операций для подготовки машин по заготовке кормов к работе. |
Выполнение операций для подготовки комбайнов к работе. |
Выполнение операций для подготовки к работе машин для послеуборочной обработки зерна. |
Выполнение операций для подготовки машин и оборудования животноводческих ферм к работе |
| Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | | |
9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной практики требует наличия учебно-производственных мастерских и сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности.
4.2.Оснащение:
Оборудование:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации по подготовке машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектованию сборочных единиц;
-верстак слесарный (по количеству рабочих мест)
-параллельные поворотные тиски;
-комплект рабочих инструментов;
-измерительный и разметочный инструмент на мастерскую:
-сверлильные станки;
-заточные станки;
-станки (токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные);
-наборы инструментов;
-заготовки для выполнения слесарных и токарных работ.
-вытяжная и приточная вентиляция.
=трактор колесный;
-трактор гусеничный;
-узлы и агрегаты тракторов и автомобилей;
-монтажные автомобили ЗИЛ-554,УАЗ-469, ИЖ-2126, ВАЗ-2104, ВАЗ-2107;
-монтажные двигатели: А-41, Д-240. ЗИЛ-130;М-412.
-монтажные тракторы: Т-150К, ДТ-75М, МТЗ-80,ЮМЗ-6Л;
-разрезы двигателей: СМД-62, ЯМЗ-240;
-разрезы задних мостов: ГАЗ-53А, ДТ-75;
-трансмиссия трактора МТЗ-80, ЮМЗ-6Л, ДТ-75М;
-автомобили ЗИЛ-130, УАЗ-469, ВАЗ-2104;
-машины для основной обработки почвы;
-машины для поверхностной обработки почвы;
-машины для внесения удобрений;
-сеялки;
-комбайны;
-доильные агрегаты;
-машины для измельчения кормов;
-машины для доставки и раздачи кормов 10
Информационное обеспечение обучения: Основные источники:
1.Кленин Н.И., Киселев С.Н., Левшин А.Г. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины.-М.КолосС,2008.-408с. (Учебник для ССУЗов)
2. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили.- М.:КолосС.,2008.-264с. (Учебное пособие)
3.Котиков В.М. Тракторы и автомобили. М.: Академия, 2012 г.
Дополнительные источники:
1.Изаксон Х.И. Зерноуборочные комбайны «Нива» и «Колос».-М.:Колос, 2001.-278с.
2.Комаристов В.Е., Дунай П.Ф. Сельскохозяйственные машины. М.: Колос, 2000.-364с.
3. Карпенко А.Н., Зеленев А.А. Сельскохозяйственные машины.М.;Колос, 2001.-212с.
4. Песков Ю.А., Мещеряков И.К. Зерноуборочные комбайны Дон.М.; Агропромиздат, 2002.-196с.
5. Портнов М.Н. Зерноуборочные комбайны. М.: Агропромиздат, 2003.-180с.
6. Устинов В.Е. Зерноуборочные комбайны. М. Академия, 2001.-98с.
7. Четыркин Б.Н. Сельскохозяйственные машины и основы эксплуатации МТП.М.: Агропромиздат, 1989.-180с.
9.Механизация и электрификация сельского хозяйства: научно-практический журнал, утвержденный МСХ РФ.
10.Нерсесян В.И. Устройство автомобиля. М. Академия.2013
Интернет-ресурсы:
http://WWW.Vgsa.ru/students/hostel/rules.php
http://WWW.karroо.ru/Fr/P3_2.html
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная и производственная практики проводятся при освоении студентами профессиональных модулей концентрированно в несколько периодов при обязательном сохранении в пределах учебного года объема часов, установленного учебным планом на теоретическую подготовку. Продолжительность практики составляет 36 часов в неделю (6 часов в день)
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и преподавателями профессионального цикла.
Преподаватели и мастера производственного обучения, осуществляющие руководство учебной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. 11
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется преподавателем или мастером производственного обучения в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
(освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Дифференцированный зачет по учебной практике; Оценка от 2 до 5 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | -выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области подготовки машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектования сборочных единиц. -оценка эффективности и качества выполнения; |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области подготовки машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектования сборочных единиц |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | -эффективный поиск необходимой информации; -использование различных источников, включая электронные |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -Использование новейших технологий в профессиональной деятельности |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | -взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | -самоанализ и коррекция результатов собственной работы |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | -организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля |
12
Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности | -анализ инноваций в области подготовки машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц | |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования | -знание классификации, устройства и принципа работы двигателей; -знание основных сведений об электрооборудовании; -умение собирать, разбирать, регулировать, выявлять неисправности и устанавливать узлы и детали на двигатель, приборы электрооборудования | Текущий контроль в форме: -устного опроса; -проверки правильности работ, регулировок; Дифференцированный зачет по учебной практике; Оценка от 2 до 5 |
Подготавливать почвообрабатывающие машины | -знание классификации, устройства и принципа работы машин; -выбор машины для выполнения операций по подготовке почвы; -умение выявлять неисправности и устранять их; -умение определять техническое состояние машин; -умение разбирать и собирать почвообрабатывающие машины; -умение выполнять регулировочные работы при настройке почвообрабатывающих машин на режимы работы | |
Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами. | -знание классификации, устройства и принципа работы машин; -выбор машин для выполнения различных операций по посеву и уходу за посевами; -умение выявлять неисправности и устранять их; -умение определять техническое состояние машин; -умение разбирать и собирать посевные и посадочные машины; -умение выполнять регулировочные работы при настройке посевных и посадочных машин на режимы работы | |
13 |
|
Подготавливать уборочные машины. | -знание классификации, устройства и принципа работы уборочных машин; -выбор машин для выполнения уборочных операций; -умение выявлять неисправности и устранить их; | |
| -умение определять техническое состояние машин; -умение разбирать и собирать уборочные машины; -умение выполнять регулировочные работы при настройке уборочных машин на режимы работы | |
Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик. | -назначение, устройство и принцип работы оборудования и агрегатов, методы выявления и устранения неисправностей; -выбор машин для выполнения операций по обслуживанию животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик; -умение определять техническое состояние оборудования и агрегатов; -умение разбирать, собирать и регулировать рабочие органы | Текущий контроль в форме: -устного опроса; -проверки правильности выполнения работ, регулировок; Дифференцированный зачет по учебной практике; Оценка от 2 до 5 |
Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей | -знать назначение, общее устройство основных сборочных единиц тракторов и автомобилей, принцип работы, место установки, последовательность сборки и разборки, неисправности; -знать регулировки узлов и агрегатов тракторов и автомобилей; -производить разборку, сборку основных механизмов тракторов и автомобилей различных марок и модификаций; -выявлять неисправности в основных механизмах тракторов и автомобилей. | |
Выполнять слесарные и токарные операции для подготовки тракторов и автомобилей к работе. | -выбор технологического оборудования и технологической оснастки: станков, оборудования, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента -умение пользоваться мерительными и вспомогательными инструментами и приспособлениями; | |
14 |
| -умение определять материалы и их свойства, выбирать режимы обработки; - знание видов обработки металлов и сплавов, требований к качеству обработки деталей; -умение соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, резки и опиливании металла, сверлении и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки; -знание правил техники безопасности при слесарных и токарных работах | |
Выполнять слесарные и токарные операции для подготовки сельскохозяйственных машин к работе. | -выбор технологического оборудования и технологической оснастки: станков, оборудования, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента -умение пользоваться мерительными и вспомогательными инструментами и приспособлениями; -умение определять материалы и их свойства, выбирать режимы обработки; -знание видов обработки металлов и сплавов, требований к качеству обработки деталей; -умение соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, резки и опиливании металла, сверлении и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки; -знание правил техники безопасности при слесарных и токарных работах | |
Выполнять слесарные и токарные операции для подготовки машин и оборудования животноводческих ферм к работе. | -выбор технологического оборудования и технологической оснастки: станков, оборудования, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента - умение пользоваться мерительными и вспомогательными инструментами и приспособлениями; | |
15 |
| -умение определять материалы и их свойства, выбирать режимы обработки; -знание видов обработки металлов и сплавов, требований к качеству обработки деталей; -умение соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, резки и опиливании металла, сверлении и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки; -знание правил техники безопасности при слесарных и токарных работах | |
16 |
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО МОДУЛЮ ПМ-01
(Ф.И.О.)
обучающийся на ___курсе по специальности
___________________________________________________________________
успешно прошел практику по профессиональному модулю
ПМ-01 Подготовка машин,механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц
в объеме 396 часов
с «___»____________20__г. по «___»______________20__г. в организации
Виды и результаты выполнения работ
Вид и объем работ | Качество выполнения работ |
Выполнение слесарных работ при изготовлении и ремонте деталей тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин 36 ч | |
Выполнение механической обработки при изготовлении и ремонте деталей тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин 36 ч | |
Выполнение сварочных работ при изготовлении деталей тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин 36 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства двигателей внутреннего сгорания тракторов и автомобилей 36 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства трансмиссии тракторов и автомобилей 30 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства ходовой части тракторов и автомобилей 6 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства механизма управления трактора ДТ-75 6 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства рулевого управления тракторов и автомобилей 6 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства гидравлических систем тракторов и автомобилей 6 ч | |
Разборка. сборка, изучение устройства тормозных систем тракторов и автомобилей 6 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства системы электрического оборудования тракторов и автомобилей 6 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства почвообрабатывающих машин и орудий 6 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства посевных и посадочных машин 6 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства машин для внесения удобрений 6 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства машин для заготовки кормов 6 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства зерноуборочных комбайнов 6 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства машин для послеуборочной обработки зерна 6 ч | |
Разборка, сборка, изучение устройства картофелеуборочных комбайнов 6 ч | |
Выполнение операций для подготовки тракторов и автомобилей к работе 72 ч | |
Выполнение операций для подготовки сельскохозяйственных машин к работе 54 ч | |
Выполнение операций для подготовки машин и оборудования животноводческих ферм к работе 18 ч | |
Итоговая оценка | |
Дата «___»_____________20___г.
Подпись руководителя практики
_________________/_________________преподаватель/мастер ПО
_________________/________________ преподаватель/мастер ПО
________________/_________________ преподаватель/мастер ПО