СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _________________ М.В.Чернова «___» _______________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» ________________ В.В. Терёхин «___» ______________ 2017 г. |
Рабочая программа учителя – дефектолога
на 2017-2018 учебный год
для детей с умственной отсталостью
(8 класс)
Составила: учитель-дефектолог
Г. А. Василькина
2017 – 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталостью; учебным планом школы на 2017-2018 учебный год; календарным учебным графиком работы школы на 2017-2018 учебный год; расписанием занятий на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист (название программы).
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание тем учебного курса.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы (основной и дополнительной).
Приложения к программе
Пояснительная записка.
Дефектологическая программа составлена для учащегося 8 класса с умственной отсталостью. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.
Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция, возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Цели и задачи программы
1.Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
опора на личный опыт ученика;
обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущейдеятельности:
стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
Программа занятий включает следующие основные направления:
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
Формирование учебной мотивации;
Ликвидацию пробелов знаний;
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Содержательные линии | Кол.часов |
1. | Коррекция отдельных сторон психической деятельности | 10 |
| -Развитие зрительного восприятия и узнавания; | 2 |
| - Развитие зрительной памяти и внимания; | 1 |
| - Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | 2 |
| - Развитие пространственных представлений и ориентации; | 1 |
| - Развитие представлений о времени; | 2 |
| - Развитие слухового внимания и памяти; | 1 |
| - Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. | 1 |
2. | Развитие основных мыслительных операций | 10 |
| Навыков соотнесенного анализа; Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей | 2 2 2 4 |
3. | Развитие различных видов мышления | 10 |
| Развитие наглядно-образного мышления; Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями). | 5 5 |
4. | Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям). | 5 |
5. | Развитие речи, овладение техникой речи. | 8 |
| Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. | 8 |
| Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях | 9 |
| Итого | 60 |
Содержание тем
Развитие аналитико-синтетической сферы.
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.
Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).
Развитие внимания
Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.
Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом.
Самостоятельное планирование этапов деятельности.
Развитие воображения
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
Развитие памяти
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации;
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.
Контроль уровня обученности:
1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия:
задания на развитие аналитико-синтетической деятельности;
задания на развитие внимания;
задания на развитие пространственного восприятия и воображения;
задания на развитие памяти;
задания на развитие личностно-мотивационной сферы.
2.Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце учебного года.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ЦЕЛЯМ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Задания | внимание | самоконтроль | память | пространственное восприятие | аккуратность | графические навыки | логическое мышление | Использование на уроке |
Графический диктант | X | X | | X | X | X | | МО |
Мозаика | X | X | | X | X | X | | МТИ |
«Муха» | X | X | X | X | | | | MРO |
«Зашифрованный рисунок» | X | X | | X | | | | М |
Лабиринты | X | X | X | X | | | | МО |
«Продолжи числовой ряд» | X | | | | | | X | М |
«Продолжи логический ряд» | X | | | | | | X | М |
«Дорисуй девятое» | X | | | | | | X | МО |
«Исключи лишнее» | X | | | | | | X | МРЛ О |
«Сходство и различие» | X | | | | | | X | РЛО |
«Противоположное слово» | X | | | | | | X | РЛ |
«Угадай слово» | X | | X | | | | X | О |
«Точки» | X | | X | X | | | | М |
Зрительный диктант | X | X | X | X | | | | МО |
«Найди отличия» | X | | X | | | | | МОИ |
«Внимательный художник» | X | | X | | | | | ЛОИ |
«Снежный ком» | X | | X | | | | X | РЛО |
«Волшебный мешочек» | X | | X | X | | | | ОТИ |
«Корректурная проба» | X | X | X | | X | | | РЛ |
Поиск ошибок в тексте | X | X | X | | X | | | РЛО |
«И мы...» | X | | X | | | | | ЛО |
«Что перепутал художник?» | X | | X | | | | X | ОИ |
«Запутанные дорожки» | X | | | X | | | | ОИ |
Уроки: М — математика(Математические представления и конструирование, Р— Русский язык(графика и письмо), Л —литературное чтение, О — ознакомление с окружающим миром, Т — труд, И — рисование (ИЗО).
Планируемые результаты
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- делать обобщения и умозаключения самостоятельно;
- классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;
- устранять логические ошибки;
- хранить в памяти и использовать полученные инструкции
Материально-техническое оборудование
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
- мячи, кольцебросы, обручи,
- массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),
- мозайки (крупные и мелкие),
- игры «Дартс», «ТИР», «Лото»,
- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
- конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,
- звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
Компьютер и открытый доступ к сети интернет в ОУ позволяют реализовать использование современных компьютерных технологий в процессе коррекционной работы. Мультимедийные материалы на коррекционных занятиях помогают учителю комплексно воздействовать на разные органы чувств ребенка, а это несомненно положительно влияет на процесс обучения.
Цветные счётные палочки.
Демонстративный материал «Кто, как устроен?».
Настольная игра « Подбери по цвету и форме».
Развивающая игра « Предметы и контуры».
Лото « Времена года».
Развивающая игра « Животные и птицы».
Многоразовая рабочая тетрадь « Подготовка руки к письму».
Демонстративный материал « Математика 6 – 7 лет».
«Азбука развития».
Развивающая игра « Изучаем своё тело».
Развивающая игра « Чудесная коробочка».
Развивающая игра « А у нас во дворе».
Развивающая игра « Чудо – коробочка».
Кубики - «Транспорт», « Посуда», « Животные».
Математическое домино.
«Геометрические тела».
Развивающая игра «Кубики для всех».
Домино « Мой садик».
Логическое домино «Ассоциации».
Мини игры « Контрасты».
Развивающая настольная игра « Половинки».
Развивающая настольная игра « Игрушки ».
25.Развивающая игра « Путаница».
26. Лото « Дары природы».
27.Развивающая игра « Весёлые фигуры».
28.Развивающий материал « Четвёртый лишний».
29.Подбери картинку « Предметы окружающего мира».
30Домино « Чувство».
31.Игра ассоциации « Чей малыш?», « Найди животное».
32.Развиваем память « Запоминайка ».
33.Развивающая игра шнуровка « Пуговица».
34.Матрёшки.
35.Развивающая игра «Шарики на палочке».
36.Развивающая игра «Лабиринт».
37.Развивающая игра « Геометрический паровозик ».
Список литературы (основной и дополнительной)
1.Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева
Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. Н. В. Верещагина
Артикуляционные превращения: пособие для родителей и педагогов С. В. Ихсанова
Дидактические и сюжетно-ролевые игры. С. Г. Шевченко С.Г.
Организация коррекционно- развивающего восприятия дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Л.С. Маркова.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. Шевченко С.Г. – М.: Школьная пресса, 2007
7.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.:Просвещение, 2011.
8.Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно- методическое пособие / Под ред. Т. Г. Неретиной. - М.: Баласс; РАО, 2004.
9.Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: пособие для практических работников детских садов- СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю., Можейко А.В., Фирсова Л.Е.Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 – 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения/Под ред.А.В.Можейко. Тамбов, 2007
11. .Шоплер Э., Ланзинг М., Ватерс Л. Поддержка аутичных иотстающих в развитии детей