СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя – дефектолога на 2017-2018 учебный год для детей с умственной отсталостью

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа учителя – дефектолога

на 2017-2018 учебный год

 для детей с умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя – дефектолога на 2017-2018 учебный год для детей с умственной отсталостью»


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_________________ М.В.Чернова

«___» _______________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №41»

________________ В.В. Терёхин

«___» ______________ 2017 г.





Рабочая программа учителя – дефектолога

на 2017-2018 учебный год

для детей с умственной отсталостью

(8 класс)







Составила: учитель-дефектолог

Г. А. Василькина






2017 – 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталостью; учебным планом школы на 2017-2018 учебный год; календарным учебным графиком работы школы на 2017-2018 учебный год; расписанием занятий на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. Титульный лист (название программы).

  2. Пояснительная записка.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Содержание тем учебного курса.

  5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

  6. Перечень учебно-методического обеспечения.

  7. Список литературы (основной и дополнительной).

Приложения к программе

Пояснительная записка.

Дефектологическая программа составлена для учащегося 8 класса с умственной отсталостью. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция, возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Цели и задачи программы

1.Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

  • климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;

  • развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;

  • ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

  • опора на личный опыт ученика;

  • обеспечение близкой и понятной цели деятельности;

  • индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;

  • использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);

  • организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущейдеятельности:

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

  • использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

  • Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

  • Формирование учебной мотивации;

  • Ликвидацию пробелов знаний;

  • Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

  • Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.



Учебно-тематическое планирование


п/п

Содержательные линии

Кол.часов

1.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

10


-Развитие зрительного восприятия и узнавания;

2


- Развитие зрительной памяти и внимания;

1


- Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

2


- Развитие пространственных представлений и ориентации;

1


- Развитие представлений о времени;

2


- Развитие слухового внимания и памяти;

1


- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

1

2.

Развитие основных мыслительных операций

10


  • Навыков соотнесенного анализа;

  • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

  • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей

2

2



2


4


3.

Развитие различных видов мышления

10


Развитие наглядно-образного мышления;

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5

5

4.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

5

5.

Развитие речи, овладение техникой речи.

8


Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8


Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

9


Итого

60

Содержание тем



Развитие аналитико-синтетической сферы.

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).

Развитие внимания

Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.

Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом.

Самостоятельное планирование этапов деятельности.

Развитие воображения

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.

Развитие памяти

Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации;

Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.


Контроль уровня обученности:


1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия:
  • задания на развитие аналитико-синтетической деятельности;

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие пространственного восприятия и воображения;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на развитие личностно-мотивационной сферы.

2.Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце учебного года.


КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ЦЕЛЯМ ВОЗДЕЙСТВИЯ


Задания


внимание

самоконтроль

память

пространственное восприятие

аккуратность

графические навыки

логическое мышление

Использование

на уроке

Графический диктант

X

X


X

X

X


МО

Мозаика

X

X


X

X

X


МТИ

«Муха»

X

X

X

X




MРO

«Зашифрованный рисунок»

X

X


X




М

Лабиринты

X

X

X

X




МО

«Продолжи числовой ряд»

X






X

М

«Продолжи логический ряд»

X






X

М

«Дорисуй девятое»

X






X

МО

«Исключи лишнее»

X






X

МРЛ

О

«Сходство и различие»

X






X

РЛО

«Противоположное слово»

X






X

РЛ

«Угадай слово»

X


X




X

О

«Точки»

X


X

X




М

Зрительный диктант

X

X

X

X




МО

«Найди отличия»

X


X





МОИ

«Внимательный художник»

X


X





ЛОИ

«Снежный ком»

X


X




X

РЛО

«Волшебный мешочек»

X


X

X




ОТИ

«Корректурная проба»

X

X

X


X



РЛ

Поиск ошибок в тексте

X

X

X


X



РЛО

«И мы...»

X


X





ЛО

«Что перепутал художник?»

X


X




X

ОИ

«Запутанные дорожки»

X



X




ОИ

Уроки: М — математика(Математические представления и конструирование, Р— Русский язык(графика и письмо), Л —литературное чтение, О — ознакомление с окружающим миром, Т — труд, И — рисование (ИЗО).


Планируемые результаты



К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- делать обобщения и умозаключения самостоятельно;

- классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;

- устранять логические ошибки;

- хранить в памяти и использовать полученные инструкции



Материально-техническое оборудование


Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,

- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,

- мячи, кольцебросы, обручи,

- массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),

- мозайки (крупные и мелкие),

- игры «Дартс», «ТИР», «Лото»,

- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,

- конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,

- звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).

Компьютер и открытый доступ к сети интернет в ОУ позволяют реализовать использование современных компьютерных технологий в процессе коррекционной работы. Мультимедийные материалы на коррекционных занятиях помогают учителю комплексно воздействовать на разные органы чувств ребенка, а это несомненно положительно влияет на процесс обучения.  

  1. Цветные счётные палочки.

  2. Демонстративный материал «Кто, как устроен?».

  3. Настольная игра « Подбери по цвету и форме».

  1. Развивающая игра « Предметы и контуры».

  2. Лото « Времена года».

  3. Развивающая игра « Животные и птицы».

  4. Многоразовая рабочая тетрадь « Подготовка руки к письму».

  5. Демонстративный материал « Математика 6 – 7 лет».

  1. «Азбука развития».

  2. Развивающая игра « Изучаем своё тело».

  3. Развивающая игра « Чудесная коробочка».

  4. Развивающая игра « А у нас во дворе».

  5. Развивающая игра « Чудо – коробочка».

  6. Кубики - «Транспорт», « Посуда», « Животные».

  7. Математическое домино.

  8. «Геометрические тела».

  9. Развивающая игра «Кубики для всех».

  10. Домино « Мой садик».

  11. Логическое домино «Ассоциации».

  12. Мини игры « Контрасты».

  13. Развивающая настольная игра « Половинки».

  14. Развивающая настольная игра « Игрушки ».

25.Развивающая игра « Путаница».

26. Лото « Дары природы».

27.Развивающая игра « Весёлые фигуры».

28.Развивающий материал « Четвёртый лишний».

29.Подбери картинку « Предметы окружающего мира».

30Домино « Чувство».

31.Игра ассоциации « Чей малыш?», « Найди животное».

32.Развиваем память « Запоминайка ».

33.Развивающая игра шнуровка « Пуговица».

34.Матрёшки.

35.Развивающая игра «Шарики на палочке».

36.Развивающая игра «Лабиринт».

37.Развивающая игра « Геометрический паровозик ».




Список литературы (основной и дополнительной)

1.Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева

  1. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. Н. В. Верещагина

  2. Артикуляционные превращения: пособие для родителей и педагогов С. В. Ихсанова

  3. Дидактические и сюжетно-ролевые игры. С. Г. Шевченко С.Г.

  4. Организация коррекционно- развивающего восприятия дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Л.С. Маркова.

  5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. Шевченко С.Г. – М.: Школьная пресса, 2007

7.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.:Просвещение, 2011.

8.Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно- методическое пособие / Под ред. Т. Г. Неретиной. - М.: Баласс; РАО, 2004.

9.Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: пособие для практических работников детских садов- СПб.: «Детство-Пресс», 2010.

  1. Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю., Можейко А.В., Фирсова Л.Е.Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 – 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения/Под ред.А.В.Можейко. Тамбов, 2007

11. .Шоплер Э., Ланзинг М., Ватерс Л. Поддержка аутичных иотстающих в развитии детей