СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Удивительный мир слов" для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир слов» для учащихся 2-х классов разработана в соответствии с новыми стандартами и рассчитана на 34 часа 1 раз в неделю. Рабочая программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области Филология за счёт углубления знаний лингвистического, краеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Удивительный мир слов" для 2 класса»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

- Авторской программы ««Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Программа связанна с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного

средства человеческого общения; формирование позитивного отношения

к правильной речи как показателю общей культуры человека;

— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

Важными ориентирами содержания данного предмета являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

— формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.





  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

«Удивительный мир слов» — курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах.


  1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа по предмету «Удивительный мир слов» для учащихся 2-х классов рассчитана на 34 часа

Рабочая программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области Филология за счёт углубления знаний лингвистического, краеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ

(Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.)

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.


Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.









  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

п/п

Тема раздела


Кол-во часов


Универсальные учебные действия


1.

Мир полон звуков.


6

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • анализировать информацию, представленную на рисунке;

  • наблюдать за функцией и ударением в слове;

  • сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

  • контролировать правильность постановки ударения в словах;

  • работать в паре и в малых группах;

  • находить необходимую информацию и строить на ее основе связное монологическое высказывание.


2.

Азбука, прошедшая сквозь века.


5

  • сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

  • интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической деятельности.


3.

Всему название дано.


5

  • формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

  • составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

  • воспринимать на слух и понимать информационный текст;

  • самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

  • оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.


4.

Как делаются слова.


7

  • моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

  • самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

  • анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;

  • анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.


5.

Секреты правильной речи.


10

  • наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

  • наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

  • самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.




  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы

Общее количество часов

1

2

3

4

5

6

Мир полон звуков

Азбука, прошедшая сквозь века

Всему название дано

Как делаются слова

Секреты правильной речи

Итоговое занятие

6

5

5

7

10

1

Итого: 34



















  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание темы занятия

Дата

Характеристика деятельности уч-ся

Универсальные учебные действия

Мир полон звуков (6 ч)

1

Звуки вокруг нас


Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»; проект «Как я говорил, когда был маленьким»;мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • анализировать информацию, представленную на рисунке;

  • сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

  • наблюдать за функцией и ударением в слове;

  • контролировать правильность постановки ударения в словах;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

2

Фабрика речи


3

Бессмыслица+бессмыслица=смысл


  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • анализировать информацию, представленную на рисунке;

  • сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

  • наблюдать за функцией и ударением в слове;

  • контролировать правильность постановки ударения в словах;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

4

Полоса препятствий


5

Рисуем звуками


  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • анализировать информацию, представленную на рисунке;

  • сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

  • наблюдать за функцией и ударением в слове;

  • контролировать правильность постановки ударения в словах;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

6

Трудности словесного ударения.


Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

7

Буквы старые и новые


Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности); конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки); рисование: «Весёлая буква Ё».

  • сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

  • интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

  • наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

8

Так считали наши предки

Страницы древних книг


9

Живая и веселая буква алфавита


10

Загадки русской графики


11

Буквы старые и новые


Всему название дано (5 ч)

12

Рождение языка. Какие слова появились первыми.


Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»; проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название» конкурс «Придумываем название для новых конфет».

  • формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

  • составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

  • воспринимать на слух и понимать информационный текст;

  • сравнивать толкование слова в различных словарях;

  • самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

  • оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

13

Сколько слов в языке?


14

Имена, имена, имена…

Увлекательные истории о самых простых вещах.


15

Словари – сокровищница языка.

Рождение языка. Какие слова появились первыми.


16

Сколько слов в языке?


Как делаются слова (7 ч)

17

«Дальние родственники»


Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; лингвистический эксперимент «Свойства корня»;конструирование слов по словообразовательным моделям; проект «Как конфеты получают свои названия».

  • моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

  • самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

  • наблюдать образование слов в русском языке;

  • анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

  • анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

  • наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

  • группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

  • взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

18

Слова «готовые» и «сделанные».


19

Есть «родители» у слов?


20

Внимание, корень!


21

Такие разные суффиксы.


22

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?


23

Что нам стоит слово построить?


Секреты правильной речи (10 ч)

24

Словарное богатство русского языка


Игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;решение кроссвордов; составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; составление шуточных рассказов и стихов.

  • наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

  • самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

25

Вместе и врозь


26

Выбираем точное слово


27

Одно или много?


28

Когда у слов много общего?


29

Когда значения спорят?


30

Слова одинаковые, но разные


31

«Местные жители и иностранцы»


32

Как рождаются фразеологизмы?


33

Выбор фразеологизма в речи


34

Обобщение. Чему научились за год


Оценивает правильность выполнения действий, осуществляет итоговый контроль по результатам выполнения задания; осуществляет учебное сотрудничество и взаимодействие, умеет до­говариваться.








  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материалы для учителя:

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007

Материалы для учащихся:

Михайлова С. Ю. Дружим с русским языком: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

Михайлова С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемым написанием: комплект рабочих тетрадей для 2-4 классов. – М.: Вентана-Граф

Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.

Демонстрационный плакат с алфавитом, написанный курсивным шрифтом.