СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа по русскому языку составлена для 6 класса по учебнику «Русский язык» 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение.
Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка
«Утверждаю»
Директор школы_________ В.Н.Долматова
Приказ от 30 августа 2016 г. №240
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку___________________________
Уровень общего образования (класс)
основное общее 6б_класс_______________________
Количество часов: _202_________________________
Учитель: Панчехина Инна Александровна_________
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку составлена для 6б класса
1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
№ | Нормативные документы
|
1 | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ |
2 | Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»
|
3 | ФГОС ООО и Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России
|
4 | Приказ об утверждении регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений РО на 2016-2017 учебный год от 18.04.16 №271 |
5 | Нормативные требования СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» |
6 | Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС 2011 г. |
7 | «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы», авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина, М., Просвещение, 2011г. |
8 | Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 г. «НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников». Приказ Минобрнауки России от 26.01.2016г. №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников» |
9 | Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО». Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ 1897 «Об утверждении ФГОС ООО» |
10 | Устав школы
|
11 | Образовательная программа школы
|
12 | Годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год
|
13 | Расписание учебных занятий на 2016-2017 учебный год
|
14 | Учебный план на 2016-2017 учебный год
|
15 | «Русский язык» 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. в 2-х частях. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2016 г. |
1.2 Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни(в быту, между гражданами, в научном и художественно-словесном творчестве);
-хранения и передачи информации;
-связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматический средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
ЦЕЛЯМИ И ЗАДАЧАМИ изучения русского языка являются:
1 | -воспитание духовно богатой , нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этический норм, принятых в обществе; |
2 | - овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; |
3 | - освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способностей осознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; |
4 | - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; |
5 | - совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. |
1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год, в соответствии с расписанием на 2016-2017 учебный год:
Класс | Предмет | Количество часов (в год) по программе | Количество часов (в год) в рабочей программе | Ф
| Всего в неделю
|
6б | Русский язык | 210 | 202 | 6 | 6 |
Отличительные особенности рабочей программы от «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений», авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, М., «Просвещение», 2011г.
№ | Тема | По программе часов | В рабочей программе часов | Обоснование |
1 | Язык. Речь. Общение | 3+1 | 3+1 | ____ |
2 | Повторение изученного в 5 классе | 6+2 | 6+2 | ____ |
3 | Текст | 3+2 | 3+2 | ____ |
4 | Лексика. Культура речи | 10+2 | 10+2 | ____ |
5 | Фразеология. Культура речи | 3+1 | 3+1 | ____ |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи | 31+4 | 31+4 | ____ |
7 | Имя существительное | 22+3 | 22+3 | ____ |
8 | Имя прилагательное | 22+3 | 22+3 | ____ |
9 | Имя числительное | 16+2 | 16+2 | ____ |
| Местоимение | 23+3 | 23+3 | ____ |
| Глагол | 30+6 | 30+6 | ____ |
10 | Повторение и система-тизация изученного | 10+2 | 2+2 | Сокращен раздел «Повторение» на 8 ч., т.к. в каждом разделе отведены часы на закрепление, обобщение и повторение пройденных тем |
|
|
|
|
|
| ВСЕГО | 210 | 202 |
|
Рабочая программа по русскому языку разработана для обучающихся 6 б класса (Мамедов Рамазан, Мурадова Эльнара, Туранов Эмрах, Усманов АлишанЮ Искандаров Рамазан), имеющих задержку психического развития (ЗПР) и обучающихся интегрировано по специальной коррекционной программе VII вида в условиях общеобразовательного класса.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности этих обучающихся, их способности, возможности и задатки, а также детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться на уроках русского языка.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
Ввиду психологических особенностей обучающихся с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
-Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
-Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
-Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
2. Содержание учебного предмета
2.1 Наименование разделов учебной программы и тем
1.Язык. Речь. Общение
2.Повторение изученного в 5 классе
3.Текст
4.Лексика. Культура речи
5.Фразеология. Культура речи
6.Словообразование. Орфография. Культура речи
7.Морфология. Орфография. Культура речи:
1)Имя существительное
2)Имя прилагательное
3)Имя числительное
4)Местоимение
5)Глагол
8.Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи
2.2 Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
6 класс
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практики;
- развивать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- формировать коммуникативную компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к России, её языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к
ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно с учителем формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- самостоятельно уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать
её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
и делать выборы;
- уметъ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и
диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Все виды УУД на ступени 6 класса ученик формирует в сотрудничестве с учителем,
при непосредственном его контроле заречью, за умением аргументировать свою позицию,
работать в группе при решении познавательных, регулятивных задач.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является
сформированность следующих умений:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться
разными видами словарей;
- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный
разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые
слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
- по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить
морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
- по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным,
местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с
причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно
писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и
исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непро-веряемыми написаниями;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте;
правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными
правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуа-ционные ошибки;
- по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные
группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать
варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен
прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста,
подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в
художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать
(устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и
систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы)
материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе;
рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы, недочёты; читать учебно-научные
тексты изучающим чтением
2.3 Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в показателях уровня успешности обучающихся
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Утверждены на заседании МО учителей русского языка и литературы
(протокол №1 от 26 августа 2016 года)
Основой выставления оценок по русскому языку являются «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», опубликованные в кн.«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык» - М., «Просвещение», 2007г. Оценивание сочинений, изложений, контрольных диктантов, словарных диктантов проводится по нормам оценивания знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Словарные диктанты проводятся после изучения определённого количества слов, с дополнением предыдущих изученных слов. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса –15-20, для 6 класса –20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса –30-35, для 9 класса –35-40 слов.
За диктанты «Проверь себя», объяснительные, предупредительные, при помощи которых обучающиеся корректируют свои пробелы в знаниях, оценки не выставляются.
Также проводятся обучающие самостоятельные работы и самостоятельные работы с использованием перфокарт, а также орфографические и распределительные диктанты с целью проверки усвоения знаний учащихся и корректировки знаний на последующих уроках. За такие работы в журнал выставляются только оценки «5», «4», «3».
За диктанты, изложения и сочинения оценки выставляются сразу после проверки. При неудовлетворительной оценке за эти виды работ учитель даёт возможность пересдачи материала. В этом случае в классном журнале в следующей клеточке ставится оценка, свидетельствующая о пересдаче материала. За обучающее сочинение или изложение учитель вправе не выставлять отметку «2».
В связи с тем, что в классе некоторые учащиеся со слабыми возможностями изучения русского языка, пересдача материала может быть в виде теста, работы с карточками, включающими задания по изучаемой теме. Работа, оцененная оценкой «4» и «3», не пересдаётся. На пересдачу материала отводится не менее 10 дней с момента выставления оценок.
Если обучающийся отсутствует на контрольной работе, сочинении, изложении, то пишет этот вид работы на следующий день во внеурочное время. Оценка выставляется на следующую дату.
Если обучающийся пропустил более 20% уроков раздела, то, получив консультацию учителя дистанционно, он имеет возможность в течение учебной недели сдать пропущенный материал, форму контроля которого выбирает учитель. Оценка выставляется на дату сдачи материала.
При оценивании устных ответов учитель использует систему поощрения и наказания, когда за неправильный ответ ученика оценка может не выставляться. В таком случае учитель даёт возможность ученику выучить материал и ответить на уроке или во внеурочное время. Если же ученик систематически не готовится к урокам и проявляет недобросовестность в работе, учитель выставляет в журнал оценку «2», но возможность исправить эту оценку у ученика остаётся. В таком случае в журнале ставится оценка в клеточке рядом с этой оценкой.
Нормативы за устные ответы и письменные работы учащихся нерусской национальности могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.
Кроме традиционных форм контроля предложены тесты. При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90-100%
«4» - 78-89%
«3» - 60-77%
«2» - менее 59%
Примечание. Оценки за обучающие тестовые работы могут выставляться на усмотрение учителя (выборочно).
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самосто-ятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Направления проектной деятельности обучающихся.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся – формирование компетентности работать на достижение планируемого результата.
Пять основных задач:
Формирование универсальных учебных и исследовательских действий.
Освоение продуктивно-ориентированной деятельности.
Овладение знаниями и навыками целенаправленной творческой деятельности и развитие творческих способностей.
Формирование рациональных моделей поведения.
Совершенствование навыков сотрудничества.
Проектная деятельность. Любая самостоятельная, социально значимая и организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные инициативы, интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.
Типы проектов:
Информационный проект. Этот тип проекта направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Его цель – обучение участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению.
Учебно-исследовательский проект.Совпадает с характеристиками учебно-исследовательской деятельности, дополненной традиционными признаками проекта. Может быть предметным, межпредметным или ориентированным на содержание научного направления, не входящего в перечень школьных предметов. Основная цель – формирование метапредметных результатов и представлений.
Социальный проект.Целенаправленная социальная (общественная) практика, позволяющая обучающимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Является удобным средством формирования социального опыта, социальных компетентностей и компетенций обучающихся, овладения основными социальными ролями, помогает осваивать правила общественного поведения.
Игровой проект. Является создание, конструирование или модернизация на основе предметного содержания.
Ролевой проект. Является подтипом игрового. Реконструкция или проживание определенных ситуаций, имитирующих социальные или игровые отношения
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Примечание. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта для 5 кл.-90-100 слов, для 6 кл.-100-110слов, для 7 класса -110-120 слов, для 8 кл.-120-150 слов, для 9 кл.-150-170 слов (при подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он состоит для 5кл.из 15-20 слов, для 6кл.-20-25,для 7 кл. - 25-30 слов,для 8кл. – 30-35, для 9кл.- 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5кл.-12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6кл.-16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 кл. - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8кл.-24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9кл.-24 различных орфограмм и 15 пунктограмм,.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5кл.-не более 5 слов, в 6-7 классах не более 7 слов, в 8-9 кл.- не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки, для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
ПРИМЕЧАНИЕ. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Примечание. При массовом получении отрицательных оценок ученикам дается возможность переписать диктант другого текстового содержания по теме в течение недели. В таком случае оценка за первый написанный диктант не выставляется.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения в 5кл. – 100-150слов, в 6кл.- 150-200, в 7 кл. – 200-250, в 8кл.- 250-350, в 9кл.-350-450 слов.
Рекомендуется примерный объем классных сочинений в 5кл.- 0,5-1 страницы, в 6кл.- 1-1,5, 7 кл. – 1,5 – 2, в 8кл.-2-3, в 9кл.-3-4 страницы. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
5. В случае получения неудовлетворительной отметки ученик имеет право в течение трёх дней сделать работу над ошибками сочинения или изложения. В случае верного выполнения данной работы неудовлетворительная оценка не выставляется, а выставляется оценка выше на один балл.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК
За учебную четверть и учебный год ставятся итоговые оценки. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года)большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую деятельность оценивались баллом «2».
ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧИТЕЛЕМ
Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
по русскому языку:
- в 5-6 классах проверяется каждая работа после каждого урока у всех учеников;
- в 6 (со второго полугодия) - 8 классах после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;
- в 9-11 классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.
Преподавание предмета в школе ведется с применением ИКТ : Smart- технологии, интернет-технологии, электронные ЦОР, дистанционные формы обучения и консультирования через электронный журнал и образовательное пространство.
Формы контроля:
-классные и домашние упражнения;
-различные виды разбора;
-участие в беседе, диалоге на лингвистическую тему;
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение (в том числе по картине);
- изложение (подробное, сжатое, выборочное, с элементами сочинения;
- устное высказывание на лингвистическую тему;
- самостоятельная работа;
- тест, контрольная работа.
Пути решения поставленных в программе задач:
Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
-информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»;
-составление плана текста;
-пересказ текста по плану;
-пересказ текста с использованием цитат;
-продолжение текста;
-составление учащимися авторского текста в различных жанрах(написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);
-сочинения-рассуждения,
-изложения –миниатюры;
-сравнение текстов;
-коммуникативные и игровые ситуации
-составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-различные виды диктантов;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);
-наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе, представленных в электронном виде).
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-коммуникация,
урок-исследование,
урок-практикум,
урок контроля,
урок развития речи и т.д.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
Активные методы обучения
Игровые технологии
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Метод проектов
Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологи
Технология «Перевёрнутый класс»
Практические занятия
Название темы | Количество: | ||
Контрольные работы | Сочинения | Изложения | |
Язык.Речь.Общение. |
|
|
|
Повторение изученного в 5 классе | 1 | 1 |
|
Текст |
|
|
|
Лексика. Культура речи |
| 1 | 1 |
Фразеология. Культура речи | 1 |
|
|
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 1 | 2 |
|
Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное |
1 |
1 |
|
Имя прилагательное | 1 | 2 |
|
Имя числительное | 1 |
| 1 |
Местоимение | 1 | 2 |
|
Глагол | 1 | 2 | 1 |
Повторение и системати-зация изученного в 5-6 классах. Культура речи. | 1 | 1 |
|
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
6б класс
Количество часов: всего 202 часа; в неделю 6 часов;
№ урока | Название раздела или темы | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
план | факт | ||||||
| ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (3+1) |
|
| 1 чет. |
| ||
1 |
| Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | 01.09 |
| ||
2 |
| Язык, речь, общение | 1 | 02.09 |
| ||
3 |
| Ситуация общения | 1 | 05.09 |
| ||
4 |
| Р.р. Характеристика диалогов по наличию компонентов речевой ситуации | 1 | 06.09 |
| ||
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕН-НОГО В 5 КЛАССЕ (6+2) |
|
|
|
| ||
5 |
| Фонетика. Орфоэпия | 1 | 06.09 |
| ||
6 |
| Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | 07.09 |
| ||
7 |
| Части речи. Орфограммы в окончаниях слов | 1 | 08.09 |
| ||
8 |
| Словосочетание. Простое предложение. Прямая речь Диалог. Знаки препинания | 1 | 09.09 |
| ||
9 |
| Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений | 1 | 12.09 |
| ||
10 |
| Р.р. Подготовка к сочинению «Памятный день летних каникул» | 1 | 13.09 |
| ||
11 |
| Р.р. Сочинение на тему «Памятный день летних каникул» | 1 | 13.09 |
| ||
12 |
| Административная контрольная работа | 1 | 14.09 |
| ||
| ТЕКСТ (3+2) |
|
|
|
| ||
13 |
| Текст, его особенности. Тема, основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 | 15.09 |
| ||
14 |
| Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. | 1 | 16.09 |
| ||
15 |
| Р.р. Создание собственного текста | 1 | 19.09 |
| ||
16 |
| Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи | 1 | 20.09 |
| ||
17 |
| Р.р. Написание заявления, объяснительной записки | 1 | 20.09 |
| ||
| ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10+2) |
|
|
|
| ||
18 |
| Слово и его лексическое значение | 1 | 21.09 |
| ||
19 |
| Собирание материалов к сочинению | 1 | 22.09 |
| ||
20 |
| Р.р. Устное сочинение по картине | 1 | 23.09 |
| ||
21 |
| Общеупотребительные слова | 1 | 26.09 |
| ||
22 |
| Профессионализмы | 1 | 27.09 |
| ||
23 |
| Диалектизмы | 1 | 27.09 |
| ||
24 |
| Р.р. Сжатое изложение | 1 | 28.09 |
| ||
25 |
| Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | 29.09 |
| ||
26 |
| Новые слова (неологизмы) | 1 | 30.09 |
| ||
27 |
| Устаревшие слова | 1 | 03.10 |
| ||
28 |
| Словари | 1 | 04.10 |
| ||
29 |
| Повторение по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | 04.10 |
| ||
| ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (3+1) |
|
|
|
| ||
30 |
| Фразеологизмы | 1 | 05.10 |
| ||
31 |
| Источники фразеологизмов | 1 | 06.10 |
| ||
32 |
| Р.р. Выступление с сообщением о происхождении фразеологизмов | 1 | 07.10 |
| ||
33 |
| Контрольная работа по темам «Лексика. Фразеология. Культура речи» | 1 | 10.10 |
| ||
| СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (31+4) |
|
|
|
| ||
34 |
| Морфемика и словообразование | 1 | 11.10 |
| ||
35 |
| Р.р. Описание помещения | 1 | 11.10 |
| ||
36 |
| Основные способы образования слов в русском языке | 1 | 12.10 |
| ||
37 |
| Морфемные способы словообразования | 1 | 13.10 |
| ||
38 |
| Сложение основ как способ словообразования | 1 | 14.10 |
| ||
39 |
| Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка | 1 | 17.10 |
| ||
40 |
| Этимология слов | 1 | 18.10 |
| ||
41 |
| Работа с этимологическим словарём | 1 | 18.10 |
| ||
42 |
| Устное выступление о происхождении слов | 1 | 19.10 |
| ||
43 |
| Систематизация материалов к сочинению | 1 | 20.10 |
| ||
44 |
| Сложный план | 1 | 21.10 |
| ||
45 |
| Р.р. Сочинение с описанием помещения | 1 | 24.10 |
| ||
46 |
| Буквы о и а в корне –кос-кас | 1 | 25.10 |
| ||
47 |
| Буквы о и а в корне гор-гар | 1 | 25.10 |
| ||
48 |
| Буквы о и а в корне зор-зар | 1 | 26.10 |
| ||
49 |
| Буквы ы -и после приставок | 1 | 27.10 |
| ||
50 |
| Ознакомление с правописанием гласных в приставках пре- и при- | 1 | 28.10 |
| ||
51 |
| Отработка умений и навыков правописания гласных в приставках пре- и при- | 1 | 2 чет. 07.11 |
| ||
52 |
| Орфографические и морфемные разборы слов с приставками пре- и при- | 1 | 08.11 |
| ||
53 |
| Практическая работа «Правописание приставок пре- и при- | 1 | 08.11 |
| ||
54 |
| Создание текста из слов с приставками пре- и при- | 1 | 09.11 |
| ||
55 |
| Соединительные о и е в сложных словах | 1 | 10.11 |
| ||
56 |
| Сложносокращённые слова | 1 | 11.11 |
| ||
57 |
| Аббревиатура | 1 | 14.11 |
| ||
58 |
| Определение рода сложносокращённых слов | 1 | 15.11 |
| ||
59 |
| Р.р. Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | 1 | 15.11 |
| ||
60 |
| Р.р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | 1 | 16.11 |
| ||
61 |
| Морфемный разбор слова | 1 | 17.11 |
| ||
62 |
| Словообразовательный разбор слова | 1 | 18.11 |
| ||
63 |
| Практическая работа «Морфемный и словообразовательный разбор слова» | 1 | 21.11 |
| ||
64 |
| Повторение по теме «Словообразование. Культура речи» | 1 | 22.11 |
| ||
65 |
| Отработка умений и навыков по теме «Словообразование. Культура речи» | 1 | 22.11 |
| ||
66 |
| Практическая работа по теме «Словообразование. Культура речи» | 1 | 23.11 |
| ||
67 |
| Контрольная работа по теме «Словообразование. Культура речи» | 1 | 24.11 |
| ||
68 |
| Анализ контрольной работы | 1 | 25.11 |
| ||
| МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРА-ФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. |
|
|
|
| ||
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (22+3) |
|
|
|
| ||
69 |
| Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки | 1 | 28.11 |
| ||
70 |
| Синтаксическая роль в предложении имени существительного | 1 | 29.11 |
| ||
71 |
| Разносклоняемые имена существительные | 1 | 29.11 |
| ||
72 |
| Правописание разносклоняемых имён существительных | 1 | 30.11 |
| ||
73 |
| Буква е в суффиксе –ЕН- существительных на –мя- | 1 | 01.12 |
| ||
74 |
| Несклоняемые имена существительные | 1 | 02.12 |
| ||
75 |
| Правописание несклоняемых имен существительных | 1 | 05.12 |
| ||
76 |
| Р.р. Устное выступление о происхождении имён | 1 | 06.12 |
| ||
77 |
| Род несклоняемых имён существительных | 1 | 06.12 |
| ||
78 |
| Определение рода несклоняемых имён существительных | 1 | 07.12 |
| ||
79 |
| Имена существительные общего рода | 1 | 08.12 |
| ||
80 |
| Морфологический разбор имени существительного | 1 | 09.12 |
| ||
81 |
| Р.р. Подготовка к сочинению «Первый раз в музее» | 1 | 12.12 |
|
|
|
82 |
| Р.р. Сочинение «Первый раз в музее» | 1 | 13.12 |
| ||
83 |
| НЕ с существительными | 1 | 13.12 |
| ||
84 |
| Правописание НЕ с существительными | 1 | 14.12 |
| ||
85 |
| Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик) | 1 | 15.12 |
| ||
86 |
| Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик | 1 | 16.12 |
| ||
87 |
| Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | 19.12 |
| ||
88 |
| Правописание гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | 20.12 |
| ||
89 |
| Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | 20.12 |
| ||
90 |
| Отработка умений и навыков по теме «Имя существительное» | 1 | 21.12 |
| ||
91 |
| Практическая работа по теме «Имя существительное» | 1 | 22.12 |
| ||
92 |
| Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 1 | 23.12 |
| ||
93 |
| Анализ контрольной работы | 1 | 26.12 |
| ||
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (22+3) |
|
|
|
| ||
94 |
| Имя прилагательное как часть речи | 1 | 27.12 |
| ||
95 |
| Описание природы | 1 | 27.12 |
| ||
96 |
| Начальное знакомство со степенями сравнения имён прилагательных | 1 | 3 чет. 09.01 |
| ||
97 |
| Сравнительная степень имён прилагательных | 1 | 10.01 |
| ||
98 |
| Превосходная степень имён прилагательных | 1 | 10.01 |
| ||
99 |
| Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 1 | 11.01 |
| ||
100 |
| Качественные прилагательные | 1 | 12.01 |
| ||
101 |
| Относительные прилагательные | 1 | 13.01 |
| ||
102 |
| Р.р. Сочинение с описанием уголка природы | 1 | 16.01 |
| ||
103 |
| Притяжательные прилагательные | 1 | 17.01 |
| ||
104 |
| Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 17.01 |
| ||
105 |
| НЕ с прилагательными | 1 | 18.01 |
| ||
106 |
| Практическая работа «Не с прилагательными» | 1 | 19.01 |
| ||
107 |
| Р.р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | 1 | 20.01 |
| ||
108 |
| Буквы О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных | 1 | 23.01 |
| ||
109 |
| Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 | 24.01 |
| ||
110 |
| Практическая работа «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных» | 1 | 24.01 |
| ||
111 |
| Р.р. Описание игрушки | 1 | 25.01 |
| ||
112 |
| Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК- | 1 | 26.01 |
| ||
113 |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 | 27.01 |
| ||
114 |
| Практическая работа «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» | 1 | 30.01
|
| ||
115 |
| Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | 31.01 |
| ||
116 |
| Практическая работа «Имя прилагательное» | 1 | 31.01 |
| ||
117 |
| Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | 01.02 |
| ||
118 |
| Анализ контрольной работы | 1 | 02.02 |
| ||
| ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (16+2) |
|
|
|
| ||
119 |
| Имя числительное как часть речи | 1 | 03.02 |
| ||
120 |
| Простые и составные числительные | 1 | 06.02 |
| ||
121 |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 | 07.02 |
| ||
122 |
| Разряды количественных числительных | 1 | 07.02 |
| ||
123 |
| Числительные, обозначающие целые числа | 1 | 08.02 |
| ||
124 |
| Склонение числительных, обозначающих целые числа | 1 | 09.02 |
| ||
125 |
| Склонение числительных 40,90,100 | 1 | 10.02 |
| ||
126 |
| Склонение сложных числительных | 1 | 13.02 |
| ||
127 |
| Р.р. Выборочное изложение | 1 | 14.02 |
| ||
128 |
| Дробные числительные | 1 | 14.02 |
| ||
129 |
| Собирательные числительные | 1 | 15.01 |
| ||
130 |
| Порядковые числительные | 1 | 16.02 |
| ||
131 |
| Склонение порядковых числительных | 1 | 17.02 |
| ||
132 |
| Морфологический разбор имени числительного | 1 | 20.02 |
| ||
133 |
| Р.р. Устное публичное выступление на тему «Берегите природу» с использованием цифровых ресурсов | 1 | 21.02 |
| ||
134 |
| Повторение по теме «Имя числительное» | 1 | 21.02 |
| ||
135 |
| Практическая работа «Имя числительное» | 1 | 22.02 |
| ||
136 |
| Контрольная работа по теме «Имя числительное» | 1 | 27.02 |
| ||
| МЕСТОИМЕНИЕ (23+3) |
|
|
|
| ||
137 |
| Местоимение как часть речи | 1 | 28.02 |
| ||
138 |
| Личные местоимения | 1 | 28.02 |
| ||
139 |
| Склонение личных местоимений | 1 | 01.03 |
| ||
140 |
| Возвратное местоимение себя | 1 | 02.03 |
| ||
141 |
| Р.р. Составление рассказа по рисунку «Как я однажды помогал маме» | 1 | 03.03 |
| ||
142 |
| Вопросительные местоимения | 1 | 06.03 |
| ||
143 |
| Относительные местоимения | 1 | 07.03 |
| ||
144 |
| Неопределённые местоимения | 1 | 07.03 |
| ||
145 |
| Способы образования неопределённых местоимений | 1 | 09.03 |
| ||
146 |
| Употребление неопределённых местоимений в речи | 1 | 10.03 |
| ||
147 |
| Отрицательные местоимения | 1 | 13.03 |
| ||
148 |
| Употребление отрицательных местоимений в речи | 1 | 14.03 |
| ||
149 |
| Притяжательные местоимения | 1 | 14.03 |
| ||
150 |
| Употребление притяжательных местоимений в речи | 1 | 15.03 |
| ||
151 |
| Р.р Сочинение - рассуждение «Какой подарок лучше дарить» | 1 | 16.03 |
| ||
152 |
| Указательные местоимения | 1 | 17.03 |
| ||
153 |
| Употребление указательных местоимений в речи | 1 | 20.03 |
| ||
154 |
| Определительные местоимения | 1 | 21.03 |
| ||
155 |
| Синтаксическая роль определительных местоимений | 1 | 21.03 |
| ||
156 |
| Местоимения и другие части речи | 1 | 22.03 |
| ||
157 |
| Р.р. Сочинение. «Рассказ старого учебника» | 1 | 23.03 |
| ||
158 |
| Морфологический разбор местоимения | 1 | 24.03 |
| ||
159 |
| Повторение по теме «Местоимение» | 1 | 4 чет. 03.04 |
| ||
160 |
| Практическая работа по теме «Местоимение» | 1 | 04.04 |
| ||
161 |
| Контрольная работа по теме «Местоимение» | 1 | 04.04 |
| ||
162 |
| Анализ контрольной работы | 1 | 05.04 |
| ||
| ГЛАГОЛ (30+6) |
|
|
|
| ||
163 |
| Глагол как часть речи | 1 | 06.04 |
| ||
164 |
| Морфологические признаки глагола | 1 | 07.04 |
| ||
165 |
| Синтаксическая роль глагола в предложении | 1 | 10.04 |
| ||
166 |
| Р.р. Подготовка к сочинению-рассказу по данному началу | 1 | 11.04 |
| ||
167 |
| Р.р. Сочинение-рассказ по данному началу | 1 | 11.04 |
| ||
168 |
| Разноспрягаемые глаголы | 1 | 12.04 |
| ||
169 |
| Употребление в речи разноспрягаемых глаголов | 1 | 13.04 |
| ||
170 |
| Глаголы переходные и непереходные | 1 | 14.04 |
| ||
171 |
| Употребление суффикса СЯ-(СЬ-) в глаголах | 1 | 17.04 |
| ||
172 |
| Употребление в речи переходных и непереходных глаголов | 1 | 18.04 |
| ||
173 |
| Р.р. Подготовка к изложению текста «Витькина гайка» | 1 | 18.04 |
| ||
174 |
| Р.р. Изложение текста «Витькина гайка» | 1 | 19.04 |
| ||
175 |
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 1 | 20.04 |
| ||
176 |
| Условное наклонение | 1 | 21.04 |
| ||
177 |
| Употребление в речи глаголов условного наклонения | 1 | 24.04 |
| ||
178 |
| Повелительное наклонение | 1 | 25.04 |
| ||
179 |
| Правописание Ь в глаголах повелительного наклонения | 1 | 25.04 |
| ||
180 |
| Правописание –ИТЕ, -ЕТЕ глаголах повелительного наклонения | 1 | 26.04 |
| ||
181 |
| Употребление наклонений | 1 | 27.04 |
| ||
182 |
| Составление рецепта | 1 | 28.04 |
| ||
183 |
| Безличные глаголы | 1 | 02.05 |
| ||
184 |
| Употребление в речи безличных глаголов | 1 | 02.05 |
| ||
185 |
| Морфологический разбор глагола | 1 | 03.05 |
| ||
186 |
| Р.р.Подготовка к сочинению «Рассказ на основе услышанного» | 1 | 04.05 |
| ||
187 |
| Р.р. Сочинение «Рассказ на основе услышанного» | 1 | 05.05 |
| ||
188 |
| Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 | 10.05 |
| ||
189 |
| Правописание гласных Е-И в суффиксах глаголов | 1 | 11.05 |
| ||
190 |
| Правописание суффиксов –ОВА (-ЕВА) - -ЫВА (-ИВА) | 1 | 12.05 |
| ||
191 |
| Практическая работа «Правописание гласных в суффиксах глаголов» | 1 | 15.05 |
| ||
192 |
| Повторение по теме «Глагол» | 1 | 16.05 |
| ||
193 |
| Повторение. Орфограммы в глаголах | 1 | 16.05 |
| ||
194 |
| Повторение. Морфологические признаки глагола | 1 | 17.05 |
| ||
195 |
| Повторение. Синтаксическая роль глагола в предложении | 1 | 18.05 |
| ||
196 |
| Практическая работа по теме «Глагол» | 1 | 19.05 |
| ||
197 |
| Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 | 22.05 |
| ||
198 |
| Анализ контрольной работы | 1 | 23.05 |
| ||
| ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4+2) |
|
|
|
| ||
199 |
| Разделы науки о языке. | 1 | 23.05 |
| ||
200 |
| Р.р. Сбор материала к сочинению. Составление плана | 1 | 24.05 |
| ||
201 |
| Р.р. Сочинение на заданную тему | 1 | 25.05 |
| ||
202 |
| Контрольная работа за курс 6 класса | 1 | 26.05 |
|
Согласовано: Согласовано:
Руководитель МО учителей Заместитель директора по УВР
русского языка и литературы
____________/Л.Г.Шевцова/ ____________/Н.Г.Светикова/
Протокол №1 от 26.08.2016г. 29.08.2016 г.