СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ВД "В стране математики" по общеинтеллектуальному направлению для обучающихся 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Программа рассчитана в 1-ом классе на 67 занятий  по 35  минут каждое, 2 раза в неделю в течение учебного года, с перерывами на время каникул. Во  2-4 классах – на 68 занятий по 45 минут каждое,  2раза в  неделю в течение учебного года, с перерывами на время каникул.

     Программа составлена в соответствие с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ВД "В стране математики" по общеинтеллектуальному направлению для обучающихся 1-4 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Аверина»

Промышленновского района Кемеровской области



















ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ



В стране математики

для обучающихся

младшего школьного возраста (1-4 классы)















Плотниково, 2011


Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено

Директор МБОУ «Заринская зам. директора по УВР на заседании МО

СОШ им.М.А. Аверина» «__» августа 2011г. от « __» августа 2011г.

______________ Марухина О.В.

«__» августа 2011г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ



В стране математики

для обучающихся

младшего школьного возраста (1-4 классы)








Автор-составитель:

Печенкина Любовь Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Заринская СОШ им. М.А. Аверина»











Плотниково, 2011

Пояснительная записка


Направленность программы: общеинтеллектуальное развитие обучающихся.


Зачем нам нужно учить математику? Наверное, этим вопросом задавались многие школьники, не собирающиеся связывать свою дальнейшую жизнь с этой наукой. Действительно, специфика математических знаний такова, что в обыденной, повседневной жизни достаточно трудно найти им практическое приложение. Даже такая, казалось бы, практически значимая вещь, как вычислительные навыки, теряет свою актуальность, так как современному человеку вполне доступны удобные вычислительные приборы – калькуляторы. И, тем не менее, математика была и остается одной из ведущих отраслей научного знания, одним из главных школьных предметов.

Однако, очень многое из того, чему учили нас на школьных уроках математики, теряется, не будучи востребованным в повседневной жизни. Мы забываем, как находить производную и интеграл, как выглядит график той или иной функции, стираются из памяти формулы, теоремы, правила. Что же остается?

Великий русский математик Н.И. Лобачевский говорил, что математика – это наука, которая ум в порядок приводит. Воспитывать культуру мышления – вот, пожалуй, одно из главнейших предназначений математического образования. Математика призвана сформировать такие качества мышления, как логичность, строгость, четкость, последовательность, умение выполнять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д., умение выбирать наиболее рациональные пути решения стоящей задачи, умение оперировать с понятиями и др., входящие в представление о мыслительной культуре.

Известный советский математик и педагог Хинчин считал, что перед школьным математическим образованием стоит важнейшая задача – привитие ученикам культуры рассуждений, аргументации, дискуссии. Действительно, как часто наблюдая за спорящими людьми, можно проследить в их диалоге мысль: «Я прав, потому что я знаю, что я прав». Такие доводы никого ни в чем не способны убедить. Математика не принимает подобных «аргументов». В математике нельзя, например, сказать: «Это квадрат, потому что я вижу, что это квадрат». Полноценный ответ должен звучать так: «Это квадрат, потому что у него все углы прямые и все стороны равны». Сформировать способность полноценно и обоснованно аргументировать свои доводы и действия, оперируя известными теоретическими положениями, логически правильно выстраивать свои рассуждения, доказательно и последовательно излагать свои мысли – вот еще одна важнейшая задача обучения математике.

Известно, что при изучении школьной программы по математике на уроке не всегда хватает времени для решения дополнительных нестандартных математических задач, обсуждения ситуаций, требующих творческого подхода к их решению.

Поэтому важно заинтересовать младшего школьника занятиями после уроков так, чтобы превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство математического воспитания и образования. Именно так ставится вопрос в новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. И одним из направлений, обозначенных в примерных программах внеурочной деятельности является именно общеинтеллектуальное.

Реализации этого направления способствует программа «В стране математики». Она предполагает проведение занятий в форме математического кружка. Ее предназначение: организация внеурочной деятельности обучающихся по общеинтеллектуальному направлению.

Программа призвана решать названные выше задачи. Ее целевое назначение: формирование устойчивого интереса к математической деятельности, создание условий для развития культуры мышления школьников, организации ситуаций, позволяющих им проявить свою индивидуальность, личностные качества.

В программе представлены развивающие задачи, призванные формировать умение думать, рассуждать, искать решение, обоснованно излагать свои мысли, аргументировать свои действия.

Использование компьютерной техники может в значительной степени повысить эффективность работы детей в процессе работы.

Значительное количество занятий кружка направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск по решению математических задач и ситуаций, совместную деятельность обучающихся и родителей. Решая поставленные на занятии проблемы, младший школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в данном виде деятельности. Теоретический материал кружка рассчитан на получение детьми научных исторических знаний, доступных для их понимания: как люди учились считать, как люди научились измерять длину, как появились деньги и т.д.

По окончании занятий дети должны расширить свои коммуникативные навыки: уметь общаться с людьми, работать в группе, вести необходимые записи.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы, детей 7-10 лет.


Методика и технология реализации

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Внедрение программы - процесс, в результативности которого заинтересованы не только обучающиеся и их родители, поэтому для реализации программы необходимо привлечение социально-административных ресурсов, программа не может быть внедрена в практику без административной поддержки, которая регулирует весь процесс в целом.

Такую поддержку предусматривается получить на разных уровнях:

-от представителей Управления образованием;

-от администрации, педагогов и сотрудников образовательного учреждения;

- от представителей ближайшего окружения младших школьников (причем это могут быть при отсутствии родителей ребенка взрослые, участвующие в его воспитании).

Для успеха программы необходимо искренне стремление образовательного учреждения осуществлять запланированную работу. Чтобы это произошло, программа должна быть привлекательно и ярко представлена учителям и сотрудникам образовательного учреждения, родителям, на заседании методического объединения учителей начальных классов, а после обсуждения программа и рецензии на нее представлены в администрацию образовательного учреждения.

После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать эту программу для апробации в том или ином объединении детей.


Структура программы

Программа рассчитана в 1-ом классе на 33 занятия по 35 минут каждое, 1 раз в неделю в течение учебного года, с перерывами на время каникул. Во 2-4 классах – на 34 занятия по 45 минут каждое, 1раз неделю в течение учебного года, с перерывами на время каникул.

Программа составлена в соответствие с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Аверина».

Объем аудиторных (теоретических) занятий - 5ч., практических -130ч., общий объем занятий - 135ч.

Программа составлена на основе:

1. Учебно-методического комплекта, рекомендованного к применению Российской Академией Образования:

Нестандартные задачи по математике: 1 класс/Т.П. Быкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 142с.

2. С.Н. Гончарова. Развитие мышления на уроках в начальных классах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ВЗОИ», 2004. – 266 с.


Организационные условия


Занятия кружка проводятся в классной учебной аудитории.

При организации кабинета учтены:

-содержание работ;

-форма практических занятий;

-методика изучения отдельных тем.

В связи с этим произведены расстановка оборудования и организация рабочих мест, созданы соответствующие гигиенические условия.

Кадровые условия: учитель начальных классов, реализующий программу.

Материально- технические условия: в кабинете имеется необходимый комплект методических пособий, в том числе наглядных, DVD-проектор, экран, ноутбук. Каждый обучающийся имеет тетрадь ученическую индивидуальную, письменные и чертежные принадлежности.


Для хранения творческих работ обучающихся, методического материала и приспособлений используются шкафы.


Формы работы:

-игры и игровые ситуации;

-конкурсы знатоков;

-КВНы;

-знакомство с научно-популярной литературой и великими математиками;

-участие в математических олимпиадах;

-работа со стенгазетой;

-упражнения;

-практические работы;

-самостоятельные работы;

-наблюдения;

-рассуждения, объяснения, доказательства.


Показатели эффективности программы


- повышение уровня математической грамотности первоклассников, формирование первичных математических умений и навыков;

- применение полученных умений в жизни;

- заинтересованность в дальнейшем изучении математики;

- воспитание трудолюбия, способности к познанию;

-знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;

-понимание особой роли творчества в жизни людей;

-отрицательная оценка лени и небрежности;

-уважение в действии к результатам труда других людей;

-стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;

- умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;

-стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;

-стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;

-выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;

-проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);

-соблюдение порядка на рабочем месте.


Ожидаемые результаты


Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Программа «В стране математики» предусматривает возможность достижения младшими школьниками воспитательных результатов первого уровня, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, т.е. приобретение математических знаний, формирование умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни и реальности для успешной социализации, их личностного развития и самосовершенствования:

знаний:

- об истории возникновения счета, науки геометрии, появлении денег, о возникновении метрической системы мер;

- количественном и порядковом счете предметов;

- временных и пространственных понятиях;

- симметричности отношений (столько же), антисимметричности отношений (больше, меньше);

- геометрических фигурах;

развитие:

- логического мышления, пространственного воображения детей и пропедевтику действия деления и зависимости между величинами (скорость, время, расстояние), составления и решения текстовых задач, пропедевтику понятия четного и нечетного числа;

формирование:

- умения решать задачи с многовариантным ответом, формирование навыков самоконтроля, аргументированному обоснованию предлагаемых вариантов.

Выполнение заданий, предусмотренных программой (во время познавательных бесед, математических олимпиад и др.), должно научить поиску всех вариантов решения тех или иных задач, анализу ситуаций с учетом нескольких условий.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Участие детей в работе кружка воспитывает у них общественную активность, которая выражается в помощи учителю, в организации и проведении занятий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, в организации выставок с показом изготовленных кружковцами математических газет, сборников ребусов и задач и т. д. Занятия в кружке оказывают серьезное влияние не только на кружковцев, но и остальных детей в классе.

Работа кружка дает возможность выхода в среднем и старшем звеньях школы на третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.


Форма подведения итогов работы по программе:


-малая математическая олимпиада;

-участие в районной математической олимпиаде;

-презентация математического сборника ребусов и задач на уровне школы.


Содержание курса

1 класс (33часа)

  1. Количественный и порядковый счет предметов.

Задания на пропедевтику логического мышления и пропедевтику действия деления, пространственного воображения детей. Раскладывание предметов по группам. Раскрашивание радуги, пирамидки.

  1. Столько же. Больше. Меньше.

Поиск всех вариантов решения, классификация по различным признакам. Пропедевтика числа 0 и того факта, что 0 меньше любого натурального числа.

Раскрашивание геометрических фигур разным цветом, сравнение количества по признакам. Пересчет предметов, полностью которых дети не видят, а видят лишь предметы, являющиеся как бы их характеристиками.

  1. Вверх. Вниз. Налево. Направо.

Задание «Колесо обзора». Кто едет вверх, вниз. Кто находится на одном уровне. Игры «Найди дорожку домой»: влево, вправо, т. д. Раскрашивание. Понятия «столько же, сколько…»

  1. Раньше. Позже. Сначала. Потом.

Решение логических задач с понятиями «Раньше. Позже. Сначала. Потом», «Быстрее всех».

Задание повышенной сложности на мысленное разрезание фигуры на части и мысленное составление фигуры из частей.

  1. Перед. За. Между.

Раскрашивание геометрических фигур, ступенек лесенки по заданию с употреблением терминов «Перед. За. Между». Развитие логического мышления детей, умение выбирать существенные признаки и отвлекаться от несущественных.

  1. На сколько больше. На сколько меньше.

Сравнение множеств предметов в случае, когда одно из сравниваемых множеств не представлено наглядно. Задания на пропедевтику сравнения чисел, приемов вычитания и сложения отсчитыванием и присчитыванием по единице. Задания на развитие логического мышления детей, формирование понятий «больше, меньше».

  1. Как люди научились считать. Много. Один.

Рассказать, как древние люди открыли, что одна группа предметов может быть похожа на группу совершенно других предметов. Как это открытие помогало людям считать, но прошли десятки столетий, прежде чем люди приобрели это умение.

Раскрашивание шариков гномиков так, чтобы цвет шарика не был

такой же, как цвет колпачка, чтобы у гномиков в одинаковых

колпачках были шарики разного цвета и формы.

Аналогичное задание с раскрашиванием геометрических фигур.

  1. Число и цифра 2. Число и цифра 3.

Задания творческого характера с различными вариантами решения, например, что на монеты достоинством 2р., 2р., 1р.,1р., 1р., можно купить (мороженое-3р., леденец-1р., пирожок-2р., печенье- 3р). Решение логических задач, содержащих число2 и 3.

  1. Число и цифра 4. Число и цифра 5

Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.

  1. Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству. Как люди научились измерять длину (исторические сведения).

  2. Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству. Что такое геометрия. Как появилась геометрия.

  3. Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.

  4. Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.

  5. Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.

  6. Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.

  7. Выведение правила магического квадрата; решение простых магических квадратов на основе правила.

  8. Задачи-шутки; решение нетрадиционных задач путем построения схем, рисунка, путем рассуждения, решение задач на материале сказок; задачи с несколькими вариантами решения.

  9. Задачи-шутки; решение нетрадиционных задач путем построения схем, рисунка, путем рассуждения, решение задач на материале сказок; задачи с несколькими вариантами решения.

  10. Задачи-шутки; решение нетрадиционных задач путем построения схем, рисунка, путем рассуждения, решение задач на материале сказок; задачи с несколькими вариантами решения.

  11. Задачи-шутки; решение нетрадиционных задач путем построения схем, рисунка, путем рассуждения, решение задач на материале сказок; задачи с несколькими вариантами решения.

  12. Задачи-шутки; решение нетрадиционных задач путем построения схем, рисунка, путем рассуждения, решение задач на материале сказок; задачи с несколькими вариантами решения.

  13. Задачи-шутки; решение нетрадиционных задач путем построения схем, рисунка, путем рассуждения, решение задач на материале сказок; задачи с несколькими вариантами решения.

  14. Финикийское письмо; значение гласных букв; повторение правил шифровки на основе алфавита; значения слов; установление соответствия между множествами; изучение грамматической логики и математики.

  15. Финикийское письмо; значение гласных букв; повторение правил шифровки на основе алфавита; значения слов; установление соответствия между множествами; изучение грамматической логики и математики.

  16. Финикийское письмо; значение гласных букв; повторение правил шифровки на основе алфавита; значения слов; установление соответствия между множествами; изучение грамматической логики и математики.

  17. Развитие мышления путем разгадывания и составления ребусов и математических кроссвордов.

  18. Наблюдение свойств величин «масса», «объем».

  19. Работа с разрядной сеткой. Принцип образования чисел в десятичной системе. Задания на развитие логического мышления, формирование навыков рассуждений, аргументации.

  20. Задачи на определение длины (дм, см). Задача с избыточными данными.

  21. Задания на совершенствование вычислительных навыков, развитие наблюдательности, воображения, фантазии, конструкторских навыков. Составление изображения из цифр и нахождение суммы использованных цифр. Творческие задания. Развитие интереса к предмету, творческих способностей детей.

  22. Подведение итогов через олимпиадные задания. Выявление победителей.

  23. Подведение итогов работы за год. Планирование на будущее. Мониторинг успешности.

  24. Летние творческие задания. Подборка материала для математического сборника ребусов.

2 класс (34часа)


  1. Повторение и обобщение пройденного в 1 классе. 1ч.

Классифицирование предметов по форме, цвету и размеру; составление комбинаций из трех цветов; правило цветового магического квадрата; заполнение цветовых магических квадратов с геометрическими фигурами; выявление закономерностей.

  1. Задачи на раскрашивание. 2ч.

Правило магического квадрата; составление магического квадрата с использованием трех цветов и шести фигур, с использованием восьми цветов; выявление на рисунках ограниченного пространства с предметами (подмножества); выявление закономерности и продолжение орнамента по образцу; выявление и раскрашивание фигур внутри квадрата и треугольника, не имеющих общих точек.

  1. Логический ряд чисел. 2ч.

Выявление закономерности расположения чисел; нахождение «лишнего»

числа в ряду чисел; продолжение ряда чисел на основе закономерности их расположения; нахождение закономерности путем сравнения чисел, а также фигур с различным рисунком.

  1. Логические и комбинаторные задачи. 2ч.

Решение задач путем рассуждения с опорой на схему; формирование умения находить подмножество данного множества.

  1. Загадки палочек 1ч.

формирование пространственных представлений в играх с палочками; построение заданного числа фигур из заданного числа палочек; изменение готовых фигур с заранее известным результатом.

  1. Занимательный диктант. 2ч.

Закрепление понятий «слева- справа», «вверх - вниз»; черчение на бумаге в клетку под диктовку учителя; составление задания для товарища.

  1. Нетрадиционные задачи. 6ч.

Решение нетрадиционных задач путем сравнения исходных данных и рассуждений: по схеме, по рисунку, либо по действиям или рассуждениям.

  1. Город Четырехугольников 2ч.

Закрепление понятий «четырехугольник», «квадрат»; формирование представлений о ромбе: вершины, стороны, диагонали ромба; черчение прямоугольников, квадратов, ромбов, их диагоналей.

  1. Магический квадрат сложения. 3ч.

Знакомство с правилом числового магического квадрата; решение задач с помощью числового магического квадрата; решение задач с помощью магического квадрата; решение магических квадратов сложения из 9 клеток.

  1. Магический квадрат вычитания. 2ч.

Знакомство с правилом числового магического квадрата вычитания; решение магических квадратов вычитания из 9 клеток.

  1. Магический треугольник. 2ч.

Знакомство с правилом числового магического треугольника; решение магических треугольников; знакомство с понятием «магическая звезда».

  1. Магические цепи. 2ч.

Нахождение закономерностей магических цепей и заполнение цепей по данным закономерностям.

  1. Город Кругов и Окружностей. 2ч.

Окружность, круг, их отличие; центр и радиусы круга и окружности; сравнение радиусов; окружности с общим центром; пересечение окружностей; треугольник, вписанный в окружность; прямоугольник, вписанный в окружность; касательная.

  1. Повторение и обобщение пройденного. 5ч.

Выявление талантливых и одаренных к изучению математики обучающихся.

Подборка материала для математического сборника ребусов (летнее задание).


3 класс (34часа)

  1. Повторение и обобщение пройденного во 2 классе. 1ч.

Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения; правило магического квадрата вычитания; правило магического треугольника; закрепление понятий «ромб», «диагональ», «круг», «окружность», «касательная», «радиус», «диаметр»; закрепление умения писать занимательный диктант.

  1. Полезные наблюдения. 1ч.

Нумерация чисел «100»; сравнение произведений; наблюдения за суммой разрядных единиц произведений; закономерность расположения чисел.

  1. Магический квадрат сложения. 1ч.

Правило числового магического квадрата; решение магических квадратов сложения с трехзначными числами.

  1. Магический квадрат вычитания. 1ч.

Правило магического квадрата вычитания; решение магических квадратов вычитания с трехзначными числами.

  1. Решение уравнений.1ч.

Нахождение задуманного числа при помощи решения уравнений.

  1. Пропущенные цифры.1ч.

Нахождение пропущенных цифр в примерах на сложение и вычитание, решенных столбиком.

  1. Миллионы лет назад. 1ч.

Решение нетрадиционных задач, связанных с историческим материалом; повторение понятий «четные числа», «возрастание», «убывание».

  1. Два великана Московского Кремля. 1ч.

Решение нетрадиционных задач на основе исторического материала.

  1. Площадь. Квадратный сантиметр. Квадратный метр. Квадратный километр. 3ч.

Сравнение площадей предметов; знакомство с понятиями «квадратный сантиметр», «квадратный метр», «квадратный километр»; нахождение площади фигуры; сравнение площадей фигур наложением; измерение площади фигуры, состоящей из двух частей; измерение площади треугольника.

  1. Нетрадиционные задачи. 11ч.

Решение нетрадиционных задач на геометрической основе путем сравнения исходных данных, чертежом, формирование пространственных представлений; построение заданного числа фигур из заданного числа квадратов; перестроение геометрического рисунка с заранее известным результатом; решение нетрадиционных задач с помощью рисунка, по действиям, выражением, рассуждением (логические задачи); решение логических задач, основанных на материале сказок.

  1. Магический квадрат умножения. 1ч.

Правило магического квадрата умножения; решение магических квадратов умножения.

  1. Магический квадрат деления. 1ч.

Правило магического квадрата деления; решение магических квадратов деления.

  1. В гостях у акулы. 1ч.

Решение нетрадиционных задач на основе сведений о жизни акул.

  1. Рогатая гурманка. 1ч.

Решение нетрадиционных задач и задач на внимание.

  1. Игры со словами. 2ч.

Осуществление межпредметных связей с предметом «русский язык».

Нахождение логической зависимости между данными; дополнение таблиц на основе сравнения данных и рассуждения; восстановление перевернутых слов при помощи перестановки букв; изменение значения слова путем добавления или исключения одной буквы; подбор антонимов; составление слов при помощи дописывания букв к трем данным буквам; подбор сравнений. Выпуск сборника с математическими ребусами.

  1. Закрепление, повторение, обобщение пройденного в течение года. 6ч.

Выявление и поддержка талантливых и одаренных к изучению математики обучающихся.

Подборка материала для математического сборника ребусов.

Содержание курса

4 класс (34часа)

  1. Повторение пройденного. 3ч.

Полезные наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод.

  1. Составление комбинаций. 2ч.

Составление комбинаций цифр, чисел, цветных геометрических фигур по условию и с помощью рассуждений.

«Проба пера»: выпуск математической стенгазеты № 1, решение задач.

Геометрический материал. 4ч.

Симметрия, ось симметрии, симметричные фигуры; куб, его грани, ребра, вершины; шар, цилиндр; рисование развертки куба по шаблону, изготовление модели куба. Выпуск математической стенгазеты №2.

  1. Логические задачи. 3ч.

Решение задач на «просеивание»; вывод по исходным данным; истинные и ложные умозаключения.

  1. Нетрадиционные задачи. 18ч.

Решение задач нетрадиционными способами; применение знаний масштаба, взаимосвязей величин, единиц измерения; применение знаний о доле числа; задачи о велосипеде; задачи о путешествиях по воздуху; задачи о звездах и планетах. Выпуск математических стенгазет № 3-6.

  1. Закрепление, повторение, обобщение изученного в течение года. Игры со словами. 4ч.

Выявление и поддержка обучающихся, имеющих способности и талант к изучению математики. Осуществление межпредметных связей с «русским языком». Шифровка и «ключ»; значение слов, отгадывание слова путем перестановки букв исходного слова, изменение значения слова по заданию, узнавание исходного слова по его значению; правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил. Организация выставки математических стенгазет и презентация выпущенного сборника математических ребусов на уровне школы.

Тематическое планирование

1 класс (33 часа из расчета 1 час в неделю)



п/п

Дата

Тема

занятия

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теоретические

Практические

Внеаудиторные занятия


1


Количественный и порядковый счет предметов.

Цвет, форма, размер, материал.

1


1



2


Столько же. Больше. Меньше.

Составление совокупности по заданному признаку, выделение части совокупности.

1


1



3


Вверх. Вниз. Налево. Направо. Выше, ниже, слева, справа.

1


1



4


Раньше. Позже. Сначала. Потом.

1


1



5


Перед. За. Между. Замкнутые, незамкнутые линии.

1


1



6


На сколько больше. На сколько меньше. Области и границы.

1


1



7


Как люди научились считать.

Много. Один. Закрепление пройденного.

1


1



8


Число и цифра 2

Число и цифра 3.Продолжи ряд.

1

0,5

0,5



9


Число и цифра 4

Число и цифра 5. Поиск закономерностей.

1


1



10


Длиннее, короче. Сказочные поезда.

1


1



11


Как люди научились измерять длину. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Последователь

ность событий.

1

0,5

0,5

1


12


Как появилась геометрия.

Ломаная линия. Звено ломаной. Шифровка.

1

0,5

0,5



13


Знаки «» «=»

Равенство, неравенство. Закрепление пройденного.

1


1



14


Многоугольники. Цепочки.

1


1



15


Число и цифра 6.

Число и цифра 7. Пустые клеточки.

1


1



16


Число и цифра8.

Число и цифра 9. Правило магического квадрата.

1


1



17


Число 10

Число 0. Нетрадиционные задачи.

1


1



18


Увеличить. Уменьшить. Нетрадиционные задачи.

1


1



19


Прибавление и вычитание числа 1. Нетрадиционные задачи.

1


1



20


Прибавление и вычитание числа 2. Нетрадиционные задачи.

1


1



21


Как появились деньги.

Слагаемые. Сумма. Нетрадиционные задачи.

1

0,5

0,5



22


Задачи. Нетрадиционные задачи.

1


1



23


Прибавление и вычитание числа 3,4.Игры со словами.

1


1



24


На сколько больше. На сколько меньше. Игры со словами.

1


1



25


Перестановка слагаемых. Игры со словами.

1


1



26


Прибавление и вычитание чисел 5,6,7,8,9. Ребусы, кроссворды.

1


1



27


Килограмм. Литр. Магические квадраты.

1


1



28


Числа от 11до20.

1


1



29


Дециметр.

1


1



30


Сложение 11-20.

1


1



31


Малая математическая олимпиада.

1


1



32


Подведение итогов за год.

1


1



33


Летние задания. Ребусы. Кроссворды. Подборка материала для математического сборника ребусов

1


1



Итого часов:

33

2

31

1



2 класс (34 часа из расчета 1 час в неделю)



п/п

Дата

Тема

занятия

Количество часов


Формы контроля

Всего

Теоретические

Практические

Внеаудиторные занятия


1


Повторение пройденного в 1 классе

1

0,5

0,5



2


Задачи на раскрашивание

1


1



3


Задачи на раскрашивание

1


1


с/р

4


Логический ряд чисел

1


1



5


Логический ряд чисел

1


1


с/р

6


Логические задачи

1


1



7


Логические задачи

1


1


с/р

8


Загадки палочек

1


1



9


Занимательный диктант

1


1



10


Занимательный диктант

1


1


с/р

11


Нетрадиционные задачи

1


1



12


Нетрадиционные задачи

1


1



13


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

14


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

15


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

16


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

17


Страна геометрия. Город четырехугольников

1


1



18


Город четырехугольников

1


1


с/р

19


Магический квадрат (9 клеток)

1


1


с/р

20


Магический квадрат (16 клеток)

1


1



21


Магический квадрат (16 клеток)

1


1


с/р

22


Магические квадраты вычитания

1


1



23


Магические квадраты вычитания

1


1


с/р

24


Магический треугольник

1


1



25


Магический треугольник

1


1



26


Магические цепи

1


1



27


Магические цепи

1


1


с/р

28


Страна геометрия. Город кругов и окружностей

1


1



29


Город кругов и окружностей

1


1



30


Повторение пройденного

1


1


с/р

31


Малая математическая олимпиада

1


1


олимпиада

32


Повторение пройденного

1


1


с/р

33


Повторение пройденного

1


1


с/р

34


Обобщение пройденного в течение года. Подборка материала для математического сборника ребусов

1

1




Итого:

34

1,5

32,5




3 класс (34 часа из расчета 1 час в неделю)



п/п

Дата

Тема

занятия

Количество часов


Формы контроля

Всего

Теоретические

Практические

Внеаудиторные занятия


1


Повторение пройденного во 2 классе

1

0,5

0,5



2


Полезные наблюдения

1


1



3


Магический квадрат сложения

1


1



4


Магический квадрат вычитания

1


1



5


Решение уравнений

1


1



6


Пропущенные цифры.

1


1



7


Миллионы лет назад

1


1



8


Два великана Московского Кремля

1


1



9


Площадь. Квадратный сантиметр

1


1



10


Площадь. Квадратный километр

1


1



11


Измерение площади

1


1



12


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

13


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

14


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

15


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

16


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

17


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

18


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

19


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

20


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

21


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

22


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

23


Магический квадрат умножения

1


1



24


Магический квадрат деления

1


1



25


В гостях у акулы

1


1



26


Рогатая гурманка

1


1



27


Игры со словами.

1


1


с/р

28


Игры со словами

1


1


с/р

29


Закрепление пройденного в течение года.

Выпуск сборника с математическими ребусами.

1


1



30


Закрепление пройденного в течение года.

Выпуск сборника с математическими ребусами.

1


1



31


Малая математическая олимпиада

1


1


олимпиада

32


Повторение пройденного в течение года

1


1


с/р

33


Обобщение изученного в течение года

1


1


с/р

34


Итоги года. Подборка материала для математического сборника ребусов

1

1




Итого:

34

1,5

32,5




4 класс (34 часа из расчета 1 час в неделю)



п/п

Дата

Тема

занятия

Количество часов


Формы контроля

Всего

Теоретические

Практические

Внеаудиторные занятия


1


Полезные наблюдения

1


1



2


Найдите место числам

1


1



3


Найдите место числам

1


1


с/р

4


Комбинаторные и логические задачи.

«Проба пера»: выпуск математической стенгазеты № 1, решение задач.

1


1



5


Составление комбинаций

1


1



6


Симметричные фигуры

1


1



7


Куб, шар, цилиндр

1


1



8


Проверочная работа

1


1


с/р

9


Работа над ошибками.

«Проба пера»: выпуск математической стенгазеты № 2, решение задач. Выставка газет

1


1


с/р

10


Логические задачи

1


1


с/р

11


Логические задачи

1


1


с/р

12


Логические задачи.

Конкурс знатоков (отборочный тур)

1


1


с/р

13


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

14


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

15


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

16


Нетрадиционные задачи.

«Проба пера»: выпуск математической стенгазеты № 3, решение задач. Выставка газет

1


1


с/р

17


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

18


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

19


Нетрадиционные задачи

1


1


с/р

20


Нетрадиционные задачи. Проверочная работа

1


1


с/р

21


Нетрадиционные задачи. Работа над ошибками.

Математический КВН.

1


1


с/р

22


Нетрадиционные задачи. Экспедиция

1


1



23


Нетрадиционные задачи. Экспедиция

1


1



24


Нетрадиционные задачи. «Самокат Дрейза» или «Костотряс»

1


1



25


Нетрадиционные задачи. Путешествие на велосипедах.

«Проба пера»: выпуск математической стенгазеты № 4, решение задач.

1


1



26


Нетрадиционные задачи. Путешествие по воздуху

1


1



27


Нетрадиционные задачи Путешествие по воздуху

1


1



28


Нетрадиционные задачи. Путешествие к Луне и звездам

1


1



29


Нетрадиционные задачи. Путешествие к Луне и звездам.

«Проба пера»: выпуск математической стенгазеты № 5, решение задач.

1


1



30


Математическая олимпиада

1


1


с/р

31


Повторение изученного.

Выставка стенгазет.

1


1


с/р

32


Повторение изученного. Шифровка.

«Проба пера»: выпуск математической стенгазеты № 6, решение задач.

1


1



33


Повторение изученного. Игры со словами.

1


1



34


Повторение изученного. Ребусы.

Презентация сборника ребусов.

1


1



Итого:

34


34





Литература

1. О.И. Белякова. Занятия математического кружка. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.- 92 с.

2. Учебно-методический комплект. Нестандартные задачи по математике: 1 класс/Т.П. Быкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 142с.

3. С.Н. Гончарова. Развитие мышления на уроках в начальных классах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ВЗОИ», 2004. – 266 с.

4.О.А.Ефремушкина. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192с.

5.А.В. Соколова. Интеллектуальные игры. – М.: Чистые пруды, 2008.- 32с.