СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеклассной деятельности по географии 11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа " Многоликая планета" для внеклассной деятельности, рассчитана на 34 часа, для обучающихся 11 класса, носит интегрированный междисциплинарный характер. Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности социально-экономической географии мира.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеклассной деятельности по географии 11 класс»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов


Рассмотрена на заседании МО учителей предметной области «Обществознание»

от 23.08.2013г. протокол № 1

Руководитель МО

учителей предметной области «Обществознание»

----------------------------------

Л.П. Полицковая


Рекомендована на

заседании

методсовета

от 26.08.2013г.

протокол № 1



……………………

Т.В. Сычева

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов приказ № от 02.09.2013г



………………………… Г.Д.Збыковская



Образовательная программа

внеклассной деятельности

по географии

Многоликая планета

для 11 класса

уровень: базовый



Составитель:

Полицковая Лилия Петровна



2012-2013 учебный год







Пояснительная записка

Элективный курс «Многоликая планета» рассчитан на 34 часов, для учащихся 11 класса и носит интегрированный междисциплинарный характер. Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности социально-экономической географии мира. Компьютер прочно вошел в жизнь человека и овладение навыками работы с различными компьютерными программами, несомненно, пригодится в дальнейшей жизни выпускников, поможет им эффективно и оптимально строить любую деятельность, в том числе и профессиональную. Независимо от выбора профессии, зна,ния, полученные при изучении данного курса помогут повысить квалификацию работника.

Актуальность курса объясняется недостаточным количеством часов для изучения географии в учебном плане общеобразовательной школы, наличием учащихся, работающих по индивидуальным образовательным маршрутам, среди которых имеет место востребованность углубленного изучения отдельных тем курса Социально-экономической географии мира. Проектная деятельность и использование информационных технологий служит повышению эффективности географического образования.

Основная цель данного элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения и сдачи экзамена по новой форме. Достичь этого предлагается путем закрепления компьютерных программ и получения навыков их  использования при изучении курса социально-экономической географии России.

Цели курса:

Формирование у учащихся информационно-коммуникационной компетенции

Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной)

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Создание условий для саморазвития и самовоспитания и профессиональной ориентации

Формирование у обучаемых творческих способностей

Развитие коммуникативных качеств учащихся

Воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности Подготовка учащихся к сдаче экзамена.

Задачи курса: развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать ее в различные формы;

приобретения навыка в поиске и обработке информации;

формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;

закрепление и расширение знаний по теме «Социально – экономическая география мира»

Задачи решаются посредством:

проведения теоретических и практических занятий по тематике курса;

использования в ходе практических работ различных информационных ресурсов (в том числе ресурсов сети Интернет);

выполнения как индивидуальных, так и групповых заданий.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность  совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
Участие в проектной деятельности.
Создание собственных продуктов с использованием компьютерных технологий.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Творческое решение практических задач: умение отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентация результатов в познавательной и практической деятельности.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановкам целей, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.)
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
Поиск и устранение причин возникших трудностей.
Оценивание своих учебных достижений.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Учащиеся должны знать

основные географические понятия и термины по курсу «Социально-экономическая география мира»

традиционные и новые методы географических исследований,

особенности размещения основных видов природных ресурсов,

численность и динамику населения регионов мира , их этнографическую специфику, географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства регионов мира;

собственности современного геополитического положения России.

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических процессов,

  • применять разнообразные источники географической информации для создания баз данных,

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов мира.

. Структура программы

Учебно-тематическое планирование курса

П/П

Название раздела

часы

Основные понятия и представления

Требования к уровню подготовки

Практические работы

1

Географический облик регионов и стран мира.

1

Регион, историко-географические регионы мира, цивилизация, страна, государство, государственное устройство, республика,

монархия,

унитарное государство, федеративное государство.


1.Отбирать различные источники географической информации, структурировать информацию

2.Читать и анализировать тематические и комплексные карты;

4.Составлять реферативные работы, делать компьютерные презентации.

5.Составлять комплексные, сравнительные характеристики стран и регионов мира.



Анализ геополитического положения стран мира

2

Зарубежная Европа. Огромная роль маленького региона.

8

Европейское экономическое ядро, главная экономическая ось, интеграция, континентальная экономика, шельфовая экономика, промышленно-городская агломерация

1.Уметь характеризовать разные типы стран и районы, составлять комплексные географические различных территорий; 2.оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран рассматриваемого региона.

3.Составлять комплексную географическую хар-ку любой страны.

1. Территориальная структура хозяйства Европы.

2. Специфика географического пространства европейских стран.

3. Географический образ европейских стран (подготовка реферата или презентации).


3

Зарубежная Азия – крупнейший регион мира.

12

Цивилизация, тип хозяйства, территориальная концентрация, «азиатский тип» населения, модель социально-экономического развития, модель зависимого развития, новая индустриальная страна, потребительское и товарное сельское хозяйство, экспортные товары, специальная экономическая зона, «экономическое чудо», Содружество независимых государств.


1.Уметь характеризовать разные типы стран и районы, составлять комплексные географические различных территорий; 2.Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран рассматриваемого региона.

3.Составлять комплексную географическую хар-ку любой страны.

1.Пространственный рисунок размещения населения в Зарубежной Азии.

2. Составление характеристики одной из азиатских стран и объяснение различий на основе использования картографических источников информации.

3. Работа с контурной картой – нанести условными знаками по 10 объектов, которые с точки зрения учащегося, определяют специфику какого-либо из субрегионов Азии.


4

Америка – Новый свет.

7

Мегалополис, зона свободной торговли, плантационное хозяйство, внутренняя колонизация, фермерский тип сельского хозяйства, креолы, метисы, мулаты, самбо, импортозамещающая модель, экспорториентированная модель, зона нового освоения, «банановая» республика, «налоговая» гавань, транзитная экономика.


1.Уметь характеризовать разные типы стран и районы, составлять комплексные географические различных территорий; 2.оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран рассматриваемого региона.

3.Составлять комплексную географическую хар-ку любой страны.

1.Работа с различными источниками информации. На основе анализа, объяснить, какие факторы повлияли на внутренние территориальные различия страны.

2.Реферативная работа или подготовка компьютерной презентации по одной из стран данного региона.

3.Пространственный рисунок размещения хозяйства США.

4. Отраслевая структура хозяйства стран Латинской Америки на основе анализа источников географической информации.


5

Африка – регион развивающегося мира.

4

Социально-экономическая отсталость, потребительские культуры, товарные культуры, лесное земледелие, опустынивание, сахель, апартеид, официальное многоязычие

1.Уметь характеризовать разные типы стран и районы, составлять комплексные географические различных территорий; 2.оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран рассматриваемого региона.

3.Составлять комплексную географическую хар-ку любой страны.

Географическая специфика субрегионов Африки

на основе работы с различными источниками информации и составления презентаций.


6

Австралия и Океания – регион на окраине мира.

1

Абориген, островной тип хозяйства, страна переселенческого капитализма, автралийско-новозеландский город.


Объяснять ресурсообеспеченность Австралии , уровни урбанизации и территориальной концетрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

География внешнеэкономических связей Австралии. 

7

Россия в мире.

1

Внешнеэкономические связи, внешняя торговля, глобализация хозяйства.

Применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы.

Россия в современном мире

Содержание программы

Тема 1. Географический облик регионов и стран мира. 2 часа.

Основные понятия и представления:

регион, историко-географические регионы мира, цивилизация, страна, государство, государственное устройство, республика, монархия, унитарное государство, федеративное государство.

Геополитика, политическая география, политико-географическое положение.

Основные требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны уметь (межпредметные и предметные умения):

отбирать различные источники географической информации, структурировать информацию

читать и анализировать тематические и комплексные карты;

использовать карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач;

составлять реферативные работы, делать компьютерные презентации.

составлять комплексные, сравнительные характеристики стран и регионов мира;

находить и приводить примеры, характеризующие отличительные особенности территории, определяющие ее географический образ.

выявлять географические особенности и закономерности явлений и процессов.

находить и показывать по карте основные географические объекты, указанные в программе.

 

Урок 1. Общая характеристика стран и регионов мира.

Урок 2. Геополитический образ мира.

Практическая работа. Анализ геополитического положения стран мира.


Тема 2. Зарубежная Европа. Огромная роль маленького региона. 8 часов

Основные понятия и представления:

Европейское экономическое ядро, главная экономическая ось, интеграция, континентальная экономика, шельфовая экономика, промышленно-городская агломерация.

Учащиеся должны уметь:

1.Уметь характеризовать разные типы стран и районы, составлять комплексные географические различных территорий; 2.оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран рассматриваемого региона.

3.Составлять комплексную географическую характеристику любой страны.

Урок 3. Зарубежная Европа в современном мире.

Урок 4. Внутренние различия в Европе.

Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека.

Урок 5. Средняя Европа. Германия – экономический локомотив Европы.

Урок 6. Средняя Европа. Многоликая Франция.

Урок 7. Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности.

Урок 8. Южная Европа. Италия на мировых рынках.

Урок 9. Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрестке Европы.

Урок 10. Обобщение знаний по теме: Европа один из ведущих центров мирового

хозяйства. Интеграционные процессы – залог усиления территориального

единства Европы.

Практические работы к урокам по теме:

1. Территориальная структура хозяйства Европы.

2. Специфика географического пространства европейских стран.

3. Географический образ европейских стран (подготовка реферата или презентации).

Работа с контурной картой – нанести условными знаками 10 объектов, которые с точки зрения учащегося, определяют географический образ какого-либо из субрегионов Европы.


Тема 3. Зарубежная Азия – крупнейший регион мира. 12 часов

Основные понятия и представления:

цивилизация, тип хозяйства, территориальная концентрация, «азиатский тип» населения, модель социально-экономического развития, модель зависимого развития, новая индустриальная страна, потребительское и товарное сельское хозяйство, экспортные товары, специальная экономическая зона, «экономическое чудо», Содружество независимых государств.

Учащиеся должны уметь:

1.Уметь характеризовать разные типы стран и районы, составлять комплексные географические различных территорий; 2.оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран рассматриваемого региона.

3.Составлять комплексную географическую характеристику любой страны.

Урок 11. Географическое наследие Азии.

Урок 12. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его

использования.

Урок 13. «Азиатский тип» населения.

Урок 14. Зарубежная Азия в современном мире.

Урок 15. Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально-

экономическое развитие.

Урок 16. Южная Азия. Индия – самая многонациональная страна мира. 

Урок 17. Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна – архипелаг.

Урок 18. Восточная Азия. Китай: особенности социально-экономического развития.

Урок 19. Восточная Азия. Япония: экономическое чудо.

Урок 20. Восточная Азия. Республика Корея – новая индустриальная страна.

Урок 21. Страны Центральной Азии и Закавказья.

Практические работы:

1.Пространственный рисунок размещения населения в Зарубежной Азии.

2. Составление характеристики одной из азиатских стран и объяснение различий на основе использования картографических источников информации.

Урок 22. Обобщение знаний по теме «Зарубежная Азия». Тематический контроль

1. Работа с контурной картой – нанести условными знаками по 10 объектов, которые с точки зрения учащегося, определяют специфику какого-либо из субрегионов Азии.

Итоговая работа в форме реферата или презентации, которые защищаются на обобщающем уроке.

Тема 4. Америка. – Новый свет. 8 часов

 Основные понятия и представления:

мегалополис, зона свободной торговли, плантационное хозяйство, внутренняя колонизация, фермерский тип сельского хозяйства, креолы, метисы, мулаты, самбо, импортозамещающая модель, экспорториентированная модель, зона нового освоения, «банановая» республика, «налоговая» гавань, транзитная экономика.

Учащиеся должны уметь:

1.Уметь характеризовать разные типы стран и районы, составлять комплексные географические различных территорий; 2.оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран рассматриваемого региона.

3.Составлять комплексную географическую характеристику любой страны.

Урок 23. Америка в современном мире.

Урок 24. Географическое наследие Америки.

Урок 25. Население и география культур Америки.

Урок 26. Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США.

Практическая работа. Работа с различными источниками информации. На основе анализа, объяснить, какие факторы повлияли на внутренние территориальные различия страны.

Урок 27. Индустриализация в Латинской Америке.

Урок 28. Бразилия – латиноамериканский гигант.

Урок 29. Коррекция и обобщение знаний по теме Америка. Тематический контроль

Практическая работы:

Реферативная работа или подготовка компьютерной презентации по одной из стран данного региона.

Пространственный рисунок размещения хозяйства США.

3. Отраслевая структура хозяйства стран Латинской Америки на основе анализа источников географической информации.

 

Тема 5. Африка – регион развивающегося мира. 4 часа

 Основные понятия и представления:

социально-экономическая отсталость, потребительские культуры, товарные культуры, лесное земледелие, опустынивание, сахель, апартеид, официальное многоязычие.

Учащиеся должны уметь:

1.Уметь характеризовать разные типы стран и районы, составлять комплексные географические различных территорий; 2.оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран рассматриваемого региона.

3.Составлять комплексную географическую характеристику любой страны.

Урок 30. Африка в современном мире.

Урок 32. Географическое наследие Африки.

Урок 33. Географическая специфика Африки. 

Урок 34. Географические субрегионы Африки. ЮАР – крупнейшая экономическая

держава континента.

Практическая работа. Географическая специфика субрегионов Африки

на основе работы с различными источниками информации и составления презентаций.


Тема 6. Австралия и Океания – регион на окраине мира. 2 часа

 Основные понятия и представления:

Абориген, островной тип хозяйства, страна переселенческого капитализма, автралийско-новозеландский город.

Урок 35. Австралия и Океания в современном мире.

Урок 36. Географическая специфика Австралии и Океании.

Практическая работа: География внешнеэкономических связей Австралии. 

Тема 7. Россия в мире. 2 часа

Урок 37. Геополитическое положение России.

Урок 38. Россия в мировой экономике.

Практическая работа: Россия в современном мире.

Методы преподавания

Занятия включают лекционную и практическую части. В процессе обучения учитель кратко объясняет новый материал, ставит задачи, а затем совместно консультируют учащихся в процессе решения этих задач. Тема практического и самостоятельного заданий определяется приобретаемыми навыками.

В каждой теме занятия построены следующим образом:

Выполнение практической работы для получения основных навыков работы (роль преподавателя   консультирующая).

Выполнение самостоятельной работы.

Отчет по самостоятельной работе.

Задания предлагаются разного уровня сложности, что позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.

Формы и методы обучения:

практические занятия для разбора типовых приемов работы;

создание индивидуальных и групповых проектов.

Формы контроля

Цель контроля в данном элективном курсе – не оценка знаний и навыков посредством отметок, а дифференцированный мониторинг качества усвоения полученных знаний и умений.

Основной формой контроля являются отчеты по практическим и самостоятельным  работам, оценка работ с учетом их участия в конкурсах и предметной неделе. Отчет по работам представляет собой не просто демонстрацию созданного продукта, но и  публичную защиту, включающую: анализ теоретического материала данной темы по географии.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на компьютере.

Общая аттестационная оценка – «зачтено»/«не зачтено».

У учащиеся, прошедших данный курс, сформируются как предметные так и междисциплинарные компетенции для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения и успешной реализации профиля обучения. Содержание материала также направлено на профориентационную подготовку.