СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Внеклассное чтение для 4 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеклассное чтение для 4 класса по программе "Школа России" разработана на основе Новейшей Хрестоматии для 4 класса  (Издат."Эксмо", под ред. А.Жилинской) с добавлением регионального компанента ( писатели Воронежского края).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Внеклассное чтение для 4 класса»

Рабочая программа

Внеклассное чтение

Пояснительная записка

Рабочая программа «внеклассное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению.

Цели и задачи

Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы

на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды

пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной

детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Цель программы организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях

внеклассного чтения.

Задачи:

  • совершенствование навыка чтения у учащихся;

  • развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

  • формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских

писателей;

  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,

полученные на уроках литературного чтения;

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, обогащение нравственного опыта, формирование этических представлений; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

В 4 классе на изучение предмета «Внеклассное чтение» отведено 1 час в неделю – 35 часов в год.

1.Планируемые результаты освоения предмета «Внеклассное чтение» в 4 классе:

Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС. В примерной основной

образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного

уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения.

Выпускник научится:

· ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

· самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

· составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по

заданному образцу;

пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной

литературой.

Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);

осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования

информации;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

Выпускник получит возможность научиться:

· ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной

отечественной и зарубежной литературы;

· определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

· писать отзыв о прочитанной книге;

· работать с тематическим каталогом;

· работать с детской периодикой.

4 класс


Обучающийся научится

(базовый уровень)

Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень)

Личностные УУД

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)свои эмоции; эмпатия -умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного -умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенство-ванию собственной речи; любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих  и окружающих людей; этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.


Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов, терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ

соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.

Регулятивные УУД

 самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные УУД

вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах(сплошной текст;  несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Пользоваться памятками (даны в конце учебника); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

 адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Работа с текстом (метапредметные результаты)

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его про- изведения со временем их  создания; с тематикой детской литературы;


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Работать с несколькими источниками информации.

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.


ИКТ – компетентность

Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации.

Осваивать правила набора текста.

Переводить информацию в разные знаково-символические системы (пиктограммы).

Анализировать и сравнивать информацию в текстовой и знаково-символической форме.

Находить информацию в Интернете с помощью взрослого.

Представлять данные.


Предметные результаты

 воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

 самостоятельно находить ключевые слова;

 самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

 писать сочинение на  материале прочитанного с предварительной подготовкой;

 аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

 понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

  иметь  собственные читательские  приоритеты,  уважительно относиться к предпочтениям других;

 самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); 

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;  видеть языковые средства, использованные автором.


-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

-подробно пересказывать небольшие по объёму тексты по задаваемым учителям вопросам;

-читать наизусть небольшие стихотворения (по выбору);

-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

-развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


2.Содержание начального общего образования по учебному предмету

Предмет «Внеклассное чтение» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей родного края и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слы­шать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный про­цесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомитель­ное , просмотровое, выборочное); выразительное чтение с ис­пользованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логи­ческого и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе раз­ных видов текстов определяет специфические умения: учас­твовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобрази­тельно-выразительные средства языка для создания собственно­го устного высказывания); воплощать свои жизненные впечат­ления в словесном образе, выстраивать композицию собствен­ного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает прак­тическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; созда­ние собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Виды речевой и читательской деятельности

Чтение.

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя .Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способного к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость нравственного и гражданско-патриотического воспитания.



№ п/п


Раздел

Рабочая программа

1

Край, поэтами воспетый.

2

2

Фольклор – колыбель народного творчества.

8

3

Растительный и животный мир родного края

7

4

«Все мы родом из детства…»

5

5.

Мечты моего детства.

( Путешествие по страницам зарубежной литературы)

7

6.

Листая страницы прошлого. Великая Отечественная война в жизни и творчестве воронежских писателей

7

ИТОГО

35

Плановых контрольных работ нет.






К окончанию 4 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической, современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой.




Используемая литература

- ФГОС Программа «Литературное чтение» «Школа России» 2011 год

-Планируемые результаты начального общего образования ФГОС 2011г

- Е. С. Гостимская Внеклассное чтение 4 класс 2008г.

-И. В. Блинова Внеклассное чтение 3-4 классы. Учим играя. 2008г.

- Новейшая хрестоматия по литературе : 4 класс – 6-е изд., испр. и доп. – М., Эксмо, 2015

- Сборники стихов воронежских поэтов.

- Сборники рассказов о природе воронежских писателей.

- Рассказы А.А.Платонова.





















Календарно-тематическое планирование по внеклассному чтению 4 класс 35 ч.

Тема уроков

Кол-во час.

УУД

деятельности учащихся

Дата по плану

Корректировка

1.

Раздел 1. Край, поэтами воспетый. И.С.Никитин, А.В.Кольцов о природе России

1

Приобретут знание о фольклорных произведений своего родного края;

Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека.

- приобретут знание особенностей воронежского фольклора;

- усвоят понятие о народной сказке

Получат начальные сведения по истории православия на воронежской земле;

этнологическая тема в литературе;

воспитание чувства сопричастности: Я в окружающем мире;

привитие любви к книге как источнику познания;

умение сравнивать, сопоставлять

- приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах;

- приобретут понимание роли книги в жизни человека;

- приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение;

- приобретут начальные сведения по истории православия ;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.



2.

Детство и отрочество И.А. Бунина.

Воронеж – родина И.А. Бунина. Приезд Бунина в Воронеж в 1907 г. И.А.Бунин. Стихи о Родине. «Матери», «Родине», «Детство»

1



3-4

Раздел 2. Фольклор – колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы.

Сборник сказок А.Н.Афанасьева

2



5-6

Цветные сказки. Сборник сказок А.Н.Корольковой «Золотое колечко из кукушкиных слез».

2



7

Древнерусская литература. Былина «Садко»

1



8

Повесть о Петре и Февронии. Значение семьи в жизни человека.

1



9-10

А.О.Ишимова «История России для детей»

Мини-проект «Литературные памятники Воронежа»

2



11

Раздел 3. Растительный и животный мир родного края

Б.Житков, Е.Чарушин, В.Бианки « Диалоги о животных»

1


- Приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю;

- приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках;

- научатся ориентироваться в произведений своего родного края;

- приобретут внимательное отношение ко всему окружающему;

- усвоят географию родного края, познакомятся с флорой и фауной, по художественным произведениям научатся наблюдать за природой;

- приобретут основы литературной речи;

-разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире;

-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- - умение различать жанры художественной литературы;

- приобщатся к чтению книг как источнику познания;





12

К.Г.Паустовский. Рассказы о природе

1



13-14

Л.Л. Семаго «Зеленая книга леса.»

2



15

М.М. Пришвин в Черноземном крае.

М.М. Пришвин в Ельце. Гимназические годы. Пришвин о природе и о людях. Мир пришвинских произведений.

2



16

С.Я. Маршак в Воронеже.

Слобода Чижовка – родина Маршака. Автобиографическая повесть «В начале жизни».

1



17

Раздел 4. «Все мы родом из детства…»

В.И. Дмитриева о детях и для детей

1



18

А.Платонов. Платоновские адреса в Воронеже. Андрей Платонов – писатель, поэт, мелиоратор. «Ямская слобода», «Житель родного города».

1



19

Г.Н.Троепольский. Рассказы

1



20

В.Ю. Драгунский рассказы о детстве

1



21

Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть.

1



22

Раздел 5. Мечты моего детства.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Сказка. Перевод Н.Галь.

1

- Приобретут внимательное отношение ко всему окружающему;

- будут развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера




23

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

Повесть.ПереводК. Чуковского

1



24

Д. Барри.«Питер Пэн».

Сказочная повесть. Перевод И.Токмаковой

1



25

С. Лагерлеф.

«Чудесное путешествие Нильса с гусями».

Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской и А.Любарской

1



26

Путешествие длиною в жизнь.

Д. Дефо.«Приключения Робинзона Крузо».

Роман. Перевод К.Чуковского

1



27

Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес».

Сказка. Перевод Б. Заходера

1



28

Э.Распе «Приключения барона Мюнхаузена» пересказ К.Чуковского

1



29

Раздел 6. Листая страницы прош-лого. Н. Задонский о воронежской старине. В.Кораблинов о замечательных людях земли Воронежской

1

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения;.

- получат знание о важнейших достижениях региональной культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

- узнают основные достопримечательности края и его топонимику;

- получат удовлетворение исследовательских и познавательных интересов учащихся;

- научатся бережно относится к государственным символам региона;

- приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;

-приобретут знания о писателях и поэтах, приезжавших или проживавших в нашем регионе, поиск мест, связанных с их именем (памятные таблички, памятники, музеи). Оценка их деятельности на развитие культуры.



30

О. Мандельштам в Воронеже и Задонске. «Воронежские тетради» О. Мандельштама. Приезд А. Ахматовой в Воронеж. Стихи о Воронеже.

1



31-32

Великая Отечественная война в жизни и творчестве воронежских писателей.

К. Воробьев, Б. Васильев, Г. Бакланов, В. Кубанев, А.И. Шубин, О. Кожухова о Великой Отечественной войне, о героизме, подвиге, патриотизме, человеческом счастье.


2



33

Литературный календарь. Знаменательные даты в истории литературы. Писатели – юбиляры. (экскурсия в Библиотеку им.И.С.Никитина)

1



34-35

Проект. Мои замечательные земляки.

«Поэты живут рядом».

2