Рабочая программа
Внеклассное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа «внеклассное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению.
Цели и задачи
Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы
на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды
пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной
детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель программы организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях
внеклассного чтения.
Задачи:
совершенствование навыка чтения у учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских
писателей;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,
полученные на уроках литературного чтения;
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, обогащение нравственного опыта, формирование этических представлений; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
В 4 классе на изучение предмета «Внеклассное чтение» отведено 1 час в неделю – 35 часов в год.
1.Планируемые результаты освоения предмета «Внеклассное чтение» в 4 классе:
Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС. В примерной основной
образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного
уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения.
Выпускник научится:
· ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
· самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
· составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по
заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной
литературой.
Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
Выпускник получит возможность научиться:
· ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной
отечественной и зарубежной литературы;
· определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
· писать отзыв о прочитанной книге;
· работать с тематическим каталогом;
· работать с детской периодикой.
4 класс
| Обучающийся научится (базовый уровень) | Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень) |
Личностные УУД | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)свои эмоции; эмпатия -умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного -умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенство-ванию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов, терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. |
Регулятивные УУД | самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
Познавательные УУД | вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Пользоваться памятками (даны в конце учебника); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Коммуникативные УУД | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
Работа с текстом (метапредметные результаты) | относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его про- изведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Работать с несколькими источниками информации. Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. |
ИКТ – компетентность | Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Осваивать правила набора текста. | Переводить информацию в разные знаково-символические системы (пиктограммы). Анализировать и сравнивать информацию в текстовой и знаково-символической форме. Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Представлять данные. |
Предметные результаты | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста; писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором. | -делить текст на смысловые части, составлять его простой план; -подробно пересказывать небольшие по объёму тексты по задаваемым учителям вопросам; -читать наизусть небольшие стихотворения (по выбору); -уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; -развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. |
2.Содержание начального общего образования по учебному предмету
Предмет «Внеклассное чтение» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей родного края и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное , просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
Виды речевой и читательской деятельности
Чтение.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя .Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способного к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
№ п/п | Раздел | Рабочая программа |
1 | Край, поэтами воспетый. | 2 |
2 | Фольклор – колыбель народного творчества. | 8 |
3 | Растительный и животный мир родного края | 7 |
4 | «Все мы родом из детства…» | 5 |
5. | Мечты моего детства. ( Путешествие по страницам зарубежной литературы) | 7 |
6. | Листая страницы прошлого. Великая Отечественная война в жизни и творчестве воронежских писателей | 7 |
ИТОГО | 35 |
Плановых контрольных работ нет.
К окончанию 4 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической, современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой.
Используемая литература
- ФГОС Программа «Литературное чтение» «Школа России» 2011 год
-Планируемые результаты начального общего образования ФГОС 2011г
- Е. С. Гостимская Внеклассное чтение 4 класс 2008г.
-И. В. Блинова Внеклассное чтение 3-4 классы. Учим играя. 2008г.
- Новейшая хрестоматия по литературе : 4 класс – 6-е изд., испр. и доп. – М., Эксмо, 2015
- Сборники стихов воронежских поэтов.
- Сборники рассказов о природе воронежских писателей.
- Рассказы А.А.Платонова.
Календарно-тематическое планирование по внеклассному чтению 4 класс 35 ч.
№ | Тема уроков | Кол-во час. | УУД деятельности учащихся | Дата по плану | Корректировка |
1. | Раздел 1. Край, поэтами воспетый. И.С.Никитин, А.В.Кольцов о природе России | 1 | Приобретут знание о фольклорных произведений своего родного края; Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека. - приобретут знание особенностей воронежского фольклора; - усвоят понятие о народной сказке Получат начальные сведения по истории православия на воронежской земле; этнологическая тема в литературе; воспитание чувства сопричастности: Я в окружающем мире; привитие любви к книге как источнику познания; умение сравнивать, сопоставлять - приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах; - приобретут понимание роли книги в жизни человека; - приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение; - приобретут начальные сведения по истории православия ; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; -формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | | |
2. | Детство и отрочество И.А. Бунина. Воронеж – родина И.А. Бунина. Приезд Бунина в Воронеж в 1907 г. И.А.Бунин. Стихи о Родине. «Матери», «Родине», «Детство» | 1 | | |
3-4 | Раздел 2. Фольклор – колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы. Сборник сказок А.Н.Афанасьева | 2 | | |
5-6 | Цветные сказки. Сборник сказок А.Н.Корольковой «Золотое колечко из кукушкиных слез». | 2 | | |
7 | Древнерусская литература. Былина «Садко» | 1 | | |
8 | Повесть о Петре и Февронии. Значение семьи в жизни человека. | 1 | | |
9-10 | А.О.Ишимова «История России для детей» Мини-проект «Литературные памятники Воронежа» | 2 | | |
11 | Раздел 3. Растительный и животный мир родного края Б.Житков, Е.Чарушин, В.Бианки « Диалоги о животных» | 1 | - Приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю; - приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках; - научатся ориентироваться в произведений своего родного края; - приобретут внимательное отношение ко всему окружающему; - усвоят географию родного края, познакомятся с флорой и фауной, по художественным произведениям научатся наблюдать за природой; - приобретут основы литературной речи; -разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире; -формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - - умение различать жанры художественной литературы; - приобщатся к чтению книг как источнику познания; | | |
12 | К.Г.Паустовский. Рассказы о природе | 1 | | |
13-14 | Л.Л. Семаго «Зеленая книга леса.» | 2 | | |
15 | М.М. Пришвин в Черноземном крае. М.М. Пришвин в Ельце. Гимназические годы. Пришвин о природе и о людях. Мир пришвинских произведений. | 2 | | |
16 | С.Я. Маршак в Воронеже. Слобода Чижовка – родина Маршака. Автобиографическая повесть «В начале жизни». | 1 | | |
17 | Раздел 4. «Все мы родом из детства…» В.И. Дмитриева о детях и для детей | 1 | | |
18 | А.Платонов. Платоновские адреса в Воронеже. Андрей Платонов – писатель, поэт, мелиоратор. «Ямская слобода», «Житель родного города». | 1 | | |
19 | Г.Н.Троепольский. Рассказы | 1 | | |
20 | В.Ю. Драгунский рассказы о детстве | 1 | | |
21 | Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. | 1 | | |
22 | Раздел 5. Мечты моего детства. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Сказка. Перевод Н.Галь. | 1 | - Приобретут внимательное отношение ко всему окружающему; - будут развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | | |
23 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Повесть.ПереводК. Чуковского | 1 | | |
24 | Д. Барри.«Питер Пэн». Сказочная повесть. Перевод И.Токмаковой | 1 | | |
25 | С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской и А.Любарской | 1 | | |
26 | Путешествие длиною в жизнь. Д. Дефо.«Приключения Робинзона Крузо». Роман. Перевод К.Чуковского | 1 | | |
27 | Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес». Сказка. Перевод Б. Заходера | 1 | | |
28 | Э.Распе «Приключения барона Мюнхаузена» пересказ К.Чуковского | 1 | | |
29 | Раздел 6. Листая страницы прош-лого. Н. Задонский о воронежской старине. В.Кораблинов о замечательных людях земли Воронежской | 1 | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения;. - получат знание о важнейших достижениях региональной культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края; - узнают основные достопримечательности края и его топонимику; - получат удовлетворение исследовательских и познавательных интересов учащихся; - научатся бережно относится к государственным символам региона; - приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать; -приобретут знания о писателях и поэтах, приезжавших или проживавших в нашем регионе, поиск мест, связанных с их именем (памятные таблички, памятники, музеи). Оценка их деятельности на развитие культуры. | | |
30 | О. Мандельштам в Воронеже и Задонске. «Воронежские тетради» О. Мандельштама. Приезд А. Ахматовой в Воронеж. Стихи о Воронеже. | 1 | | |
31-32 | Великая Отечественная война в жизни и творчестве воронежских писателей. К. Воробьев, Б. Васильев, Г. Бакланов, В. Кубанев, А.И. Шубин, О. Кожухова о Великой Отечественной войне, о героизме, подвиге, патриотизме, человеческом счастье. | 2 | | |
33 | Литературный календарь. Знаменательные даты в истории литературы. Писатели – юбиляры. (экскурсия в Библиотеку им.И.С.Никитина) | 1 | | |
34-35 | Проект. Мои замечательные земляки. «Поэты живут рядом». | 2 | | |