СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного занятия "Читай-ка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование библиотечного урока "Читай-ка" для учеников 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного занятия "Читай-ка"»

Рабочая программа

библиотечного урока

«Читай-ка»

для 1-4 классов



Пояснительная записка

Программа курса «Читай-ка» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности» А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова М. и с учётом «Концепции духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России». Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «Читай-ка»- это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Место кружка в учебном плане.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов- 33 часа-1 класс, 34 часа-2класс, 34 часа – 3 класс, 34 часа – 4 класс.


Общая характеристика курса.

Кружок «Читай-ка» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Цели кружка:

1) создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

2) расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

3)формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Задачи кружка:

а) расширять кругозор детей;

б) пробуждать творческую активность;

в) формировать уважительное отношение к книге;

г) формировать потребность в самообразовании;

д) прививать любовь к книге и чтению.

Формы организации кружка.

-Литературные игры

-Конкурсы-кроссворды

-Библиотечные уроки

-Путешествия по страницам книг

-Проекты

-Встречи с библиотекарем

- Уроки-спектакли.

Содержание программы


1-ый год обучения

Где живут книги?

Экскурсия в библиотеку.

Правила работы с книгой.

Элементы книги.

Народная мудрость в книге.

Приметы, загадки, потешки, прибаутки.

Русские народные сказки.

Сказки народов мира.

Книги русских писателей – сказочников.

Книги о животных.

Писатели детям о детях. Поэтические страницы.

2-ой год обучения

Домашняя библиотека. Расстановка книг в библиотеке

Правила обращения с книгой.

Экскурсия в библиотеку. Книжная мастерская.

Притчевое слово.

Что такое басня?

Художники-иллюстраторы детской книги.

Литературные сказки.

Русские народные сказки.

Природа и мы. Произведения о природе. Поэтические страницы.

Зарубежные поэты детям.


3-ий год обучения

Основы информационно-библиотечных знаний

История книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. В. Ян «Никита и Микита». Проект «Писатели-юбиляры».

Соседи по планете. О природе, о животных.

Обзор книг по теме. Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Книги о собаках (Ю. Коваль «Алый», А. А. Куприн «Белый пудель», А. Усачев «умная собачка Соня», Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»).

Дорогами сказок

Инсценировка по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Творчество П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы». «Девочка со спичками» Г. Х. Андерсен, «Приключения Голубой стрелы» Д. Родари, Творчество Э. Успенского (книги из серии «Простоквашино»). Сказки зарубежных писателей: Ш. Перро «Кот в сапогах», сказки братьев Гримм.

О защитниках Отечества

Подвиги и герои наших дней. Обзор книг по теме. А. Барто «На границе», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Мама милая моя.

Обзор книг по теме. О. Уайльд «Мальчик-звезда». Поздравительные стихи.

О детях А. П. Гайдар «Тимур и его команда».

Детская периодика

Литературно-художественные журналы «Мурзилка», «Читайка». Научно-познавательные журналы «А почему?», «Отчего и почему».



4-ый год обучения

Вводное занятие. Обмен читательскими впечатлениями по летнему чтению. Анкетирование по выявлению читательских интересов.

Соседи по планете. О природе, о животных.

Дорогами сказок Е. Шварц «Новые приключения Кота в сапогах». Сказки зарубежных писателей (А. Милн «Винни-Пух и все-все-все», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»). Игровые и творческие задания.

Книжка на вырост. Жанр фантастики. Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Новые приключения Электроника». Жанр детектива. Э. Успенский «Следствие ведут Колобки», Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Литературная игра по материалам журнала «Читайка».

И в шутку и всерьез. Обзор книг по теме. Г. Остер «Вредные советы», «Задачник». Выразительное чтение, игровые и творческие задания.

Детская периодика. Правила безопасного интернета. Электронные версии детских журналов «Мурзилка», «Юный натуралист».

Основы информационно-библиотечных знаний. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Виды словарей. Приемы работы со словарями. Детские энциклопедии, виды и правила работы с ними.

Читаем детям о войне. Рассказы С.Алексеева «Сто рассказов о войне». Рассказы Л.Ф. Воронковой из сборника «Девочка из города».


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка

В результате освоении программы кружка «Читай-ка» формируются следующие предметные умениясоответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

1. Осознавать значимость чтения для личного развития;

2. Формировать потребность в систематическом чтении;

3. Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

4. Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

5. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

1. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

2. Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

3.Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

4. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

1. Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

2. Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

3. Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

4. Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

5. Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

1. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

2. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

3. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

4. Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

5. Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

Находить книгу в открытом библиотечном фонде;

Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

Пользоваться аппаратом книги;

Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы

Учебно-методическая литература.

1. Афанасьев А,Н. Русские детские сказки. М. Дет.лит. 1987 г

2.Аникин В.П. К мудрости ступенька. –М. Дет.лит. 1988 г

3.Даль В.И. Пословицы, поговорки, прибаутки русского народа. –В 2 т. СПб 1998 г

4. Дубань Н.Е. Как хорошо уметь читать! – М Дет.лит. 2000г

5. Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008

6. Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

7. Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007


Материально-техническое обеспечение

Библиотека, читальный зал, стеллажи, каталоги, картотеки, книжный фонд, библиотеки, подборки обучающих материалов.

Компьютер, сканер, принтер, ТСО и плакаты, печатные материалы.



Список литературы для детей

1 класс

1. А. Толстой «Приключение Буратино».

2. Сказка «О чём спорила обложка или Кто в книге главный».

3. Ш. Перро «Красная Шапочка».

4. Г. Скребицкий, В.Бианки, Е. Чарушин. Рассказы о животных

5. Н.Носова «Заплатка», «Живая шляпа»

6. В. Осеева «Совесть», «Мишка»

7. К.Чуковский «Путаница», «Айболит», «Тараканище»

8. А. Барто, С. Михалков. Стихи.

9. Заходер Б. Рассказы.

10. Пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки.

2 класс

11. Басни И.А. Крылова

12. Басни Л.Н.Толстого.

13. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

14. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

15. М.М. Пришвин «Выскочка»

16. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

17. Е.С. Велтистов «Миллион и один день каникул».

18. С.А. Есенин «Берёза», Ф.И. Тютчев «Весна», В.А.Жуковский «Жаворонок», И.З. Суриков «Утро», А.А.Фет «Чудная картина».

19. В.Джайн «Обезьянка», А. Босев «Преграды»

20. Д.Лукич «Дождь идёт», Калина Малина «Письмо дедушке».

3 класс

21. В. Ян «Никита и Микита»

22. Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

23. Ю. Коваль «Алый», А. А. Куприн «Белый пудель», А. Усачев «умная собачка Соня», Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

24. «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

25. П. П. Бажов «Хозяйка Медной горы».

26. Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками»

27. Д. Родари «Приключения Голубой стрелы

28. Э. Успенский Книги из серии «Простоквашино».

29. Ш. Перро «Кот в сапогах», сказки братьев Гримм.

30. А. Барто «На границе», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

31. А. П. Гайдар «Тимур и его команда».

32. Литературно-художественные журналы «Мурзилка», «Читайка». Научно-познавательные журналы «А почему?», «Отчего и почему».

4 класс

33. М. Пришвин, К.Д. Ушинский, К.Г. Паустовский Рассказы о природе.

34.Е. Шварц «Новые приключения Кота в сапогах».

35. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

36. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

37. Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Новые приключения Электроника».

38. Э. Успенский «Следствие ведут Колобки»

39. Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

40. Г. Остер «Вредные советы», «Задачник».

41. Электронные версии детских журналов «Мурзилка», «Юный натуралист».

42. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

43. Рассказы С.Алексеева «Сто рассказов о войне»

44. Рассказы Л.Ф. Воронковой из сборника «Девочка из города».

45. Детские энциклопедии.

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

«Читай-ка» в 1-ом классе (33 ч)

Дата

Тема занятия

Возможные виды деятельности

План.

Факт.

1.



Где живут книги? Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия. Беседа.

2.



Правила работы с книгой. Сказка «Как Коля в библиотеку ходил».

Слушание, чтение.


3.



Элементы книги. Сказка «О чём спорила обложка или Кто в книге главный».

Беседа


4.



Народная мудрость в книге. Пословицы и поговорки.

Слушание, обсуждение.

5.



Народная мудрость в книге. Приметы, загадки, потешки, прибаутки.

Слушание, беседа, наблюдения,

6.



«Сочиняем загадку сами». Игра –конкурс.

Творческая работа

7-9.



Русские народные сказки. Чтение, рассказывание, инсценирование.

Чтение, пересказ, инсценирование сказок «Как мужик гусей делил», «Лиса, заяц и петух»

10-13.



Сказки народов мира. Чтение, рассказывание, инсценирование.

Чтение, рассказывание, инсценирование народных сказок мира.

14-15



Книги русских писателей - сказочников. А. Толстой «Приключение Буратино».

Слушание и чтение. Обсуждение.

16-17.



Слушание и чтение историй из книги. Ш. Перро «Красная Шапочка». Занятие-спектакль.

Слушание и чтение. Обсуждение.


17-18.



Книги о животных Г. Скребицкого, В.Бианки, Е. Чарушина.

Слушание и чтение. Обсуждение.

19.



«Я рисую книжку» Создание иллюстраций к одному из произведений о животных.

Создание иллюстраций к рассказу

20.



Книжная больница. Практическое занятие по ремонту книг.

Практическое занятие по ремонту книг

21-22.



Писатели детям о детях. Слушание и чтение рассказов Н.Носова «Заплатка», «Живая шляпа» и др. Инсценирование отрывков

Слушание и чтение рассказов Н.Носова, В.Овсеевой.

23-24



Писатели детям о детях. Слушание и чтение рассказов В. Осеевой «Совесть», «Мишка»и др.

Слушание и чтение рассказов Н.Носова, В.Овсеевой

25.



Инсценирование отрывков Н.Носова, В.Овсеевой

Инсценирование отрывков рассказов

26.



Поэтические страницы .Б. Заходер, С.Маршак. Игра-путешествие.

Чтение, слушание. Игра-путешествие

27.



Поэтические страницы. К.Чуковский. Сказки

Чтение, слушание, викторина

28.



Поэтические страницы А. Барто, С.Михалков. Громкие чтения. Беседы.

Чтение, слушание.

29.



Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

Работа над интонацией.


30-31.



Поэтические страницы. Стихи детских поэтов.

Слушание, чтение.

Урок-концерт

32.



«Путешествие по прочитанным страницам». Литературная игра.

Игра

33.



Итоговое занятие «Береги книгу!»



Календарно-тематическое планирование занятий кружка

«Читай-ка» во 2-ом классе (34 ч)

Дата

Тема занятия

Возможные виды деятельности

План

Факт

1.



Занятие-путешествие «По страницам прочитанных книг»

Слушание, игра, чтение, пересказ, инсценирование

2-3



Домашняя библиотека. Расстановка книг в библиотеке.

Правила обращения с книгой. Дневник чтения.


Записи о прочитанном. Работа с дневником чтения. Правила его ведения.

4.



Экскурсия в библиотеку. Книжная мастерская.


Практическое занятие по ремонту книг.

5-6.



Притчевое слово.


Чтение, слушание притч. Обсуждение.

7-8



Что такое басня? Басни И.А. Крылова

Слушание, чтение, Обсуждение,

9-10.



Что такое басня? Басни Л.Н.Толстого.


Слушание, чтение, инсценирование.

11.



Художники-иллюстраторы детской книги. Создание книжной иллюстрации.

Беседа, рассматривание.

12-15.



«Сказка-ложь, да в ней намёк….» Чтение русских народных сказок. Создание выставки иллюстраций к любимой сказке.

Чтение, слушание, обсуждение сказки «Терем – теремок» Иллюстриров.

16-17.



Литературные сказки. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Об авторе, его творчестве.

Слушание, чтение, обсуждение. Просмотр презентации об авторах.

18-20.



Литературные сказки С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Каким я представляю аленький цветок?

Рисование по представлению. Чтение, слушание.

21.



Природа и мы. М.М. Пришвин «Выскочка»

Чтение, обсуждение, составление словесных картин природы.

22-23.



Природа и мы. В.П.Астафьев «Стрижонок

Скрип»

Чтение, обсуждение, составление словесных картин природы.

24-26.



Страна «Фантазия» Е.С. Велтистов «Миллион и один день каникул». А как умею фантазировать я?

Чтение отдельных глав, слушание. Сочинение фантастической истории.

27-28.



Поэтические страницы. «Светлый край берёз, моя Россия» С.А. Есенин «Берёза», Ф.И. Тютчев «Весна»,

Чтение наизусть, слушание. Беседа, иллюстрирование.


29



Поэтические страницы В.А.Жуковский «Жаворонок», И.З. Суриков «Утро», А.А.Фет «Чудная картина»

Чтение наизусть, слушание. Беседа, иллюстрирование.


30.



Поэтические страницы. Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

Слушание, чтение.

Урок-концерт

31-33.



Зарубежные поэты - детям. В.Джайн «Обезьянка», А. Босев «Преграды», Д.Лукич «Дождь идёт», Калина Малина «Письмо дедушке».

Чтение, слушание.обсуждение.


34.



Итоговое занятие «Книга – наш друг!»

Игра-викторина.





Календарно-тематическое планирование занятий кружка

«Читай-ка» в 3-ем классе (34 ч)

Дата

Тема занятия

Возможные виды деятельности

План

Факт

1.



Занятие-путешествие «В гостях у литературных героев»

Слушание, игра, чтение, пересказ, инсценирование

2-3



Дневник чтения.


Записи о прочитанном. Работа с дневником чтения. Правила его ведения.

4.



Книжный дом. Экскурсия в библиотеку.

Практическое занятие по ремонту книг.

5



История книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. В. Ян «Никита и Микита».

Чтение, слушание, Обсуждение. Презентация.

6-7



Проект «Писатели-юбиляры».

Слушание, чтение, Обсуждение, создание проекта

8



Обзор книг по теме « Книги о природе, о животных» Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

Слушание, чтение, коллективный проект

9-11.



Книги о собаках Ю. Коваль «Алый», А. А. Куприн «Белый пудель», А. Усачев «умная собачка Соня», Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».


Беседа, рассматривание, чтение, обсуждение.

12



Инсценировка по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Чтение, слушание, инсценировка

13-14.



Творчество П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы».

Слушание, чтение, обсуждение. Просмотр презентации об авторах.

15-16.



«Девочка со спичками» Г. Х. Андерсен

Чтение, слушание, письменный отзыв

17-18.



«Приключения Голубой стрелы» Д. Родари,

Чтение, обсуждение, пересказ

19-20.



Творчество Э. Успенского (книги из серии «Простоквашино»).

Чтение, обсуждение, просмотр мультфильма

21-23.



Сказки зарубежных писателей: Ш. Перро «Кот в сапогах», сказки братьев Гримм.


Чтение, пересказ, сочинение волшебной сказки

24-25.



Подвиги и герои наших дней. Обзор книг по теме.А. Барто «На границе», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»


Чтение, слушание. Беседа, иллюстрирование.

26-27



Мама милая моя. Обзор книг по теме. О. Уайльд «Мальчик-звезда». Стихи о маме Отработка навыков заучивания наизусть.

Чтение наизусть, слушание. Беседа, иллюстрирование.


28.



Конкурс стихотворений о маме.

Слушание, чтение.

Урок-концерт

29-32



А. П. Гайдар «Тимур и его команда».

Чтение, слушание, пересказ, письменный отзыв

33.



Литературно-художественные журналы «Мурзилка», «Читайка». Научно-познавательные журналы «А почему?», «Отчего и почему».

Чтение, слушание, обсуждение.


34.



Итоговое занятие «Книга – наш друг!»

Игра-викторина.



Календарно-тематическое планирование занятий кружка

«Читай-ка» в 4-ом классе (34 ч)

Дата

Тема занятия

Возможные виды деятельности

План

Факт

1.



Литературная гостиная. Что я читал летом?

Слушание, игра, чтение, пересказ, инсценирование

2



Моя книжная полка. Дневник чтения.


Записи о прочитанном. Работа с дневником чтения. Правила его ведения.

3.



Книжный дом. Экскурсия в библиотеку.

Практическое занятие по ремонту книг.

4-5



Рассказы о природе М. Пришвина, К.Д. Ушинского, К.Г. Паустовского.

Чтение, слушание, обсуждение, рисунки природы

6



Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»

Слушание, чтение, просмотр презентаций

7-8



В мире сказок Е. Шварц «Новые приключения Кота в сапогах».

Слушание, чтение, инсценирование.

8-9



Сказки зарубежных писателей А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». А. Линдгрен «Малыш и Карлсон

Слушание, чтение, инсценирование.

10-11



Сказки зарубежных писателей А. Линдгрен «Малыш и Карлсон

Слушание, чтение, инсценирование.

12-15.



Жанр фантастики. Е. Велтистов «Мальчик из чемодана»

Чтение, слушание, обсуждение . Иллюстриров.

16-17.



Жанр фантастики. Е. Велтистов «Новые приключения Электроника».

Слушание, чтение, обсуждение. Просмотр презентации

18-20.



Жанр детектива. Э. Успенский «Следствие ведут Колобки»

Чтение, слушание. Рисование по представлению.

21-22



Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

Чтение, обсуждение, составление плана перессказа

23.



Литературная игра по материалам журнала «Читайка».

Выполнение творческих заданий, разные виды чтения.

24-25



Г. Остер «Вредные советы», «Задачник»

Выразительное чтение, игровые и творческие задания.

26.



Электронные версии детских журналов «Мурзилка», «Юный натуралист».


Правила безопасного интернета. Знакомство с электронными версиями журналов

27



В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Виды словарей.

Приемы работы со словарями

28



Детские энциклопедии

Правила работы с энциклопедиями

29



Рассказы С.Алексеева «Сто рассказов о войне».

Чтение, слушание. Беседа, обсуждение

30.



Устный журнал «По страницам книг С.П.Алексеева»

Обобщающее творческое занятие. Презентация творческих работ

31-33.



Рассказы Л.Ф. Воронковой из сборника «Девочка из города».

Чтение, слушание, обсуждение.

34.



«Я – читатель».

Знакомство с возможностями городской библиотеки. Рекомендации для летнего чтения