СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит пояснительную записку с целями и задачами, планируемые результаты освоения курса, содержание программы, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"»


Пояснительная записка

Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.

Цель работы: продолжить формирование личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
Цель программы:

  1. Формирование будущих граждан, патриотов, знающих и любящих свой родной край, с развитым экологическим сознанием и потребностью сохранения и сбережения уникальных природно-культурно-историческое наследие малой родины.

Образовательные задачи:

  • знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края; 

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы; 
    Воспитательные задачи:

  • воспитание гражданина, знающего свои корни и связанного с ними;

  • сохраняя самобытность чувашского народа, определить наше место в мировом сообществе;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
    Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению;

  • развитие творческих возможностей этноса в новых условиях;

  • развитие самостоятельно мыслящей личности, способной решать сложные задачи и брать на себя ответственность.

От того, каким будет общество завтра, зависит какое образование мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Занятие внеурочной деятельности проводятся в 5 -9 классах, рассчитаны на 1 час в неделю по одному часу, всего по 34 часа.

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, география, ИЗО, литература, информатика, история культура Башкортостана, родной (чувашский) язык и литература .



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты обучения.

  1. Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;

  2. Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;

  3. Через научно-исследовательскую, проектную и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;

  4. Развивать гибкость мышления и поведения.

  5. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс кружка призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края.

Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, составлений графиков и профилей, сравнений, высказывания собственных гипотез, сбор гербарий, анализ проб почвы.

Метапредметные результаты обучения

  1. Сформировать системное представление о Башкортостане как целостном географическом регионе;

  2. Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических явлений на изучаемой территории;

  3. Сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

  4. Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

Предполагаемые результаты реализации программы

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Духовно-нравственное развитие учащихся.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа кружка «Юный географ» предназначена для учащихся 5-9 класса.



Первый год обучения. Реализация программы на основе изучения исторических фактов и культурных ценностей края. Научно-исследовательская работа «История моего народа». Экскурсия в краеведческий музей села.

  1. Введение в курс. История возникновения чувашского народа (1 ч. ) лекция.

  2. История заселения чувашского народа на территории Ермекеевского района (1 ч.) презентация, беседы,

  3. История чувашской вышивки. (2 ч.)

Практическая работа: Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы.

  1. Древняя чувашская письменность.(3 ч.)

Доклады, беседы, практикум по сом

  1. Научно-исследовательская работа «История моего народа». (4 ч.) Круглый стол

Практическая работа: 1.Осуществление систематизации исследовательских материалов. 2.Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы.3. Подготовка к выступлению, защита реферата.

  1. И.Я.Яковлев-просвятитель чувашского народа (3 ч.)

Практическая работа:. 1.Изучение и анализ письменных исторических источников, историко- краеведческой литературы 2. Систематизации исследовательских материалов для презентации. 3 Защита презентации Веб-квест

  1. К.В.Иванов-чувашский поэт РБ (3 ч.)

Практическая работа:1.Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы 2. Систематизации исследовательских материалов для презентации. 3 Защита презентации. Веб-квест

  1. А.Николаев лётчик-космонавт (3 ч.)

Практическая работа: Веб-квест1.Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы 2. Систематизации исследовательских материалов для презентации. 3 Защита презентации. Веб-квест

  1. Обычаи и традиции чувашского народа моего села (3 ч.)

Практическая работа: Веб-квест1.Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы 2. Систематизации исследовательских материалов для презентации. 3 Защита презентации. Веб-квест

  1. Древний чувашский календарь (3 ч.)

Практическая работа: Веб-квест1.Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы 2. Систематизации исследовательских материалов для презентации. 3 Защита презентации. Веб-квест

  1. Весенний этюд. (2 ч.)

Практическая работа:1 Экскурсия, игра,2. коллективно-творческое дело

  1. Мой милый край (стихи и песни о Ермекеево). (1 ч.)

Практическая работа: практикум в библиотеке

  1. Экскурсия в краеведческий музей села. (1 ч.)

Практическая работа: экскурсия, встреча с ветеранами села

Проектная работа «Святой источник с.Нижнеулу-Елга - культурное наследие моего народа»(5ч) Практическая работа: экскурсия систематизации исследовательских материалов проект, аналиэкодесант, защита проекта, анкетирование

Второй год обучения. Анализ методического пособия «Красная книга». Посещение краеведческого музея. Изучение флоры и фауны села.

  1. Красная книга (1 ч.)

  2. Составление проекта Красной книги. Сбор гербариев. (4 ч.)

Практическая работа:1 Экскурсия, 2.Оформление. 3. Камеральная оьработка результаов 4. Защита проекта.

  1. Экскурсия в краеведческий музей.(1 ч.)

Практическая работа:1 экскурсия

  1. Характеристика растительного мира.(1 ч.)

Практическая работа:1 экскурсия

  1. Растения лесостепной зоны. (3 ч.)

Практическая работа:1 Экскурсия 2.защита реферата, 3.Акция, 4.журнал

  1. Растения и животные экотропы с. Нижнеулу-Елга(5 ч.)

Практическая работа:1 защита реферата, 2.картографический анализ

  1. Построение профиля высотной профиля (3D)(2ч.) Практическая работа:1 экскурсия Построение профиля

  2. Животный мир лесостепной зоны. (2 ч.)

Практическая работа:1 практикум картографического анализа

  1. Животный мир р.Ря.(1 ч.) журнал

  2. Животный мир РБ.(3ч.) игра

Практическая работа:1 защита презентации, оформление контурной карты

  1. Составление зоогеографической карты РБ.(2 ч.) игра

Практическая работа:1 защита презентации, 2.оформление контурной карты

  1. Составление зоогеографической карты района(2 ч.)

Практическая работа:1

  1. Составление зоогеографической карты села(2 ч.)

Практическая работа: 1.Экскурсия

2.выставка 3.оформление контурной карты

  1. Оформление исследовательской работы «Красная книга»(3 ч.)

Практическая работа:1 Оформление журнала

  1. Обобщение знаний и умений. (1 ч.)

Практическая работа:1 выставка Презентация «Красной книги». защита проекта, Круглый стол, агидбригада



Третий год обучения. Составление профиля с Нижнеулу-Елга. Анализ проб почвы села. Изучение и составления профиля геологического строения рельефа РБ. Научно-исследовательская работа «Экологические проблемы моего села»

  1. Оформление контурной карты РБ.(1 ч.)

Практическая работа: практикум оформление контурной карты

  1. Оформление контурной карты района.(1 ч.)

Практическая работа

  1. Изучение геологического строения РБ.(2 ч.)

Практическая работа экскурсия, камеральная обработка практикум картографического анализа

  1. Изучение геологического строения своего района. (2 ч.)

Практическая работа

  1. Изучение геологического строения села.(2 ч.)

Практическая работа

  1. Формы рельефа РБ. Построение изогипс. (2 ч.)

Практическая работа(1 ч.) Построение изогипс.

  1. Формы рельефа села. Построение изогипс. (2 ч.)

Практическая работа: Построение изогипс.

  1. Сопоставление сетки села с картой изогипс.(3 ч.)

Практическая работа 1. Экскурсия, 2.Полевой практикум

  1. Внутренние и внешние процессы РБ. (3 ч.)

Практическая работа практикум картографического анализа

  1. Внутренние и внешние процессы села.(3 ч.)

Практическая работа

  1. Полезные ископаемые РБ.(2 ч.) Практическая работа составление и защита презентации.

  2. Минералогическая коллекция.(1 ч.)

Практическая работа

  1. Изучение коллекции осадочных полезных ископаемых.(1 ч.) Практическая работа

  2. Изучение коллекции магматических полезных ископаемых. (2 ч.)

Практическая работа

  1. Составление карты расположения полезных ископаемых.(2 ч.)

Практическая работа: практикум картографического анализа

  1. Составление профиля села(5 ч.) Практическая работа: Экскурсия, полевой практикум, камеральная обработка.

  2. Обобщение знаний и умений (презентация профиля).(1 ч.) Практическая работа: презентация профиля, анкетирование



Четвертый год обучения. Составление климатограмм городов РБ. Изучение внутренних вод РБ. Построение профиля р. РЯ и озера Зингереевского. Экологические проблемы внутренних вод РБ.

  1. Климатообразующие факторы.(2ч.)

Практическая работа: экскурсия по изучению климата края.

  1. Температурный график.(1 ч.)

Практическая работа практикум

картографического анализа

График осадков.(1 ч.) практикум

картографического анализа

  1. График атмосферного давления. (1 ч.)Практическая работа

  2. Роза ветров.(1 ч.)

Практическая работа

  1. Климатограмма зимнего периода РБ.(1 ч.)

Практическая работа практикум составление климатограммы

  1. Климатограмма весеннего периода РБ.(1 ч.)

Практическая работа практикум составление климатограммы

  1. Климаторграмма летнего периода РБ.(1 ч.)

Практическая работа практикум составление климатограммы

  1. Климаторграмма осеннего периода РБ.(1 ч.)

Практическая работа практикум составление климатограммы

  1. Общая климатограмма РБ.(1 ч.)

Практическая работа

  1. Климатограмма зимнего периода села(1 ч.)

Практическая работа

  1. Климатограмма весеннего периода села.(1 ч.)

Практическая работа практикум составление климатограммы

  1. Климаторграмма летнего периода села.

Практическая работа практикум составление климатограммы

  1. Климаторграмма осеннего периода села(1 ч.)

Практическая работа практикум составление климатограммы

  1. Общая климатограмма села.(1 ч.)

Практическая работа практикум составление климатограммы

  1. Презентация профиля.(1 ч.)

Практическая работа

  1. Составление климатической карты села.(1 ч.)

Практическая работа Экскурсия, полевой практикум

  1. Составление климатической карты села.(1 ч.)

Практическая работа: подготовка и защита презентации картографического анализа

  1. Внутренние воды села.(1 ч.)

  2. Озера РБ.(1 ч.)

Практическая работа

  1. Искусственные водоемы. (1 ч.)

Практическая работа лекция Веб-квест

  1. Подземные воды.(1 ч.)

Практическая работа защита реферата,

  1. Святой источник села(1 ч.)

Практическая работа Экскурсия, Акция, анкетирование, Агитбригада

  1. Река Ря.(1 ч.)

Практическая работа1. Экскурсия .2.Экодесант по очистке реки.

  1. Река Ря. Составление профиля.(1 ч.)

Практическая работа Полевой практикум Построение профиля

  1. Обобщение знаний и умений. Пезентация «Река Ря»(1 ч.)

Практическая работа защита презентации, коллективно-творческое дело



Пятый год обучения. Глубокое изучение отраслей специализации РБ. Составление каталога предприятий РБ. Экономические и экологические проблемы. Экскурсии на конезавод с.Зингереева, на предприятие молочный цех ИП Оганесян. Круглый стол «Мой бизнес-план».

Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, составлений графиков и профилей, сравнений, высказывания собственных гипотез, сбор гербарий, анализ проб почвы.

  1. Отраслевая структура РБ. (1 ч.) презентация

  2. ТЭК. Составление каталога предприятий ТЭК.(2 ч.)

Практическая работа :защита презентации Веб-квест

  1. Электроэнергетика. Составление каталога предприятий, производящих электроэнергетику.(2ч.)

Практическая работа : защита реферата, Веб-квест

  1. Машиностроительный комплекс. Составление каталога машиностроительных предприятий.(1 ч.)

Практическая работа : защита презентации Веб-квест

  1. Химическая промышленность. Составление каталога предприятий химической промышленности.(2ч.)Лекция

Практическая работа практикум картографического анализа

  1. Деревообработка и производство стройматериалов. Составление каталога.(1 ч.)

Круглый стол

  1. Легкая промышленность. Составление каталога предприятий легкой промышленности.(1 ч.)

Практическая работа практикум картографического анализа

  1. Пищевая промышленность. Составление каталога предприятий пищевой промышленности.(1 ч.)Журнал, коллективно-творческое дело

  2. Народные промыслы.(1 ч.) защита, презентации

  3. Составление карты народных промыслов.(2 ч.) защита, презентации

Практическая работа практикум картографического анализа

  1. Сельское хозяйство.(1 ч.)

Практическая работа практикум картографического анализа атласа Башкортостана

  1. Зерновые культуры.(1 ч.)

Практическая работа

  1. Составление карты посевов зерновых культур.

Практическая работа Практическая работа практикум картографического анализа атласа Башкортостана

  1. Технические культуры.(2 ч.)

Практическая работа Практическая работа практикум картографического анализа атласа Башкортостана

  1. Составление карты посевов технических культур.(1 ч.)

Практическая работа Практическая работа практикум картографического анализа атласа Башкортостана

  1. Животноводство.(1 ч.)

Практическая работа Практическая работа практикум картографического анализа атласа Башкортостана

  1. Скотоводство.(1 ч.)

Практическая работа Практическая работа практикум картографического анализа атласа Башкортостана

  1. Птицеводство.(1 ч.)

Практическая работа Практическая работа практикум картографического анализа атласа Башкортостана

  1. Овцеводство.(1 ч.)

Практическая работа Практическая работа практикум картографического анализа атласа Башкортостана

  1. Коневодство.(1 ч.)

Практическая работа Практическая работа практикум картографического анализа атласа Башкортостана

  1. Экскурсия на конезавод с.Зингереева(1 ч.)

  2. Пчеловодство.(1 ч.) Практическая работа практикум картографического анализа атласа Башкортостана

  3. Экскурсия в молочный цех ИП Оганесян села(1 ч.)

  4. Составление бизнес-плана (промышленность, с\х) (4 ч.)

Практическая работа защита, презентации, Веб-квест Агитбригада

  1. Обобщение знаний и умений (1 ч.)

защита, бизнес-плана



Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).



Организация проектная и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Программа носит проектно-исследовательский характер:

  • Научно-исследовательская работа и «История моего народа»-5 класс.

  • Проектная работа «Святой источник с.Нижнеулу-Елга - культурное наследие моего народа»-5 класс.

  • Исследовательской работы «Красная книга», построение профиля, составление зоогеографической карты -6 класс.

  • Исследовательской работы «Составление профиля села», оформление контурной карты РБ, Ермекеевского района, построение изогипс, составление карты расположения полезных ископаемых. -7 класс.

  • Проектная работа « Ря», составление климатограммы и климатической карты села, составление профиля реки Ря-8 класс.

  • Составление бизнес-плана (промышленность, сельское хозяйство), составление карты посевов-9класс.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года. Срок реализации 5 лет.

Возрастная характеристика группы – программа состоит из пяти ступеней реализации:

  • 1 ступень – учащиеся 5 класса;

  • 2 ступень – учащиеся 6 класса;
  • 3 ступень – учащиеся 7 класса;
  • 4 ступень – учащиеся 8 класса:
  • 5 ступень – учащиеся 9 класса.



год обучения

классы

наименование тем

Кол-во часов

В т.ч. практич.

1

1

5

История и культура чувашского народа. Научно-исследовательская работа «История моего народа».

34

23

2

2

6

Красная книга Республики Башкортостан.

34

30

3

3

7

Рельеф и почвы РБ. Профиль. Научно-исследовательская работа «Экологические проблемы моего села».

34

30

4

4

8

Климат и внутренние воды. Графики.

34

30

5

5

9

Хозяйство РБ. Оформление карты. Бизнес-план.

34

30































































4