ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Дорожная азбука» составлена на основе примерной общеобразовательной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения», автор Виноградова Н.Ф. (Сборник
примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011год) в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Критерии и оценки эффективности ожидаемых результатов
Обучающий эффект:
изучение основ безопасного поведении на дороге и выработка практических навыков, необходимых
участникам дорожного движения;
формирование умений безопасного поведения в различных дорожно-транспортных
ситуациях.
Воспитательный эффект:
воспитание законопослушных участников дорожного движения; развитие творческой активности за счет привлечения учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения.
Социальный эффект:
профилактика детской безнадзорности и беспризорности;
отвлечение подростков, занятых пропагандой правил безопасного поведения на улицах и дорогах, от антисоциальной деятельности.
Оздоровительный эффект:
пропаганда здорового образа жизни;
привлечение подростков к занятиям физической культурой, спортом;
развитие физической выносливости, способности переносить большие физические нагрузки.
Развивающий эффект:
активизация познавательной активности в различных
областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах;
формирование чувства осмысления необходимости полученных знаний по основам безопасного поведения на дорогах,
эффективности проводимых практических мероприятий.
Критерии эффективности ожидаемых результатов могут быть количественными и качественными.
Количественные:
увеличение количества детей, привлеченных к изучению и пропаганде Правил дорожного движения, к работе в отряде юных инспекторов движения. В связи с уменьшение количества нарушений по Правилам дорожного движения и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Качественные:
повышение уровня знаний по Правилам дорожного движения всех участников образовательного процесса и умение применять в различных дорожных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Безопасные маршруты.(4 ч.)
Дорога в школу и домой. Улица полна неожиданностей. Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). Остановочный путь и скорость движения. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.(5 ч.) Пешеходные переходы. Нерегулируемые и регулируемые перекрестки. Светофор. Виды транспорта. Обязанности пассажиров.(5 ч.) Где еще можно переходить дорогу. Поездка на автобусе, трамвае и других видах транспорта. Знакомство с дорожными знаками, светофором.(11ч.) |
Дорожные знаки и дорожная разметка. Где можно и где нельзя играть. Поездка за город. Ты – велосипедист. Дорога глазами водителей. Для чего нужны правила дорожного движения.
Законы улиц и дорог.(4ч.)
Участники дорожного движения. Светофор.
Мы на улице.(2ч.)
Обязанности пешеходов. Движение в группе.
Резерв.(2ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Безопасные маршруты. | 4 |
2 | Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | 5 |
3 | Виды транспорта. Обязанности пассажиров. | 5 |
2 | Знакомство с дорожными знаками, светофором. | 11 |
5 | Законы улиц и дорог. | 4 |
6 | Мы на улице. | 2 |
7 | Резерв | 2 |
| Итого | 33 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата | Количество часов | Примечание |
По плану | По факту |
Безопасные маршруты. | 4 | |
1 | Вводное занятие: Дорога в школу и домой. | | | 1 | |
2 | Улица полна неожиданностей. | | | 1 | |
3 | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры) | | | 1 | |
4 | Остановочный путь и скорость движения. | | | 1 | |
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | 5 | |
5-6 | Пешеходные переходы. | | | 2 | |
7 | Практическое занятие: Пешеходные переходы. | | | 1 | |
8 | Нерегулируемые перекрестки. | | | 1 | |
9 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | | | 1 | |
Виды транспорта. Обязанности пассажиров. | 5 | |
10 | Где еще можно переходить дорогу. | | | 1 | |
11 | Поездка на автобусе. | | | 1 | |
12 | Поездка на трамвае и других видах транспорта | | | 1 | |
13-14 | Проект №1 Виды транспорта. | | | 2 | |
Знакомство с дорожными знаками, светофором. | 11 | |
15 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | | | 1 | |
16 | Где можно и где нельзя играть. | | | 1 | |
17 | Ты – велосипедист. | | | 1 | |
18-19 | Проект №2 Дорожные знаки. | | | 2 | |
20 | Поездка за город. | | | 1 | |
21 | Дорога глазами водителей. | | | 1 | |
22 | Экскурсия «Я- пешеход». | | | 1 | |
23 | Для чего нужны правила дорожного движения. | | | 1 | |
24-25 | Проект №3 Правила для пешеходов. | | | 2 | |
Законы улиц и дорог. | 4 | |
26 | Участники дорожного движения. | | | 1 | |
27 | Светофор. | | | 1 | |
28-29 | Проект №4Добрый светофор. | | | 2 | |
Мы на улице. | 2 | |
30 | Обязанности пешеходов. | | | 1 | |
31 | Движение в группе. | | | 1 | |
Резерв. | 2 | |
32 | | | | 1 | |
33 | | | | 1 | |