Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО _______Хуснутдинова Л.Д. протокол № 1 от __________ | Согласовано зам. директора по УВР ________Фёдорова Ж.Ф Протокол № 1 от___________ | Утверждаю директор МБОУ гимназия № 1 г.Туймазы ________ Аюпов Р.Р. приказ № _____ от ______________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления для 4Б класса «Музыкальная капель»
Срок реализации программы – 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Гаибова Луиза Талгатовна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа художественно-эстетического направления «Музыкальная капель» для 4 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по курсу «Музыка 1-8 классы» Алеев, Науменко. М. Просвещение, 2007, авторской рабочей программы Л.С Миклухо «Сольное пение», авторской программы И.Н. Ходневой «Студия вокала» и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования, а также внеурочной деятельности. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Задачи
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков.
Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Место курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Музыкальная капель» рассчитана на 34 часа. В соответствии с учебным планом МБОУ гимназия № 1 на 2017 –2018 учебный год из внеурочной деятельности на изучение данного курса в 4 классе выделен 1 час в неделю (34 часа в год).
Результаты освоения программы
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты). Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Содержание программы
1. Вводное занятие (1час)
Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.
2. Охрана голоса (1час)
Проведение гимнастики голоса.
3. Певческая установка (1час)
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4. Звукообразование (2часа)
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.
5. Дыхание (5часов)
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6. Дикция и артикуляция (6часов)
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7. Ансамбль (2часа)
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8. Концертная деятельность (5часов)
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9. Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10. Сценическое движение (11часов)
Умение изобразить настроение различных движений.
Результаты освоения программы 4 – го года обучения.
- владение техническими программами приемами пения;
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владение навыком правильной певческой постановки;
- владение навыками пения без соправождения;
- умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;
- умение анализировать свои действия.
Учебно-методическое обеспечение
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
4. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
6. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
7. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
8. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
Календарно – тематическое планирование
Авторская программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с учебным планом МБОУ гимназия №1 на 2017 – 2018 учебный год на изучение внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
№ п/п | Название раздела | Темы | Общее количество часов | Дата по плану | По факту | Примечание |
| | |
1 | Введение 1час | Вводное занятие. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 1 | 7.09 | | |
2 | Охрана голоса 1 час | Охрана голоса Теоретические основы. Гигиена певческого голоса | 1 | 14.09 | | |
3 | Певческая установка 1 час | Певческая установка Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. | 1 | 21.09 | | |
4,5 | Звукообразование 2 часа | Звукообразование. Музыкальные штрихи | 2 | 28.09/5.10 | | |
6-10 | Дыхание 5 часов | Дыхание. Типы певческого дыхания. | 1 | 19.10 | | |
Работа над певческим дыханием. | 1 | 26.10 | | |
Работа над певческим дыханием. | 1 | 2.11 | | |
Цепное дыхание. | 2 | 9.11 / 16.11 | | |
11-16 | Дикция и артикуляция 6 часов | Дикция и артикуляция. Работа над согласными и гласными. | 2 | 30.11 / 7.12 | | |
Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. | 2 | 14.12 / 21.12 | | |
Работа над согласными и гласными. | 2 | 28.12 / 11.01 | | |
17-18 | Ансамбль 2 часа | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 2 | 18.01 / 25.01 | | |
19-23 | Концертная деятельность 5 часов | Музыкально-исполнительская работа Распевание. | 3 | 1.02 / 8.02/15.02 | | |
Работа над тембром. | 2 | 1.03/8.03 | | |
24-34 | Сценодвижение 11 часов | Ритм | 2 | 15.03/22.03 | | |
| Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. | 2 | 29.03 / 5.04 | | |
Движения под музыку. | 2 | 19.04 / 26.04 | | |
Распевание. Работа над подвижностью голосов. | 2 | 3.05 / 10.05 | | |
Работа над подвижностью голосов | 2 | 17.05 / 24.05 | | |
Творческий отчет | 1 | 31.05 | | |
| ИТОГО | | 34 часа | | | |
8