«Рассмотрено» Руководитель МО __________/Родионова С.В. / подпись ФИО Протокол № 1 от «25» августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МОУ «СОШ № 100» ___________/Бойко С.В./. подпись ФИО «25» августа 2017 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 100» _________/ Семёнов А.В. подпись ФИО Приказ № 292 от «30» августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный физик. Юный ученый»
Возрастной состав учащихся: 12-14 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель: Юдина А.А.
2017 – 2018 учебный год
1. Результаты освоения внеурочной деятельности.
1. Личностные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
2. Метапредметные: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения. Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру.
3. Предметные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
2. Содержание рабочей программы.
Кружковая работа «Юный ученый» предназначен для учащихся 6 класса и рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа за год.
Кружковая работа «Юный физик» предназначен для учащихся 7 класса и рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа за год.
Кружковая работа развивает содержание базового курса физики. Программа составлена на основе рабочих программ по физике для 7классов и курса естествознания 5-6класс, которая используется в настоящее время. Основным учебным пособием для обучающихся является учебник – А.Е. Гуревич Естествознание 5-6лкасс, Перышкин А.В. 7лкасс, сборник задач по физике 7-9 класс Перышкин А.В. Базовый курс Перышкин А.В. рассчитан в 7, 8 и 9-ом классах на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Несмотря на определенные достоинства рабочих программ, у них есть недостаток: учащиеся, изучая законы физики, не могут в полной мере использовать их на практике, что приводит в замешательство современного школьника, он начинает задаваться вопросом «Зачем нужна физика?!»
Кружковая работа позволяет ответить на существующий вопрос, применить полученные знания на уроках в жизни, ощутить красоту и полноту физических законов. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла. Не секрет, что школьные лаборатории содержат далеко не все физические приборы, следовательно, проведение некоторых опытов уже вообще неосуществимы или неосуществимы во время уроков во всем классе. В курс кружковой работы входят лабораторные работы, которые учащиеся проводят в школе, а саму лабораторную работу оформляют как проект, в ходе которого они подтверждают закон физики. Тем самым за курс кружковой работы, ребята не только еще раз способны убедиться в достоверности существующих законах, но и научиться создавать проекты.
Основная цель работы: развитие познавательного интереса учащихся к физике и технике на основе углубления и расширение знаний учащихся; наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.
Воспитательная работа и организационно-массовая работа
При изучении физики в рамках кружковой работы «Юный ученый», «Юный физик» учащиеся решают задачи различных видов: аналитические, графические, качественные и практические.
Курс содержит экспериментальные задания, что позволит учащимся получить навык постановки физических опытов и экспериментов, вычислять погрешности измерения, анализировать полученные результаты и объяснять их с точки зрения физических законов.
Во время проведения лабораторных работ проводятся инструктажи по технике безопасности во время проведения опытов, но и проговаривается необходимость аккуратного обращения со школьным оборудованием, необходимость уборки рабочего места после проведения эксперимента.
Проведение данного курса позволяет с помощью проводимых исследовательских работ расширить "круга общения" учащихся с физическими приборами, сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным, повысить интерес к изучению предмета.
При выполнении экспериментальных заданий, учащиеся овладевают физическими методами познания: собирают экспериментальные установки, измеряют физические величины, представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков, делают выводы из эксперимента, объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций. Проведение тематических вечеров совместно с родителями, защита проектов перед учащимися других классов.
В план кружковой входят проведение открытых тематических вечеров, интеллектуальных игр, на которых приветствуется посещение родителей, участие родителей в качестве независимого жюри, командной поддержки. На таких мероприятиях родители зачастую сами с большим увлечением играют или болеют за своих ребят, так же родители в полной мере могут оценить необходимость в проведении подобных мероприятий. В курс кружка так же входят выезды на экскурсии, предметные конференции, где сопровождение родителей просто необходима.
Распределение материала по темам способствует систематизации, позволит создать целостную картину окружающего мира и человека в нем с точки зрения физики.
Этот курс позволит также проявить творческие способности учащихся, так как использует разные способы проверки качества усвоения материала: тестирование, защита экспериментальных работ, творческие отчеты по теме, кроссворды по теме, и т.д.
«Рассмотрено» Руководитель МО __________/Родионова С.В. / подпись ФИО Протокол № 1 от «25» августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МОУ «СОШ № 100» ___________/Бойко С.В. / подпись ФИО «25» августа 2017 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 100» _________/ Семёнов А.В./ подпись ФИО Приказ № 292 от «30» августа 2017 г. |
Календарно-тематическое планирование кружка
«Юный физик. Юный ученый»
Класс 6,7
Педагог Юдина А.А.
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Учебно-тематическое планирование «Юный ученый», 7 класс
№ | Тема урока | Кол. ча-сов | Формируемые УУД | Дата. | Примечание |
план | факт |
-
| Введение. Знакомство с физикой, как с наукой! Измерение физических величин, определение цены деления шкалы прибора. Предел измерения, погрешность. | 1 | Личностные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Метапредметные: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения. Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру.
Предметные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры. | 4.09-8.09 | | |
-
| Молекулярное строение вещества, атомы и ионы. Агрегатные состояния веществ. Интерактивная игра «Атом» | 1 | 11.09-15.09 | | |
-
| Жизнь и творчество Д.И. Менделеева. Интерактивная игра «Своя игра», посвященная великому ученому | 1 | 18.09-22.09 | | |
-
| Явление диффузии. Проведение опытов, доказывающие явление диффузии в жид. и газообразных телах. Решение качественных задач на тему «Диффузия». Тест-викторина на тему «Диффузия вокруг нас». | 1 | 25.09-29.09 | | |
-
| Решение тестовых задач ОГЭ на тему «Агрегатные состояния вещества. Диффузия.» | 1 | 2.10-6.10 | | |
-
| Виды механического движения. Решение задач на тему: «задачи механики». | 2 | 9.10-13.10 16.10-20.10 | | |
-
| Графики скорости и ускорения. Решение задач графическим способом | 1 | 23.10-27.10 | | |
-
| Решение тестовых задач ОГЭ на тему «виды механического движения» | 1 | 30.10-3.11 | | |
-
| Плотность вещества. Решение задач олимпиадного уровня на тему «Плотность». | 1 | 6.11-10.11 | | |
-
| Практическая работа «Определение вещества тела» | 1 | 13.11-17.11 | | |
-
| Различные виды сил | 2 | 20.11-24.11 27.11-1.12 | | |
-
| Давление. Давление твердых тел. Решение задач на тему «Давление» | 1 | 4.12-8.12 | | |
-
| Газы и их свойства. Мультимедийный показ опыта «Шар Паскаля» Решение задач второго уровня сложности на тему «Давление газа» | 1 | 11.12-15.12 | | |
-
| Жидкости и их свойства. Давление жидких тел. Гидравлический пресс. | 1 | 18.12-22.12 | | |
-
| Решение задач второго уровня сложности на тему «Жидкости и их свойства» | 1 | 25.12-29.12 | | |
-
| I проектная работа «Изготовление шара Паскаля из подручных материалов». | 1 | 15.01-19.01 | | |
-
| Атмосферное давление. Решение качественных задач | 1 | 22.01-26.01 | | |
-
| Решение тестовых задач ОГЭ на тему «Плотность. Давление.» | 2 | 29.01-2.02 5.02-9.02 | | |
-
| Закон Архимеда. Решение задач на тему «Закон Архимеда». | 1 | 12.02-16.02 | | |
-
| Тематический вечер «Это не фокус! это физика!» Демонстрация учащимися 20 самых интересных и простых опытов | 1 | 19.02-22.02 | | |
-
| Механическая работа. Мощность. Простые механизмы | 1 | 26.02-2.03 | | |
-
| Момент силы. Решение тестовых задач на тему Простые механизмы | 1 | 5.03-9.03 | | |
-
| Коэффициент полезного действия. Решение задач на тему КПД | 1 | 12.03-16.03 | | |
-
| Энергия. Закон сохранения энергии | 2 | 19.03-23.03 26.03-30.03 | | |
-
| Решение задач ОГЭ на тему «Энергия. Закон сохранения энергии» | 1 | 2.04-6.04 | | |
-
| Интерактивная игра «Рыбалка» (необходимо найти соответствие физических величин, размерности физических величин. расчетных формул и законов) | 1 | 9.04-13.04 | | |
-
| Жизнь и творчество великих ученых. Проектные работы | 2 | 16.04-20.04 23.04-27.04 | | |
-
| Интерактивная игра «Физика вокруг нас» Объяснение явлений в природе с помощью изученных законов. | 1 | 30.04-4.05 | | |
-
| Выездная экскурсия (лаборатория физики) | 1 | 7.05-11.05 | | |
Учебно-тематическое планирование «Юный физик», 6 класс
№ | Тема урока | Кол. ча-сов | Формируемые УУД | Дата. | Примечание |
план | факт |
-
| Физика как наука | 1 | Личностные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Метапредметные: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения. Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру.
Предметные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры. | 4.09-8.09 | | |
-
| Химия как наука | 1 | 11.09-15.09 | | |
-
| Знакомство с оборудованием. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ по физике и химии | 1 | 18.09-22.09 | | |
-
| Агрегатные состояния веществ. Решение тестовых задач | 1 | 25.09-29.09 | | |
-
| Масса и температура. Решение тестовых задач | 1 | 2.10-6.10 | | |
-
| Строение вещества. Взаимодействие веществ. Физические и химические свойства вещества | 1 | 9.10-13.10 | | |
-
| Строение атома. Решение тестовых задач на тему «Строение вещества» | 1 | 16.10-20.10 | | |
-
| Д. И. Менделеев. Жизнь и творчество | 1 | 23.10-27.10 | | |
-
| Плотность вещества. Решение задач на тему «Плотность» | 1 | 30.10-3.11 | | |
-
| Виды сил. Решение на тему «Силы в природе» | 1 | 6.11-10.11 | | |
-
| Давление. Давление твердых тел, жидкостей и газов | 1 | 13.11-17.11 | | |
-
| Решение качественных задач на тему «Давление» | 1 | 20.11-24.11 | | |
-
| Решение тестовых задач на тему «Давление» | 1 | 27.11-1.12 | | |
-
| Механическое движение. Скорость. Решение задач на тему «Механическое движение» | 1 | 4.12-8.12 | | |
-
| Решение тестовых задач на тему «Тепловые явления» | 1 | 11.12-15.12 | | |
-
| Электрический ток. Электрические цепи | 1 | 18.12-22.12 | | |
-
| Последовательное и параллельное соединение проводников | 1 | 25.12-29.12 | | |
-
| Лабораторная работа «собираем электрическую цепь по схеме» | 1 | 15.01-19.01 | | |
-
| Природа света. Виды линз. | 1 | 22.01-26.01 | | |
-
| Химические явления. Демонстрационные опыты | 1 | 29.01-2.02 | | |
-
| Строение атома разных химических элементов | 1 | 5.02-9.02 | | |
-
| Простые и сложные вещества | 1 | 12.02-16.02 | | |
-
| Классификация неорганических веществ Оксиды Гидроксиды Кислоты Соли | 4 | 19.02-22.02 26.02-2.03 5.03-9.03 12.03-16.03 | | |
-
| Органические вещества | 1 | 19.03-23.03 | | |
-
| Наша Галактика «Млечный путь» Карта звездного неба | 2 | 26.03-30.03 2.04-6.04 | | |
-
| Атмосферное давление. | 1 | 9.04-13.04 | | |
-
| Механическая работа | 1 | 16.04-20.04 | | |
-
| Простые механизмы | 1 | 23.04-27.04 | | |
-
| Решение задач на тему «Механическая работа» | 1 | 30.04-4.05 | | |
-
| Связь физики, химии с другими предметами | 1 | 7.05-11.05 | | |
27