СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Искусство слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна программы:

  • Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.     
  • Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий и исследовательский характер

Цели программы: развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: устной и письменной, во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; навыков грамотной речи, как показателя общей культуры человека.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Искусство слова"»

































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Искусство слова» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

3. Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

5. Учебный план МБОУ «Глебовская СОШ» на 2017-2018 учебный год

6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом №1-88 от 17 июня 2016 г.)


Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной работы по русскому языку. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Язык обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. У детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Программа "Искусство слова» имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное». Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Новизна программы:

  • Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

  • Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий и исследовательский характер

Цели программы: развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: устной и письменной, во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; навыков грамотной речи, как показателя общей культуры человека.


Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить хорошую языковую среду и речевую практику для учащихся, обогатить речь,

  • расширение и углубление программного материала;

  • совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

  • расширение кругозора детей;

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

  • воспитание чувства патриотизма;

  • повышение общей языковой культуры учащихся;

  • выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы;

  • воспитывать толерантность, коммуникабельность, формировать культуру общения и поведения в социуме.

Развивающие:

  • развитие интереса к языку как учебному предмету;

  • общего языкового развития школьников;

  • развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности;

  • формировать умение использовать различные способы поиска, сбора, анализа информации;

  • обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению;

  • развивать творческое мышление, умение критически и аналитически думать, свободно и логично излагать мысли.


Программа внеурочной деятельности «Искусство слова» рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с обучающимися 5 класса. Нагрузка – 2 ч. в неделю (68 часов в год)


Формы проведения занятий:

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,

  • комплексный анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

  • лингвостилистический анализ текста;

  • сочинения и изложения;

  • редактирование текста

  • интеллектуально-лингвистические упражнения;

  • работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;

  • составление синквейнов, кластеров к тексту;

  • коммуникативные и игровые ситуации


Основные методы и технологии:

  • Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская)

  • Методы деятельностного подхода («учение через деятельность»). Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.

  • Методы развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова)

  • Технология РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)

  • Технология «Дебаты» (Институт «Открытое общество».)

  • Технология проектной и исследовательской деятельности

  • Технология обучения в сотрудничестве;

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.



  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;

  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

  • осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельное определение и формулирование целей деятельности на занятии

  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия;

  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация;

  • учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • ориентироваться в тексте

  • находить ответы на вопросы в тексте

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной деятельности;


Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; владеть навыками диалогового общения; уметь вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей)

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • овладеть следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации, редактирование, определение роли средств художественной выразительности в тексте).

  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях;

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль;

  • определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)

  • составлять простой и сложный план текста;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты и тексты-рассуждения ( в том числе с элементами описания предметов, животных);

  • писать сочинения повествовательного характера с двумя типами речи (описание, повествование)

  • адекватно понимать содержание научно-учебных и художественных текстов, воспринимаемых на слух;

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;



III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Речь. (5 ч)

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Слово. Средства художественной выразительности (тропы) и стилистические фигуры речи (27 ч)

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Изобразительно - выразительные средства языка и стилистический фигуры. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Текст(8 ч)

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Связь между предложениями в тексте.

Стили речи.(3 ч)

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы речи.(8 ч)

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Расширяйте свой словарь! (6 ч)

Виды словарей: орфографический, орфоэпический, грамматических трудностей русского языка, толковый, этимологический, иностранных слов, фразеологический, словарь синонимов, антонимов. Знакомство со структурой словарей. Роль синонимов и антонимов в речи. Источники фразеологизмов,

Повторение (9 ч)


IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Тема



Кол-во часов


Основные виды деятельности

Дата проведения

планируемая

фактическая


Речь.

5 ч




1

Введение в курс развития речи. Для чего людям нужна речь.

1

Активное слушание, фронтальная беседа.



2-3

Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.

2

Лекция с элементами беседы. Работа над выразительным чтением различных текстов. Индивидуальная работа. Работа в парах.



4

Что такое диалог и монолог?

1

Анализ языковых явлений. Чтение предложенного текста по ролям.



5

Как вести беседу?

1

Групповой и индивидуальный анализ языковых явлений повседневной ситуации речевого общения. Лингвистическая игра.




Слово. Средства художественной выразительности (тропы) и стилистические фигуры речи.

27 ч



6-7

Что такое стилистические фигуры речи? Анафора и эпифора.

2

Активное слушание, фронтальная беседа. Групповой и индивидуальный анализ языковых явлений.



8-9

Антитеза.

2

Активное слушание, фронтальная беседа. Коллективная работа, работа в группах, индивидуальная работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



10-11

Градация.

2

Активное слушание, фронтальная беседа. Анализ текста в соответствии с поставленной задачей. Работа в группах по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



12-13

Инверсия.

2

Активное слушание, фронтальная беседа. Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



14

Риторические вопросы и обращения.

1

Активное слушание, фронтальная беседа. Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей. Творческая работа по созданию фигур речи (устно)



15

Что такое тропы? Аллегория.

1

Активное слушание, фронтальная беседа.

Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



16-17

Гипербола и литота.

2

Активное слушание, фронтальная беседа. Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



18-19

Метафора.

2

Активное слушание, фронтальная беседа. Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



20-21

Олицетворение.

2

Активное слушание, фронтальная беседа. Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



22-23

Сравнение. Метонимия.

2

Активное слушание, фронтальная беседа. Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



24-25

Эпитет.

2

Активное слушание, фронтальная беседа. Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



26

Зачем нам нужны в речи стилистические фигуры и тропы? Обобщение.

1

Фронтальная беседа. Демонстрация умений использования в своей речи выразительных средств.



27-30

Практическое занятие.

«Средства художественной выразительности и стилистические фигуры»

4

Коллективный анализ текста в соответствии с поставленной задачей.



31-32

Мини-сочинения на выбранную тему.

2

Творческая работа. Создание собственного текста с использованием средств художественной выразительности. Презентация творческой работы.




Текст.

8 ч




33

Текст и его признаки. Что значит писать и говорить на тему?

1

Активное слушание, фронтальная беседа. Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



34

Главное в тексте – идея, основная мысль.

1

Активное слушание, фронтальная беседа. Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



35

Для чего нужен план?

1

Анализ текста В.Белова «Последняя синичка». Составление плана. Устный пересказ по составленному плану.



36

Как связать предложения в тексте? Лексические средства связи предложений в тексте.

1

Активное слушание, фронтальная беседа. Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



37-38

Учимся выразительно читать.

2

Выразительное чтение текстов разных жанров. Заучивание отрывков произведений.



39-40

Изложение текста по составленному плану.

2

Анализ текста. Подготовка к изложению по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси». Подробное изложение по составленному плану.




Стили речи.

3 ч




41

Когда и где используют разговорную речь?

1

Активное слушание, фронтальная беседа. Составление диалогов. Работа по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей.



42

Научный стиль.

1

Активное слушание, фронтальная беседа. Анализ текстов.



43

Художественный стиль.

1

Активное слушание, фронтальная беседа. Анализ текстов.




Типы речи.

8 ч




44

Как различают типы речи?

1

Активное слушание, фронтальная беседа. Анализ текстов.



45

Повествовать – значит рассказывать. Русская народная сказка «Репка» как образец текста-повествования.

1

Анализ текста.



46

Описание как тип речи. Как описать предмет? Как описать животное?

1

Анализ текстов-описаний. Самостоятельная работа. Коллективная, индивидуальная работа.



47

Понятие признака. Анализ описания.

1

Устное описание бытового предмета повседневного назначения в художественном или разговорном стиле.



48

Сочинение-описание природы в художественном стиле.

1

Подготовка к написанию сочинений. Анализ сочинений.



49

Рассуждать – значит доказывать. Понятие текста-рассуждения. Тезис. Доказательство. Вывод.

1

Анализ текста-рассуждения.



50-51

Сочинение-рассуждение.

2

Подготовка к сочинению-рассуждению на свободную тему. Написание сочинения.




Расширяйте свой словарь!

8 ч




52-53

Виды словарей. Наш помощник – толковый словарь.

2

Знакомство с видами словарей. Работа с толковыми словарями русского языка. Нахождение словарных статей. Игра «Кто быстрей?»



54

Презентация «Человек необычной судьбы» о В. И. Дале.

1

Просмотр презентации



55-56

Для чего нужны синонимы и антонимы.

2

Подбор синонимов и антонимов к словам. Решение языковых задач. Работа со словарями русского языка.



57-58

Фразеологизмы. Фразеологический словарь.

2

Работа с фразеологическим словарём. Подбор фразеологизмов-синонимов, фразеологизмов-антонимов. Игра в лото «Простейшие фразеологизмы»



59

«Праздник словарей»

1

Викторина




Повторение.

9 ч




60

Диалогическая и монологическая речь.

1

Фронтальная беседа. Игры.



61-64

Средства художественной выразительности и стилистические фигуры речи.

4

Анализ текстов художественной литературы разных жанров с точки зрения использования в них средств художественной выразительности. Конкурс на лучшее знание тропов.



65

Текст.

1

Фронтальная беседа. Игры.



66

Стили речи.

1

Фронтальная беседа. Игры.



67

Типы речи.

1

Фронтальная беседа. Игры.



68

Подведение итогов. Внеклассное мероприятие «На чисто русском»

1

Подведение итогов работы за год. Участие в конкурсной программе внеклассного мероприятия.




25