СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Юные дарования» для учащихся 7 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Юные дарования» для учащихся 7 класса. Цель: развить интерес к русскому языку как к учебному предмету; привить любовь к великому русскому языку; повысить общую языковую культуру.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Юные дарования» для учащихся 7 класса.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

(МБОУ «СШ № 16»)




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО зам.директора по УВР Директор школы

протокол № 1 _________Ж.М. Кондрацкая ________ О.А.Донцова

от 21.08.2017 г. . 23.08.2017 г. Приказ № 385/01-16

Руководитель МО от 24.08.2017 г.

_______ Е.Б.Борзыкина









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ»

для 7 – В класса

на 2017 - 2018 учебный год








Составитель программы:

Кравченко Валентина

Петровна,

учитель русского языка

и литературы, специалист

первой категории

______________________

(подпись учителя)









г. Евпатория – 2017

Пояснительная записка


Адресность программы: программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 7 –В класса.


Нормативные документы:

  1. Федеральный государственный стандарт ООО, утвержденный приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 31.12.2015г. № 1577);

  2. Рабочий учебный план МБОУ «СШ № 16» на 2017-2018 учебный год (утвержденный приказом директора школы от 22.06.2017 г. №335/01-16).


Цели и задачи данной программы

Цель: развить интерес к русскому языку как к учебному предмету; привить любовь к великому русскому языку; повысить общую языковую культуру.

Задачи:

  • расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;

  • - научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями, подбирать материал на нужную тему;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;

  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

  • обучение учащихся самостоятельной работе с книгами, словарями;

  • развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

  • развитие творческих умений и навыков;

  • формирование умения решать нестандартные задачи по русскому языку, задачи олимпиадного характера;

  • подготовка обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах по русскому языку.


Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юные дарования» является модифицированной, построена на основе содержания Федерального Государственного стандарта второго поколения, программы А.Ю. Соловьёва «Живое слово», требований к уровню подготовки учащихся с учётом регионального компонента и особенностей школы.Основным тематическим стержнем работы является показ всестороннего богатства и красоты русского языка. Учитывая возрастные особенности и содержание программы курса, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка.

Занятия объединены общим заголовком «Понемногу о многом», включая историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Затем учащиеся знакомятся с лексическим и морфологическим богатством нашего языка (главным образом глагола), с фразеологизмами, ведут наблюдения над такими чертами языка, как звучность, выразительность, меткость. Кроме того учащиеся получат возможность создавать собственные тексты разных жанров.


Программа внеурочной деятельности школьников основывается на следующих

принципах:

  • принцип культуросообразности;

  • принципа коллективности;

  • принцип диалогичности;

  • принцип патриотической направленности;

  • принцип проектности;

  • принцип поддержки самоопределения воспитанника.


Образовательные технологии и методы достижения поставленных задач, формы организации учебного процесса:

Формы организации обучения:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

  • коллективная.

Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • индивидуальный устный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • взаимопроверка;

  • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический);

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • изложения на основе текстов типа повествования, описания, рассуждения;

  • написание сочинений;

  • письмо под диктовку;

  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Технологии обучения:

  • технологии традиционного обучения; технологии, построенные на основе объяснительно – иллюстративного способа обучения;

  • технологии развивающего обучения;

  • технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе;

  • технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;

  • технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально – познавательное усвоение учащимися заданного предметного материала;

  • проектно – исследовательские технологии, которые обеспечивают рост личности учащихся;

  • здоровье сберегающие;

  • информационно – коммуникационные;


Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Юные дарования» относится к предметной области: русский язык и литература

Изучается в течение 1 года.

Реализуется за счет вариативной части рабочего учебного плана.

Недельное кол-во часов, отведённых на изучение – 2ч.

Годовое кол-во часов, отведённых на изучение учебного предмета – 68 ч.


Содержание программы


ТЕМА 1. Из истории языка («Дорога к письменности»). 6 часов

«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов: углубить и обобщить представления о роли слова в жизни человека. Элементарные устные рассуждения с опорой на рисунки, тексты пословиц, научно-познавательные тексты; ключевые слова: слово, общение, информация, книга, язык – речь, речевое действие; для чего нужно развивать речь;


ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи»). 5 часов

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики

Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме. Русские говоры.


ТЕМА 3. Культура речи. 10 часов

Что такое речь. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая. «Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарём. Правила лексической сочетаемости. Культура речевого поведения. Жаргонизмы. Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь. Разговорный и литературный язык.


ТЕМА 4. Лексика («Тайны русского слова»). 17 часов

Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.

Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.

Топонимы. Гидронимы. Топонимика Ульяновской области. Топонимы наших сел. Из истории названий наших сел.

Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России.

Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе

Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора



ТЕМА 5. Словообразование («Строим слова»). 6 часов

Состав слова. Морфема

Грамматическое значение слова.

Морфемы иноязычного происхождения.

Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова

Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов старожилами наших сел).


ТЕМА 6. «Открытие в себе автора». 15 часов

Речевые жанры: что такое текст; тема и заголовок текста; ключевые (опорные) слова; красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста; тематическое единство; последовательность изложения мыслей; связь предложений; дословное, творческое воспроизведение содержания чужой речи, создание собственных текстов; речь разговорная: этикетный диалог и с элементами художественной речи; этикетные выражения в ситуации приема гостей, разыгрывание сценок, ситуаций (дарю подарок, извещаю по телефону о том, что не могу прийти и т.д.); составление текста приглашения, поздравления, письма. Репортаж. Статья в газету. Понятие жанра, композиция. Портретный очерк. Лингвистическая сказка. Создание и чтение лингвистических сказок. Сочинение в жанре рассказа. Редактирование текста с целью избавления повторов


ТЕМА 6. Игровое творчество 9 часов.

Пробуем писать стихи. Что может создать рифма. Составление загадок. Составление шарад, ребусов, кроссвордов, анаграмм.



Планируемые результаты

Личностными результатами освоения учениками программы «Юные дарования» являются:

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты

Ученик в результате изучения программы должен научиться:

  • -умело обращаться со словом;

  • -видеть и слышать красоту родного языка;

  • -наблюдать за выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка;

  • -осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте;

  • -чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения;

  • -читать художественные произведения филологически вооружённым взглядом;

  • -владеть речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования языком.

Ученик получит возможность научиться: 

  • -искусно применять разнообразные стилистические ресурсы родного языка;

  • -создавать собственные тексты на основе предложенного либо в соответствии с поставленной задачей, бережно относиться к написанному, попробовать себя в различных ролях.


























Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Из истории языка («Дорога к письменности»).

6

2.

Фонетика («Секреты устной речи»)

5

3.

Культура речи

10

4.

Лексика («Тайны русского слова)

17

5.

Словообразование («Строим слова»)

6

6.

«Открытие в себе автора»

15

7.

«Игровое творчество»

9


Итого:

68



Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

план

факт

план

факт

  1. Из истории языка («Дорога к письменности»). 6 часов

1.


01.09


«Застывшие письмена». Происхождение письменности. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.


07.09


Кирилица и глаголица.


11.09


Из истории буквы.


14.09


Реформа русской азбуки.


18.09


Роль языка в жизни общества. М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики.


21.09


Выдающиеся учёные-лингвисты

2. Фонетика («Секреты устной речи») 5 часов


25.09


Буквы и звуки. Орфограмма.


28.09


Орфограммы, основанные на правилах фонетики


02.10


Орфограммы, основанные на правилах фонетики


05.10


Интонация. Роль интонации.


09.10


Русские говоры.

  1. Культура речи 10 часов.


12.10


Что такое речь. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая.


16.10


«Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Виды разборов слова.


20.10


Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарём.


23.10


Правила лексической сочетаемости.


27.10


Культура речевого поведения. Жаргонизмы.


09.11


Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь


13.11


Разговорный и литературный язык.


16.11


Газетные жанры. Заметка в газету информационного характера. Положительная заметка.


20.11


Заметка в газету информационного характера. Выбор темы. Создание заметок учащимися


23.11


Сочинение-миниатюра: «Неспроста слово молвится».

  1. Лексика («Тайны русского слова») 17 часов


27.11


Где живут слова?


30.11


Что в имени тебе моем? Тайны имен и прозвищ


04.12


О чем рассказали названия…


07.12


Путешествие по России. Диалектные слова


11.12


Учимся слушать. Диалектные слова наши сел.


14.12


Удивительный мир русской фразеологии


18.12


Сколько в русском языке русских слов? Как «поймать» чужака?


21.12


Из глубины веков. Архаизмы. Историзмы


25.12


В гостях у братьев-месяцев.




Жизнь слова в художественном тексте...




«Заморские гости». Проникновение иноязычных слов в русский язык, сфера их употребления.




Значение и правописание иноязычных приставок




Этимология иноязычных слов.




Узнавание иноязычных слов по морфемам.




Из глубины веков. Архаизмы. Историзмы




«Биография слов». Откуда произошли слова




Огоньки крестьянской речи

Тема 5. Словообразование («Строим слова») 6 часов




Из чего состоит слово. Морфемы-кирпичики.




История о «глокой куздре»




Морфемы-иностранки




Смотри в корень




Морфемы-труженики




Как образуются слова?

Тема 6. «Открытие в себе автора» 15 часов




Текст. Смысловые отношения между предложениями текста. Микротема.




Типы речи. Описание.




Типы речи. Описание природы




Типы речи. Описание внешности человека (портрет).




Редактирование текста с целью избавления повторов.




Репортаж.




Написание репортажа.




Статья в газету. Понятие жанра, композиция.




Портретный очерк.




Лингвистическая сказка. Создание и чтение лингвистических сказок.




Составление текста приглашения, поздравления, письма.




Составление текста приглашения, поздравления, письма.




Сочинение в жанре рассказа.




Сочинение в жанре рассказа.




Редактирование текста с целью избавления повторов.

Тема 7. «Игровое творчество» 9 часов.




Пробуем писать стихи. Что может создать рифма.




Составление загадок.




Составление шарад, ребусов.




Составление шарад, ребусов.




Систематизация и обобщение.




Систематизация и обобщение.




Решение филологических задач




Решение филологических задач




Защита творческих работ, подведение итогов.



3