Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»
г. Краснозаводск
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «КСОШ №1» Л.П. Домущей |
_______________ |
« » _________________ 2016 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «В жизнь по безопасной дороге»
(социальное направление)
для 1 А класса
на 2016-2017 учебный год
Составил учитель начальных классов
I квалификационной категории Цыганова Н.В.
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «В жизнь по безопасной дороге»(социальное направление ) для учащихся 1 класса в соответствует требованиями ФГОС и разработана на основе:
ООП НОО МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»,
учебного плана МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1» на 2016-2017 учебный год,
авторской программы факультатива «В жизнь по безопасной дороге» Т. В. Фроловой Волгоград, «Учитель», 2014г
В рабочую программу были внесены изменения: т.к. авторская программа «В жизнь по безопасной дороге», рассчитана на 17 часов, но в соответствии с учебным планом школы для учащихся 1 класса предусмотрено 33 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена на 33 часа, 1 час в неделю. В программе идёт увеличение количества часов каждой темы за счёт расширения программного материала.
Цель программы: формирование у учащихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также активная адаптация учащихся ко всевозрастающему процессу автомобилизация страны.
Задачи программы:
формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций через использование инновационных технологий и сочетание различных форм, методов, приемов обучения и воспитания;
обучение навыкам безопасного движения на улицах города в практической деятельности, в ходе тренировок на местности;
расширение содержания курса ПДД через связь с другими науками и областями человеческой деятельности, а так же интеграция курса ПДД в различные структуры учебно-воспитательного процесса;
развитие у детей потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате освоения программы кружка формируются следующие умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Учащиеся должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение. Город, в котором мы живем (1 час)
Улица полна неожиданностей (элементы улиц и дорог, правила безопасного поведения на улицах города, безопасный путь от дома до школы и обратно) (1час)
Экскурсия по городу (практическое закрепление знаний о безопасном пути) (1 час)
Настольные игры по ПДД (1 час)
Остановочный путь автомобиля и скорость движения (1 час)
Примеры дорожно - транспортных происшествий с детьми. (1 час)
Пешеходные переходы. Дорога с односторонним движением. Дорога с двухсторонним движением. (2 часа)
Нерегулируемые перекрестки. Что такое перекресток? Движение транспортных средств на перекрестке. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. (2 часа)
Регулируемые перекрестки. Светофор. Для чего нужен светофор, сигналы светофора. (1 час)
Пешеходный светофор и его сигналы. Как нужно переходить дорогу по сигналам светофора (1 час)
Где еще можно переходить дорогу? Подземные и наземные пешеходные переходы их обозначения (1 час)
Дорожные знаки « Подземный переход», «Наземный переход». Деловая игра. (1 час)
Поездка в автобусе и троллейбусе.(1 час)
Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса. (1 час)
Поездка в трамвае и других видах транспорта.(1 час)
Правила перехода дороги после выхода из трамвая и других транспортных средств. (1 час)
Дорожные знаки, дорожная разметка. Назначение дорожных знаков. (3 часа)
Где можно и где нельзя играть. Просмотр видеофильмов и видеороликов. (2 часа)
Ты - велосипедист. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. (2 часа)
Поездка за город. Правила движение пешеходов по загородной дороге. Практическая работа по закреплению изученного материала.(3 часа)
Дорога глазами водителей. Почему происходят ДТП. Итоговое занятие. Просмотр диафильмов видеофильмов слайдов по ПДД. (3 часа)
Подготовка к празднику «Знай правила движения как таблицу умножения». Конкурсно-игровая программа по ПДД. (2 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
1 | Введение. Город, в котором мы живем. | Узнают основные улицы в микрорайоне школы; почему на улице опасно; для чего надо знать и выполнять ПДД. | | |
2 | Улица полна неожиданностей. | Узнают, как правильно переходить дорогу и правильно ходить по тротуару. | | |
3 | Экскурсия по городу – практическое закрепление занятия №2. | Закрепят полученные знания на практике; Дисциплина на улице - залог безопасного движения, научатся моделировать ситуации на дороге при помощи игр | | |
4 | Настольные игры по ПДД и подвижные игры. | | |
5 | Остановочный путь и скорость движения. | Узнают, почему опасно выбегать на проезжую часть, что такое остановочный путь автомобиля. Примеры ДТП с детьми. | | |
6 | Примеры дорожно - транспортных происшествий с детьми. Чтение художественных текстов. | | |
7 | Пешеходные переходы. Дорога с односторонним движением. | Знакомятся с понятиями дорога с двусторонним движением. Что делать , если не успел перейти дорогу: поведение пешехода, стоящего на середине проезжей части. Дорога с односторонним движением. Правила перехода дороги с двусторонним движением и с односторонним движением. | | |
8 | Пешеходные переходы. Дорога с двухсторонним движением. | | |
9 | Нерегулируемые перекрестки. Что такое перекресток? Движение транспортных средств на перекрестке. | Знакомятся с понятиями «регулируемые» и «нерегулируемые» перекрестки, разбирают способы регулирования движения с помощью светофора и дорожных знаков | | |
10 | Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. | | |
11 | Светофор. Для чего нужен светофор, сигналы светофора. | Знакомятся со средствами регулирования дорожного движения, узнают, для чего нужен светофор? Сигналы светофора. Как работает 3-х секционный светофор. Правила перехода дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством. Действия пешехода при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами ( синими маячками и звуковыми сигналами). Познакомятся с функциями подземного и наземного пешеходных переходов, их обозначением, дорожные знаки "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход". Правила перехода дороги при наличии этих переходов | | |
12 | Пешеходный светофор и его сигналы. Как нужно переходить дорогу по сигналам светофора. | | |
13 | Где еще можно переходить дорогу? Подземные и наземные пешеходные переходы их обозначения. | | |
14 | Дорожные знаки « Подземный переход», «Наземный переход». Деловая игра. | | |
15 | Поездка в автобусе и троллейбусе. | Знакомятся с ПДД для пассажиров | | |
16 | Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадки, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса. | Знакомятся с правилами поведения в салоне транспорта Какие транспортные средства называются маршрутными? Городской маршрутный транспорт. Остановка автобуса, троллейбуса. Ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров в автобусе и троллейбусе, при посадке и выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса и троллейбуса. Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трамвайной остановки от автобусной остановки. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров в трамвае, при посадке и выходе. Правила перехода дороги после выхода из трамвая. Как правильно пользоваться маршрутным такси. Правила пользования легковым автомобилем: посадка, поездка, высадка. | | |
17 | Поездка в трамвае и других видах транспорта. | | |
18 | Правила перехода дороги после выхода из трамвая и других транспортных средств. | | |
19 | Дорожные знаки, дорожная разметка. | Знакомятся с разметкой проезжей части, правилами остановки и стоянки транспортных средств | | |
20 | Назначение дорожных знаков. | Знакомятся с назначением дорожных знаков. Дорожные знаки "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход"; "Остановка автобуса, троллейбуса", " Трамвайная остановка". "Движение пешеходов запрещено", "Дорожные работы" | | |
21 | Где можно и где нельзя играть. | Знакомятся с понятием опасности игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места игр, езды на велосипеде, самокатных средств. Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть. | | |
22 | Где можно и где нельзя играть. Просмотр видеофильмов. | | |
23 | Ты - велосипедист. | Знакомятся с историей велосипеда, его устройством. Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. | | |
24 | Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. | | |
25 | Поездка за город. | Знакомятся с элементами загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка- места для движения пешеходов. Изучают правила поведения пешеходов на загородной дороге. | | |
26 | Правила движение пешеходов по загородной дороге. | | |
27 | Практическая работа по закреплению изученного материала. | | |
28 | Дорога глазами водителей. | Проезжая часть - место работы водителей. Почему происходят ДТП. Как водитель видит пешеходов - нарушителей? | | |
29 | Почему происходят ДТП. | | |
30 | Итоговое занятие. Просмотр диафильмов видеофильмов слайдов по ПДД. | | |
31 | Итоговое занятие. Диагностика по ПДД «Правила эти пусть знают дети». | Закрепление полученных знаний по ПДД. | | |
32 | Подготовка к празднику «Знай правила движения как таблицу умножения». | | |
33 | Конкурсно-игровая программа по ПДД. | | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО зам. директора по УВР
учителей начальных классов __________/Т.В. Воробьева/
Протокол №_________
от «_____»________2016 г. от «_____»________2016 г