СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Красочное путешествие» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Дубны Московской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №7
Приказ №92 от 31.08.2017
_____________/ А.Р. Редькин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок
«Красочное путешествие»
Направленность художественная
4, 5, 6 классы
Срок реализации программы: 3 года
Автор:
Кораблева Ольга Леонидовна,
учитель технологии
г. Дубна
2017 г.
Пояснительная записка
«Только через искусство человек может не узнать, не изучить, а пережить чувствами чужой опыт!»
Неменский Б.М.
(художник, педагог)
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Красочное путешествие» имеет художественную направленность.
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития. В ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Рисование, лепка, конструирование – любимое занятие для детей, важный путь эстетического освоения мира. Занятия художественной деятельностью развивают творческую фантазию, обогащают образное мышление, способствуют воспитанию нравственного, художественного отношения ребенка к окружающей действительности.
В целом развитие личности ребенка происходит не только в учебно-познавательной деятельности, но и в организации разнообразной и интересной жизни любого детского коллектива.
Поэтому рабочая программа внеурочной деятельности «Красочное путешествие» нацелена не только на приобретение определённого объёма дополнительных знаний, умений и навыков, но и на формирование готовности и способности ребенка к саморазвитию и личностному самоопределению, на формирование активной жизненной позиции, устойчивого интереса к творчеству других людей, народов, к культурным ценностям, что является актуальным и востребованным в современном обществе.
Данная программа основана на принципах личностно-ориентированного обучения детей, педагогики развития, в центре внимания которых личность ребёнка, реализующего свои возможности. Реализация системно - деятельностного подхода в организации интенсивного развития ребенка посредством занятий по программе «Красочное путешествие» поможет ребенку в дальнейшем реализовать себя в учебе, самостоятельном творчестве, в общении с другими.
Новизна данной программы по сравнению с типовой программой и программами, на основе которых она создана, заключается в том, что «Красочное путешествие» включает в себя основные обязательные общеобразовательные элементы, соподчиняя их целям общего художественно-эстетического развития, развития познавательных интересов учащихся, с учётом их индивидуальных интересов, независимо от первоначального уровня подготовки и способностей ребёнка.
Работа по реализации данной общеразвивающей программы строится на основе обязательного включения в образовательный процесс воспитательного компонента, который «включает в себя духовное, культурное и физическое развитие обучающихся, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства и формирование у них патриотизма, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе» (Закон Московской области от 27 июля 2013 г. № 94/2013-ОЗ «Об образовании»).
Обучение по программе «Красочное путешествие» строится поэтапно.
Первый этап «Первые шаги» осуществляется на первой ступени общеобразовательной школы (начальная ступень, 4 класс) – это начальная стадия обучения, здесь преобладает репродуктивная деятельность: педагог особое внимание уделяет развитию в учащемся способности к самостоятельной творческой деятельности. Содержание этого этапа разработано на основе комплексной программы «ДЕТСТВО» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович), авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» (Лыковой И.А.).
Второй этап «В стране «Вообразилия» (средняя ступень общеобразовательной школы, 5 класс) призван стимулировать в ребёнке развитие фантазии, творческой активности в процессе освоения технологических приёмов работы.
Третий этап «Там, на неведомых дорожках!» (средняя ступень общеобразовательной школы, 6 класс) - период, когда преобладает продуктивная деятельность, выполняются самостоятельные творческие работы, большое внимание уделяется поисково-исследовательской деятельности.
Содержание этих этапов составлено на основе учебных программ по изобразительной деятельности Б.М. Неменского и авторских работ Сокольниковой Н.М.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Выявление у учащихся склонности к художественной и дизайнерско-оформительской деятельности и развитие и формирование художественно-творческих способностей в ходе выполнения индивидуальных и групповых творческих проектов.
Задачи
Реализация поставленной цели возможна через решение ряда задач:
Обучающие:
Знакомить учащихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
научить сознательно использовать изобразительные и выразительные средства рисунка и живописи;
обучить различным видам орнаментального и декоративно-прикладного творчества;
расширить словарный запас детей новыми терминами, понятиями;
дать основы знаний о композиции, цветоведении;
способствовать получению опытных знаний проектной деятельности;
познакомить с миром профессий, связанных с художественно-дизайнерской направленностью, их социальным значением, историей возникновения и развития.
Развивающие:
Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
совершенствовать умение видеть и воспроизводить в творческих работах богатство окружающего мира;
развивать умение давать самостоятельно анализ художественному произведению;
стимулировать творческую активность;
закреплять приобретенные умения и навыки в практической деятельности, показывать широту их возможного применения.
Воспитательные:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
формировать опыт самостоятельной художественной деятельности;
формировать коммуникативные навыки в разновозрастной среде и среде сверстников;
воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на природу, проведение экскурсий.
Программа «Красочное путешествие» составлена с учетом специфики возрастного психофизического развития детей младшего и среднего школьного возрастов.
Психолого-педагогические особенности детей
Младший школьный возраст (6-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. К этому периоду ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях, имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребёнка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Тем не менее, полноценную учебную деятельность можно сформировать только в том случае, если полностью сформирована игровая деятельность.
Средний школьный возраст (10 – 14 лет). Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей данного возрастного периода почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Развитие самосознания ребенка находит свое отражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, начинается новая стадия психического развития. В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем — процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.
Отличительные особенности программы:
Условия реализации программы
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Красочное путешествие» предназначена для учащихся 4, 5, 6 классов (возраст от 9 до 12 лет) и рассчитана на 3 года обучения:
1-й год обучения «Первые шаги» (4 класс);
2-й год обучения «В стране «Вообразилия» (5 класс);
3-й год обучения «Там - на неведомых дорожках» (6 класс).
Занятия проходят 1 раз в неделю после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут в средней школе по 40 минут в начальной школе; всего 34 часа в год.
По мере утомления участников творческого объединения необходимо проводить динамические паузы.
Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете Технологии. Курс может вести учитель технологии.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 4-6 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей новой терминологией. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. В ходе поисковой деятельности предполагается активное использование информационных интернет ресурсов учащимися и преподавателем. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений и дизайн составляющих.
Общеразвивающая программа «Красочное путешествие» является модифицированной и реализуется в рамках общеобразовательной школы во внеурочной деятельности во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начальной и средней ступеней общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 4-6 классов технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Красочное путешествие» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Красочное путешествие» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение, схему, поделку, пытается понять, как они выполнены. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях, специальной литературе, картах поэтапного изготовления в виде схем, макетов и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Уровень результатов работы по программе
Критерии оценки обученности
по программе внеурочной деятельности
1-й год обучения
Критерий | Низкий уровень (0-1 баллов) | Средний уровень (2-3 балла) | Высокий уровень (4-5 баллов) |
1.Знание художественных материалов и самостоятельный выбор материалов в зависимости от вида работы и поставленных задач | Не знают простых художественных материалов, путаются при определении живописных и графических материалов, не могут осуществить самостоятельный выбор материалов. | Неуверенно называют художественные материалы и осуществляют самостоятельный выбор материалов в зависимости от вида работы и поставленных задач. | Уверенно называют художественные материалы, отвечают на вопросы о свойст- вах и возможности применения материа- лов, осуществляют самостоятельный выбор материалов в зависимости от вида работы и поставлен- ных задач. Выполня- ют творческие рабо- ты с использованием различных художест- венных материалов. |
2.Умение пользоваться инструментами и приспособлениями
| Не правильно держат в руке инструменты и приспособления (кисть, карандаш, ножницы, стек), не знают правил безопасного пользования, не соблюдают технику безопасности в ходе практических работ. | Неуверенно держат в руке инструменты и приспособления (кисть, карандаш, ножницы, стек), меняют положение пальцев и кисти, неточно выполняют правила безопасного пользования инструментами и приспособлениями. | Уверенно держат в руке инструменты и приспособления (кисть, карандаш, ножницы, стек) с правильной постановкой пальцев и кисти руки, хорошо знают правила безопасного пользования. Соблюдают технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. |
3.Основы цветоведения | Не понимают значение терминов: краски, цвет, палитра. Не знают название основных и составных цветов. Не могут подбирать цветовые сочетания и цветовую гамму в самостоятельной творческой работе. | Не уверенно называ- ют основные и составные цвета, путаются в определении терминов: краски, цвет, палитра. Допускают ошибки при подборе цветовых сочетаний и выборе цветовой гаммы в самостоятельной творческой работе. | Знают основные и составные цвета. Хорошо понимают значение терминов: краски, цвет, палитра. Могут подбирать цветовые сочетания и цветовую гамму в самостоятельной творческой работе. |
4.Применение средств выразительности | Не умеют подбирать краски в соответствии с настроением рисунка и использовать формообразующие линии и пятна. | Не уверенно подбирают краски в соответствии с настроением рисунка и используют формообразующие линии и пятна. | Подбирают краски в соответствии с настроением рисунка, используют формообразующие линии и пятна в ходе самостоятельной творческой работы. |
5.Основы композиции | Не могут самостоятельно определить положение (формат) листа. Плохо ориентируются в пространстве листа, не используют полностью площадь листа, не пропорционально изображают сопоставимые по размеру предметы. Не понимают значение терминов: композиция, силуэт. | Допускают ошибки при выборе формата, при изображении сопоставимых по размеру предметов, при размещении их в пространстве листа. При построении простых композиций допускают незначительные ошибки.
| Легко определяют формат будущей работы (вертикальный – горизонтальный). Очень хорошо ориентируются в пространстве листа, используют полностью площадь листа, пропорционально изображают сопоставимые по размеру предметы. При построении простых композиций не допускают ошибок. |
6.Знание жанров живописи и разновидностей лепных изображений на плоскости
| Не могут самостоятельно определить жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись. Не могут различить разновидности лепных изображений на плоскости: рельеф, барельеф, горельеф. | Допускают ошибки при определении жанров живописи: натюрморта, пейза- жа, портрета, жанровой живописи, сказочно-былинной живописи. Могут при помощи педагога различить разно видности лепных изображений на плоскости: рельеф, барельеф, горельеф. | Легко определяют жанры живописи, могут дать словесное определение понятий. Могут самостоятельно различить разновидности лепных изображений на плоскости: рельеф, барельеф, горельеф. |
7.Проявление творчества и фантазии в создании работ, умение декорировать работу в соответствии с замыслом | Не проявляют активности при создании художественных образов, творческие проявления в ходе работы практически отсутствуют. Не проявляют желания декорировать работу. Не могут самостоятельно использовать элементы бумагопластики и аппликации при декорировании творческих работ. | Допускают ошибки в ходе декорирования, перегружая работу лишними элементами, нарушая композиционное равновесие; либо не доводят декоративные работы до конца, оставляя работу незавершённой. Могут при помощи педагога использовать элементы бумагопластики и аппликации при декорировании творческих работ. | При создании художественных образов используют приёмы декорирования, проявляя индивидуальный стиль и фантазию. Могут самостоятельно использовать элементы бумагопластики и аппликации при декорировании творческих работ. |
8.Умение самостоятельно планировать ход работы, организовывать рабочее место, полностью реализовывать замысел | Не могут самостоя тельно планировать ход работы, органи- зовывать рабочее место. Не проявляют заинтересованности в конечном результате работы, выказывают не желание доводить работу до конца. | Не могут чётко планировать ход работы, организовывать рабочее место. Замысел реализовывают не полностью, не всегда доводят работу до конца. | Быстро и чётко планируют ход самостоятельной творческой работы, организуют рабочее место, полностью реализовывают свой замысел. |
2-й год обучения
Критерий | Низкий уровень (0-1 баллов) | Средний уровень (2-3 балла) | Высокий уровень (4-5 баллов) |
1.Знание художественных материалов и самостоятельный выбор материалов в зависимости от вида работы и поставленных задач | Не знают художественных материалов, путаются при определении живописных и графических материалов, не могут осуществить самостоятельный выбор материалов в зависимости от вида работы и поставленных задач. | Неуверенно называют художественные материалы и осуществляют самостоятельный выбор материалов в зависимости от вида работы и поставленных задач. | Уверенно называют художественные ма-териалы, отвечают на вопросы о свойствах и возможности при-менения материалов, осуществляют само-стоятельный выбор материалов в зависи-мости от вида работы и поставленных задач. Выполняют творческие работы с использованием раз-личных художесвенных материалов и в смешанной технике. |
2.Умение пользоваться инструментами и приспособлениями
| Не правильно держат в руке инструменты и приспособления (кисть, карандаш, палитру, ножницы, стек, шило, иглу), не знают правил безопасного пользования, не соблюдают технику безопасности в ходе практических работ. Не могут самостоятельно выбирать для работы нетрадиционные инструменты и предметы. | Неуверенно держат в руке инструменты и приспособления (кисть, карандаш, палитру, ножницы, стек, шило, иглу), меняют положение пальцев и кисти, неточно выполняют правила безопасного пользования инструментами и приспособлениями. Могут выбирать для работы нетрадиционные инструменты и предметы по рекомендации педагога. | Уверенно держат в руке инструменты и приспособления (кисть, карандаш, палитру, ножницы, стек, шило, иглу ) с правильной постановкой пальцев и кисти руки, хорошо знают правила безопасного пользования , соблюдают технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. Могут самостоятельно выбирать для работы нетрадиционные инструменты и предметы. |
3.Основы цветоведения | Не знают название основных и состав- ных цветов. Не пони мают значение тер- минов: краски, цвет, колорит, палитра. Не знают правил пользования цвето- вым кругом. Не могут подбирать цве товые сочетания и цветовую гамму в самостоятельной творческой работе. | Путаются в определении терминов: краски, цвет, колорит, палитра. Допускают ошибки при подборе цветовых сочетаний с применением цветового круга и выборе цветовой гаммы в самостоятельной творческой работе. | Знают правила пользования цветовым кругом. Хорошо понимают значение терминов: краски, цвет, колорит, палитра. Могут подбирать цветовые сочетания и цветовую гамму в самостоятельной творческой работе. |
4.Применение средств выразительности | Не умеют передавать настроение через цветосочетание в работе, не умеют подбирать колористическое решение поставленной образовательной задачи и использовать формообразующие линии и пятна. | Не уверенно подбирают краски в соответствии с настроением рисунка и выбирают колористическое решение поставленной образовательной задачи. Не уверенно используют формообразующие линии и пятна. | Уверенно подбирают краски в соответствии с настроением рисунка, правильно решают колористические образовательные задачи и используют формообразующие линии и пятна в ходе самостоятельной творческой работы. |
5.Основы композиции | Плохо ориентируются в пространстве листа, не используют полностью площадь листа, не пропорционально изображают сопоставимые по размеру предметы, не используют приём загораживания. Не знают основных правил построения перспективного рисунка.
| Допускают ошибки при изображении сопоставимых по размеру предметов, при размещении их в пространстве листа, при передаче ближних и дальних предметов, в использовании приёма загораживания. При помощи педагога применяют основные правила построения перспективного рисунка.
| Очень хорошо ориентируются в пространстве листа, используют полностью пло-щадь листа, пропорционально изображают сопоставимые по размеру предметы и размещают их в пространстве листа, используя приём загораживания и с учётом перспективы. Самостоятельно применяют основные правила построения перспективного рисунка. |
6.Знание жанров живописи и видов лепки
| Не уверенно определяют жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Не могут самостоятельно определить сюжетно-бытовой жанр и сказочно-былин-ный жанры живописи. Не могут самостоятельно определить виды лепки: декоративную, скульптурную, фантазийную. | Допускают ошибки при определении жанров живописи: натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-бытового жанра и сказочно-былинной живописи. Допускают ошибки при определении видов лепки: декоративной, скульптурной, фантазийной. | Легко определяют жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетно-бытовой жанр и сказочно-былинный), могут дать словесное определение понятий. Могут самостоятельно определить виды лепки: декоративную, скульптурную, фантазийную. |
7.Проявление творчества и фантазии в создании работ, умение декорировать работу в соответствии с замыслом | Не проявляют активности при самостоятельном создании художественных образов, с использованием нетрадиционных материалов и техник. Творческие проявления в ходе работы практически отсутствуют. Не могут самостоятельно использовать элементы бумагопластики, аппликации и орнамента при декорировании творческих работ. | Допускают ошибки в ходе декорирования, перегружая работу лишними элементами, нарушая композиционное равновесие; либо не доводят декоративные работы до конца, оставляя работу незавершённой. Нетрадиционные материалы и техники в самостоятельных творческих работах используют редко. Могут использовать элементы бумагопластики, аппликации и орнамента при декорировании творческих работ по рекомендации педагога. | При создании художественных образов используют приёмы декорирования, проявляя индивидуальный стиль и фантазию. Используют нетрадиционные материалы и техники в самостоятельных творческих работах. Могут самостоятельно использовать элементы бумагопластики, аппликации и орнамента при декорировании творческих работ. |
8.Умение самостоятельно планировать ход работы, организовывать рабочее место, полностью реализовывать замысел | Не могут самостоятельно планировать ход работы, организовывать рабочее место. Не проявляют заинтересованности в конечном результате работы, выказывают не желание доводить работу до конца, не стремятся к совершенству в работе. | Допускают ошибки в планировании хода работы и организации рабочего места. Замысел реализовывают не полностью, не всегда доводят работу до конца. | Быстро и чётко планируют ход самостоятельной творческой работы, организуют рабочее место, полностью реализовывают свой замысел, стремясь к совершенству в работе. |
9.Умение самореализоваться в ходе выполнения коллективного ученического творческого проекта | Не могут договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Допускают ошибки, создают напряжённые конфликтные ситуации в ходе работы над проектом, которые благополучно разрешают при помощи педагога или самостоятельно | Легко и уверенно самореализовываются в детском творческом коллективе, активно включаются в ученический проект и реализуют поставленные задачи. |
3-й год обучения
Критерий | Низкий уровень (0-1 баллов) | Средний уровень (2-3 балла) | Высокий уровень (4-5 баллов) |
1.Знание художественных материалов и самостоятельный выбор материалов в зависимости от вида работы и поставленных задач | Путаются при определении живописных и графических материалов, не могут осуществить самостоятельный выбор материалов в зависимости от вида работы и поставленных задач. | Неуверенно называют художественные материалы и осуществляют самостоятельный выбор материалов в зависимости от вида работы и поставленных задач. | Уверенно называют художественные материалы, отвечают на вопросы о свойствах и возможности при-менения материалов, осуществляют само-стоятельный выбор материалов в зависи-мости от вида работы и поставленных задач. Выполняют творческие работы с использованием раз-личных художественных материалов и в смешанной технике |
2.Умение пользоваться инструментами и приспособлениями
| Плохо владеют приспособлениями и инструментами для живописи, графики, работы с пластическими материалами (глиной, пластилином, бумагой, картоном), росписи по ткани. Не знают правил безопасного пользования, не соблюдают технику безопасности в ходе практических работ. | Неуверенно владеют приспособлениями и инструментами для живописи, графики, работы с пластическими материалами (глиной, пластилином, бумагой, картоном), росписи по ткани. Неточно выполняют правила безопасного пользования инструментами и приспособлениями. | Уверенно владеют приспособлениями и инструментами для живописи, графики, работы с пластическими материалами (глиной, пластилином, бумагой, картоном), росписи по ткани. Выполняют творческие работы с использованием различных художественных материалов. Хорошо знают правила безопасного пользования, соблюдают технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. |
3.Основы цветоведения и изобразительной грамоты | Не умеют работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или выбранной. Не могут подбирать цветовые сочетания и цветовую гамму в самостоятельной творческой работе. Не владеют основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция). | Умеют работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или выбранной, но с условием консультативной помощи педагога. Допускают ошибки при подборе цветовых сочетаний и выборе цветовой гаммы в самостоятельной творческой работе. Знакомы с основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция). | Умеют работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или выбранной. Могут подбирать цветовые сочетания и цветовую гамму в самостоятельной творческой работе. Владеют основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция). |
4.Применение средств выразительности | Не умеют подбирать краски в соответствии с настроением рисунка и использовать формообразующие линии и пятна, передавать объем предметов тональной или цветовой градацией. Не умеют передавать характер движения фигур человека и животных, придавая динамичность изображению. | Не уверенно подбирают краски в соответствии с настроением рисунка и используют формообразующие линии и пятна, передают объем предметов тональной или цветовой градацией. Допускают ошибки при передаче характера движения фигуры человека и животных. | Подбирают краски в соответствии с настроением рисунка, используют формообразующие линии и пятна в ходе самостоятельной творческой работы. Умеют передавать объем предметов тональной или цветовой градацией. Умеют передавать характер движения фигур человека и животных, придавая динамичность изображению. |
5.Основы композиции | Не умеют применять законы линейной и воздушной перспектив. Не умеют решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком. | Допускают ошибки в применении законов линейной и воздушной перспектив. Умеют решать художественно-твор-ческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком, но с условием консультативной помощи педагога. | Умеют применять законы линейной и воздушной перспектив. Умеют решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком. |
6.Знание жанров живописи и видов пластических искусств
| Не могут самостоятельно определить жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетно-бытовой жанр и сказочно-былинный, батальный, исторический). Не знают основные виды изобразительных пластических искусств (живопись, графика, скульптура, монументальное искусство, фотоискусство). Не знают основные виды неизобразительных пластических искусств (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование). Не знают особенностей художественного языка мастеров искусства (различных эпох, народов, направлений). | Допускают ошибки при определении жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетно-бытовой жанр и сказочно-былинный, батальный, исторический). Неуверенно называют основные виды изобразительных пластических искусств (живопись, графика, скульптура, монументальное искусство, фотоискусство). Не уверенно называют основные виды неизобразительных пластических искусств (архитектура, декоративно-при-кладное искусство, художественное конструирование). Неуверенно определяют особенности художественного языка мастеров искусства (различных эпох, народов, направле- ний). | Легко определяют жанры живописи, могут дать словесное определение понятий (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетно-бытовой жанр и сказочно-былинный, батальный, исторический). Уверенно называют основные виды изобразительных пластических искусств (живопись, графика, скульптура, монументальное искусство, фотоискусство). Уверенно называют основные виды неизобразительных пластических искусств (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование). Знают особенности художественного языка мастеров искусства (различных эпох, народов, направлений). |
7.Проявление творчества и фантазии в создании работ, умение декорировать работу в соответствии с замыслом | Не проявляют активности при создании художественных образов, творческие проявления в ходе работы практически отсутствуют. Не проявляют желания декорировать работу. | При участии педагога разрабатывают и выполняют творческие проекты, используя различные виды декорирования, применяя в работе предложенные материалы и техники. | Самостоятельно разрабатывают и выполняют на высоком уровне творческие проекты, используя различные виды декорирования, применяя в работе различные виды материалов и техники. |
8.Умение самостоятельно планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, полностью реализовывать замысел | Не уверенно планируют ход самостоятельной творческой работы, неправильно организовывают рабочее место. Не проявляют заинтересованности в конечном результате работы. Не умеют творчески комбинировать различные техники, средства художественной выразительности в своих работах. Не считают нужным обращение к литературным и иллюстрированным источникам в работе над творческим заданием (проектом). | Не могут чётко планировать ход самостоятельной творческой работы, не всегда доводят работу до конца. Могут творчески комбинировать различные техники, средства художественной выразительности в своих работах при помощи педагога. Могут иногда обращаться к литературным и иллюстрированным источникам в работе над творческим заданием (проектом). | Быстро и чётко планируют ход самостоятельной творческой работы, полностью реализовывают свой замысел. Могут свободно, творчески комбинировать различные техники, средства художественной выразительности в своих работах. Обращаются к литературным и иллюстрированным источникам в работе над творческим заданием (проектом). |
9.Умение работать в группе | Затрудняются устанавливать рабочие отношения, не умеют аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | При помощи взрослого сотрудничают и способны к продуктивной кооперации и интеграции в группу сверстников. Способны строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Легко устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации; быстро интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
Система отслеживания и оценивания результатов
обучения детей
Используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, итоговое) критериальное оценивание. Ориентир при этой форме оценивания в данном случае делается только на поддержание успешности и мотивации ученика.
Методы оценивания:
Тест.
Экспресс-опрос («летучка»).
Расширенный опрос.
Игровые методы оценивания.
Наблюдение и рассматривание (работа с интернет ресурсами).
Самооценка.
Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов).
При выполнении домашних безоценочных заданий соблюдается принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности (уровень сложности задания может определить для себя сам ученик, т.к. все домашние задания представляют собой мини-творческие индивидуальные или групповые проекты).
Формы подведения итогов
В процессе реализации программы «Красочное путешествие» используются разные формы контроля:
зачетное занятие,
итоговое занятие,
открытое занятие,
конкурс,
тестирование,
анкетирование,
отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Традиционной формой подведения итогов реализации программы «Красочное путешествие» является организация выставки детских работ, участие в выставках-конкурсах в том числе дистанционных на сайтах электронных ресурсов. В конце учебного года организуется итоговая выставка работ учащихся кружка.
Учебно-тематический план
Первый год обучения (4 класс)
№ | Раздел
| Общее количество часов | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Я и мои интересы. Самопознание | 2,5 | 0,5 | 2 |
3. | Я и мое окружение | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. | Искусство | 18 | 6 | 12 |
5. | Детский взгляд на известные картины | 3,5 | 0,5 | 3 |
6. | Это очень интересно: рисовать, что всем известно | 4 | 0,5 | 3,5 |
7. | Я и Родина | 2 | 0,5 | 1,5 |
8. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Итого: | 34ч. | 9 | 25 |
Второй год обучения(5 класс)
№ | Раздел
| Общее количество часов | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Я и Сказка. Мир чудес | 2 | 0,5 | 1,5 |
3. | Я и мои удивительные друзья | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. | Искусство. Фантазии | 5 | 1 | 4 |
5. | Учение с удивлением. Знакомство с новыми техниками | 4 | 1 | 3 |
6. | Чудеса на практике. Использование нетрадиционных материалов | 18 | 3 | 15 |
7. | Я и моя удивительная Родина. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Итоговые занятия | 1 | - | 1 |
| Итого: | 34ч. | 7 | 27 |
Третий год обучения (6 класс)
№ | Раздел
| Общее количество часов | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие
| 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Я и мир вокруг меня
| 11 | 2 | 9 |
3. | Я и мои удивительные друзья
| 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Там - на неведомых дорожках
| 3 | 0,5 | 2,5 |
5. | Учение с удивлением
| 3 | 1 | 2 |
6. | Чудеса вокруг нас
| 2 | 0,5 | 1,5 |
7. | Творческая мастерская
| 12 | 1,5 | 10,5 |
8. | Итоговые занятия | 1 | - | 1 |
| Итого: | 34ч. | 6,5 | 27,5 |
Содержание программы
Первый год обучения
Целью первого года обучения является развитие важнейшего для художественного творчества умения изображать и видеть мир глазами творца - художника.
Большое внимание уделяется знакомству детей с различными жанрами живописи на примерах известных произведений живописи и графики, а также используются произведения литературы эпического и лирического жанров.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Вводное занятие.
Знакомство с обучающимися. Введение в программу. Расписание занятий. Многообразие мира творчества, видов и техник художественного искусства. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: выполнение творческой работы под руководством педагога с использованием различных техник и материалов (рисование красками, карандашами, выполнение аппликации из различных материалов или лепка).
Я и мои интересы. Самопознание.
Проведение бесед на тему: «Кто я?», «Какой я?». Изображение людей. Что такое портрет? Введение понятия «портрет». Мир вокруг меня: красота внутренняя и внешняя. Реальный мир и художественный образ. Жизнь природы: изменения в природе. Знакомство с творческими профессиями. «Цветная музыка» - умение выразить музыку, чувства, настроение в цвете.
Практическая работа: рисование человека по представлению и с натуры: портреты, автопортреты. Декоративная роспись фигурок. Проведение наблюдений за изменениями в природе осенью. Рисование цветовыми пятнами: «Мои любимые цвета».
Я и мое окружение.
Я и моя дружная семья. Мир и люди вокруг меня. Бумагопластика. Знакомство с основными приемами работы. Понятие «художественный образ». Декорирование рисунка различными материалами.
Практическая работа: рисование и конструирование: «Чудесные предметы». Создание художественного образа героя сказок, былин, из жизни (рисование). Объединение рисунка с пластилиновыми элементами декора (декорирование рисунка).
Искусство.
Знакомство с профессией художник-пейзажист. Знакомство с творчеством известных художников-пейзажистов: «Природа на картинах известных художников». Русский пейзаж. Знакомимся с жанровой живописью. Мастера жанровой живописи. Знакомимся со сказочно-былинной живописью. Разница между жанровыми и сказочными живописными полотнами.
Русский пейзаж. Дары природы: знакомство с натюрмортом. Натюрморт простой и сложный. Виды натюрмортов. Натюрморт, как часть произведений других жанров. «Человековидение», портрет: ознакомление с пропорциональными отличиями в изображении взрослых и детей. Портреты женские, мужские, детские.
Введение понятия экопластика: основные приемы работы. Живописный пластилин. Введение понятия тестопластика: основные приемы работы. Барельефы. Приемы рисования солью. Соленые картины.
Практическая работа: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов: Шишкина И.И., Левитана И.И. Тематическое рисование: «Медвежата», «Золотая осень», «Жили-были…». Рассматривание жанровых композиций (реконструкция изображенных событий), портретов, коллекционных кукол в национальных костюмах.
Сбор природного материала: листьев, шишек, веточек. Декорирование работ природным материалом. Рисование натюрмортов, мимических картинок, портретов современных, исторических. Рисование с элементами тканевой аппликации и декорирования: «Русская красавица в костюме», «Портрет девицы-красавицы», «Щит богатырский». Выполнение работ из пластилина с элементами экопластики: «Фон для пейзажа», «Дерево-шар из осенних листьев». Выполнение барельефов из теста. Выполнение работы из проволоки «Фигура человека в движении». Выполнение коллективной работы «Русский хоровод».
Детский взгляд на известные картины.
Изображение времён года на картинах известных русских художников. Анализ содержания картин. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Портретные изображения: что мы знаем о портрете? Механическое смешение красок: основные приемы работы.
Практическая работа: рассматривание репродукций картин известных русских художников: сезонные изменения в природе. Проведение наблюдений в природе за изменениями. Рисование: «Кружево берез», «Сирень», «Утро в лесу», «Портрет красавицы».
Это очень интересно: рисовать, что всем известно.
Содержание картин. Времена года. Что мы знаем о портрете: детский портрет.
Практическая работа: рассматривание картин известных художников; анализ их содержания. Рисование: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», «Март», «Девочка танцует», «Дети в маскарадных костюмах», «Зеленое кружево».
Я и Родина.
Из прошлого в настоящее: «С чего начинается Родина», «Природа нашей Родины». Русский пейзаж. Русский костюм. Лубочные картинки.
Практическая работа: рисование «Портрет русской красавицы», «Дома-терема». Выполнение коллективной работы «Пейзаж» (экопластика).
Итоговое занятие.
Оформление выставочных работ. Подведение итогов учебного года.
Второй год обучения
Целью второго года обучения является развитие способностей к фантазированию, детскому самостоятельному творчеству.
Кроме общих целей и задач программа второго года обучения имеет и более узконаправленные задачи:
способствовать расширению круга представлений детей о приёмах, способах работы, используемых материалах в традиционных и нетрадиционных изобразительных техниках;
способствовать формированию и развитию зрительного восприятия, ассоциативного видения, воображения, пространственных представлений.
способствовать развитию у детей способности к эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира; обогащать образное мышление, в том числе посредством декоративной живописи.
Вводное занятие.
Удивительная жизнь в мире цвета и форм. Правила безопасного поведения в помещении и на улице. Инструктаж по технике безопасности. Планирование работы.
Практическая работа: рисование «Разноцветный Я».
Я и Сказка. Мир чудес.
Наши любимые сказки. Сказочные предметы, объекты и явления. Воспроизведение сюжетов сказок, передача сказочных деталей. Художественный образ сказочного героя. Знакомство с профессией художника-декоратора. Декоративные картинки в интерьере.
Практическая работа: рисование: «Портрет сказочного героя», «Скоро сказка сказывается…», «Простые превращения». Выполнение работы в технике бумагопластика: «Чудесные предметы». Изготовление малых декоративных картинок «Мал золотник, да дорог», «Приятные мелочи», «Маленькие подарки». Сбор природных материалов.
Я и мои удивительные друзья.
Я и мои любимые сказочные герои. Я и мои вымышленные друзья. Мир придуманных приключений и его герои.
Практическая работа: рисование: «Любимый сказочный герой», «Мир приключений». Лепка: «Необыкновенный друг» (пластилин), «Мир придуманных приключений и его герои» (пластилин с элементами барельефа и горельефа). Выполнение творческой работы в технике бумагопластика с использованием декоративных материалов: «Мой любимый сказочный герой». Выполнение коллективной работы с использованием бросовых и нетрадиционных материалов.
Искусство. Фантазии.
Знакомство с профессией художник-абстракционист. Творчество художников-декораторов. Декоративное рисование и приемы декорирования. Знакомимся со стилизацией: животные, растения, пейзажи, постройки, изображения человека. Знакомство с приемами работы: вливание, растяжка, смешение красок.
Практическая работа: рассматривание работ художников-абстракционистов, художников-декораторов. Обсуждение увиденного. Рисование под музыку «Цветомузыка». Рисование: «Необычное», «Стилизованный образ животного», «Стилизованный дом», «Стилизованный пейзаж», «Стилизованный портрет». Выполнение аппликации «Растительная стилизация». Упражнения на отработку приемов вливания, растяжки, смешения красок.
Учение с удивлением. Знакомство с новыми техниками.
Кляксография (монотипия, выдувание из трубочек, набрызгивание), отпечатывание-рисование (овощами, листьями, поролоном, мятой бумагой, полиэтиленом). Рисование жёсткой полусухой кистью. Рисование по-сырому. Рисование акварелью и восковыми карандашами (свечой, пастелью). Граттаж, фроттаж. Рисование на фактурной бумаге, пиктография. Основные правила и приемы работы в этих техниках.
Практическая работа: выполнение рисунков в технике кляксография. Рисование-отпечатывание с использованием различных предметов и материалов: овощами, листьями, поролоном, мятой бумагой, полиэтиленом и т.п. Рисование «пушистых» картинок (работа жесткой полусухой кистью) Выполнение витражей. Рисование в технике граттаж: «Космические дали», «Сказочные постройки». Рисование -фантазирование в технике фроттаж. Рисование по замыслу графическими материалами.
Чудеса на практике. Использование нетрадиционных материалов.
Рисование мыльными пузырями, краской с мылом. Рисование восковыми карандашами на наждачной бумаге, на камне. Рисование гуашью смешанной с крахмалом и солью, клеем и солью. Рисование крупами, песком. Декорирование бисером и пайетками. Объёмная аппликация, включение элементов оригами. Конструирование бумажных игрушек. Использование в работе нетрадиционных материалов: гофрокартона, упаковочных и прокладочных бумажных материалов, вспененных упаковочных материалов, салфеточной бумаги, ватных дисков, палочек и шариков, пластиковых стаканчиков, коктейльных трубочек, одноразовых пластмассовых столовых приборов, пластиковых бутылок, CD-дисков. Изонить. Приемы выполнения работ в технике изонить. Рисование светом. Коллаж. Приёмы выполнения многоплановой пейзажной аппликации из различных видов бумаги. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими материалами и инструментами.
Практическая работа: рисование: «Мыльные картины». Рисование на камне. Выполнение декоративной картины по замыслу (материал: гуашь, смешанная с крахмалом и солью; клей с солью) Рисование по замыслу (пейзаж, портрет, анималистика). Рисование песком пейзажей. Выполнение картин из пластилина. Выполнение сюжетного коллажа. Выполнение аппликаций, поделок из бросового материала. Изготовление фигурок – оригами. Выполнение работы в технике изонить. Работы на природе: фотографирование «Светодвижение». Оформление работ для выставки. Декорирование работ различными материалами: макаронами, жидким тестом, гофрокартоном, упаковочным и прокладочным бумажным материалом, вспененным упаковочным материалом и т.п.
Я и моя удивительная Родина.
Наша Родина на полотнах известных художников. Русское зодчество.
Практическая работа: рассматривание картин, репродукций известных художников, обсуждение увиденного. Рисование: «Какое оно,будущее…», «Спасите наша будущее», «Русские просторы». Рисование-декорирование: «Русские дома».
Итоговое занятие.
Подведение итогов учебного года. Основные правила оформления экспозиции творческих работ.
Третий год обучения
Целью третьего года обучения является развитие образного мышления в процессе собственной творческой деятельности учащегося.
Развитие образного мышления происходит в процессе собственной творческой деятельности ученика. Задаваемый для усвоения социальный опыт должен трансформироваться в активной деятельности самого ребенка, опираться на его индивидуальный опыт непосредственного взаимодействия с окружающим миром.
Вводное занятие.
Творчество и творцы. Правила безопасного поведения в помещении и на улице. Инструктаж по технике безопасности. Планирование работы.
Практическая работа: рисование «Мир моих любимых красок».
Я и мир вокруг меня.
Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст. Объем. Фактура. Формат.
Практическая работа: рисование «Осенние мотивы», «Улицы да улочки», «Горы да холмы», «Большой, мал, еще меньше». Рисование портретов линиями, штрихами, в технике пятно (материал карандаш, фломастер, гелевая ручка, тушь). Рисование по замыслу: «Осень. Осенняя палитра», «Зима. Зимняя палитра», «Весна. Весенняя палитра», «Лето. Летняя палитра».
Я и мои удивительные друзья.
Я и мои лучшие друзья, литературные герои. Я и мои вымышленные друзья. Мир приключений и его герои. Лепка из глины, теста, гипса, пластилина. Особенности работы с быстросохнущими гипсовыми смесями. Абстрактная живопись.
Практическая работа: рисование-фантазирование: «Мой друг в ахроматическом настроении», «Мой разноцветный друг», роспись гипсового барельефа. Выполнение панно: «Мир приключений», «Мои друзья».
Там - на неведомых дорожках.
Особенности создания сказочных образов. Превращение линии, пятна, точки.
Практическая работа: рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам, былинам и т.п. Рисование «Там на неведомых дорожках», «Цветопредставление». Самостоятельное выполнение работы «Пейзаж»: планирование; выполнение рисунка композиции пейзажа; прокладка основного цвета неба, крон деревьев с передачей тональных и цветовых отношений; прорисовка деталей; обобщение и завершение работы в колористическом единстве. Выполнение творческой работы «Зашифрованные картинки».
Учение с удивлением.
Воссоздание сюжетов с применением редко используемых техник: монотипии, кляксографии. Познаём образы через пластику движения, пластику материалов. Зашифрованные композиции (пиктограммы).
Практическая работа: самостоятельное выполнение творческой работы по замыслу с элементами кляксографии, в смешанной технике. Рисование по замыслу с использованием предварительно составленной пиктограммы композиции.
Чудеса вокруг нас.
Работы современных художников в смешанной технике. Использование нетрадиционных материалов и смешанных техник в самостоятельных творческих работах.
Практическая работа: рассматривание и обсуждение работ современных художников. Самостоятельная творческая работа с использованием нетрадиционных материалов и техник. Выполнение коллективной работы.
Творческая мастерская.
Как рождается художник? Что такое вдохновение? Индивидуальный творческий проект.
Практическая работа: выполнение творческой работы по индивидуальному проекту. Подготовка итоговой выставки.
Безопасность дорожного движения.
Тематические беседы: Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения»; правила дорожного движения – нормативный документ и основа дорожной грамоты; содержание аптечки первой медицинской помощи и назначение средств в нее входящих. Организация и регулирование дорожного движения. Требования, предъявляемые к водителям и пешеходам. Ответственность пешехода за нарушение правил дорожного движения.
Практическая работа: работа с памятками по правилам безопасного поведения на дорогах, с правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи.
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Оформление экспозиции творческих работ участников объединения. Правила оформления персональных выставок.
Методическое обеспечение
программы
Образовательный процесс кружковой внеурочной деятельности по программе «Красочное путешествие» включает в себя традиционные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения);
творческие (творческие задания, эскизы, проекты).
Для решения задачи развития воображения на занятиях по программе, используются различные способы и приемы, в том числе и нетрадиционные техники рисования:
Для развития воссоздающего воображения и творческого воображения, проводятся игровые упражнения «Превращаем…», «Дополняем…», «Узнаём: на что это похоже?», «Линии с характером», «Цветные пятна» и т.д. Упражнения можно использовать как тесты и как упражнения-активаторы в начале занятия.
Рисование сказочных предметов, объектов и явлений позволяет развивать воссоздающее воображение и способствует развитию творческого воображения, так как детям нужно не просто воспроизвести сюжет сказки, наполнить его деталями, но и представить то, чего в жизни они не видели, то есть найти похожее в реальном мире и наполнить его своей фантазией
Использование для развития творческого воображения имитационных упражнений или так называемых пластических этюдов, которые выполняют не только задачу динамической паузы, но и позволяют познавать внешние и внутренние характеристики человека, животного, предмета, явления, развивают воображение.
Включение редко используемых техник (кляксография (монотипия, выдувание из трубочек, набрызгивание); отпечатывание-рисование (овощами, листьями, поролоном, мятой бумагой, полиэтиленом), рисование жёсткой полусухой кистью, рисование по-сырому, рисование акварелью и восковыми карандашами (свечой, пастелью), граттаж, фроттаж, рисование на фактурной бумаге, пиктография).
Включение практических работ с использованием нетрадиционных материалов (рисование мыльными пузырями, краской с мылом; рисование восковыми карандашами на наждачной бумаге; рисование на камне; рисование гуашью смешанной с крахмалом и солью, рисование клеем и солью; тестопластика; рисование крупами, песком; живописный пластилин, экопластика; декорирование бисером и пайетками; коллаж; объёмная аппликация, включение элементов оригами; конструирование бумажных игрушек; использование гофрокартона, упаковочных и прокладочных бумажных материалов, использование вспененных упаковочных материалов, использование салфеточной бумаги, использование ватных дисков, палочек и шариков, использование пластиковых стаканчиков, использование коктельных трубочек, использование одноразовых пластмассовых столовых приборов, использование пластиковых бутылок, использование CD-дисков; изонить, рисование светом).
Формы проведения занятий по программе
В работе по программе «Красочное путешествие» используют традиционные формы проведения занятий:
комбинированные занятия;
беседы с воспитанниками;
экскурсии;
выезды на природу; сбор природного материала;
проведение мастер-классов;
проведение выставок работ учащихся объединения;
тематические чаепития с родителями;
коллективное творчество;
подведение итогов.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Выполнение некоторых заданий требует объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русские сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Программные материалы творческого объединения «Красочное путешествие» подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия - вариации, занятия - творческие портреты, импровизации, занятия-эксперименты.
Проводятся внеаудиторные занятия: экскурсии на выставки художников (в рамах города), выход на территорию школы и в близлежащий лес для сбора природных материалов, мини-походы по городу (или в лесо-парковую зону, Парк семейного отдыха) в рамках прохождения тем «Моя любимая родина. Пейзаж» и «Рисование светом» (фотографирование), при благоприятных обстоятельствах возможны небольшие пленэры.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, участия в массовых мероприятиях.
Средства, необходимые для реализации программы
Для проведения занятий используется учебный класс (кабинет технологии): просторное, проветриваемое, хорошо освещенное помещение. Отдельное помещение (кулинарные мастерские) используются для проведения тематических чаепитий с родителями.
Кабинет должен быть оборудован:
рабочими столами, стульями;
табуретами для краски;
мольбертами (по необходимости);
шкафами для хранения красок, кистей, карандашей, баночек для воды и др. используемых дополнительных в том числе нетрадиционных и природных материалов;
шкафами (папками) для хранения работ;
мультимедийным проектором и экраном;
библиотечкой с книгами по искусству;
дидактическими материалами;
средствами личной гигиены (мыло, бумажные полотенца);
спецодеждой (фартуки, нарукавники).
Работа с родителями
Родители могут присутствовать на занятиях кружка, участвовать в творческом процессе, в проводимых выставках и мастер-классах. Работа взрослых вместе с детьми над поставленными задачами, участие в беседах об искусстве, в обсуждении результатов помогает воспитательному и обучающему процессу, дает возможность детям более серьёзно относиться к занятиям и своему труду. Родителям предлагается участвовать в создании коллективных работ, в праздничных тематических занятиях и открытых уроках.
Список литературы
Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Горяева Н.А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Лыкова И.А. Цветные ладошки. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2001.
Фесюкова Л.Б. Встречи с художниками мира: комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков: Ранок, 2009.
Красота спасёт мир. Духовно-нравственное воспитание школьников. Составитель Т.Лазарева. – М.: Артос-Медиа, 2006.
Куклы в народных костюмах. Куклы ручной работы. – М.: ООО Де Агостини, 2012 – 2013.
Мастера русской живописи. Авторы: М. Алленов, Е.Алленова, Ю.Астахов, Н. Борисовская и др. – М.: Белый город, 2007.
Учебно-наглядное пособие, Н.А. Курочкина. Знакомим с портретной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009.
Учебно-наглядное пособие. Н.А.Курочкина. Знакомим с натюрмортом. Большое искусство – маленьким, - Санкт-Петербург: Изд. «Д-П.», 2009.
Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Знакомим с жанровой живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2007.
Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Д.-П., 2009.
50 художников. Шедевры русской живописи. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2010 – 2011.
Художественная галерея. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2013.
Интернет-ресурсы:
Закон Московской области от 27 июля 2013 г. № 94/2013-ОЗ «Об образовании» [Электронный ресурс] – режим доступа к документу: http://www.garant.ru/hotlaw/mos_obl/488300/, дата доступа: 20.08.2014.
Формы художественной деятельности на уроках ИЗО. [Электронный ресурс] – режим доступа к документу: www.superinf.ru, дата доступа: 19.08.2014.
Психолого-педагогический аспект. [Электронный ресурс] – режим доступа к документу: http://izosha.ru/aspekt.html, дата доступа: 19.08.2014.
Куницына М.П. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества. Характеристика творческой деятельности. Психолого-педагогический аспект. [Электронный ресурс] – режим доступа к документу: http://nsportal.ru/, режим доступа: 21.08.2014.
Список литературы, рекомендованный
для родителей
Алёхин А.Д. Когда начинается художник: книга для учащихся. – М.: Просвещение, Владос, 1994.
Антипова М.А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – М.: Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007.
Барбара Айзенбарт / пер.Панкратова Н. Полный курс Акварели. Для начинающих и студентов художественных вузов. – М.: издательство «Внешсигма», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Богатова И.В. Оригами. – М.: Мартин, 2008.
Воловик А.Ф. Всё о рисовании. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.
Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. 2-е издание – М.: Айрис-пресс, 2006.
Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Тюрина Н.А. Чудо-кожа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Федотов Г.Я. Когда оживает камень. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 144с.: ил. – (Основы художественного ремесла).
Федотов Г.Я. Лесная пластика. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 176с.: ил. – (Основы художественного ремесла).
Федотов Г.Я. Послушная глина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Федотов Г.Я. Сухие травы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Черныш И.В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2001.
Черныш И.В. Удивительная бумага. – М.: АРС-ПРЕСС, 1998.
Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.
Мир математики: в 40 т. Т. 1: Фредерик Корбалан. Золотое сечение. Математический язык красоты. / Пер. с англ. – М.: Де Агостини, 2014.
Художественная школа. Основы техники рисунка. Развитие творческого потенциала. Ред. Кондрашова Л., сост. Калинина С. – М.: Эксмо, 2013.
Список литературы, рекомендованный для детей
Дорожин Ю.Г. Искусство детям: Матрёшки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2011.
Дорожин Ю.Г., Знатных О. Искусство детям: Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г., Лебедев М. Искусство детям: Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г., Межуева Ю. Искусство детям: Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г, Назарова А., Бабурова Г. Искусство детям: Цветочные узоры Полхов-Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2008.
Дорожин Ю.Г., Орлова Л. Искусство детям: Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2013.
Дорожин Ю.Г, Соломенникова О., Евсеева Т. Искусство детям: Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2008.
Дорожин Ю.Г, Фёдоров Ю., Миневич Р. Искусство детям: Узоры Северной Двины.. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г, Фёдоров Ю., Люскин Л. Искусство детям: Лубочные картинки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер / пер. Скурко Е. Приключения в мире Живописи. – М.: ЗАО «Издательский дом «Гамма», 1998.
Лыкова И.А. Рисование красками: технологические карты. Наглядно-методическое пособие. – Карапуз, 2010.
Фиона Уотт, Анна Милборн, Роузи Диккенс Творческая мастерская юного художника. – Робинс, 2013.
Фиона Уотт Академия детского творчества. – Робинс, 2013.
Элвин Крошоу Живопись масляными красками для начинающих. Все, что вам нужно знать, чтобы научиться рисовать масляными красками. – АСТ: 2011.