Программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования
Данная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2011 года в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественно-педагогические принципы обучения: духовность, личностное ориентирование, образность, интерес и увлечённость, связь с жизнью, креативность, эмоциональное насыщение, вариативность и свобода выбора, системность, доступность содержания занятий для всех желающих.
Программа предусматривает 1 год обучения и составлена из расчёта 1 час в неделю - 33 занятия.
Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с освоением учащимися пройденных тем.
У ученика будут сформированы готовность и способность к саморазвитию; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).
Ученик получит возможность для формирования формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
У ученика будут сформированы оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы; уметь планировать работу и определять последовательность действий.
Ученик получит возможность для формирования адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
У ученика будут сформированы самостоятельно включаться в творческую деятельность; осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.
Ученик получит возможность для формирования осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах.
У ученика будут сформированы допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ученик получит возможность для формирования адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Содержание тем учебного курса |
1 | Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков | 3 | Искусство пения – искусство души и для души. Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека. «Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса. Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый. Регистровый порог. Механизм перевода регистра. Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных. Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному. Рупор. «Зевок» и полузевок». Регулировочный образ: место и роль в пении. Практические занятия: диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению; координационно-тренировочные занятия. |
2 | Певческая установка и позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. | 3 | Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание. «Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук». Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем. Соотношения работы органов дыхания и гортани. Резонаторная функция трахеи. Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос. Практические занятия: дыхательная гимнастика. |
3 | Распевание | 4 | Звук и механизм его извлечения. Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений. Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158). Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности. Использование скороговорки на начало распевки. Практические занятия: упражнения по распеванию. |
4 | Дикция. Артикуляция | 3 | Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных. Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения. 3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Практические занятия: артикуляционная гимнастика; упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации; упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса; дыхательные упражнения; тренажер самоконтроля развития дикции; упражнение на дикцию и артикуляцию. |
5 | Гигиена певческого голоса | 3 | Важное отношение к здоровью – как залог вокального успеха. Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93). Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость. Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса. Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций. О вреде курения на голосовые связки. Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля. Запреты: грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы; использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы; переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного. Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса. Практические занятия: дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении; упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу; упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду); составление памятки по гигиене голоса. |
6 | Сценическая культура и сценический образ | 3 | Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль. «Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение. Практические занятия: мимический тренинг; психологический тренинг; упражнение «Как правильно стоять»; упражнения на координацию движений; практическая работа по формированию сценического образа. |
7 | Движения вокалистов под музыку | 4 | Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста. Практические занятия: просмотр и анализ выступлений вокалистов; элементы ритмической гимнастики; работа над возможными вариантами движений сценического образа. |
8 | Вокально-хоровая работа | 4 | Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость. Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Развитие мышц глотки и языка. Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная. Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления. Практические занятия: выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха; упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования; упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени; упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха., поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений; тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр; тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса; упражнения с твердой и мягкой атакой; подготовка к выходу на сцену. |
9 | Импровизация | 3 | Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации. Практические занятия: просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов; оценка импровизации; элементы импровизации в детском исполнении. |
10 | Собственная манера исполнения | 3 | Тембр и динамика своего голоса. Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие. Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи. Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни. Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста. Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения. Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа. Ролевая подготовка: суть и назначение. Практические занятия: выбор песни; заучивание текста; отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро; упражнения: устранение трудностей в работе с песней. |
| Итого | 33 | |
И. о. заместителя директора по УВР
______ внеурочной деятельности общекультурного направления _ музыкального кружка «ДоМиСолька»______
утвержденной на педсовете № 1 от 31.08.2016г.
и введенной в действие приказом № 2-61 от 01.09.2016г.
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Кол час | Планируемые результаты | Примечание |
1 | | | Как зародилась музыка. | 1 | Метапредметные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Личностные: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России. | |
2 | | | Сказка о музыкальных капельках. | 1 | М: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; Л: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей. | |
3 | | | Знакомство с голосовым аппаратом. Голосовые игры. | 1 | М: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; Л: умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др. | |
4 | | | Легенда о «трёх китах». | 1 | М: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; Л: уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
5 | | | Песенки из мультфильмов. | 1 | М: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
6 | | | Песенки из мультфильмов | 1 | М: овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; Л: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др. | |
7 | | | Осенние забавы. | 1 | М:приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; Л: формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
8 | | | Осенние забавы | 1 | М: формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; Л: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | |
9 | | | Музыкальные игры и загадки. | 1 | М: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; Л: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России. | |
10 | | | Волшебная страна звуков. | 1 | М: умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Л: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей. | |
11 | | | Необычные звуки и голоса. | 1 | М: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Л: умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др. | |
12 | | | Весело – грустно. | 1 | М: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; Л: уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
13 | | | Пластическое интонирование. | 1 | М: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; Л: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
14 | | | Хороводные песни, игры, пляски. | 1 | М: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; Л: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др. | |
15 | | | Хороводные песни, игры, пляски. | 1 | М: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; Л: формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
16 | | | Новогодний карнавал. | 1 | М: овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; Л: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | |
17 | | | «Коляда, Коляда! Отворяй ворота». | 1 | М: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; Л: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России. | |
18 | | | Музыка Зимы. | 1 | М: формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; Л: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей. | |
19 | | | Русские народные попевки, игры, песенки. | 1 | М: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; Л: умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др. | |
20 | | | Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад». | 1 | М: умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Л: уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
21 | | | Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад». | 1 | М: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Л: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
22 | | | «Солдатушки, бравы ребятушки…» | 1 | М: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; Л: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др. | |
23 | | | Масленица – встреча весны. | 1 | М: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; Л: формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
24 | | | Мама – солнышко моё. | 1 | М: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; Л: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | |
25 | | | Колыбельные песенки. | 1 | М: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; Л: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России. | |
26 | | | Весёлые песенки о буквах. | 1 | М: овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; Л: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей. | |
27 | | | Весёлые песенки о буквах. | 1 | М: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; Л: умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др. | |
28 | | | Музыка Весны. | 1 | М: формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; Л: уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
29 | | | Знакомство с шумовыми инструментами | 1 | М: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; Л: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
30 | | | Русские композиторы детям. | 1 | М: умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Л: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др. | |
31 | | | Пластическое интонирование | 1 | М: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Л: формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
32 | | | Музыкальные игры и загадки. | 1 | М: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; Л: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | |
33 | | | Обобщающий урок по теме «Мир музыки» | 1 | М: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; Л: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России. | |