МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» Г. ПЕВЕК
«Согласовано» __________ А.Б.Сирченко, зам. директора по УМР « » сентября 2015 г. | Рекомендовано к утверждению Протокол методсовета № от « » сентября 2015г. | Утверждаю ___________________ Е.А.Степанова директор МОУ «Центр образования» г. Певек Приказ от « » сентября 2015г. №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Как хорошо уметь читать, или Учимся любить книгу!»
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Возраст детей: 7-8 лет
Срок реализации: 2015-2016 уч. годы
Разработчик программы:
Домнина Татьяна Анатольевна,
учитель высшей категории
город Певек
2015 г.
Никогда никакими силами
вы не заставите читателя
познать мир через скуку.
Читать должно быть
интересно.
А. Н. Толстой. «Уметь читать – это означает быть
чутким к красоте слова, к его
тончайшим оттенкам.
Только тот ученик «читает», в сознании
которого слово играет, трепещет и
переливается всеми красками и
мелодиями окружающего мира».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
С. Я. Маршак писал: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”.
Таким образом, чтение — это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он дает незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства.
Основная моя задача как педагога — воспитание у детей любви к книге, воспитание тех самых талантливых читателей, о которых писал Маршак. Все учителя сталкиваются с проблемой – как воспитать в ребенке читателя, как привить ему любовь к чтению и книге. Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.
Нормативно-правовой и документальной базой программы по проектной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель программы:
формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей литературы.
Задачи:
Образовательная: приобщить детей к литературе посредством введения их в духовный мир доступные их возрасту книги и произведения; формировать интерес к детской литературе; развивать читательскую память и кругозор.
Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего и других народов, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным литературным героям, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Особенности организации занятий
Организация психологически комфортной обстановки. Весь процесс изучения произведения организуется так, чтобы ученик мог испытать радость от общения с книгой, смог проявить себя как думающая, интеллектуально развитая и духовно богатая личность.
Использование к каждому ученику личностно-ориентированного подхода, который включает в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы.
На каждом занятии дети знакомятся только с одной книгой.
Круг чтения обусловлен возрастными особенностями детей.
Каждое занятие включает в себя обязательный элемент образца чтения вслух.
Любое задание должно содержать элементы творчества, соавторства. Задание содержит слова “на выбор”, “по вкусу”, “как тебе хочется” и т. д.
Использование работу детей в малых группах. Интерактивность (открытость к общению) обретает сегодня особое значение. Интерактивное обучение создает полилоговые формы общения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Это мощный двигатель познавательного процесса.
Широкое использование дидактической игры. Игра — основной способ освоения окружающего мира и существования ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Игры формируют привычки, интересы и нравственные ориентиры. В игре нет никакого принуждения, напротив, очень высокая мотивация и эмоциональная насыщенность информации. Поэтому то, что усвоено в игре, надежно закрепляется в сознании и входит в золотой запас ребенка.
Для формирования интереса к чтению и изучению литературы использовать разнообразные формы занятий:
занятие – рекомендации произведения
занятие – спектакль
занятие – праздник
занятие – интервью
интегрированное занятие
занятие – конференция и т. д (Формы проведения читательских конференций могут быть разными: турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча).
Такие формы занятий дают возможность ребятам продемонстрировать собственные результаты, дети учатся логически выстраивать свои доводы и доказательно рассуждать, спорить. Различные формы делают занятия разнообразными, способствуют развитию самостоятельности, кругозора, повышают общую мотивацию к учению.
Программа предполагает использование элементов театральной педагогики. Такие занятия представляют собой художественно-педагогическую деятельность, сотворчество учителя и детей по разработке одной темы несколькими видами искусств, где дети осваивают материал через игру, сопереживание и акт воплощения. Для воспитания любви к книге имеют место занятия читательского мастерства и внеурочные мероприятия, поощрение тех, кто много читает в свободное время дома.
Осознать духовный мир книги детям помогает использование на занятиях следующих современных форм и методов:
беседа-диалог,
познавательные и сюжетно-ролевые игры,
инсценировка и театрализация,
музейные экскурсии,
просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением.
Всё это способствует формированию у детей способности интерпретировать произведение, извлекая из него нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, лепка, сочинительство, шитье, изготовление кукол, декораций, постановка спектаклей.
Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках чтения, русского языка, основ православной культуры, при проведении классных часов, бесед с участием родителей, школьных праздников.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7-11 лет (1-4классы) в объеме 30 часов в 1 классе и 34 часов в год во 2-4 классах (по одному часу в неделю).
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Программа первого и второго годов обучения, учитывая привыкание детей к новым школьным условиям, включает наиболее важные приёмы овладения устойчивым навыком чтения, обогащена большим количеством разнообразных упражнений, что поможет сформировать и поддерживать положительную мотивацию к чтению. Материал третьего года обучения обогащается вопросами речевого этикета. Программа четвёртого года обучения включает элементы детской журналистики. Программа курса предполагает сотрудничество с городской детской библиотекой (беседы, конкурсы, викторины и другие мероприятия).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В результате изучения курса «Учимся любить книгу или Как хорошо уметь читать» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
• получат возможность осознать своё место в мире;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации в учебной и энциклопедической литературе, в открытом информационном пространстве (включая электронные, цифровые);
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Литература:
Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. — М., 2009
Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979
Ильин И. А. Духовный мир сказки. — М., 1982
Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128
Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению , М. Ось-89, 1999 – 240 с.
Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.
Народные русские сказки. — М., 1982
Наш школьный кукольный театр. — М., 1978
Тимофеева И. Н. Сто книг вашему ребенку: Беседы для родителей. — М., 1987
Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». — М., 1995
Стрелкова Л. П. Уроки сказки. — М.. 1989
Маркова В., Трегубова Л.. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков «Фолио», 1997 – 464 с.
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата проведения | Универсальные учебные действия | Характеристика деятельности учащихся |
Введение 1 ч |
1 | Введение. Путешествие в мир книги. | 1 | | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция | -определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного курса; -отвечают на простые вопросы учителя |
Учимся читать книгу 7ч |
2. | Упражнение «Внимание» на словесном материале | 1 | | Познавательные - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - самоопределение; | - осваивают роль ученика; - организовывают свое рабочее место под руководством учителя; - определяют цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. - ориентируются в задании: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. - отвечают на простые вопросы учителя, - находят нужную иллюстрацию в источнике. - сравнивают предметы, объекты: находить общее и различие. - группируют предметы, объекты на основе существенных признаков. |
3. | Упражнение «Внимание» на цифровом материале | 1 | |
4. | Упражнения на увеличения уровня распределения внимания | 1 | |
5. | Упражнение-игра «Посмотри и распутай линии» | 1 | |
6. | Упражнение «Слушай внимательно» | 1 | |
7. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания | 1 | |
8. | Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания | 1 | |
Учимся любить книгу 11ч |
9. | В. Осеева Три товарища. Упражнение «Догони и поймай букву» | 1 | | Познавательные - поиск и выделение информации; - знаково-символическое моделирование; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно - этическое оценивание; - смыслообразование | - ценят и принимают базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; -определяют тему занятия; -пересказывают прочитанное или прослушанное; -участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -отвечают на вопросы учителя, товарищей по классу; -слушают и понимают речь других. -участвуют в парной работе; -оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. - ориентируются в задании: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. |
10. | Е.Пермяк Как Маша стала большой. Тренировка зрительной памяти | 1 | |
11. | К.Чуковский Доктор Айболит. Упражнения на развитие способности воссоздавать мысленный образ | 1 | |
12. | Сказка про меленку. Упражнения на осознание визуального материала | 1 | |
13. | С.Козлов А котёнок думал целый день. Упражнения на осознание визуального материала | 1 | |
14. | Сказка о солдате Федоте и невесте его Марьюшке. Упражнения на осознание словесного материала | 1 | |
15. | Как бьют баклуши. Упражнения на осознание словесного материала | 1 | |
16. | Э.Успенский "Удивительное дело". Упражнения для развития словарного запаса | 1 | |
17. | Р. Сеф Про пуговицу. Составление предложений по моделям | 1 | |
18. | Про курочку Рябу. Двойная стимуляция памяти | 1 | |
19. | Что случилось с буквой "П". Упражнения на конкретизацию абстрактного | 1 | |
Игры с книгой 9ч |
20. | РНС «Три медведя». Игра «Озвучивание» | 1 | | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно - этическое оценивание; | -определяют тему занятия; -пересказывают прочитанное или прослушанное; -участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -отвечают на вопросы учителя, товарищей по классу; -слушают и понимают речь других. -участвуют в парной работе; -оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. - ориентируются в задании: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. - определяют цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; - определяют план выполнения заданий на занятии под руководством учителя; - участвуют в учебном диалоге; - участвуют в парной и групповой работе; |
21. | РН Шутка «Нехотелка». Игра «Игра в прятки» | 1 | |
22. | Потешки. Игра «Игра в Карлсона» | 1 | |
23. | Игра «Копирование картинки» | 1 | |
24. | Л.Н. Толстой «Мышки на прогулки». Игра «Иллюстрирование книги» | 1 | |
25- 26. | «Сочинение сказки». Упражнения для развития грамматических навыков | 2 | |
27. | Игра «Дружные ребята». Упражнения для развития грамматических навыков | 1 | |
28. | РН Песенки и Потешки. Игры «Найди близнецов» «Абракадабра» | 1 | |
Заключение 2ч |
29-30. | Что мы узнали и чему научились за год. | 2 | | Познавательные - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; - нравственно - этическое оценивание | -участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -отвечают на вопросы учителя, товарищей по классу; -слушают и понимают речь других; -определяют умения, которые сформировались в результате изучения данного курса; - участвуют в учебном диалоге; - оценивают собственную деятельность и деятельность товарищей по классу; - сравнивают прогнозируемый и реальный результат под руководством учителя |