СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внерочной деятельности разработана для 1-4 классов по биологии.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа внеурочной деятельности»

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

в начальной школе

«Красота родного края»



Планируемые результаты освоения учебного предмета.



1. Нормативно-правовая база введения внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:

  • приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

  • приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";

  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);

  • Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

  • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
    стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
    Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 г. N 373»;

Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе.

Цели внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:

  • создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

  • воспитание и социализация духовно-нравственной личности.

Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

    • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

    • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

    • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

    • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Цель и задачи  внеурочной деятельности  сориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы»), сформулированных в Стандарте. Это ученик:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в  начальной школе:

1)образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурно-нравственного  уровня учащихся;

3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4)компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
5) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления  психофизиологических сил ребёнка;

6) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
8) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9)функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Из моделей организации внеурочной деятельности, которые на сегодняшний день существуют в школах России, нами выбрана «третья модель», организации внеурочной деятельности, строящаяся на основе тесного взаимодействия школы с несколькими учреждениями дополнительного образования детей ДК, библиотеки, музеи.

Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов, к организации внеурочной деятельности к учащихся 1-4 классов предъявляются  следующие требования, которые взяты за основу её организации в школе:

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, но не включается в учебный план.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени».

Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу первоклассников. Они ориентированы на создание условий для:

- творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;

- социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

- профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность организуется по 5  направлениям развития личности:

художественно-эстетическое,

научно-познавательное,

гражданско-патриотическое,

общественная

проектная деятельность

Художественно- эстетическое направление помогает школьникам проявить себя творческой дея­тельности, развивает природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в том или ином виде творческих работ, учит приёмам исполнительского мастерства, умению слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы; реализуется через создание атмосферы радости и детского творчества.

Гражданско-патриотическое направление ориентирует на развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, помогает создать условия для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности  общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;

Научно- познавательное направление создает условия для устойчивого познавательного интереса, овладения такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность, направлено на развитие творческих способностей, мышления и кругозора детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, целевые прогулки, тематические игры воздухе и т.д. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческо-туристические технологии, проектные технологии.



Личностные, метапредметные и предметные

результаты.



Личностные результаты:

ощущение чувства гордости за свой народ, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;

осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принципах равноправного сотрудничества;

проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;

проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;

оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;

осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связывает тебя с природой;

понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Метапредметные результаты изучения программы:

определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств её осуществления;

решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;

использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, средства ИКТ);

планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;

обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям.

Основные предметные результаты:


формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

 освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Календарно-тематическое планирование


№п/п

Дата

Направление

Тема занятия

Вид занятия

Теория

Прак

тика

Зачетное

мероприятие

Кол-во часов

1


Научно-познавательное

«Лесной КВН»

Игра интеллектуальная

+



1

2


«Цветы»

Игра+ беседа + презентаци

+

+


1

3


«Эти удивительные животные»

Игра-викторина

+

+


1

4


«Дюймовочка рассказывает о птицах»

Конкурсная игра


+


1

5


Гражданско-патриотическое

Моя малая родина.

Игровое занятие


+


1

6


«Помнят люди»

Урок мужества


+


1

7-9


Художественно-эстетическое

Общественная деятельность

Малахитовая шкатулка

Конкурс


+


3

10-12


«Что за прелесть эти сказки!»

Викторина

+

+


3

13-16


«Предпраздничные хлопоты. Изготовление подарков для пап и мам»

Конкурс


+


4

17-19


Разучивание русских народных игр. (У медведя во бору. Кот и мышь. и др.)

Игра


+


3

20-22


Мастерская Деда Мороза. Изготовление снежинок.



+


3

23


Осеняя экскурсия в природу

Экскурсия


+


1

24


Весенняя экскурсия в природу

Экскурсия


+


1

25


Праздник чая.

Праздничн-конкурсна программа




1

26



Здоровье на 5+

Игра соревнование


+


1

27-29


Проектная деятельность

Проект «Огород на подоконнике»

Создание проекта


+


3

30-32


Проект «Комнатные растения»

Создание проекта


+


3

33-35


Проект «Оригинальные поделки из природного материала»

Создание проекта


+


3

36-38


Проект «Моя семья»

Создание проекта


+


3