.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
в начальной школе
«Красота родного края»
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1. Нормативно-правовая база введения внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373»;
Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе.
Цели внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:
создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
воспитание и социализация духовно-нравственной личности.
Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
Цель и задачи внеурочной деятельности сориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы»), сформулированных в Стандарте. Это ученик:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в начальной школе:
1)образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурно-нравственного уровня учащихся;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4)компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
5) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребёнка;
6) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;
7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
8) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9)функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Из моделей организации внеурочной деятельности, которые на сегодняшний день существуют в школах России, нами выбрана «третья модель», организации внеурочной деятельности, строящаяся на основе тесного взаимодействия школы с несколькими учреждениями дополнительного образования детей ДК, библиотеки, музеи.
Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов, к организации внеурочной деятельности к учащихся 1-4 классов предъявляются следующие требования, которые взяты за основу её организации в школе:
Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, но не включается в учебный план.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени».
Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу первоклассников. Они ориентированы на создание условий для:
- творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
- социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
художественно-эстетическое,
научно-познавательное,
гражданско-патриотическое,
общественная
проектная деятельность
Художественно- эстетическое направление помогает школьникам проявить себя творческой деятельности, развивает природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ, учит приёмам исполнительского мастерства, умению слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы; реализуется через создание атмосферы радости и детского творчества.
Гражданско-патриотическое направление ориентирует на развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, помогает создать условия для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
Научно- познавательное направление создает условия для устойчивого познавательного интереса, овладения такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность, направлено на развитие творческих способностей, мышления и кругозора детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, целевые прогулки, тематические игры воздухе и т.д. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческо-туристические технологии, проектные технологии.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Личностные результаты:
ощущение чувства гордости за свой народ, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;
осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принципах равноправного сотрудничества;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;
осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связывает тебя с природой;
понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Метапредметные результаты изучения программы:
определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств её осуществления;
решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;
использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, средства ИКТ);
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям.
Основные предметные результаты:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Направление | Тема занятия | Вид занятия | Теория | Прак тика | Зачетное мероприятие | Кол-во часов |
1 | | Научно-познавательное | «Лесной КВН» | Игра интеллектуальная | + | | | 1 |
2 | | «Цветы» | Игра+ беседа + презентаци | + | + | | 1 |
3 | | «Эти удивительные животные» | Игра-викторина | + | + | | 1 |
4 | | «Дюймовочка рассказывает о птицах» | Конкурсная игра | | + | | 1 |
5 | | Гражданско-патриотическое | Моя малая родина. | Игровое занятие | | + | | 1 |
6 | | «Помнят люди» | Урок мужества | | + | | 1 |
7-9 | | Художественно-эстетическое Общественная деятельность | Малахитовая шкатулка | Конкурс | | + | | 3 |
10-12 | | «Что за прелесть эти сказки!» | Викторина | + | + | | 3 |
13-16 | | «Предпраздничные хлопоты. Изготовление подарков для пап и мам» | Конкурс | | + | | 4 |
17-19 | | Разучивание русских народных игр. (У медведя во бору. Кот и мышь. и др.) | Игра | | + | | 3 |
20-22 | | Мастерская Деда Мороза. Изготовление снежинок. | | | + | | 3 |
23 | | Осеняя экскурсия в природу | Экскурсия | | + | | 1 |
24 | | Весенняя экскурсия в природу | Экскурсия | | + | | 1 |
25 | | Праздник чая. | Праздничн-конкурсна программа | | | | 1 |
26 | | | Здоровье на 5+ | Игра соревнование | | + | | 1 |
27-29 | | Проектная деятельность | Проект «Огород на подоконнике» | Создание проекта | | + | | 3 |
30-32 | | Проект «Комнатные растения» | Создание проекта | | + | | 3 |
33-35 | | Проект «Оригинальные поделки из природного материала» | Создание проекта | | + | | 3 |
36-38 | | Проект «Моя семья» | Создание проекта | | + | | 3 |