1. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- представлять туризм как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками элементы соревнований по туризму, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить упражнения с разной целевой направленностью;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения соревнований по туризму;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия, применять их в соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
2. Содержание внеурочной деятельности.
История развития туризма. Возникновение туризма. Развитие туризма в России и за рубежом.
Психологическая, морально нравственная и физическая подготовка юных туристов.
Воспитание волевых качеств: смелость и решительность, терпеливость, настойчивость, инициативность, дисциплинированность.
Общая и специальная физическая подготовка.
Средствами общей физической подготовки достигаются:
1) разностороннее развитие физических способностей и укрепление здоровья;
2) развитие функциональных возможностей организма как основы специальной работоспособности и улучшения протекания восстановительных процессов.
Специальная физическая подготовка – это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям избранного вида туризма. Средствами специальной подготовки осуществляется воспитание необходимых туристу навыков.
Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях.
Туризм и охрана окружающей среды. Туристский бивак. Благоустройство бивака.
Техника безопасности при занятиях туризмом.
Техника безопасности при занятиях в спортивном зале. Техника безопасности при занятиях на местности. Техника безопасности при организации прогулок. Требования безопасности при использовании различных спортивных снарядов, туристского снаряжения.
Подготовка и проведение соревнований.
Подготовка и проведение соревнований с элементами туризма.
Топография и ориентирование.
Для чего необходимо знать топографию и ориентирование. Определение понятия «ориентирование на местности». Карта и схема, их виды.
Первая доврачебная медицинская помощь.
Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях. Предупреждение (профилактика) ожогов, ушибов, потертостей, вывихов, растяжений, переломов, простудных заболеваний, тепловых и солнечных ударов, отравлений и желудочно – кишечных заболеваний, укусов насекомых.
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Азбука туризма. | 1 |
2 | История развития туризма в России | 1 |
3 | Законы туристов (туристская этика) | 1 |
4 | Общефизическая подготовка | 8 |
5 | Рельеф местности. Топографические знаки. | 1 |
6 | Ориентирование. Виды ориентирования. | 1 |
7 | Компас. Ориентирование по компасу | 1 |
8 | План и карта. Работа с картой на маршруте | 1 |
9 | Гигиена туриста | 1 |
10 | Купание в походе. Первая помощь при утоплении | 1 |
11 | Первая медицинская помощь при травмах | 3 |
12 | Организация питания в походе | 1 |
13 | Туристическое снаряжение | 2 |
14 | Окружающая среда в местах проведения похода | 1 |
15 | Экологическая тропа туриста | 1 |
16 | Краеведение. Походные краеведческие задания | 1 |
17 | Туристические районы Курской области | 1 |
18 | Туристические узлы | 2 |
19 | Безопасность в туристическом походе | 1 |
20 | Туристические биваки | 2 |
21 | Соревнования по ориентированию. | 1 |
22 | Соревнования по пешеходному туризму(установка палатки, полоса препятствий с элементами туризма.) | 1 |
23 | Однодневный туристический поход | 1 |