1 | Биосоциальная природа человека. Виды здоровья | Физическое, психическое и репродуктивное здоровье | Вводный урок - постановка учебной задачи. Практическая работа | Знают основные типы здоровья человека, описывают принципы поведения, направленные на сохранение и поддержание здоровья человека. |
2 | Человек как объект исследования различных наук | Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. | Продвинутая лекция. Практическая работа | Пользуясь справочным материалом и дополнительной литературой составляют словарь терминов по данной теме |
3 | Красота и здоровье | Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья | Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия. Практическая работа | Описывают эталона красоты у разных народов пользуясь дополнительной литературой и ресурсами Интернета |
Изучение организма человека 13 часов |
4 | Генетика человека. Генеалогическое древо | Факторы здоровья | Практическая работа | Анализируют материал по теме. Проектируют этапы работы. Составляют генеалогическое древо своей семьи |
5 | Строение организма и регуляция его работы | Органы, регуляция организма – нервная и гуморальная | Практическая работа | Пользуясь предложенным перечнем органов и опираясь на справочные материалы, заполняют таблицу. Группируют органы по системам. |
6 | Опорно-двигательная система. Определение параметров антропометрического и функционального развития | Скелет, его части кости | Практическая работа | Проводят оценку своего антропометрического и функционального развития |
7 | Мой портфель | Портфель, ортопедическая спинка, сколиоз, осанка | Практическая работа. Проекты | Проводят санитарно-гигиеническую оценку школьного портфеля. Проектируют этапы работы над проектом |
8 | Изучение влияние высоты каблука у учениц 5-11 классов школы на состояние опорно-двигательной системы | Ортопедия, плоскостопие | Практическая исследовательская работа | На основе изучения строения и функций ОДС проводят оценку рисков использования высоких каблуков у девочек подросткового возраста. Проводят исследование в школе |
9 | Строение и гигиена ротовой полости | Стоматология, зубы, зубочелюстные аномалии | Экскурсия в стоматологию. Исследовательская работа | Разрабатывают и описывают принципы гигиены ротовой полости, проводят исследование |
10 | Системы кровообращения и дыхания. Оценка состояния здоровья по функциональным пробам | Кровеносная и дыхательная системы, АД, ЧСС, ЧД, ЖЕЛ. | Практическая работа | Проводят оценку состояния здоровья на основе функциональных проб |
11 | Кожа. Гигиена кожи | Эпидермис, дерма, гиподерма, косметология | Экскурсия в косметологический кабинет, исследование | Определяют тип своей кожи, формулируют основные правила гигиены кожи, проектируют исследование |
12 | Внимание и память | Память – зрительная, слуховая, внимание – произвольное и непроизвольное | Практическая работа | Оценивают объем видов памяти и внимания |
13 | Звуковое восприятие. Гигиена слуха | Наружное, среднее и внутреннее ухо, шумовая болезнь | Практическая работа. Исследовательский проект | Определяют факторы, снижающие слух, формулируют правила, способствующие сохранению и укреплению слухового анализатора. Проектируют исследование |
14 | Иллюзии | Виды иллюзий | Практическая работа. Исследовательский проект | Оценивают свои ощущения во время изучения иллюзий. Проводят исследование предпочтения в выборе одежды для своей фигуры |
15 | Образ жизни и здоровье | Образ жизни и здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Контроль и коррекция - работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Объясняют взаимосвязь состояния здоровья человека и состояния природной среды; называют основные условия, влияющие на здоровье человека, объясняют необходимость ведения ЗОЖ. |
16 | Разработка паспорта здоровья | Паспорт здоровья | Практическая работа | Разрабатывают и заполняют паспорт здоровья школьника, на основании работ, выполненных ранее |
Мое здоровье в моих руках 10 часов |
17 | Нормы питания. Оценка рациона питания | Пирамида рационального питания, рацион питания | Практическая работа | Проектируют режим здорового питания, описывают свой режим питания, проводят его оценку с точки зрения организации здорового питания, делают выводы |
18 | Быстрое питание, или фастфуд | Консерванты, фастфуд, «быстрая еда» | Проектная деятельность | Провести оценку влияния быстрого питания на здоровье человека, используя ресурсы Интернета создают антирекламу чипсам, гамбургерам, газировки |
19 | Модные напитки | Кислотность среды | Практическая исследовательская работа | Определяют pHсамых популярных напитков, проводят оценку питательной ценности некоторых напитков и их влияние на здоровье человека |
20 | Мороженое: секреты маркировки | Мороженое, эмульгаторы, красители, ароматизаторы | Практическая работа, проектная деятельность | Проводят органолептическую оценку качества мороженого, изучают маркировку продукта, оформляют проект |
21 | Тату и пирсинг: за и против | Пирсинг, история тату | Практическая исследовательская работа | Проводят оценку рисков для здоровья при использовании тату и пирсинга, оформляют исследовательскую работу |
22 | Стресс. Организация зон релаксации в школе | Стресс, его виды | Проектная деятельность | Разрабатывают проект зоны релаксации в школе, разрабатывают эскиз цветочной композиции учебного кабинета, создают видеоаудиокомпозиции для релаксации педагогов и учащихся |
23 | О вреде курения | Никотин, болезни курильщиков | Практическая работа | Изучают влияние курения на здоровье человека, разрабатывают меры профилактики табакокурения, используя ресурсы Интернета создают антирекламу курения |
24 | Отрицательное влияние на организм человека ядовитых веществ. Алкоголизм, наркомания, токсикомания | Наркомания, токсикомания | Практическая работа | Изучают влияние употребления ядовитых веществ на организм человека, формулируют принципы здорового образа жизни, используя ресурсы Интернета создают антирекламу алкоголизма, наркомании, токсикомании |
25 | Подготовимся к выезду на отдых | Хищные и ядовитые животные и растения, опасные грибы | Практическая работа | Оценивают опасность на отдыхе, составляют анкету и проводят опрос учащихся по теме, составляют и изучают правила первой помощи при встрече с опасными животными, используя ресурсы Интернета готовят слайд-экскурс по маршрутам своего путешествия |
26 | Право на здоровье | Государственная служба здравоохранения, частная система здравоохранения, социальное страхование, САНПИН | Практическая работа | Изучают основы права в области здравоохранения, проводят оценку санитарно-гигиенического состояния ОУ |
Репродуктивное здоровье человека. Семейные ценности 7 часов |
27 | Значение и формы размножения в природе | Размножение, оплодотворение, партеногенез | Практическая работа | На основе эволюционного учения проводят оценку полового и бесполого размножения |
28 | Репродуктивное здоровье человека. Планирование семьи | Репродуктивное здоровье, планирование семьи | Практическая работа | С помощью справочного материала обосновывают значение репродуктивного здоровья в демографической политике страны |
29 | Инфекции, передающиеся половым путем | Венерические заболевания, ВИЧ, СПИД | Практическая работа | На основе справочного материала и дополнительной литературы обосновывают значение профилактических по предотвращению распространения ИППП |
30 | Биологическая и социальная роль мужчины и женщины | Мужественность, Мужество, женственность, гендер, равноправие, право, обязанность, этикет | Практическая работа | Проводят оценку качеств, свойственных женщинам и мужчинам, проектируют поведение между полами на основе правил этикета |
31 | Как ему (ей) понравиться? | Мужское обаяние, женское очарование | Практическая работа | Проводят оценку качеств, свойственных себе и своим сверстникам, оценив не только внешние данные, но и внутренний мир |
32 | Семья и культура мира: традиции, обычаи, праздники, стереотипы | Семья, семейно-брачные отношения | Практическая работа | Проводят оценку семейных традиций разных народов, формулируют ценности своей семьи |
33 | Плюсы и минусы гражданского брака | Гражданский брак | Практическая работа | Поводят оценку преимуществ и недостатков гражданского брака |
34,35 | Обобщающее занятие. Выступление со своими проектами | | Конференция | Выступают со своими проектами и исследовательскими работами |