СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Внеурочной деятельности ФГОС ООО. Исторический марафон. 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью  внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.

Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Внеурочной деятельности ФГОС ООО. Исторический марафон. 6 класс»

Пояснительная записка


«Исторический марафон»


Рабочая программа кружка ««Исторический марафон»» для 6 класса составлена на основе учебной литературы: Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014; Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В., Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010; Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 2010.

Выбор программы обусловлен миссией, целями и задачами гимназии по формированию общей культуры личности обучающихся на основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечения повышенного уровня гуманитарного образования;

- воспитания у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека;

- развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности;

- формирование и развитие у обучающихся набора ключевых компетентностей.


Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю ), что соответствует учебному плану МБОУ «Гимназия».











Основное содержание (34 ч.)

Вводное занятие (1ч)

Тема I. Ключи к секретам истории( 5 ч)

  1. Время, календари, летоисчисление.

Природные и календарные единицы измерения. Юлианский и Григорианский календари. Перевод дат с эры «От сотворения мира» на эру «От рождества Христова»

  1. Палеография. Метрология. Сфрагистика.

История развития. «Кириллица». Внешние признаки рукописных источников, Украшение рукописей,

Мера длин, площади, объема и веса. Наука о печатях.

  1. Геральдика

История развития. Деление щита. Второстепенные геральдические фигуры. Искусственные фигуры. Виды и соединения фигур. Описание герба.

  1. Нумизматика

Наука изучающая историю монетной чеканки. Слитки . Виды монет

  1. Генеалогия. Ономастика.

Наука о происхождении родов, семей, и отдельных лиц. Занимающаяся составлением родословий.

Наука изучающая имена собственные и фамилии в их совокупности. «Антропонимика». Топонимика. Этнонимика.

Тема II. Средневековая Европа в VI – XI веках (9 ч.).

1. Хлодвиг – основатель королевства франков.

Случай с суассонской чашей. Женитьба на Клотильде. Принятие хритианства.

2. Карл Великий.

Личность Карла Великого. Войны с саксами. Карл – король лангобардов. Папа Лев II провозглашает Карла Великого императором.

3. Король Артур: легенда и быль в истории Англии

Источники, посвящённые рыцарям Круглого стола. Сюжет легенды. Историческая правда в легендах о короле Артуре. Личность короля Артура в современной массовой культуре.

4. Юстиниан – правитель Византии

Происхождение и юность Юстиниана. Внешняя и внутренняя политика. Религиозная политика.

5. «Тысяча и одна ночь» Харуна ар-Рашида

Образование династии Аббасидов. Периоды правление Харун ар-Рашида. Образ Харун ар-Рашида в культуре.

6. Ричард I Львиное сердце

Биография. Участие в Крестовых походах. Наследие.


7. Фридрих I Барбаросса

Краткая биография. Внешняя политика. Участие в Третьем Крестовом походе. Личность Фридриха I Барбароссы в литературе.

8. Вильгельм Завоеватель. Средневековая Англия.

Происхождение Вильгельма Завоевателя. Правление в Нормандии. Завоевание Англии. Коронация Вильгельма в качестве английского правителя.

9. Народная героиня Жанна Д’Арк

Состояние Франции в начале XV века. Биография: юность, участие в Столетней войне, Жанна и Карл V. Инквизиционный процесс и осуждение. Оправдательный процесс после смерти.

Тема III. Русь с древнейших времен до середины XIII века (19ч.)

  1. Религия язычников-славян.

Мифологический мир древних киевлян. Обычаи. Обряды. Предания.

Эволюция язычества в Древней руси

  1. Водяные культы и праздник Купалы

Жертвоприношения. Водяные. Русалки. Моряне. «Слово Иоанна Златоуста». Богиня Купала.

  1. Перун – бог грома и молнии.

Греческий бог –Зевс, римский –Юпитер, скандинавский –Один. Перун – бог оружия княжеской дружины, покровитель самого князя. Основание языческого пантеона.

  1. Пантеон богов князя Владимира.

Даждьбог. Хорс. Стриборг. Мокошь. Сварог. Ярило. Купало. Троян.

  1. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

Происхождение. Годы учёбы и учительства. Просветительские миссии. Последние годы жизни. Наследие.

  1. «Повесть временных лет» о Кирилле и Мефодии.

Фрагмент из «Повести временных лет» о славянских первоучителях. Причисление к лику святых в Риме и Византии.

  1. «Повесть временных лет» о князе Игоре, княгине Ольге, Святославе Игоревиче

Фрагмент из «Повести временных лет». Походы Игоря. Месть Ольги. Крещение Ольги. Походы Святослава.

  1. Владимир Красно Солнышко, крещение Руси.

Выбор Христианства. Союзный договор с византийским императором Василием II. Крушение языческих идолов. «Слово о законе и благодати». Крещение Руси. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.

  1. Первые русские святые – Борис и Глеб.

Смерть Владимира Святославича. Святополк Окаянный. Первые святые – великомученики. Ярослав Мудрый.

  1. Анна Ярославовна – королева Франции

Жизнь Ярослава Мудрого. Семья. Генрих I. Рауль Валуа. Филипп I.

  1. Русские святые женщины.

Великая княгиня Ольга. Анна Кашинская. Ефросинья Суздальская. Соломония.

  1. Крылатые выражения из «Повести временных лет»

Фрагмент из «Повести временных лет» и «Ипатьевской летописи».

  1. «Поучение детям» Владимира Мономаха.

Жизнь внука византийского императора Константина - Владимира Мономаха. Назидания и советы Великого князя.

Регалии Московских Великих князей.

  1. «Сказание о житии Александра Невского»

Роль Северо-Восточной Руси. Выбор князя . Невская битва. Битва на Чудском озере. Канонизация Александра Невского.

15 – 16. Легенды об основании Москвы. Первое летописное упоминание о Москве.

Топонимика столицы России. Легенда о киевском князе –Вуколе. Легенда об основании Москвы князем Олегом. Легенда об основании Москвы внуком Ноя – Мосохом. «Ипатьевская летопись». Повесть «О начале царствующего великого града Москвы»

17. Князь Юрий Долгорукий.

Историки о Юрии Долгоруком. Детство и юность. Зрелые годы. Дела Юрия Долгорукова.

18. «Тверская летопись» о событиях 1237-1238 гг.

Нашествие монголов. Битва на Калке. Чингисхан. Батый. «Злой город» - Козельск.

19. Обобщающее занятие. Викторина.
















Календарно – тематическое планирование

Клуб «Исторический марафон»



урока

урока по теме


Название раздела. Тема урока


Виды деятельности


УУД

дата

по плану

по факту

1

1

Вводное занятие

Вводная беседа

Предметные:

воспринимают исторические термины и понятия, приобретают практические навыки и умения в в разнообразных видах деятельности.

-знать основные события всемирной истории первобытного периода и периода древности;

уметь анализировать различные исторические источники и извлекать из них информацию;

уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, народов и поколений;

овладеть приемами работы с книгой;

уметь сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

уметь видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

уметь высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории


Личностные:

проявляют интерес к изучению истории, овладевают навыками самостоятельной работы, умеют применять полученные знания в практической деятельности.

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и

религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других

народов, толерантность.


Метапредметные:

проявляют желание общаться между сверстниками для получения ответа на поставленные вопросы, овладевают способностями оценивать результат и делать выбор ;

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –

учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные

источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ

межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –

учебную, общественную и др.;

04.09




Ключи к секретам истории( 5 ч)




2

1

Время, календари, летоисчисление

Решение логических задач. Перевод дат с эры «От сотворения мира» на эру «От рождества Христова»

11.09


3

2

Палеография. Метрология. Сфрагистика.

Расшифровка древних записей

18.09


4

3

Геральдика

Родословное древо; разработать свой фамильный герб; подобрать семейный девиз.

25.09


5

4

Нумизматика

Составление презентаций, докладов

02.10


6

5

Генеалогия. Ономастика.

Составление презентаций, докладов

16.10




Средневековая Европа

в VI – XV веках (9 ч.).




7

1

Хлодвиг – основатель королевства франков.

Знакомство с личностью, деятельностью

23.10


8

2

Карл Великий.

Знакомство с личностью, деятельностью

30.10


9

3

Король Артур: легенда и быль в истории Англии

Составление презентаций, докладов

06.11


10

4

Юстиниан – правитель Византии

Знакомство с «Сводом Юстиниана», сравнение с др. древнеримскими законами

13.11


11

5

«Тысяча и одна ночь» Харуна ар-Рашида

Пересказ

27.11


12

6

Ричард I Львиное сердце

Составление презентаций. докладов

04.12


13

7

Фридрих I Барбаросса

Составление презентаций. докладов

11.12


14

8

Вильгельм Завоеватель. Средневековая Англия.

Составление презентаций. докладов

18.12


15

9

Народная героиня Жанна Д’Арк

Подготовка и защита презентаций (проектов)

25.12




Русь с древнейших времен до середины XIII века (19ч.)




16

1

Религия язычников-славян

Составление кроссвордов и их решение

15.01


17

2

Водяные культы и праздник Купалы

Составление презентаций, докладов. Рисунки

22.01


18

3

Перун – бог грома и молнии

Рисунки

29.01


19

4

Пантеон богов князя Владимира

Викторина. По прочитанному узнать богов

05.02


20

5

Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

Творческий практикум


12.02


21

6

«Повесть временных лет» о Кирилле и Мефодии

Анализ письменных источников по теме

19.02


22

7

«Повесть временных лет» о князе Игоре, княгине Ольге, Святославе Игоревиче

Анализ письменных источников по теме

04.03


23

8

Владимир Красно Солнышко, крещение Руси

Составление презентаций. докладов

11.03


24

9

Первые русские святые – Борис и Глеб

Составление презентаций. докладов

18.03


25

10

Анна Ярославовна – королева Франции

Составление презентаций. докладов

25.03


26

11

Русские святые женщины

Составление презентаций. докладов

01.04


27

12

Крылатые выражения из «Повести временных лет»

Составить словарь

08.04


28

13

«Поучение детям» Владимира Мономаха

Анализ письменных источников по теме.

22.04


29

14

«Сказание о житии Александра Невского»

Анализ письменных источников по теме

29.04


30

15

Легенды об основании Москвы

Анализ письменных источников по теме.


06.05


31

16

Первое летописное упоминание о Москве


32

17

Князь Юрий Долгорукий

Презентация личности

13.05


33

18

«Тверская летопись» о событиях 1237-1238 гг.

Анализ письменных источников по теме.

20.05


34

19

Обобщающее занятие

Викторина по изученной теме

27.05


















Перечень учебно-методической литературы:


  1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014;
  2. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В.,
Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010;
  1. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. «Просвещение», 2010;
  2. Палеография. Хронология. Археология. Геральдика. Г.А. Леонтьева, М. «Владос», 2000.
  3. Занимательная история России. В. Балязин, М. «Первое сентября», 2001;
  4. Костомаров Н.И. Русская история. В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва Эксмо 2006г.
  5. Нестор. «Повесть временных лет», http://www.bibliotekar.ru/rus/2-2.htm
  6. Ипатьевская летопись, http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Ipatius/contents.htm
  7. Поучение детям Владимира Мономаха, http://www.pravoslavie.ru/archiv/monomah.htm
  8. «Тверская летопись», http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Tversk_let/frametext1.htm

11