Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок «Учусь принимать решение». 4 класс
Презентация программы учителем начальных классов МАОУ Сладковская СОШ Цукановой Т.В. в рамках единого методического дня «Работа с одаренными и перспективными детьми: результаты, проблемы и пути их решения».
Пояснительная записка к программе кружка «Учусь принимать решение».
Рабочая программа разработана на основе учебно- методических пособий
Н.Н. Титаренко, С.В. Пинженина «Учусь принимать решения». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для младших школьников. Учебно-методическое пособие – г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2012 г. – 34 с.
Авторы:
Титаренко Н.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и естествознания факультета подготовки учителей начальных классов Челябинского Государственного Педагогического Университета, научный руководитель проекта «Эрудит-марафон учащихся» (ЭМУ);
Пинженина С.В. – директор по научно-методической работе АНО «Центра Развития Молодёжи».
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения обозначено, что одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учено - практические и учебно–познавательные задачи на основе:
- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
- умений учебно - познавательной и предметно-практической деятельности;
- обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений.
Образование в условиях реализации стандарта второго поколения предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных предметных знаний и умений, но и становление их учебной самостоятельности.
Новой формой проверочных работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель комплексной проверочной работы - оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий. Эта программа впервые вводится в практику работы начальной школы.
Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы являются тексты разного содержания.
Мы предлагаем шестнадцать комплексных проверочных мини-работ для учеников третьих и четвертых классов. Структура комплексной работы включает один источник информации и три-четыре задания к нему на проверку метапредметных результатов. В пособии помещены рекомендации по оценке выполнения заданий, план комплексной работы с указанием объекта оценки проверяемого умения, типа задания и баллов за его выполнение.
Содержание текстов и заданий компетентностно-ориентированного типа комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы, с одной стороны, а с другой - выполнение разнообразных заданий позволяет приобретать новый опыт, который пригодится не только для дальнейшего образования, но и реальной социальной среде.
Практически все предлагаемые нами задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:
- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);
- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);
- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).
Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий, полный перечень которых мы поместили в приложении. Результаты выполнения каждого задания оцениваются по трёхбалльной шкале: полное выполнение, частичное выполнение, невыполнение. При анализе работы приоритетным становится не процент выполнения заданий, а допущенные ошибки и качественное описание возникших трудностей и проблем. Рекомендации по выполнению и анализу комплексной работы приведены в приложении.
Кроме выполнения заданий самой работы, ученику предлагается выполнить самооценку собственной работы и определить самое трудное задание. Эти простейшие оценочные и рефлексивные умения имеют большое значение для дальнейшего обучения.
Таким образом, информация таблиц «Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы» и «План комплексной работы», позволит учителю начальных классов проанализировать выполненные учениками задания комплексных работ и на основании этого:
выявить несоответствия в качестве освоения каждого универсального действия метапредметного уровня у каждого ученика;
оценить степень развития метапредметных результатов каждого ученика в течение двух лет обучения;
реализовать индивидуальный подход в организации процесса освоения метапредметных результатов на уроках и во внеурочной деятельности;
добиться достижения требуемого результата за счёт своевременной коррекции.
Основные документы и материалы, на которых основывается данная работа:
1). ФГОС: начальное общее образование.
2). Планируемые результаты начального общего образования.
3). Программа развития универсальных учебных действий для начального общего образования.
Тематическое планирование


