СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная иголочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вышивка один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. В течение нескольких столетий у русского народа вырабатывались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Целью программы является освоение элементов трудовой деятельности посредством художественной вышивки, в эстетическом и практическом направлении.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная иголочка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа

Принята

на методическом совете

(протокол № 2 от 08 .09.2015 г.)

Утверждено:

(приказ № 375 от 08. 09.2015 г.)

Директор школы_________Л.В. Березина





Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Волшебная иголочка»

(для обучающихся 1- 4классов)








Составитель:

Прокопьева Е.В.,

учитель начальных классов

МБОУ Бондарской СОШ












с. Бондари







Пояснительная записка


Цель



Задачи

программы


  • освоение элементов трудовой деятельности посредством художественной вышивке, в эстетических и практических целях.


  • создать условия для эстетического восприятия красоты вышивки;

  • осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

  • развивать творческую активность, эстетический вкус, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;

  • формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду;

  • пробуждать желание у детей сделать свои работы общественно значимыми;

  • вести наблюдения за развитием, успешностью детей, настроением, работоспособностью, здоровьем.







Педагогическая

идея программы







































































Вышивка один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора. В курганах 9-12 вв. археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенной золотым узором. В 18-20 вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье, как близ городов, так и в далёких глухих селениях.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приёмы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит.

К вышивкам, получившим широкое распространение во второй половине 19 века, относится крест. Узоры, выполненные крестом, во многих случаях являлись повторением старинных мотивов, вышитых швом роспись. Здесь встречаются всё те же геометрические мотивы, цветы и деревья, птицы и звери. Были среди вышивок крестом и непривычные для крестьянских узоров мотивы, которые брали мастерицы с печатных городских картинок.

Идея, создать своими руками картину-панно, вышитую крестом, реальна, она может послужить не только прекрасным дополнением к интерьеру, но и прекрасным средством для успокоения глаз. Ведь давным-давно доказано, что все зрительные восприятия, так или иначе, отражаются на психике человека.

Основной педагогической идеей программы является создание картины посредством вышивки крестом в эстетических и практических целях.

Шов "крест" представляет собой одинаковые диагонально перекрещенные лицевые стежки. При вышивке сначала делают стежки слева направо, а потом обратным движением иглы перекрывают их справа налево. На изнанке должны проходить ровные прямые полосы в одном направлении - по вертикали или по горизонтали.

В современном обществе стоит проблема трудоустройства, правильный выбор профессии. Начало освоения этого пути лежит в младшем школьном возрасте через осмысления культурных и эстетических ценностей своего народа.

Формирование общекультурных, трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Технологическая деятельность способствует приобщению школьников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые в практических ситуациях.

Происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Роль учителя начальных классов приобретает в данной деятельности особое значение по созданию положительного эмоционального климата, состояние комфортности и удовлетворенности от приложенных практических усилий.

Вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

Многолетний опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить “наработанный” материал в программу кружка вышивания «Волшебная иголочка».





















Продолжительность

занятий

образовательного процесса




Продолжительность занятий образовательного процесса – 4 года

Режим занятий 1 раз в неделю.

Возраст

Программа составлена с учетом возрастных особенностей, рассчитана на четыре года обучения для детей 7 – 10 лет.

Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.


Место проведения занятий


Для успешного проведения занятий необходимо проветриваемое классное помещение, учебные столы и стулья, методическая литература, журналы и книги, библиотеки.

По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют проявить самостоятельность, творческую фантазию, художественный вкус, индивидуальность.



Виды деятельности


В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Для успешного проведения занятий разнообразные виды:

- занимательный материал: сказки, игры, загадки, ребусы;

- раздаточный материал: ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см; нитки катушечные цветные № 40; иглы № 2 и № 3; ножницы с тупыми концами; пяльцы пластмассовые.

Дидактические материалы.

Подборка готовых вышивок, ленты, бисер.

Образцы рисунков для вышивания.

Пооперационные карты.

Иллюстрации вышивок в различной технике.



Психолого-педагогические принципы

Интересное и полезное время проведение за рукоделием направлено на укрепление коллектива семьи, где каждый сможет проявить себя в новой роли, почувствует ценность и радость от совместного труда. Улучшится настроение, работоспособность, здоровье.

Знакомство и встречи с новыми интересными людьми, которые подарят приятное общение, запас знаний, окажут положительное влияние на дальнейший жизненный путь и выбор профессии. Вышивка помогает развить творческие способности младшего школьника, освоить специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами развить творческую активность, эстетический вкус, поддерживать потребность в самоутверждении; сформировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду. Способствует сплочению коллектива детей; развитию и саморазвитию личности на основе практической деятельности. Организованная работа способствует развитию мотивации направленной на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждает творческую активность детей.

Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

Увлечение вышивкой воспитывает усидчивость, терпеливость, внимание.

Оно сплачивает семейный коллектив – старшее и младшее поколение, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать проблем в будущем.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

- связь теории с практикой;

- наглядность;

- доступность;

- занимательность;

- индивидуальный подход.

Методы деятельности


Формы проведения занятий различны. Предусмотрены теоретические методы деятельности:

  • ролевые игры;

  • рассказы;

  • экскурсии;

  • беседа;

  • рассказы детей;

  • показ способа действия;

  • проекты;

  • презентация.

Практические занятия:

  • - подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ;

  • - обсуждение и выбор рисунка для вышивки;

  • - составление технического рисунка;

  • - вышивка изделий;

  • - конкурс рисунков и вышивок;

  • - вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков;

  • разнообразные виды наглядности, журналы, образцы работ, позволяющие более ярко представить содержание своей деятельности.





Ожидаемый результат



Образовательная программа внеурочной деятельности ориентированна на достижение результата первого уровня.

Несомненным достоинством по освоению обучающимися элементарной трудовой деятельности, доступной их возрасту, создание картины посредством художественного труда – вышивание, в эстетических и практических целях является то, что эти картины, салфетки будут долгое время радовать окружающих своей красотой и ненавязчивостью сюжета. Затраты минимальны, т.к. большинство из нужных материалов попросту и возможно без надобности скрывают недра вашего дома. Техника вышивки невероятно проста и все что требуется это всего лишь немного терпения. Естественно, что после окончания работы дети будут удовлетворены результатом своей деятельности, сформируется художественный вкус и интерес к ручному труду.

За первый год обучения в процессе работы обучающиеся:

- научатся правилам общения;

- овладеют элементарными трудовыми навыками работы с иглой и пяльцами;

- составлять и читать технологические карты;

- оформлять выставки;

- готовить проекты и презентации.



Форма подведения итогов работы














Подведение итогов реализации образовательной внеурочной деятельности будет осуществляться в форме:

  • Школьный конкурс декоративно – прикладного творчества «Умелые руки».

  • Выставка работ в классе для родителей «Волшебная ниточка».

  • Подарок для мамы.

  • Презентация «Волшебная иголочка».

  • Проект. Предметно – творческая деятельность на уроках технологии и внеурочной деятельности «Морозный узор».

  • Сюрприз для детей МДОУ д/с «Солнышко».

  • Участие в областном конкурсе «Тамбовская вышивка».



Механизм отслеживания результатов




1.Диагностика выявления уровней усвоения трудового процесса

(качество результата, самостоятельность, комбинаторные умения).

2.Педагогическая диагностика М.В.Крулехт.



Содержание программы


1. Искусство для терпеливых. 10 ч

Вводное занятие. Инструктажи. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Экскурсия в музей по теме «Тамбовский узор». Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием.

2. Вышивание по канве. 30ч. Экскурсия в библиотеку. Начало работы. Шаг за шагом. Окончание работы. Идеальная вышивка. Эскизы альтернативных моделей, банк идей и предложений. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами. Разработка опорной схемы-размышления. Шов “строчка». Основы технологии ручной вышивки. Вышивка гладью. Использование модели шва. Счетные швы. Шов крестик, полукрест или роспись. Картина-панно, вышитая крестом.

Разработка опорной схемы-размышления. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей: помочь каждому обдумать путь и осуществить замысел, оценить результат работы. Использование пооперационных карт.

Моделирование изделий по образцу и по заданным параметрам. Подготовка технологических карт, эскизов. Выполнение работ в цвете «Морозный узор».

3. Объемная вышивка. 15ч.Проект. Предметно – творческая деятельность на уроках технологии и внеурочной деятельности «Морозный узор». Подготовка подарка для мамы. Выполнение сувенира для малышей. Обмен опытом работы. Организация выставок.

Участие в конкурсах.

4. Вышивка шелковыми лентами.35ч

Эта тема программы познакомит с историей вышивки шелковыми лентами. На занятиях научатся вышивать цветы из лент, стебельки нитками мулюне, раскрашивать ленты и ткани техникой батик. Возможность развить свои художественный вкус появится вовремя выбора рисунка картины. Знания цветовых сочетаний позволит подобрать ленты и нитки для работы.

5. Объемная вышивка.20ч

Объемная вышивка сравнительно молодой вид рукоделия, но несомненно очень красивый. Для этого вида рукоделия потребуются проволока, набивка, войлочная прокладка, растворимая паутинка, бисер, нитки и иголки для вышивания. Этой техникой можно сделать броши, заколки, колье, украшения для сумочек, украшения для шкатулки. Каждая ученица сможет найти для себя подходящую деталь для украшения изделия.

6. Аппликация.16ч.

Аппликация один из древнейших видов рукоделия. Техники выполнения аппликации различны: клеевая, ручная, термоаппликация, машинная аппликация. Аппликацией можно украсить детскую одежду, сумку, выполнить панно. Работая над картиной, выполненной техникой машинной аппликации девочки отрабатывают навыки работы на швейной машине, развивают вкус и творческие способности. В проектных работах учащихся часто встречается этот вид рукоделия.

Каждый раздел программы заканчивается выполнением проекта и презентацией. В конце года проводится выставка детских работ.


Методическое обеспечение программы

Для реализации программы используются дидактические материалы и техническое оснащение занятий.

Техническое оснащение:


Занятия будут проводиться в учебном кабинете школы. Где соблюдаются все санитарно-гигиенические требования. Кабинет оснащен методической и учебной литературой. В кабинете есть наглядные пособия, журналы, компьютер. Каждый учащийся самостоятельно приобретает инструменты и материалы для работы.

Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.(на каждого ребенка).

Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).

Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).

Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

Кусочки трикотажного полотна разных размеров.

Карандаши (на каждого ребенка) простые.

Калька (на каждого ребенка).

Копировальная бумага (на каждого ребенка).

Дидактические материалы: подборка готовых вышивок, образцы рисунков для вышивания, пооперационные карты, иллюстрации вышивок в различной технике.


Литература

1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.

2. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.

3. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.

4. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

5. Полная энциклопедия женских рукоделий. Пер. с франц., -Т: Изд- во лит. и искусство. им. Г. Гуляма,1992,- 608с

6. Диски.

7. Журнал «Вышивка».

8. «Рукоделие: модно и просто». Вышивка: просто и красиво

9. Еременко Т. И. Рукоделие. Москва, 1992

10.Вышитые сумочки. Пер. с англ. Москва. Издательство «Ниола-Пресс» 2006

11. Объемная вышивка. Пер. с англ. Москва. Издательство «Ниола-Пресс» 2006 год

12. Вышиваем аксессуары гладью и бисером. А. Чудновская Москва. Издат «Эксмо» 2006 год.

13.Пейзажи из ткани. Изысканная аппликация. Джин Уэллс Москва Издат. Мой мир. 2007 год.

14. Аппликация из ткани. Дилис А. Фронкс Москва. Издат. Мой мир. 2007

15.Золотая коллекция аппликации. Ксения Митителло Москва Издат. «Эксмо» 2005 год.

16.Цветочные фантазии из лент. Дебора Хенри Москва Издат. Мой мир 2007 Волшебные ленты. 17.Кристина Кингдом Москва. Издат. Мой мир 2008 г.

18. Шелковые ленты. Мелисса Уильямс Москва Издат. «Эксмо-Пресс» 2000

19.Вышивка шелковыми ленточками. Возрождение традиций. Энн Кокс Москва. Издат. «Кристина – Новый век» 2002 год.

20. Вышивка лентами. Пер. с англ. Москва Издательский дом «Ниола 21-й век» 2006 год.
























Приложение



Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Форма занятий

Кол – во часов

Дата

проведения

1.

Искусство для терпеливых. (7 -8 лет)

Вводное занятие. Инструктажи. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.



Беседа


1

план

факт



2.

Экскурсия в музей по теме «Тамбовский узор». Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.


Экскурсии

1



3.

Эскизы альтернативных моделей, банк идей и предложений. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами


Экскурсия в библиотеку

1



4.

Разработка опорной схемы-размышления. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.



Практическая работа

1



5.

Подготовка технологических карт, эскизов узоров

Экскурсия в библиотеку

1



6.

Подготовка технологических карт, эскизов узоров. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету

Практическая работа

1



7.

Основы технологии ручной вышивки. Вышивка гладью

Практическая работа

2



8.

Основы технологии ручной вышивки. Вышивка гладью

Практическая работа

2



9.

Основы технологии ручной вышивки. Вышивка гладью

Ролевые игры

2



10.

Вышивание по канве. Начало работы.

Картина-панно, вышитая крестом

Практическая работа

2



11.

Шаг за шагом. Картина-панно, вышитая крестом

Практическая работа

2



12.

Окончание работы. Картина-панно, вышитая крестом

Практическая работа

2



13.

Идеальная вышивка Картина-панно, вышитая крестом

Практическая работа

2



14.

Картина-панно, вышитая крестом

Практическая работа

2



15.

Картина-панно, вышитая крестом

Практическая работа

2



16.

Выставка для родителей «Волшебная ниточка».


Оформление выставки

1



17.

Разработка опорной схемы-размышления. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей: помочь каждому обдумать путь и осуществить замысел, оценить результат работы. Использование пооперационных карт.



Практическая работа

2



18.

Моделирование изделий по образцу и по заданным параметрам. Подготовка технологических карт, эскизов узоров

Практическая работа

1



19.

Выполнение работ в цвете «Морозный узор».

Практическая работа

1



20.

Выполнение работ в цвете «Морозный узор».

Практическая работа

1



21.

Выполнение работ в цвете «Морозный узор».

Практическая работа

1



22.

Выполнение работ в цвете «Морозный узор».

Практическая работа

1



23.

Презентация «Морозный узор».


Беседа.

Презентация

1



24.

Объемная вышивка

Практическая работа

1



25.

Объемная вышивка

Практическая работа

1



26.

Объемная вышивка

Практическая работа

1



27.

Объемная вышивка

Практическая работа

1



28.

Объемная вышивка

Практическая работа

1



29.

Объемная вышивка

Практическая работа

1



30.

Подарок для мамы

Практическая работа

1



31.

Подарок для мамы

Практическая работа

1



32.

Сюрприз для детей МДОУ д/с «Солнышко».


Ролевая игра

1



33.

Сюрприз для детей МДОУ д/с «Солнышко».


Ролевая игра

1



34.

Проект. Предметно – творческая деятельность на уроках технологии и внеурочной деятельности «Морозный узор»

Проект

1



35.

Проект. Предметно – творческая деятельность на уроках технологии и внеурочной деятельности «Морозный узор»

Проект

1



36.

Проект. Предметно – творческая деятельность на уроках технологии и внеурочной деятельности «Морозный узор»

Проект

1



37.

Проект. Предметно – творческая деятельность на уроках технологии и внеурочной деятельности «Морозный узор»

Проект

1



38.

Участие в выставке декоративно-прикладного творчества

Оформление выставки

1



39.

Выставка для родителей «Волшебная ниточка».


Оформление выставки

1




Итого:



50



Тематическое планирование 68 учебных часов. Возрастная группа 9 – 10 лет


1

История вышивки шелковыми лентами

Практическая работа

1



2

Основные приемы. Подготовка ленты.



2




3

Вышивка шелковыми лентами.


2



4

Прямой шов. Вышивка цветов: лютик, астра, ипомея, бергамот.



2



5

Цветок дельфиниум. Вышивка букетика из дельфиниума


2



6

Ленточный шов. Вышивка цветов: шиповник, ирис.



2



7

Вышивка цветов: колокольчик, лилия кудрявая («Царские кудри») Практическая работа.


2



8

Французские узелки. Вышивка цветов: ветка розы, ирландские колокольчики.



2



9

Изготовлении, закрепление и сборка цветов: скабиоз, мак.



2



10

Вышивка листьев и веток



2




11


Работа над картиной. Подбор ленточек и ниток. Вышивка картины.



4




12

Петельки. Вышивка цветов ирисы


2

30ч



13

Объемная вышивка


2



14

Работа над картиной. Выбор рисунка. Нанесение рисунка на ткань.


2




15

Изготовление и закрепления цветов: ветреница, анютины глазки


2




16

Введение. Материалы: иглы для бисера, иглы для вышивки, нитки для вышивки, ткани, растворимая паутинка, набивка, проволока, войлочная прокладка, маркеры.


2




17


Основные сведения и технические приемы. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иголками. Вышивание бисером по прямой



2




18

Вышивания контура бисером. Пришивание биконических бусин. Вышивание нитками


4



19

Выбор и изготовление расшитого банта для украшения шкатулки или театральной сумочки.



4



20

Проработка швов для вышивания.




2



21

Вышивка банта.


2



22

Вышивка банта бисером. Изготовление листиков цветка. Вышивка бисером контура цветка.



3



23

Изготовление центрального цветка. Сборка цветка и закрепление его на изделии. Презентация. Защита проекта.


3


30ч



24

Аппликация. 16ч.

Аппликация один из древнейших видов рукоделия.

Экскурсия

1



25

Техники выполнения аппликации - клеевая.


3



26

Аппликация ручная, термоаппликация, машинная аппликация.


4



27

Аппликация для украшения детской одежды, сумки, выполнение панно.


4



28

Работая над картиной, выполненной техникой машинной аппликации девочки отрабатывают навыки работы на швейной машине, развивают вкус и творческие способности.

Экскурсия

1



29

Проектные работы учащихся


3





14