Рассмотрено на ШМО ___________ августа 2015 г Руководитель ШМО ______________ / ____________/ | Согласовано Заместитель директора по УВР _____________ С.С. Леонтьева _______ августа 2015 г. | Утверждаю Директор школы ___________Н.И. Лобода _______ августа 2015 г. |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа
с. Иннокентьевка»
Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«За страницами учебника математики»
5 класс
Учитель: Голка Галина Ивановна
с. Иннокентьевка,
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.
Авторской программы Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия», 5-6 классы
Авторской программы И.М. Смирновой, В.А. Смирнова «Наглядная геометрия», 5-6 классы
Общая характеристика учебного предмета
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. На это направлен курс внеурочной деятельности «За страницами учебника математики», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Описание места предмета в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» изучается на ступени начального общего образования и продолжается на ступени основного общего образования в качестве предмета по выбору учащихся в 5–6 -7 кл. в общем объеме 105 ч (1 ч в неделю), итого 35 часов за учебный год.
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | В т.ч. часов исследовательской деятельности |
4 | 1 | 35 | 10 |
5 | 1 | 35 | 10 |
6 | 1 | 35 | 8 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание курса «За страницами учебника математики» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика курса.
Курс «За страницами учебника математики» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Курс «За страницами учебника математики» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Это определило цели курса внеурочной деятельности:
• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;
• воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Программно-методическое обеспечение
Примерная программа по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.
Авторская программа Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия»
Авторская программа И.М. Смирновой, В.А. Смирнова «Наглядная геометрия», 5-6 классы
Содержание учебного предмета, курса
Название раздела, темы | Кол-во часов | Элементы содержания | планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля |
Забавная арифметика. |
Натуральные числа. Как люди научились считать | 38 | Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Прикидка и оценка результатов вычислений. | Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с натуральными числами; Формулировать свойства арифметических действий, преобразовывать на их основе числовые выражения. | Исследовательский проект |
Текстовые задачи | 5 | Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом). | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию. | Исследовательский проект |
Измерения, приближения, оценки | 5 | Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире. Представление зависимости между величинами в виде формул. | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию. Составлять уравнения по условиям задач. | Исследовательский проект |
Начальные понятия и факты курса геометрии, 52ч |
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии | 52 | Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла. Треугольник. Виды треугольника. Сумма углов треугольника. Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда. | Распознавать на чертежах, рисунках и моделях геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурацию от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения длин через другие. | Исследовательский проект |
Измерение геометрических величин | 5 | Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника. Величина угла. Градусная мера угла. Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба. | Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади и квадрата и площади прямоугольника. Выражать одни единицы измерения через другие. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Выделять в условии задачи данные, необходимые для ее решения. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба параллелепипеда. Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и объема параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объема через другие. | Исследовательский проект |
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
применять нестандартные методы при решении программных задач;
изображать знакомые фигуры по их описанию;
выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;
иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;
выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;
проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
пользоваться геометрической символикой;
устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в виде защиты исследовательских проектов, которые предполагают самостоятельную творческую работу обучающихся по предложенной тематике с последующей защитой их решения на занятиях, научно-практических конференциях. Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Предполагаемая результативность курса:
Виды деятельности:
творческие работы,
задания на смекалку,
лабиринты, кроссворды,
логические задачи,
упражнения на распознавание геометрических фигур,
решение уравнений повышенной трудности,
решение нестандартных задач,
решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
решение комбинаторных задач,
задачи на проценты,
решение задач на части повышенной трудности
5. Содержание учебного предмета, курса
Математика (вычислительные навыки):
применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях
(170 часов)
1. Наглядное представление данных. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. (8 часов)
2. Наглядная геометрия. Наглядное представление о фигурах на плоскости. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры. Измерение площадей фигур на клетчатой бумаге. Наглядные представления (54 часа)
3. Математические игры (математический бой) (20 часов)
4. Комбинаторика и статистика. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. (22 часов)
5. Преобразование графиков функций. Зависимости между величинами. Способы задания функции. График функции. Примеры графиков зависимостей, отображающих реальные события. Преобразования графиков функций. (34 часа)
6. Применение математики для решения конкретных жизненных задач. (23 часа)
7. Составление орнаментов, паркетов. (9 часов)
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Кол-во часов по теме | Примечание |
| Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях | 34 часа | | |
1 | Диаграммы | 8 часов | | |
1.1 | Составление диаграмм для наглядного представления данных | | 2 часа | |
1.2 | Опрос общественного мнения. Представление результата в виде диаграмм | | 3 часа | |
1.3 | Создание проекта на составление различных диаграмм | | 3 часа | |
2 | Организация и проведение игры «Математический бой» | 12 часов | | |
2.1 | Введение в игру | | 2 часа | |
2.2 | Освоение ролей участников игры: докладчик | | 1 час | |
2.3 | Освоение ролей участников игры: оппонент | | 2 часа | |
2.4 | Освоение ролей участников игры: капитан и его заместитель | | 1 час | |
2.5 | Правила игры: регламент и стратегия (практическое занятие) | | 2 часа | |
2.6 | Пробный математический бой. (Рефлексивное занятие) | | 2 часа | |
2.7 | Турнир математического боя между обучающимися | | 2 часа | |
3 | Умение планировать бюджет | 3 часа | | |
3.1 | Умение рассчитать покупку товаров на различные цели | | 1 час | |
3.2 | Создание и защита проектов на покупку товаров | | 2 часа | |
4 | Наглядная геометрия в 5 классе | 10 часов | | |
4.1 | Геометрия, ее место в математике. Первые шаги, некоторые задачи | | 2 часа | |
4.2 | Способы изображения пространственных фигур. Куб и его свойства | | 2 часа | |
4.3 | Задачи на разрезание и складывание фигур | | 2 часа | |
4.4 | Задачи на развитие воображения. Геометрические головоломки | | 2 часа | |
4.5 | Построения с помощью циркуля | | 2 часа | |
5 | Игра «Вперед! За сокровищами!» | 1 час | | |
6 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Количество часов по теме | Примечание |
| Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях | 34 часа | | |
1 | Наглядная геометрия | 17 часов | | |
1.1 | Золотое сечение | | 3часа | |
1.2 | Задачи на сообразительность | | 1 час | |
1.3 | Построение циркулем и линейкой | | 3часа | |
1.4 | Оригами | | 4часа | |
1.5 | Задачи на сообразительность. Игры | | 2 часа | |
1.6 | Использование симметрии при изображении бордюров и орнаментов | | 2 часа | |
1.7 | Математический бой. | | 2 часа | |
2 | Комбинаторные умения. «Расставьте, переложите» | 4часа | | |
2.1 | Комбинаторные задачи | | 2 часа | |
2.2 | Комбинаторные умения «Расставьте, переложите» | | 2 часа | |
3 | Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения | 2 часа | | |
3.1 | Лист Мёбиуса | | 1 час | |
3.2 | Практические умения. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок | | 1 час | |
4 | Математика в реальной жизни | 10 часов | | |
4.1 | Создание проекта «Комната моей мечты» | | 4часа | |
4.2 | Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты» | | 2 часа | |
4.3 | Расчет коммунальных услуг своей семьи | | 2 часа | |
4.4 | Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю) | | 2 часа | |
5 | Игра «Морской бой» | 1 час | | |
7 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Количество часов по теме | Примечание |
| Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях | 34 часа | | |
1 | Шифры и математика | 16 часов | | |
1.1 | Задачи кодирования и декодирования | | 2 часа | |
1.2 | Матричный способ кодирования и декодирования | | 3 часа | |
1.3 | Тайнопись и самосовмещение квадрата | | 3 часа | |
1.4 | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования | | 3 часа | |
1.5 | Дидактическая игра «расшифруй-ка» | | 3 часа | |
1.6 | Составление проектов шифровки. Защита проектов | | 2 часа | |
2 | Математика вокруг нас | 8 часов | | |
2.1 | Математика вокруг нас | | 1 час | |
2.2 | Узнай свои способности | | 2 часа | |
2.3 | Математический бой | | 2 часа | |
2.4 | Поступки делового человека | | 3 часа | |
3 | Математика в реальной жизни | 8 часов | | |
3.1 | Учет расходов в семье на питание. Проектная работа | | 3 часа | |
3.2 | Кулинарные рецепты. Задачи на смеси | | 4 часа | |
3.3 | Игра «Воздушный змей» | | 1 час | |
4 | Математический бой | 2 часа | | |
8 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Количество часов по теме | Примечание |
| Применение математики в различных жизненных ситуациях | 34 часа | | |
1 | Графики улыбаются | 17 часов | | |
1.1 | Проверка владениями базовыми умениями | | 2 часа | |
1.2 | Геометрические преобразования графиков функций | | 4 часа | |
1.3 | Построение графиков, содержащих модуль, на основе географических преобразований | | 3 часа | |
1.4 | Графики кусочно-заданных функций (практикум) | | 3 часа | |
1.5 | Построение линейного сплайма | | 2 часа | |
1.6 | Презентация проекта «Графики улыбаются» | | 2 часа | |
1.7 | Игра «Счастливый случай» | | 1 час | |
2 | Наглядная геометрия | 17 часов | | |
2.1 | Рисование фигур одним росчерком. Графы | | 2 часа | |
2.2 | Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками | | 2 часа | |
2.3 | Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок | | 2 часа | |
2.4 | Разрезания на плоскости и в пространстве | | 2 часа | |
2.5 | Спортивный матч «Математический хоккей» | | 1 час | |
2.6 | Геометрия в пространстве | | 2 часа | |
2.7 | Решение олимпиадных задач | | 2 часа | |
2.8 | Математический бой | | 2 часа | |
2.9 | Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.» | | 2 часа | |
9 класс
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Количество часов по теме | Примечание |
| Применение математики в различных жизненных ситуациях | 34 часа | | |
1 | Функция: просто, сложно, интересно | 17 часов | | |
1.1 | Подготовительный этап: постановка цели, проверка владениями базовыми навыками | | 1 час | |
1.2 | Историко-генетический подход к понятию «функция» | | 1 час | |
1.3 | Способы задания функции | | 1 час | |
1.4 | Четные и нечетные функции | | 2 часа | |
1.5 | Монотонность функции | | 2 часа | |
1.6 | Ограниченные и неограниченные функции | | 2 часа | |
1.7 | Исследование функций элементарными способами | | 2 часа | |
1.8 | Построение графиков функций | | 2 часа | |
1.9 | Функционально-графический метод решения уравнений | | 2 часа | |
1.1 | Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний» | | 1 час | |
1.1 | Функция: сложно, просто, интересно. Презентация «Портфеля достижений» | | 1 час | |
2 | Диалоги о статистике. Статистические исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям | 2 часа | | |
2.1 | Статистические исслдования | | 1 час | |
2.2 | Проектная работа по статистическим исследованиям | | 1 час | |
3 | Орнаменты. Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнамента | 3 часа | | |
3.1 | Симметрия в орнаментах | | 1 час | |
3.2 | Проектная работа: составление орнаментов | | 1 час | |
3.3 | Защита проектов | | 1 час | |
4 | Быстрый счет без калькулятора | 2 часа | | |
4.1 | Приемы быстрого счета | | 1 час | |
4.2 | Эстафета "Кто быстей считает" | | 1 час | |
4.3 | Математический бой | | 2 часа | |
6 | Оригами | 2 часа | | |
6.1 | Техника оригами | | 1 час | |
6.2 | Практическое занятие по созданию оригами | | 1 час | |
7 | Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге | 5 часов | | |
7.1 | Нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге | | 1 час | |
7.2 | Нахождение площадей четырехугольников на клетчатой бумаге | | 1 час | |
7.3 | Находение площадей многоугольников на клетчатой бумаге | | 1 час | |
7.4 | Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге | | 1 час | |
7.5 | Решение других задач на клетчатой бумаге | | 1 час | |
8 | Игра «Самый умный» | | 1 час | |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
строить речевые конструкции;
изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
выполнять вычисления с реальными данными;
проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;
выполнять проекты по всем темам данного курса;
моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.- 31с.
2. Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
3. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
4. Соколова И.В. Математический кружок в VI классе: Учеб.-метод. Пособие. - Краснодар: КубГУ, 2005. 152 с.
5. Козина М.Е. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып.2 / Волгоград: Учитель, 2007. - 137 с.
6. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)
Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. : ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - . (Академический школьный учебник) (Сферы)
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - . (Академический школьный учебник) (Сферы)
7. Таблицы по математике.
8. Комплект демонстрационных стереометрических тел
9. Электронные учебники 5-6 классы
10. Компьютер
11. Экран навесной
12. Мультимедиа проектор
8. Планируемые результаты учебного предмета
Вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
Геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.