СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Занимательная математика» по внеурочной деятельности разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: 1. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296; 2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]: учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 3. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 1-2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/ Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Цель данного курса: развивать математический образ мышления на основе системы развивающих занятий. Задачи: -расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -расширять математические знания в области многозначных чисел; -содействовать умелому использованию символики; -учить применять математическую терминологию; -развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая -внимание на количественных сторонах; -уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. Формы подведения итогов реализации программы решение занимательных задач оформление математических газет участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру» знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой проектная деятельность самостоятельная работа работа в парах, в группах творческие работы экскурсия Методы и приемы: - практические (игровые); - экспериментирование; - моделирование; - воссоздание; - преобразование; - конструирование; 2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе отводиться моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков. Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей «Кенгуру». Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности, как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильное суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной. Принципы программы: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Практическая направленность: содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся: -усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; -помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; -формировать творческое мышление; -способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности -учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах. Основные принципы распределения учебного материала: от простого к сложному; увеличение объема материала; смена различных видов деятельности; увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год 3. Место внеурочной деятельности в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа, проведение занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20 мин. Занятия предусматривает участие всех обучающихся с 1 по 5 класс. 4. Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности — формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приёмов рассуждений; — формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; — формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; —формирование пространственных представлений и пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях; 5.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. метапредметных результатов: Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя - Проговаривать последовательность действий - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради - Учиться работать по предложенному учителем плану - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Читать и пересказывать текст. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). предметных результатов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. Универсальные учебные действия • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, • Использовать критерии для обоснования своего суждения. • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Планируемые результаты освоения программы курса «Занимательная математика» Предметные результаты Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1? 1?, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 1 классе обучающиеся должны уметь: наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий); классифицировать предметы по группам; самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком; решать простые логические задачи; отгадывать загадки и ребусы; заполнять числовые треугольники; К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь: решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); решать словесные и картинные ребусы; заполнять магические квадраты размером 3x3; находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой - второму множеству; проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот; объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением; решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса; читать простейшие изографы; К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 3 классе обучающиеся должны уметь: устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов, различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования; решать удобным для себя способом (в т.ч. и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи; на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов; выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов; правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»; решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса; объяснять решение задач по перекладыванию спичек и палочек с заданным условием и решением. К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 4 классе обучающиеся должны уметь: выполнять прикидку результатов арифметических действий; понимать и объяснять решение нестандартных задач; читать и строить вспомогательные модели к задачам; распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости; распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве; читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать комбинаторные задачи различных видов; находить вероятности простейших случайных событий; осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера). К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 5 классе обучающиеся должны уметь: выполнять прикидку результатов арифметических действий; понимать и объяснять решение нестандартных задач; читать и строить вспомогательные модели к задачам; распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости; распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве; читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать комбинаторные задачи различных видов; находить вероятности простейших случайных событий; осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера). Способы определения результативности занятий курса «Занимательная математика»: тестирование – диагностика проводится в начале и конце учебного года; участие обучающихся: - в олимпиадах и конкурсах на различных уровнях; - математических докладах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.); - интеллектуальных играх (КВН, «парад умников», «брейн – ринг» и т.д.); - исследовательских проектах.