СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа нацелена на развитие творчества, вокальных навыков учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности.
Планируемые результаты
освоения курса «Весёлые нотки»
В ходе реализации программы курса «Весёлые нотки» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны обладать:
Наличием интереса к вокальному искусству; стремлением к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
Владениями некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
Проявлением навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
Умением двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремлением передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
знать, понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
основы музыкальной грамоты;
различные манеры пения;
место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
петь выразительно, осмысленно
В результате усвоения данного курса в 1 классе дети получат возможность формирования
Личностных результатов:
• понимание значения музыки в жизни общества, человека;
• усвоение первоклассниками жизненного содержания музыкальных сочинений;
• осознание особенностей деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
• умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
• внеурочной деятельности, их понимание и оценка умение ориентироваться в
• культурном многообразии окружающей действительности;
• уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
• навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
• ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие музыкально эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
• опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
• планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;
• прогнозирование результата музыкальной деятельности (качество музицирования, коррекция недостатков исполнения);
• оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.
Познавательные УУД:
• усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;
• овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;
• осмысление знаковых (элементы нотной грамоты) и символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки;
• выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера (поиск информации в сети Интернет с помощью родителей).
Коммуникативные УУД:
• умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музы-кальных сочинений в процессе размышлений о музыке;
• умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме («эмоциональный словарь»);
• освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой, работе в паре при восприятии и исполнении музыки;
• осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном музицировании.
Предметных результатов:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны обладать:
наличием повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличением сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявлением навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умением исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнением репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
знать, понимать:
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- жанры вокальной музыки;
- соблюдать певческую установку;
- произведения различных жанров;
- великих вокалистов России и мира;
уметь:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- характеризовать выступления великих вокалистов;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
В результате усвоения данного курса в 2 классе дети получат возможность формирования
Личностных результатов:
эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;
образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края,
интерес к различным видам музыкально — практической и творческой деятельности;
первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей. нравственно — эстетических переживаний музыки;
позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально — исполнительской деятельности;
представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
выполнять действия в устной форме;
осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
понимать смысл инструкции учителя и заданий, воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
Познавательные УУД:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал и сведения, полученные от взрослых;
расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу «Рассказы о музыкальных инструментах»);
ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи;
читать простое схематическое изображение;
различать условные обозначения;
сравнивать разные части музыкального текста;
соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);
работать с дополнительными текстами
соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
соотносить содержание схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные УУД:
использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные
функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
контролировать свои действия в коллективной работе;
проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметных результатов:
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны обладать:
- проявлением навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
- умением исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
- исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
- услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
- умением самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; -
-умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
знать, понимать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- особенности многоголосого пения;
- обоснованность сценического образа.
уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
В результате усвоения данного курса в 3 классе дети получат возможность формирования
Личностных результатов:
эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально — творческой деятельности;
образ Родины, представление о ее богатой истории, героях_защитниках, о культурном наследии России;
устойчивое положительное отношение к урокам музыки и вокала;
интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге. познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
нравственно_эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально исполнительскую задачу, понимать смысл нструкции учителя и вносить в нее коррективы;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
выбирать способы решения исполнительской задачи;
соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
соотносить различные произведения по настроению и форме;
строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;
проводить сравнение, и классификацию изученных объектов и по заданным критериям;
обобщать учебный материал;
устанавливать аналогии;
сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
Коммуникативные УУД:
выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог);
выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
стремиться к пониманию позиции другого человека.
Предметных результатов:
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
овладение основами музыкальной культуры на материале музыкального искусства.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны обладать:
правильной певческой постановкой;
• правильным формированием гласных и произношением согласных;
• своевременно взятым дыханием;
• чистым интонированием и верным ритмом;
• исполнением требований кантилянтости и мягкости звучания;
• самостоятельным нахождение средства музыкальной выразительности.
• ансамблевым пением, способностью слушать и слышать свою партию;
• полным анализом исполняемого произведения;
• выразительностью пения;
• четкой дикции и чистого интонирования;
• полетности исполнения.
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
В результате усвоения данного курса в 4 классе дети получат возможность формирования
Личностных результатов:
эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
эстетические и ценностно — смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
учебно — познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально — практической и творческой деятельности;
знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
навыки оценки и самооценки результатов музыкально — исполнительской и творческой деятельности;
основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга,устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально — эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении;
гражданской идентичности на основе личностного принятия культурных традиций, уважения к истории России;
чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства;
толерантности на основе представлений об этнической самобытности музыкального искусства разных народов;
представлений об эстетических идеалах человечества, духовных отечественных традициях;
способности видеть в людях лучшие качества;
способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами;
различать способ и результат собственных и коллективных действий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане, воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
действовать самостоятельно при разрешении проблемно — творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
использовать знаково -символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально — исполнительских) задач;
воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;
строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
проводить сравнение, и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
устанавливать аналогии;
расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры;
фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ;
соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно — музыкальной выразительности;
произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно — следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные УУД:
выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения. Открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой деятельности;
участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
Предметных результатов:
научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности.
гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей;
возможность самооценки и самореализации.
принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Содержание курса «Весёлые нотки»
Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
1. Введение.– 1 час
Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час
Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
3. Все учимся петь – 2 часа
1 «Волшебные звуки»
2. «Красиво звучим»
Содержание. Работа над артикуляцией и дыханием. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
4. Детские песни в нашей жизни. - 4 часа.
1. С песней по жизни
2. Песня – музыкальный жанр
3. Куплетная форма в песне
4. Здравствуй песня
Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.
5. Песенки из мультфильмов. – 2 часа.
1. По дороге с облаками
2. Ребята! Давайте жить дружно!
Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов. Исполнение наиболее любимых песен.
6. Пение без сопровождения музыкальных инструментов - 2 часа
1. Акапельное пение народных песен
2. Акапельное исполнение современных песен
Содержание . Работа над чистым интонированием. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий.
7.Колыбельные песни. – 2 часа
1. Баю баюшки баю, не ложися на краю…..
2. Спи моя радость усни….
Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен. Колыбельные народные и композиторские.
8. Осенние песни.-1 час
Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.
9. Волшебная страна звуков – 1 час
Содержание: . Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
10. В гостях у сказки – 2 часа
1 У Лукоморья дуб зелёный…
2. И я там был….
Содержание. Сказки А.С.Пушкина в музыке велиуих композиторов. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
11. Добрым быть совсем не просто…-1 час
Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
12. Веселей встречай друзей.— 2 часа
1. Милости просим
2. Как у наших у ворот
Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении. Народное творчество.
13. Календарная песня- зеркало жизни народа-3 часа
1. Осень, осень в гости просим!
2. Паучок, паучок тоненькие ножки…
3. Приходила осень
Содержание. Знакомство с народной песней. Календарные песни – жанр народной музыки. Её особенности. Песни и игры о осени
14. Фольклорные потешки – 2 часа
1. Ехал Тит на дрожках
2. Как у нашего кота
Содержание. Детский фольклор. Знакомство, разучивание и исполнение потешек.
15. Частушки – 2 часа
1 Школьные частушки
2. Детские частушки
Содержание. Жанр народной песни – частушка. Частушки в творчестве композиторов . Детские частушки. Слушание, разучивание и исполнение.
16. Новогодний карнавал.- 4 часа
1. Здравствуй, Новый год!
2. Новогодний лес: место чудес!
3. В гостях у ёлки!
4. Новогоднее чудо
Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Разучивание новогодних песен.
17. Ходят бродят колядушечки – 3 часа
1. Заходила коляда…
2. Рождественские колядки
3 Добрый вечер, добрым людям
Содержание. Разучиваем колядки. Знакомимся с историей и традициями русского народа,
игровая и сценическая деятельность.
18. Весёлые нотки – 2 часа
1. Музыкальная грамота
2. В гости к нотам
Содержание. Музыкальная грамота. Ноты. Звукоряд. Разучивание «Музыкальной азбуки».
19. Дорогая наша масленица – 4 часа
1. Едет Масленица
2. Встреча Масленицы
3. Масленица , я гуляю
4. А мы Масленицу провожали
Содержание. Знакомство с традициями русского народа. Масленичные г гуляния в творчестве великих композиторов. Игровая и сценическая деятельность.
20. Весенний вальс.-2 часа
1. Под звуки вальса
2. Агу, весна!
Содержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».
21. Прилетите жаворонушки – 2 часа
1. Весенние песенки-заклички
2. Веснянки
Содержание. Работа со сценарием встречи весны. Знакомство с закличками, народными песнями о весне
22. Песни Курской области.- 2 часа
1. Курские лирические песни
2. Песни для детей
Содержание. Знакомимся, разучиваем и поём календарные песни курского края.
23. Краски музыки и голоса.-1 час
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и же
24. Попляши, попляши! Твои ножки хороши! Хороводные песни и игры 2 часа
1. А мы хоровод водили
2. Золотые ворота, пропустите вы меня
Содержание. Сюжетно – ролевые игры – инсценировки. Учимся вести диалог и соблюдать ритм танцевальных движений.
25. Ритмический аккомпанемент – 1 час
Содержание. Работа с аккомпанементом музыкального произведения. Определение метрической пульсации. Копирование на музыкальных инструментах.
26. Ритмическое многоголосие- 1 час
Содержание. Формирование навыков многоголосного ритмического слышания. . Ритмическое многоголосие со «звучащими жестам
27. Музыкальные игры и загадки.— 3 часа
1.Буги - вуги, о кей!
2. Горелки
3. Горшки
Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
28. Волшебная страна звуков -2 часа
1. Мелодия – душа музыки
2. Музыка расскажи, музыка покажи
Содержание. Работа со звуками разных диапазонов. Мелодия в музыке.
29. Необычные звуки и голоса.- 1 час.
Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.
30. Музыкальная ритмика – 1 час
Содержание. Ритмическая гимнастика- путь к музыкальности ребёнка. Ритмические игры.
31. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 час Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21века.
32. Мелодии дня.-1 час
Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
33. Музыкальная страна.- 1 час
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация
.Форма .Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
34. Весело – грустно.-1 час
Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями(весело- грустно).
35. Мои любимые песни- 1 час
Содержание. Исполнение наиболее понравившихся песен.
Форма. Занятие – развлечение.
36. Летний день, замечательный праздник.-1 час
Содержание. Песни лета. Песни моря. Песни – игры.
37. Резервные часы – 1 час
Содержание: концертная и творческая деятельность
Второй год обучения.
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм.
1.Введение. Летние впечатления.- 1 час
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
2. Осень: поэт, художник, композитор— 3 часа
1. Осень в искусстве
2. Осень, осень в гости просим
3. Осенние букеты
Содержание. Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.
3. Озорные песенки из мультфильмов.- 2 часа
1.А может быть ворона
2.Озорная семейка
Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
4. Танцуют и поют все дети!- 2 часа
1. Танцевальный калейдоскоп
2. Танцы, танцы, танцы!
Содержание. Беседа «Искусство танца».Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего.
5. Звуки и краски голоса.-2 часа
1. Интонация
2. Тембр
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух
6.Песни детских кинофильмов.-2 часа
1. Мы маленькие дети
2. Озорные малыши
Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».
7. Канон – как основа многоголосия – 2 часа
1. Особенности исполнения канона
2. Пробуем петь
Содержание. Учимся петь каноном
8. Хоровод в народном творчестве- 2 часа
1. Заплету я хоровод
2. Виды и построения хороводов
Содержание. Что такое хоровод? История хоровода. Виды хороводов.
9. Учимся импровизировать -2 часа
1. Законы импровизации
2. Я - мастер
Содержание. Импровизация песенного поэтического текста и движений в музыкальной сказке « Стоит в поле теремок».
10. Всякому мила своя сторона - 2 часа
1. Где кто родится, там и пригодится.
2. Если народ един, он непобедим
Содержание. Знакомство ,разучивание и исполнение песен о Родине и Курске известных композиторов.
11. Песни Курского края – 1 час
Содержание. Знакомство и работа с народными песнями Курского края
12. Детский музыкальный фольклор – 2 часа
1 Жанры детского музыкального фольклора
2. Дразнилки
Содержание. Понятие детский музыкальный фольклор. Прибаутки, заклички. Перевёртыши. Дразнилки.
13. Музыкальные небылицы- 1 час
Содержание. Знакомство с жанром детского фольклора – небылицы
14. Игры и потешки – 2 часа
1 Ульяна, головка кудрява
2. Просыпаемся с потешкой
Содержание. Народные игры и потешки. Работа с материалом
15. Зима: поэт, художник, композитор.– 2 часа
1 Зима в творчестве художников, поэтов и композиторов
2. Зима, белоснежная была
Содержание. Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.
16. Новогодний калейдоскоп.-4 часа
1. Снеговик –затейник
2. Ёлки – палки
3. Новый год к нам мчится!
4. А ну-ка, давай-ка плясать выходи!
Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.
17. Пришла коляда, отворяй ворота! – 4 часа
1 Таусень – коляда…
2. Коляда пришла !
3. Ходит Илья…
4. Уж ты бабушка подай!
Содержание. Знакомство с русскими традициями. Работа с сценарием «Пришла коляда»
18. Вокальный портрет сказочных героев.- 2 часа
1. А я маленькая бяка…
2. Ребята! Давайте жить дружно!
Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев.
19. Картины природы в песнях и сказках.- 2 часа
1. Мороз и солнце! День чудесный!
2. Под голубыми небесами
Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
20. Музыкальная шкатулка.-2 часа
1. Сложу в шкатулку я талант
2. Музыкальная грамота
Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах. Музыка цирка и театра. Музыкальная азбука.
21. Весна: поэт, художник, композитор. – 2 часа
1. Весна в творчестве великих композиторов
2. Весна пришла!
Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.
22. Любимые мамы. – 2 часа
1. Мама – самое прекрасное слово на земле
2. Образ мамы в музыке и песнях
композиторов
Содержание. Образ мамы в искусстве. Подготовка к празднику 8 марта. Разучивание песен о маме.
23. Добрым быть совсем не просто.- 2 часа
1. Повернись и улыбнись
2. Дай мне руку
Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
24. Маленькая страна – школа моя.-3 часа
1. Здравствуй, школа!
2. Наша школьная страна
3. Добро пожаловать!
Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
25. Музыкальная ритмика – 1 час
Содержание. Ритмическая гимнастика- путь к музыкальности ребёнка. Ритмические игры
26. Нотная грамота – 1 час
Содержание. Где живут ноты? Нотный стан
27. Сюжетно- ролевые игры-инсценировки- 2 часа
1. Лесной концерт
2. Музыкальный спектакль. Теремок
Содержание. Ощущать и определять смену темпов от эпизода к эпизоду, пробудить творческую фантазию детей
28. Песни о весне известных композиторов. – 3 часа
1. Весенний калейдоскоп
2. Весна красна!
3. Весенний день – что ласковое слово!
Содержание. Знакомство ,разучивание и исполнение песен о весне
29. Россия – Родина моя – 2 часа
1.О России петь, что стремиться в храм!
2. Песни о Родине
Содержание. Оброс России в искусстве. Песни о Родине.
Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
30. Этот День Победы! – 2 часа
1. Миру – мир!
2. Со слезами на глазах
Содержание. Чтим историю России. Знакомимся с песнями военной тематики
31. Хлебосольство на Руси – 2 часа
1. Хлеб – всему голова! Подблюдные песни
2. И снова праздник!
Содержание. Приобщить ребёнка к традиционной русской национальной культуре на основе фольклорного материала Курской области. Подблюдные песни.
32. Времена года – 1 час
Содержание. Времена года в творчестве великих композиторов и художников.
33. Лето: поэт, художник, композитор.– 1 час
Содержание. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
34. Сколько песен мы с вами вместе…-1 час
Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
35. Резервное время – 1час
Содержание: концертная и творческая деятельность
3 год обучения:
“ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
1. Введение. Летние впечатления.- 1 час
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений.
2. Весёлый калейдоскоп – 2 часа
1. Делу – время, а потехе час
2. Веселье — от всех бед спасенье.
Содержание. Вспоминаем любимые песни, игры.
3. Солнечный свет в моём голосе. – 1 час
Содержание. Работа над манерой исполнения. Работа над артикуляцией.
4. Ноги сами в пляс пустились – 2 часа
1. Заинька, попляши!
2. Танцуй пока молодая!
Содержание. Развитие творческой фантазии детей , умение импровизировать движения. Поиск выразительного движения в плясовой музыке.
5. Поём в унисон – 1 час
Содержание. Выработка вокальных навыков. Умение петь в унисон.
6. Великие композиторы 1 час
Содержание. Знакомство с творчеством Прокофьева. Музыка для детей
7. Музыкальная шкатулка – 2 часа
1. Сложу в шкатулку я талант
2. Музыкальная грамота
Содержание. Изучение музыкальной грамоты. Средства музыкальной выразительности.
8. Если с другом вышел в путь -2 часа
1. Если рядом с тобой друг
2. Песни о дружбе
Содержание. Элементы ритмики на музыкальном занятии. Сценическая культура.
9. Канон – как основа многоголосия- 1 час
Содержание. Учимся петь каноном
10. Не грусти, улыбнись и пой! – 2 часа
1. Песня согреет душу
2. От улыбки – хмурый день светлей
Содержание. Выработка вокально – хоровых навыков. Учим жесты дирижёра.
11. Необычные звуки и голоса – 1 час
Содержание. Прослушивание звучания различных музыкальных инструментов. Сравнение голосов инструментов со звуками окружающего мира
12. Танцуют и поют все дети – 2 часа
1. Танцуй веселее!
2. Под звуки вальса
Содержание. Выработка навыков совместного исполнения и движений на сцене.
13. Детский фольклор – 2 часа
1. Заклички
2. Лирические – протяжные песни
Содержание. Знакомство с жанрами детского фольклора.
14. Осень , осень – в гости просим! – 2 часа
1. Песни о осени в творчестве современных композиторов
2. Песни о осени в народном творчестве
Содержание. Песни о осени. Знакомство и работа с песенным репертуаром. Выработка эстрадной манеры исполнения
15. Праздник в душе у нас – 1 час
Содержание. Знакомство с творчеством великих вокалистов. Манера исполнения академическая, народная ,эстрадная.
16. И хорошее настроение не покинет нас – 1 час
Содержание. Мажор в музыке. Музыкальная грамота.
17. Песни о зиме – 2 часа
1. Песни о зиме в творчестве современных композиторов и поэтов
2. Зима пришла!
Содержание. Образ зимы в композиторской и народной музыке
18. Веселей встречай друзей – 1 час
Содержание: Песни о дружбе и верных друзьях, Выражение внутреннего состояния в пении
19. Новогодний карнавал – 4 часа
1. Мелодии новогодней ночи
2. Здравствуй Дедушка Мороз!
3. Зимнее царство
4. В новогодних ритмах
Содержание: Исполнение и разучивание песен посвящённых Новому году.
20 . Щедрый вечер – 4 часа
1.Путешествие в Рождество
2. Коляда пришла, Рождество принесла
3. Радуйся, ой, радуйся, земле!
4. Ночь тиха, ночь свята.
Содержание: Рождественские обычаи и традиции русского народа. Работа над музыкальным спектаклем «Путешествие в Рождество»
21. Картины природы в песнях и сказках- 2 часа
1. Матушка Зима в произведениях искусства
2. В гости к сказке!
Содержание: работа с песнями о зиме. Образ зимы в картинах художников, стихах, песнях.
22. Наши предки славяне 2 часа
1. Дела давно минувших дней
2. Песни в народном стиле
Содержание: знакомство с укладом жизни, традициями наших предков. Работа с песнями в народном стиле.
23. Вечная память русским героям – 2 часа
1. Песни о солдате
2. Песни о Родине
Содержание: Разучивание песен патриотического характера. Образ Родины в музыкальном искусстве.
24. Дорогая наша масленица , Авдотья Изотьевна…. 2 часа
1. Наша Масленица
2. Едет Масленица
Содержание: Масленичные обряды и обычаи. Масленичные песни
25. Тихая моя ,нежная моя, добрая моя мама! – 2 часа
1. Мама – первое слово
2. Образ мамы в современном творчестве
Содержание: Образ мамы в музыкальном искусстве. Разучивание песен о маме.
26. Многоголосие в пении – 3 часа
1. Основы многоголосия
2. Учимся слушать
3. Поём и играем
Содержание: Основы многоголосия. Учимся слушать и анализировать. Импровизация в игре и пении.
27. Улыбка – это здорово! – 2 часа
1 Улыбка никому не вредит
2. Нет лучше веселья сердечной радости.
Содержание: Мажор в музыке. Разговор о доброжелательности посредством музыки.
28. Музыкальные инструменты – 1 час
Содержание: Знакомство с музыкальными инструментами. Фортепиано – история и строение.
29. Музыкальное состязание – 1 час
Содержание: показываем свои умения и навыки.
30. Сочини мелодию – 2 часа
1. Я – композитор
2. И муза вечная со мной!
Содержание: Понимание «композитор». Раскрытие задач и основ сочинительства. Проявляем своё творчество
31. Поём многоголосно – 3 часа
1. Основы многоголосия
2. Учимся слушать
3. Поём и играем
Содержание: Учимся петь в ансамбле. Осваиваем пение многоголосно.
32. Разыграй песню – 2 часа
1. Ходила младёшенька
2. Здравствуйте бояре
Содержание: Знакомство с народным творчеством. Освоение сценического театрально – музыкального искусства
33. Этот День Победы!- 2 часа
1. Портрет прадедушки
2. Мы шагаем как солдаты
Содержание:
34. Песни давно минувших дней – 2 часа
1. Народный фольклор
2. Песни наших бабушек
Содержание: Знакомство с народным творчеством наших предков.
35. Детские песни в исполнении эстрадных певцов.- 1 час
Содержание: знакомство с творчеством современных исполнителей. Просмотр видео – сюжетов. Понятие аранжировка и ремикс.
36. Край в котором ты живёшь – 1 час
Содержание: Тема родного города в творчестве современных композиторов. Работа с песенным репертуаром.
37. Сколько песен мы с вами вместе… 1 час
Содержание: Музыкальный концерт, с использованием разученных песен в течении года.
38. Резервное время – 1час
Содержание: концертная и творческая деятельность
Четвёртый год обучения:
«Души прекрасные порывы»
1.Вводное занятие. Диагностика. 1 час
Содержание: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии.
2. Правила охраны детского голоса 1 час
Содержание: Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Основные компоненты системы голосообразования:
3. Певческая установка. Положение сидя 2 часа
1. Учимся петь
2. Если хочешь петь
Содержание: Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
4. Певческая установка. Положение стоя 2 часа
1. Певческая опора
2. Музыка душа моя
Содержание: Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
5. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками 5 часов
1.Высокая певческая позиция
2.И снова музыка звучит
3. Формирование навыка пения a capella
4. Канон. Пение канонов
5. Типы голосов
Содержание: Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
6. Звукообразование 3 часа
1. Три вида атаки звука
2. Мягкая атака звука
3. Твёрдая атака звука
Содержание: Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование.
7. Музыкальные штрихи 2 часа
1. Штрихи, исполняемые твёрдой атакой звука:
2. Штрихи, оформляющиеся при звукоизвлечении мягкой атакой
Содержание: . Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Слуховой контроль за звукообразованием.
8 Дыхание. Распевки на формирование навыка певческого дыхания 3 часа
1.Формирование цепного дыхания
2. Учимся дышать. Музыкальная гимнастика
3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Содержание: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
9. Дикция и артикуляция 3 часа
1. Скороговорки
2. Речевые игры и упражнения.
3. Вокальные упражнения
Содержание: Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
10. Развитие навыка кантиленного пения 1 час
Содержание: Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
11. Унисон. Распевки на единую манеру исполнения 1 час
Содержание: Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента
12. Нотный стан. Скрипичный ключ 2 часа
1. Расположение нот на нотном стане
2. Пение упражнений по нотам
Содержание: Знакомство с записью нотами. Игры – загадки и пение по нотам.
13. Мажор в музыке 1 час
Содержание: Определение настроения в музыке и передача этого настроения в пении. Мажор. Выразительное исполнение
14. Минор в музыке 1 час
Содержание: Определение настроения в музыке и передача этого настроения в пении. Мажор. Выразительное исполнение
15. Подготовка к выступлению на Новогодних ёлках 4 часа
1. Сказки водят хоровод
2. Под Рождественской звездой
3. Чудеса под Новый год
4. Лесная нечисть на новогоднем празднике
Содержание: Работа с песнями о Новом годе. Работа над дыханием, выразительностью исполнения, умением обращаться с микрофоном.
16. Пение интервалов по нотам в пределах терции 1 час
Содержание: Интервал. Особенности звучания. Учимся слышать и петь.
17. Пение интервалов по нотам в пределах октавы 1 час
Содержание: Интервал. Особенности звучания. Учимся слышать и петь.
18. Ритм. Пение и отбивание различных ритмических рисунков 2 часа
1. Ритм и его законы
2. Поиграем в эхо
Содержание: Развитие чувства ритма посредством ритмических упражнений, игр, музыкальных инструментов.
19. Двухголосие. Пение двухголосных упражнений 2 часа
1. Разделение голосов на партии
2. Пение двухголосных упражнений различными интервалами
Содержание: Учимся петь двухголосно.
20. Полифония. Формирование навыка полифонического пения 2 часа
1. Полифония
2. Поём и слышим
Содержание: Полифония – как основа многоголосия. Полифония и её приёмы. Ипользование полифонии в пени в музыке.
21. Народная песня.2 часа
1. Со вьюном я хожу
2. Плясовые хороводные
Содержание: Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
22 Произведениями русских композиторов- классиков. 1 час
Содержание: Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
23. Произведения современных отечественных композиторов. 4 часа
1. Современное композиторское творчество
2. Песни современных композиторов
3. Песни из кинофильмов
4. Здравствуй песня!
Содержание: Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
24. Сольное пение 5 часов
1. Я – исполнитель
2. Хоровод муз
3. Ах ты степь широкая!
4. По дорогам песен!
5. Я пою
Содержание: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Работа с песенным репертуаром современных композиторов.
25. Ансамблевое пение 1 час
Содержание: Воспитание ансамблевых навыков . Развитие чувства ответственности за коллектив.
26. Сценическое движение 1 час
Содержание: Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни
27. Путь к успеху. 2 часа
1. На пути к победе!
2. И снова конкурс
Содержание: Выступление солистов и группы «Весёлые нотки» на городских и окружных конкурсах
28. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. 3 часа
1.Навстречу к сцене
2. И снова музыка звучит
3. Голос красоты
Содержание: Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
29. Работа над репертуаром. Подготовка к отчётному концерту 6 часов
1.Разукрасим всю планету
2. Весенняя капель
3. Оранжевое лето
4. Песни о лете
5. Песни о детстве
6. Песни о детях
Содержание: Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
30. Музыкальная ритмика 1 час
Содержание: Музыкальная гимнастика. Разучивание танцевальных движений.
31. Музыкальная азбука 1 час
Содержание: Музыкальная грамота: тембр, динамика, ритм, темп. Выразительное исполнение песен.
32. Резервное время – 1 час
Содержание: концертная и творческая деятельность
Тематическое планирование
Первый год обучения.
№ п/п | Наименование разделов, темы | Кол-во часов | Примечание |
| «Звучащий мой голос» |
|
|
1 | Введение. | 1 |
|
2 | Знакомство с голосовым аппаратом | 1 |
|
| Все учимся петь.
| 2
|
|
3 | «Волшебные звуки» | 1 |
|
4 | «Красиво звучим» | 1 |
|
| Детские песни в нашей жизни.
| 4 |
|
5 | С песней по жизни | 1 |
|
6 | Песня – музыкальный жанр | 1 |
|
7 | Куплетная форма в песне | 1 |
|
8 | Здравствуй песня | 1 |
|
| Песенки из мультфильмов.
| 2 |
|
9 | По дороге с облаками | 1 |
|
10 | Ребята! Давайте жить дружно! | 1 |
|
| Пение без сопровождения муз. инструментов.
| 2 |
|
11 | Акапельное пение народных песен | 1 |
|
12 | Акапельное исполнение современных песен | 1 |
|
| Колыбельные песни. | 2 |
|
13 | Баю баюшки баю, не ложися на краю….. | 1 |
|
14 | Спи моя радость усни…. | 1 |
|
15 | Осенние песни. | 1 |
|
16 | Волшебная страна звуков. | 1 |
|
| В гостях у сказки.
| 2 |
|
17 | У Лукоморья дуб зелёный… | 1 |
|
18 | И я там был….
| 1 |
|
19 | Добрым быть совсем не просто… | 1 |
|
| Веселей встречай гостей | 2 |
|
20 | Милости просим | 1 |
|
21 | Как у наших у ворот | 1 |
|
| Календарная песня- зеркало жизни народа. | 3 |
|
22 | Осень, осень в гости просим! | 1 |
|
23 | Паучок, паучок тоненькие ножки… | 1 |
|
24 | Приходила осень | 1 |
|
| Фольклорные потешки | 2 |
|
25 | Ехал Тит на дрожках | 1 |
|
26 | Как у нашего кота | 1 |
|
| Частушки. | 2 |
|
27 | Школьные частушки | 1 |
|
28 | Детские частушки | 1 |
|
| Новогодний карнавал | 4 |
|
29 | Здравствуй, Новый год! | 1 |
|
30 | Новогодний лес: место чудес! | 1 |
|
31 | В гостях у ёлки! | 1 |
|
32 | Новогоднее чудо
| 1 |
|
| Ходят бродят колядушечки! | 3 |
|
33 | Заходила коляда… | 1 |
|
34 | Рождественские колядки | 1 |
|
35 | Добрый вечер, добрым людям | 1 |
|
| Весёлые нотки. | 2 |
|
36 | Музыкальная грамота | 1 |
|
37 | В гости к нотам | 1 |
|
| Дорогая наша масленица! | 4 |
|
38 | Едет Масленица | 1 |
|
39 | Встреча Масленицы | 1 |
|
40 | Масленица , я гуляю | 1 |
|
41 | А мы Масленицу провожали | 1 |
|
| Весенний вальс. | 2 |
|
42 | Под звуки вальса | 1 |
|
43 | Агу, весна! | 1 |
|
| Прилетите жаворонушки. | 2 |
|
44 | Весенние песенки-заклички | 1 |
|
45 | Веснянки | 1 |
|
| Песни Курской области. | 2 |
|
46 | Курские лирические песни | 1 |
|
47 | Песни для детей | 1 |
|
48 | Краски музыки и голоса. | 1 |
|
| Попляши, попляши! Твои ножки хороши! Хороводные песни и игры. | 2 |
|
49 | А мы хоровод водили | 1 |
|
50 | Золотые ворота, пропустите вы меня
| 1 |
|
51 | Ритмический аккомпанемент | 1 |
|
52 | Ритмическое многоголосие | 1 |
|
| Музыкальные игры и загадки. | 3 |
|
53 | Буги - вуги, о кей! | 1 |
|
54 | Горелки | 1 |
|
55 | Горшки | 1 |
|
| Волшебная страна звуков. | 2 |
|
56 | Мелодия – душа музыки | 1 |
|
57 | Музыка расскажи, музыка покажи | 1 |
|
58 | Необычные звуки и голоса. | 1 |
|
59 | Музыкальная ритмика | 1 |
|
60 | Музыкальные инструменты | 1 |
|
61 | Мелодии дня. | 1 |
|
62 | Музыкальная страна. | 1 |
|
63 | Весело – грустно. | 1 |
|
64 | Мои любимые песни. | 1 |
|
65 | Летний день замечательный праздник. | 1 |
|
66 | Резервное время | 1 |
|
| ИТОГО | 66 часов |
|
Второй год обучения.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Примечание |
| «Могу красиво петь уже…»
|
|
|
1 | Введение. Летние впечатления. | 1 |
|
| Осень: поэт, художник, композитор | 3 |
|
2 | Осень в искусстве | 1 |
|
3 | Осень, осень в гости просим | 1 |
|
4 | Осенние букеты
| 1 |
|
| Озорные песенки из мультфильмов. | 2 |
|
5 | А может быть ворона | 1 |
|
6 | Озорная семейка | 1 |
|
| Танцуют и поют все дети! | 2 |
|
7 | Танцевальный калейдоскоп | 1 |
|
8 | Танцы, танцы, танцы! | 1 |
|
| Звуки и краски голоса. | 2 |
|
9 | Интонация | 1 |
|
10 | Тембр | 1 |
|
| Песни детских кинофильмов. | 2 |
|
11 | Мы маленькие дети | 1 |
|
12 | Озорные малыши | 1 |
|
| Канон – как основа многоголосия | 2 |
|
13 | Особенности исполнения канона | 1 |
|
14 | Пробуем петь | 1 |
|
| Хоровод в народном творчестве | 2 |
|
15 | Заплету я хоровод | 1 |
|
16 | Виды и построения хороводов | 1 |
|
| Учимся импровизировать | 2 |
|
17 | Законы импровизации | 1 |
|
18 | Я мастер | 1 |
|
| Всякому мила своя сторона | 2 |
|
19 | Где кто родится, там и пригодится. | 1 |
|
20 | Если народ един, он непобедим | 1 |
|
21 | Песни Курского края | 1 |
|
| Детский музыкальный фольклор | 2 |
|
22 | Жанры детского музыкального фольклора | 1 |
|
23 | Дразнилки | 1 |
|
24 | Музыкальные небылицы | 1 |
|
| Игры и потешки | 2 |
|
25 | Ульяна, головка кудрява | 1 |
|
26 | Просыпаемся с потешкой | 1 |
|
| Зима: поэт, художник, композитор | 2 |
|
27 | Зима в творчестве художников, поэтов и композиторов | 1 |
|
28 | Зима, белоснежная была | 1 |
|
| Новогодний калейдоскоп. | 4 |
|
29 | Снеговик –затейник | 1 |
|
30 | Ёлки – палки | 1 |
|
31 | Новый год к нам мчится! | 1 |
|
32 | А ну-ка, давай-ка плясать выходи! | 1 |
|
| Пришла коляда, отворяй ворота! | 4 |
|
33 | Таусень – коляда… | 1 |
|
34 | Коляда пришла ! | 1 |
|
35 | Ходит Илья… | 1 |
|
36 | Уж ты бабушка подай!
| 1 |
|
| Вокальный портрет сказочных героев. | 2 |
|
37 | А я маленькая бяка… | 1 |
|
38 | Ребята! Давайте жить дружно!
| 1 |
|
| Картины природы в песнях и сказках. | 2 |
|
39 | Мороз и солнце! День чудесный! | 1 |
|
40 | Под голубыми небесами | 1 |
|
| Музыкальная шкатулка. | 2 |
|
41 | Сложу в шкатулку я талант | 1 |
|
42 | Музыкальная грамота | 1 |
|
| Весна: поэт, художник, композитор | 2 |
|
43 | Весна в творчестве великих композиторов | 1 |
|
44 | Весна пришла! | 1 |
|
| Любимые мамы | 2 |
|
45 | Мама – самое прекрасное слово на земле
| 1 |
|
46 | Образ мамы в музыке и песнях композиторов | 1 |
|
| Добрым быть совсем не просто. | 2 |
|
47 | Повернись и улыбнись | 1 |
|
48 | Дай мне руку | 1 |
|
| Маленькая страна – школа моя. | 3 |
|
49 | Здравствуй, школа! | 1 |
|
50 | Наша школьная страна | 1 |
|
51 | Добро пожаловать! | 1 |
|
52 | Музыкальная ритмика | 1 |
|
53 | Добрым быть совсем не просто | 1 |
|
| Сюжетно- ролевые игры-инсценировки | 2 |
|
54 | Лесной концерт | 1 |
|
55 | Музыкальный спектакль. Теремок | 1 |
|
| Песни о весне известных композиторов | 3 |
|
56 | Весенний калейдоскоп | 1 |
|
57 | Весна красна! | 1 |
|
58 | Весенний день – что ласковое слово! | 1 |
|
| Россия – Родина моя | 2 |
|
59 | О России петь, что стремиться в храм! | 1 |
|
60 | Песни о Родине | 1 |
|
| Этот день Победы | 2 |
|
61 | Миру – мир! | 1 |
|
62 | Со слезами на глазах | 1 |
|
| Хлебосольство на Руси | 2 |
|
63 | Хлеб – всему голова! Подблюдные песни | 1 |
|
64 | И снова праздник!
| 1 |
|
65 | Времена года | 1 |
|
66. | Лето: поэт, художник, композитор | 1 |
|
67 | Сколько песен мы с вами вместе… | 1 |
|
68 | Резервное время | 1 |
|
| ИТОГО | 68 часов |
|
Третий год обучения.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Примечание |
| «Звучит, поёт моя душа »
|
|
|
1 | Введение. Летние впечатления. | 1 |
|
| Весёлый калейдоскоп | 2 |
|
2 | Делу – время, а потехе час | 1 |
|
3 | Веселье — от всех бед спасенье.
| 1 |
|
4 | Солнечный свет в моём голосе | 1 |
|
| Ноги сами в пляс пустились | 2 |
|
5 | Заинька, попляши! | 1 |
|
6 | Танцуй пока молодая! | 1 |
|
7 | Поём в унисон | 1 |
|
8 | Великие композиторы | 1 |
|
| Музыкальная шкатулка | 2 |
|
9 | Сложу в шкатулку я талант | 1 |
|
10 | Музыкальная грамота | 1 |
|
| Если с другом вышел в путь | 2 |
|
11 | Если рядом с тобой друг | 1 |
|
12 | Песни о дружбе | 1 |
|
13 | Канон – как основа многоголосия | 1 |
|
| Не грусти, улыбнись и пой! | 2 |
|
14 | Песня согреет душу | 1 |
|
15 | От улыбки – хмурый день светлей | 1 |
|
16 | Необычные звуки и голоса | 1 |
|
| Танцуют и поют все дети! | 2 |
|
17 | Танцуй веселее! | 1 |
|
18 | Под звуки вальса | 1 |
|
| Детский фольклор | 2 |
|
19 | Заклички | 1 |
|
20 | Лирические – протяжные песни | 1 |
|
| Осень ,осень- в гости просим! | 2 |
|
21 | Песни о осени в творчестве современных композиторов | 1 |
|
22 | Песни о осени в народном творчестве | 1 |
|
23 | Праздник в душе у нас! | 1 |
|
24 | И хорошее настроение не покинет нас! | 1 |
|
| Песни о зиме | 2 |
|
25 | Песни о зиме в творчестве современных композиторов и поэтов | 1 |
|
26 | Зима пришла! | 1 |
|
27 | Веселей встречай друзей | 1 |
|
| Новогодний карнавал | 4 |
|
28 | Мелодии новогодней ночи | 1 |
|
29 | Здравствуй Дедушка Мороз! | 1 |
|
30 | Зимнее царство
| 1 |
|
31 | В новогодних ритмах | 1 |
|
| Щедрый вечер | 4 |
|
32 | Путешествие в Рождество | 1 |
|
33 | Коляда пришла, Рождество принесла | 1 |
|
34 | Радуйся, ой, радуйся, земле! | 1 |
|
35 | Ночь тиха, ночь свята,
| 1 |
|
36 | Картины природы в песнях и сказках | 2 |
|
37 | Матушка Зима в произведениях искусства | 1 |
|
| В гости к сказке! | 1 |
|
| Наши предки славяне | 2 |
|
| Дела давно минувших дней | 1 |
|
| Песни в народном стиле | 1 |
|
| Вечная память русским героям | 2 |
|
| Песни о солдате | 1 |
|
| Песни о Родине | 1 |
|
| Дорогая наша масленица , Авдотья Изотьевна…. | 2 |
|
| Наша Масленица | 1 |
|
| Едет Масленица | 1 |
|
| Тихая моя ,нежная моя, добрая моя мама! | 2 |
|
| Мама – первое слово | 1 |
|
| Образ мамы в современном творчестве | 1 |
|
| Многоголосие в пении | 3 |
|
| Основы многоголосия | 1 |
|
| Учимся слушать | 1 |
|
| Поём и играем | 1 |
|
| Улыбка – это здорово! | 2 |
|
| Улыбка никому не вредит | 1 |
|
| Нет лучше веселья сердечной радости. | 1 |
|
| Музыкальные инструменты | 1 |
|
| Музыкальное состязание | 1 |
|
| Сочини мелодию | 2 |
|
| Я – композитор | 1 |
|
| И муза вечная со мной! | 1 |
|
| Поём многоголосно | 3 |
|
| Основы многоголосия
| 1 |
|
| Учимся слушать | 1 |
|
| Поём и играем | 1 |
|
| Разыграй песню | 2 |
|
| Ходила младёшенька | 1 |
|
| Здравствуйте бояре | 1 |
|
| Этот День Победы! | 2 |
|
| Портрет прадедушки | 1 |
|
| Мы шагаем как солдаты | 1 |
|
| Песни давно минувших дней | 2 |
|
| Народный фольклор | 1 |
|
| Песни наших бабушек | 1 |
|
| Детские песни в исполнении эстрадных певцов. | 1 |
|
66 | Край в котором ты живёшь | 1 |
|
67. | Сколько песен мы с вами вместе… | 1 |
|
68. | Резервное время | 1 |
|
| ИТОГО | 68 часов |
|
Четвёртый год обучения.
« Души прекрасные порывы!»
№п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводное занятие. Диагностика. | 1 |
|
2 |
Правила охраны детского голоса | 1 |
|
|
Певческая установка. Положение сидя | 2 |
|
3 | Учимся петь | 1 |
|
4 | Если хочешь петь
| 1 |
|
| Певческая установка. Положение стоя | 2 |
|
5 | Певческая опора
| 1 |
|
6 | Музыка душа моя
| 1 |
|
| Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками
| 5 |
|
7 | Высокая певческая позиция | 1 |
|
8 | И снова музыка звучит
| 1 |
|
9 |
Формирование навыка пения a capella | 1 |
|
10 |
Канон. Пение канонов | 1 |
|
11 | Типы голосов
| 1 |
|
|
Звукообразование
| 3 |
|
12 | Три вида атаки звука | 1 |
|
13 | Мягкая атака звука
| 1 |
|
14 |
Твёрдая атака звука
| 1 |
|
|
Музыкальные штрихи | 2 |
|
15 | Штрихи, исполняемые твёрдой атакой звука: | 1 |
|
16 | Штрихи, оформляющиеся при звукоизвлечении мягкой атакой | 1 |
|
| Дыхание. Распевки на формирование навыка певческого дыхания
| 3 |
|
17 |
Формирование цепного дыхания
| 1 |
|
18 | Учимся дышать. Музыкальная гимнастика | 1 |
|
19 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
| 1 |
|
|
Дикция и артикуляция
| 3 |
|
20 | Скороговорки
| 1 |
|
21 | Речевые игры и упражнения. | 1 |
|
22 | Вокальные упражнения
| 1 |
|
23 | Развитие навыка кантиленного пения
| 1 |
|
24 | Унисон. Распевки на единую манеру исполнения
| 1 |
|
| Нотный стан. Скрипичный ключ
| 2 |
|
25 | Расположение нот на нотном стане | 1 |
|
26 |
Пение упражнений по нотам
| 1 |
|
27 | Мажор в музыке
| 1 |
|
28 | Минор в музыке
| 1 |
|
| Подготовка к выступлению на Новогодних ёлках | 4 |
|
29 |
| 1 |
|
30 | Под Рождественской звездой | 1 |
|
31 | Чудеса под Новый год | 1 |
|
32 | Лесная нечисть на новогоднем празднике
| 1 |
|
33 | Пение интервалов по нотам в пределах терции
| 1 |
|
34 | Пение интервалов по нотам в пределах октавы
| 1 |
|
| Ритм. Пение и отбивание различных ритмических рисунков | 2 |
|
35 | Ритм и его законы | 1 |
|
36 | Поиграем в эхо
| 1 |
|
| Двухголосие. Пение двухголосных упражнений
| 2 |
|
37 | Разделение голосов на партии
| 1 |
|
38 | Пение двухголосных упражнений различными интервалами
| 1 |
|
| Полифония. Формирование навыка полифонического пения | 2 |
|
39 | Полифония
| 1 |
|
40 | Поём и слышим | 1 |
|
| Народная песня. | 2 |
|
41 | Со вьюном я хожу | 1 |
|
42 | Плясовые хороводные | 1 |
|
43 | Произведениями русских композиторов- классиков. | 1 |
|
| Произведения современных отечественных композиторов. | 4
|
|
44 | Современное композиторское творчество | 1
|
|
45 | Песни современных композиторов | 1 |
|
46 |
Песни из кинофильмов |
1 |
|
47 | Здравствуй песня! | 1 |
|
|
Сольное пение |
5 |
|
48 | Я – исполнитель | 1 |
|
49 | Хоровод муз | 1 |
|
50 | Ах ты степь широкая! | 1 |
|
51 | По дорогам песен! | 1 |
|
52 | Я пою | 1 |
|
53 | Ансамблевое пение | 1 |
|
54 | Сценическое движение
| 1 |
|
| Путь к успеху. | 2 |
|
55 | На пути к победе! | 1 |
|
56 | И снова конкурс
| 1 |
|
| Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 3 |
|
57 | Навстречу к сцене | 1 |
|
58 | И снова музыка звучит | 1 |
|
59 | Голос красоты | 1 |
|
| Работа над репертуаром. Подготовка к отчётному концерту | 6 |
|
60 | Разукрасим всю планету | 1 |
|
61 | Весенняя капель | 1 |
|
62 | Оранжевое лето | 1 |
|
63 | Песни о лете | 1 |
|
64 | Песни о детстве | 1 |
|
65 | Песни о детях
| 1 |
|
66 | Музыкальная ритмика | 1 |
|
67 | Музыкальная азбука
| 1 |
|
68 | Резервное время | 1 |
|
| ИТОГО | 68 |
|