СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа вокальной студии "Весёлые нотки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа нацелена на развитие творчества, вокальных навыков учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа вокальной студии "Весёлые нотки"»


































Планируемые результаты

освоения курса «Весёлые нотки»

В ходе реализации программы курса «Весёлые нотки» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны обладать:

  • Наличием интереса к вокальному искусству; стремлением к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

  • Владениями некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • Проявлением навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

  • Умением двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремлением передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.

знать, понимать:
строение артикуляционного аппарата;

особенности и возможности певческого голоса;

гигиену певческого голоса;

понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

основы музыкальной грамоты;

различные манеры пения;

место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; петь короткие фразы на одном дыхании;

в подвижных песнях делать быстрый вдох;

петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

петь легким звуком, без напряжения;

на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

петь выразительно, осмысленно

В результате усвоения данного курса в 1 классе дети получат возможность формирования

Личностных результатов:

• понимание значения музыки в жизни общества, человека;

• усвоение первоклассниками жизненного содержания музыкальных сочинений;

• осознание особенностей деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

• умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и

• внеурочной деятельности, их понимание и оценка умение ориентироваться в

• культурном многообразии окружающей действительности;

• уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение

• навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

• ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

• формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие музыкально эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

• опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;

• планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;

• прогнозирование результата музыкальной деятельности (качество музицирования, коррекция недостатков исполнения);

• оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.

Познавательные УУД:

• усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;

• овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;

• осмысление знаковых (элементы нотной грамоты) и символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки;

• выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера (поиск информации в сети Интернет с помощью родителей).

Коммуникативные УУД:

• умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музы-кальных сочинений в процессе размышлений о музыке;

• умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме («эмоциональный словарь»);

• освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой, работе в паре при восприятии и исполнении музыки;

• осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном музицировании.

Предметных результатов:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны обладать:

  • наличием повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

  • увеличением сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

  • проявлением навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);

  • умением исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнением репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

знать, понимать:
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

- соблюдать певческую установку;

- произведения различных жанров;

- великих вокалистов России и мира;

уметь:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- характеризовать выступления великих вокалистов; 

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе;

- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

В результате усвоения данного курса в 2 классе дети получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;

  • образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края,

  • интерес к различным видам музыкально — практической и творческой деятельности;

  • первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;

  • этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

  • выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей. нравственно — эстетических переживаний музыки;

  • позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

  • первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально — исполнительской деятельности;

  • представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

  • эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

  • выполнять действия в устной форме;

  • осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал и сведения, полученные от взрослых;

  • расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу «Рассказы о музыкальных инструментах»);

  • ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

  • использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи;

  • читать простое схематическое изображение;

  • различать условные обозначения;

  • сравнивать разные части музыкального текста;

  • соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

  • осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);

  • работать с дополнительными текстами

  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);

  • соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

  • соотносить содержание схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

  • строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.

Коммуникативные УУД:

  • использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

  • исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные

функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

  • учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

  • принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

  • следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

  • выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

  • следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

  • понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

Предметных результатов:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

  • овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.



В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны обладать:
- проявлением навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки; 

- умением исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; 

- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности; 

- исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса; 

- услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; 

- умением самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; -

-умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. 

знать, понимать: 
- основные типы голосов; 

- жанры вокальной музыки;

- типы дыхания;

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

- реабилитация при простудных заболеваниях;

- особенности многоголосого пения;

- обоснованность сценического образа.

уметь: 
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

В результате усвоения данного курса в 3 классе дети получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

  • позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально — творческой деятельности;

  • образ Родины, представление о ее богатой истории, героях_защитниках, о культурном наследии России;

  • устойчивое положительное отношение к урокам музыки и вокала;

  • интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

  • основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге. познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

  • нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

  • нравственно_эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

  • понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

  • представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально исполнительскую задачу, понимать смысл нструкции учителя и вносить в нее коррективы;

  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

  • выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

  • эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

  • осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

  • воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

  • самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

  • передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

  • использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

  • выбирать способы решения исполнительской задачи;

  • соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

  • соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

  • исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.

осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

  • соотносить различные произведения по настроению и форме;

  • строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

  • пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;

  • проводить сравнение, и классификацию изученных объектов и по заданным критериям;

  • обобщать учебный материал;

  • устанавливать аналогии;

  • сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

Коммуникативные УУД:

  • выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог);

  • выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

  • понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

  • контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

  • понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

  • понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

  • принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

  • стремиться к пониманию позиции другого человека.

Предметных результатов:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

  • овладение основами музыкальной культуры на материале музыкального искусства.


В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны обладать:

  • правильной певческой постановкой;

•       правильным формированием гласных и произношением согласных;

•       своевременно взятым дыханием;

•       чистым интонированием и верным ритмом;

•       исполнением требований кантилянтости и мягкости звучания;

•       самостоятельным нахождение средства музыкальной выразительности.

•       ансамблевым пением, способностью слушать и слышать свою партию;

•       полным анализом исполняемого произведения;

•       выразительностью пения;

•       четкой дикции и чистого интонирования;

•       полетности исполнения.

знать/понимать:

• основные типы голосов;

• жанры вокальной музыки;

• типы дыхания;

• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

• реабилитация при простудных заболеваниях;

•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

В результате усвоения данного курса в 4 классе дети получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;

  • эстетические и ценностно — смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;

  • любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;

  • учебно — познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально — практической и творческой деятельности;

  • знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;

  • основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);

  • навыки оценки и самооценки результатов музыкально — исполнительской и творческой деятельности;

  • основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга,устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально — эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении;

  • гражданской идентичности на основе личностного принятия культурных традиций, уважения к истории России;

  • чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства;

  • толерантности на основе представлений об этнической самобытности музыкального искусства разных народов;

  • представлений об эстетических идеалах человечества, духовных отечественных традициях;

  • способности видеть в людях лучшие качества;

  • способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами;

  • различать способ и результат собственных и коллективных действий;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;

  • осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане, воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;

  • высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;

  • принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;

  • действовать самостоятельно при разрешении проблемно — творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

  • использовать знаково -символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально — исполнительских) задач;

  • воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;

  • строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;

  • проводить сравнение, и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

  • устанавливать аналогии;

  • расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры;

  • фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ;

  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);

  • строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно — музыкальной выразительности;

  • произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

  • строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно — следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные УУД:

  • выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;

  • контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

  • продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми,

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения. Открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

  • проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой деятельности;

  • участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.

Предметных результатов:

  • научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности.

  • гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей;

  • возможность самооценки и самореализации.

  • принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.







Содержание курса «Весёлые нотки»


Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

1. Введение.– 1 час

Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час

Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.

3. Все учимся петь – 2 часа

1 «Волшебные звуки»

2. «Красиво звучим»

Содержание.  Работа над артикуляцией и дыханием. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
 4Детские песни в нашей жизни. - 4 часа.

1. С песней по жизни

2. Песня – музыкальный жанр

3. Куплетная форма в песне

4. Здравствуй песня

Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.

5Песенки из мультфильмов. – 2 часа.

1. По дороге с облаками

2. Ребята! Давайте жить дружно!

Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов. Исполнение наиболее любимых песен.

6. Пение без сопровождения музыкальных инструментов - 2 часа

1. Акапельное пение народных песен

2. Акапельное исполнение современных песен

Содержание . Работа над чистым интонированием. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий.

7.Колыбельные песни. – 2 часа

1. Баю баюшки баю, не ложися на краю…..

2. Спи моя радость усни….

Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен. Колыбельные народные и композиторские.

8. Осенние песни.-1 час

Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.

9. Волшебная страна звуков – 1 час

Содержание: Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.

10. В гостях у сказки – 2 часа

1 У Лукоморья дуб зелёный…

2. И я там был….

Содержание. Сказки А.С.Пушкина в музыке велиуих композиторов. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.

11. Добрым быть совсем не просто…-1 час

Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.

12. Веселей встречай друзей.— 2 часа

1. Милости просим

2. Как у наших у ворот

Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении. Народное творчество.

13. Календарная песня- зеркало жизни народа-3 часа

1. Осень, осень в гости просим!

2. Паучок, паучок тоненькие ножки…

3. Приходила осень
Содержание. Знакомство с народной песней. Календарные песни – жанр народной музыки. Её особенности. Песни и игры о осени

14. Фольклорные потешки – 2 часа

1. Ехал Тит на дрожках

2. Как у нашего кота

Содержание. Детский фольклор. Знакомство, разучивание и исполнение потешек.

15. Частушки – 2 часа

1 Школьные частушки

2. Детские частушки

Содержание. Жанр народной песни – частушка. Частушки в творчестве композиторов . Детские частушки. Слушание, разучивание и исполнение.

16. Новогодний карнавал.- 4 часа

1. Здравствуй, Новый год!

2. Новогодний лес: место чудес!

3. В гостях у ёлки!

4. Новогоднее чудо

Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Разучивание новогодних песен.

17. Ходят бродят колядушечки – 3 часа

1. Заходила коляда…

2. Рождественские колядки

3 Добрый вечер, добрым людям

Содержание. Разучиваем колядки. Знакомимся с историей и традициями русского народа,

игровая и сценическая деятельность.

18. Весёлые нотки – 2 часа

1. Музыкальная грамота

2. В гости к нотам

Содержание. Музыкальная грамота. Ноты. Звукоряд. Разучивание «Музыкальной азбуки».

19. Дорогая наша масленица – 4 часа

1. Едет Масленица

2. Встреча Масленицы

3. Масленица , я гуляю

4. А мы Масленицу провожали

Содержание. Знакомство с традициями русского народа. Масленичные г гуляния в творчестве великих композиторов. Игровая и сценическая деятельность.

20. Весенний вальс.-2 часа

1. Под звуки вальса

2. Агу, весна!

Содержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».

21. Прилетите жаворонушки – 2 часа

1. Весенние песенки-заклички

2. Веснянки

Содержание. Работа со сценарием встречи весны. Знакомство с закличками, народными песнями о весне

22. Песни Курской области.- 2 часа

1. Курские лирические песни

2. Песни для детей

Содержание. Знакомимся, разучиваем и поём календарные песни курского края.

23. Краски музыки и голоса.-1 час

Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и же

24. Попляши, попляши! Твои ножки хороши! Хороводные песни и игры 2 часа

1. А мы хоровод водили

2. Золотые ворота, пропустите вы меня

Содержание. Сюжетно – ролевые игры – инсценировки. Учимся вести диалог и соблюдать ритм танцевальных движений.

25. Ритмический аккомпанемент – 1 час

Содержание. Работа с аккомпанементом музыкального произведения. Определение метрической пульсации. Копирование на музыкальных инструментах.

26. Ритмическое многоголосие- 1 час

Содержание. Формирование навыков многоголосного ритмического слышания. . Ритмическое многоголосие со «звучащими жестам
27. Музыкальные игры и загадки.
— 3 часа

1.Буги - вуги, о кей!

2. Горелки

3. Горшки

Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.

28. Волшебная страна звуков -2 часа

1. Мелодия – душа музыки

2. Музыка расскажи, музыка покажи

Содержание. Работа со звуками разных диапазонов. Мелодия в музыке.

29. Необычные звуки и голоса.- 1 час.

Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.

30. Музыкальная ритмика – 1 час

Содержание. Ритмическая гимнастика- путь к музыкальности ребёнка. Ритмические игры.

31. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 час Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21века.

32. Мелодии дня.-1 час

Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.

33. Музыкальная страна.- 1 час

Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация

.Форма .Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
34. Весело – грустно.-1 час

Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями(весело- грустно).

35. Мои любимые песни- 1 час

Содержание. Исполнение наиболее понравившихся песен.

Форма. Занятие – развлечение.

36. Летний день, замечательный праздник.-1 час

Содержание.  Песни лета. Песни моря. Песни – игры.

37. Резервные часы1 час

Содержание: концертная и творческая деятельность


Второй год обучения.
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм. 

1.Введение. Летние впечатления.- 1 час
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
2. Осень: поэт, художник, композитор— 3 часа

1. Осень в искусстве

2. Осень, осень в гости просим

3. Осенние букеты

Содержание. Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.
3. Озорные песенки из мультфильмов.- 2 часа

1.А может быть ворона

2.Озорная семейка
Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
4. Танцуют и поют все дети!- 2 часа

1. Танцевальный калейдоскоп

2. Танцы, танцы, танцы!
Содержание. Беседа «Искусство танца».Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего. 
5. Звуки и краски голоса.-2 часа

1. Интонация

2. Тембр
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух
6.Песни детских кинофильмов.-2 часа

1. Мы маленькие дети

2. Озорные малыши
Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».

7. Канон – как основа многоголосия – 2 часа

1. Особенности исполнения канона

2. Пробуем петь

Содержание. Учимся петь каноном

8. Хоровод в народном творчестве- 2 часа

1. Заплету я хоровод

2. Виды и построения хороводов

Содержание. Что такое хоровод? История хоровода. Виды хороводов.

9. Учимся импровизировать -2 часа

1. Законы импровизации

2. Я - мастер

Содержание. Импровизация песенного поэтического текста и движений в музыкальной сказке « Стоит в поле теремок».

10. Всякому мила своя сторона - 2 часа

1. Где кто родится, там и пригодится.

2. Если народ един, он непобедим

Содержание. Знакомство ,разучивание и исполнение песен о Родине и Курске известных композиторов.

11. Песни Курского края – 1 час

Содержание. Знакомство и работа с народными песнями Курского края

12. Детский музыкальный фольклор – 2 часа

1 Жанры детского музыкального фольклора

2. Дразнилки

Содержание. Понятие детский музыкальный фольклор. Прибаутки, заклички. Перевёртыши. Дразнилки.

13. Музыкальные небылицы- 1 час

Содержание. Знакомство с жанром детского фольклора – небылицы

14. Игры и потешки – 2 часа

1 Ульяна, головка кудрява

2. Просыпаемся с потешкой

Содержание. Народные игры и потешки. Работа с материалом

15. Зима: поэт, художник, композитор.– 2 часа

1 Зима в творчестве художников, поэтов и композиторов

2. Зима, белоснежная была
Содержание. Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.

16. Новогодний калейдоскоп.-4 часа

1. Снеговик –затейник

2. Ёлки – палки

3. Новый год к нам мчится!

4. А ну-ка, давай-ка плясать выходи!
Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.

17. Пришла коляда, отворяй ворота! – 4 часа

1 Таусень – коляда…

2. Коляда пришла !

3. Ходит Илья…

4. Уж ты бабушка подай!

Содержание. Знакомство с русскими традициями. Работа с сценарием «Пришла коляда»

18. Вокальный портрет сказочных героев.- 2 часа

1. А я маленькая бяка…

2. Ребята! Давайте жить дружно!

Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев. 

19.  Картины природы в песнях и сказках.- 2 часа

1. Мороз и солнце! День чудесный!

2. Под голубыми небесами
Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки. 

20. Музыкальная шкатулка.-2 часа

1. Сложу в шкатулку я талант

2. Музыкальная грамота
Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах. Музыка цирка и театра. Музыкальная азбука.

21. Весна: поэт, художник, композитор. – 2 часа

1. Весна в творчестве великих композиторов

2. Весна пришла!
Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.

22. Любимые мамы. – 2 часа

1. Мама – самое прекрасное слово на земле

2. Образ мамы в музыке и песнях

композиторов

Содержание. Образ мамы в искусстве. Подготовка к празднику 8 марта. Разучивание песен о маме.

23. Добрым быть совсем не просто.- 2 часа

1. Повернись и улыбнись

2. Дай мне руку
Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.

24. Маленькая страна – школа моя.-3 часа

1. Здравствуй, школа!

2. Наша школьная страна

3. Добро пожаловать!
Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.

25. Музыкальная ритмика – 1 час

Содержание. Ритмическая гимнастика- путь к музыкальности ребёнка. Ритмические игры

26. Нотная грамота – 1 час

Содержание. Где живут ноты? Нотный стан

27. Сюжетно- ролевые игры-инсценировки- 2 часа

1. Лесной концерт

2. Музыкальный спектакль. Теремок

Содержание. Ощущать и определять смену темпов от эпизода к эпизоду, пробудить творческую фантазию детей

28. Песни о весне известных композиторов. – 3 часа

1. Весенний калейдоскоп

2. Весна красна!

3. Весенний день – что ласковое слово!

Содержание. Знакомство ,разучивание и исполнение песен о весне

29. Россия – Родина моя – 2 часа

1.О России петь, что стремиться в храм!

2. Песни о Родине

Содержание. Оброс России в искусстве. Песни о Родине.
 Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».

30. Этот День Победы! – 2 часа

1. Миру – мир!

2. Со слезами на глазах

Содержание. Чтим историю России. Знакомимся с песнями военной тематики

31. Хлебосольство на Руси – 2 часа

1. Хлеб – всему голова! Подблюдные песни

2. И снова праздник!

Содержание. Приобщить ребёнка к традиционной русской национальной культуре на основе фольклорного материала Курской области. Подблюдные песни.

32. Времена года – 1 час

Содержание. Времена года в творчестве великих композиторов и художников.

33. Лето: поэт, художник, композитор.– 1 час
Содержание. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
34. Сколько песен мы с вами вместе…-1 час
Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
35. Резервное время – 1час

Содержание: концертная и творческая деятельность


3 год обучения:

ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство. 

1. Введение. Летние впечатления.- 1 час
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений.

2. Весёлый калейдоскоп – 2 часа

1. Делу – время, а потехе час

2. Веселье — от всех бед спасенье.

Содержание. Вспоминаем любимые песни, игры.

3. Солнечный свет в моём голосе. – 1 час

Содержание. Работа над манерой исполнения. Работа над артикуляцией.

4. Ноги сами в пляс пустились – 2 часа

1. Заинька, попляши!

2. Танцуй пока молодая!

Содержание. Развитие творческой фантазии детей , умение импровизировать движения. Поиск выразительного движения в плясовой музыке.

5. Поём в унисон – 1 час

Содержание. Выработка вокальных навыков. Умение петь в унисон.
6. Великие композиторы 1 час

Содержание. Знакомство с творчеством Прокофьева. Музыка для детей

7. Музыкальная шкатулка – 2 часа

1. Сложу в шкатулку я талант

2. Музыкальная грамота

Содержание. Изучение музыкальной грамоты. Средства музыкальной выразительности.

8. Если с другом вышел в путь -2 часа

1. Если рядом с тобой друг

2. Песни о дружбе

Содержание. Элементы ритмики на музыкальном занятии. Сценическая культура.

9. Канон – как основа многоголосия- 1 час

Содержание. Учимся петь каноном

10. Не грусти, улыбнись и пой! – 2 часа

1. Песня согреет душу

2. От улыбки – хмурый день светлей

Содержание. Выработка вокально – хоровых навыков. Учим жесты дирижёра.

11. Необычные звуки и голоса – 1 час

Содержание. Прослушивание звучания различных музыкальных инструментов. Сравнение голосов инструментов со звуками окружающего мира
12. Танцуют и поют все дети – 2 часа

1. Танцуй веселее!

2. Под звуки вальса

Содержание. Выработка навыков совместного исполнения и движений на сцене.

13. Детский фольклор – 2 часа

1. Заклички

2. Лирические – протяжные песни

Содержание. Знакомство с жанрами детского фольклора.

14. Осень , осень – в гости просим! – 2 часа

1. Песни о осени в творчестве современных композиторов

2. Песни о осени в народном творчестве

Содержание. Песни о осени. Знакомство и работа с песенным репертуаром. Выработка эстрадной манеры исполнения

15. Праздник в душе у нас – 1 час

Содержание. Знакомство с творчеством великих вокалистов. Манера исполнения академическая, народная ,эстрадная.

16. И хорошее настроение не покинет нас – 1 час

Содержание. Мажор в музыке. Музыкальная грамота.

17. Песни о зиме – 2 часа

1. Песни о зиме в творчестве современных композиторов и поэтов

2. Зима пришла!

Содержание. Образ зимы в композиторской и народной музыке

18. Веселей встречай друзей – 1 час

Содержание: Песни о дружбе и верных друзьях, Выражение внутреннего состояния в пении

19. Новогодний карнавал – 4 часа

1. Мелодии новогодней ночи

2. Здравствуй Дедушка Мороз!

3. Зимнее царство

4. В новогодних ритмах

Содержание: Исполнение и разучивание песен посвящённых Новому году.

20 . Щедрый вечер – 4 часа

1.Путешествие в Рождество

2. Коляда пришла, Рождество принесла

3. Радуйся, ой, радуйся, земле!

4. Ночь тиха, ночь свята.

Содержание: Рождественские обычаи и традиции русского народа. Работа над музыкальным спектаклем «Путешествие в Рождество»

21. Картины природы в песнях и сказках- 2 часа

1. Матушка Зима в произведениях искусства

2. В гости к сказке!

Содержание: работа с песнями о зиме. Образ зимы в картинах художников, стихах, песнях.

22. Наши предки славяне 2 часа

1. Дела давно минувших дней

2. Песни в народном стиле

Содержание: знакомство с укладом жизни, традициями наших предков. Работа с песнями в народном стиле.

23. Вечная память русским героям – 2 часа

1. Песни о солдате

2. Песни о Родине

Содержание: Разучивание песен патриотического характера. Образ Родины в музыкальном искусстве.

24. Дорогая наша масленица , Авдотья Изотьевна…. 2 часа

1. Наша Масленица

2. Едет Масленица

Содержание: Масленичные обряды и обычаи. Масленичные песни

25. Тихая моя ,нежная моя, добрая моя мама! – 2 часа

1. Мама – первое слово

2. Образ мамы в современном творчестве

Содержание: Образ мамы в музыкальном искусстве. Разучивание песен о маме.

26. Многоголосие в пении – 3 часа

1. Основы многоголосия

2. Учимся слушать

3. Поём и играем

Содержание: Основы многоголосия. Учимся слушать и анализировать. Импровизация в игре и пении.

27. Улыбка – это здорово! – 2 часа

1 Улыбка никому не вредит

2. Нет лучше веселья сердечной радости.

Содержание: Мажор в музыке. Разговор о доброжелательности посредством музыки.

28. Музыкальные инструменты – 1 час

Содержание: Знакомство с музыкальными инструментами. Фортепиано – история и строение.

29. Музыкальное состязание – 1 час

Содержание: показываем свои умения и навыки.

30. Сочини мелодию – 2 часа

1. Я – композитор

2. И муза вечная со мной!

Содержание: Понимание «композитор». Раскрытие задач и основ сочинительства. Проявляем своё творчество

31. Поём многоголосно – 3 часа

1. Основы многоголосия

2. Учимся слушать

3. Поём и играем

Содержание: Учимся петь в ансамбле. Осваиваем пение многоголосно.

32. Разыграй песню – 2 часа

1. Ходила младёшенька

2. Здравствуйте бояре

Содержание: Знакомство с народным творчеством. Освоение сценического театрально – музыкального искусства

33. Этот День Победы!- 2 часа

1. Портрет прадедушки

2. Мы шагаем как солдаты

Содержание:

34. Песни давно минувших дней – 2 часа

1. Народный фольклор

2. Песни наших бабушек

Содержание: Знакомство с народным творчеством наших предков.

35. Детские песни в исполнении эстрадных певцов.- 1 час

Содержание: знакомство с творчеством современных исполнителей. Просмотр видео – сюжетов. Понятие аранжировка и ремикс.

36. Край в котором ты живёшь – 1 час

Содержание: Тема родного города в творчестве современных композиторов. Работа с песенным репертуаром.

37. Сколько песен мы с вами вместе… 1 час

Содержание: Музыкальный концерт, с использованием разученных песен в течении года.

38. Резервное время – 1час

Содержание: концертная и творческая деятельность



Четвёртый год обучения:

«Души прекрасные порывы»

1.Вводное занятие. Диагностика. 1 час

Содержание: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.Объяснение целей и задач вокальной студии.

2. Правила охраны детского голоса 1 час

Содержание: Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Основные компоненты системы голосообразования: 

3. Певческая установка. Положение сидя 2 часа

1. Учимся петь

2. Если хочешь петь

Содержание: Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

4. Певческая установка. Положение стоя 2 часа

1. Певческая опора

2. Музыка душа моя

Содержание: Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

5. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками 5 часов

1.Высокая певческая позиция

2.И снова музыка звучит

3. Формирование навыка пения a capella

4. Канон. Пение канонов

5. Типы голосов

Содержание: Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

6. Звукообразование 3 часа

1. Три вида атаки звука

2. Мягкая атака звука

3. Твёрдая атака звука

Содержание: Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование.

7. Музыкальные штрихи 2 часа

1. Штрихи, исполняемые твёрдой атакой звука:

2. Штрихи, оформляющиеся при звукоизвлечении мягкой атакой

Содержание: . Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Слуховой контроль за звукообразованием.

8 Дыхание. Распевки на формирование навыка певческого дыхания 3 часа

1.Формирование цепного дыхания

2. Учимся дышать. Музыкальная гимнастика

3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Содержание: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

9. Дикция и артикуляция 3 часа

1. Скороговорки

2. Речевые игры и упражнения.

3. Вокальные упражнения

Содержание: Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

10. Развитие навыка кантиленного пения 1 час

Содержание: Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

11. Унисон. Распевки на единую манеру исполнения 1 час

Содержание: Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента

12. Нотный стан. Скрипичный ключ 2 часа

1. Расположение нот на нотном стане

2. Пение упражнений по нотам

Содержание: Знакомство с записью нотами. Игры – загадки и пение по нотам.

13. Мажор в музыке 1 час

Содержание: Определение настроения в музыке и передача этого настроения в пении. Мажор. Выразительное исполнение

14. Минор в музыке 1 час

Содержание: Определение настроения в музыке и передача этого настроения в пении. Мажор. Выразительное исполнение

15. Подготовка к выступлению на Новогодних ёлках 4 часа

1. Сказки водят хоровод

2. Под Рождественской звездой

3. Чудеса под Новый год

4. Лесная нечисть на новогоднем празднике

Содержание: Работа с песнями о Новом годе. Работа над дыханием, выразительностью исполнения, умением обращаться с микрофоном.

16. Пение интервалов по нотам в пределах терции 1 час

Содержание: Интервал. Особенности звучания. Учимся слышать и петь.

17. Пение интервалов по нотам в пределах октавы 1 час

Содержание: Интервал. Особенности звучания. Учимся слышать и петь.

18. Ритм. Пение и отбивание различных ритмических рисунков 2 часа

1. Ритм и его законы

2. Поиграем в эхо

Содержание: Развитие чувства ритма посредством ритмических упражнений, игр, музыкальных инструментов.

19. Двухголосие. Пение двухголосных упражнений 2 часа

1. Разделение голосов на партии

2. Пение двухголосных упражнений различными интервалами

Содержание: Учимся петь двухголосно.

20. Полифония. Формирование навыка полифонического пения 2 часа

1. Полифония

2. Поём и слышим

Содержание: Полифония – как основа многоголосия. Полифония и её приёмы. Ипользование полифонии в пени в музыке.

21. Народная песня.2 часа

1. Со вьюном я хожу

2. Плясовые хороводные

Содержание: Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

22 Произведениями русских композиторов- классиков. 1 час

Содержание: Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

23. Произведения современных отечественных композиторов. 4 часа

1. Современное композиторское творчество

2. Песни современных композиторов

3. Песни из кинофильмов

4. Здравствуй песня!

Содержание: Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

24. Сольное пение 5 часов

1. Я – исполнитель

2. Хоровод муз

3. Ах ты степь широкая!

4. По дорогам песен!

5. Я пою

Содержание: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Работа с песенным репертуаром современных композиторов.

25. Ансамблевое пение 1 час

Содержание: Воспитание ансамблевых навыков . Развитие чувства ответственности за коллектив.

26. Сценическое движение 1 час

Содержание: Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

27. Путь к успеху. 2 часа

1. На пути к победе!

2. И снова конкурс

Содержание: Выступление солистов и группы «Весёлые нотки» на городских и окружных конкурсах

28. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. 3 часа

1.Навстречу к сцене

2. И снова музыка звучит

3. Голос красоты

Содержание: Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

29. Работа над репертуаром. Подготовка к отчётному концерту 6 часов

1.Разукрасим всю планету

2. Весенняя капель

3. Оранжевое лето

4. Песни о лете

5. Песни о детстве

6. Песни о детях

Содержание: Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

30. Музыкальная ритмика 1 час

Содержание: Музыкальная гимнастика. Разучивание танцевальных движений.

31. Музыкальная азбука 1 час

Содержание: Музыкальная грамота: тембр, динамика, ритм, темп. Выразительное исполнение песен.

32. Резервное время – 1 час

Содержание: концертная и творческая деятельность
















Тематическое планирование


Первый год обучения.

№ п/п

Наименование разделов, темы

Кол-во часов

Примечание



«Звучащий мой голос»





1

Введение. 

1


2

Знакомство с голосовым аппаратом

1



Все учимся петь.


2



3

«Волшебные звуки»

1


4

«Красиво звучим»

1



Детские песни в нашей жизни.


4


5

С песней по жизни

1


6

Песня – музыкальный жанр

1


7

Куплетная форма в песне

1


8

Здравствуй песня

1



Песенки из мультфильмов.


2


9

По дороге с облаками

1


10

Ребята! Давайте жить дружно!

1



Пение без сопровождения муз. инструментов.


2


11

Акапельное пение народных песен

1


12

Акапельное исполнение современных песен

1



Колыбельные песни.

2


13

Баю баюшки баю, не ложися на краю…..

1


14

Спи моя радость усни….

1


15

Осенние песни.

1


16

Волшебная страна звуков.

1



В гостях у сказки.


2


17

У Лукоморья дуб зелёный…

1


18

И я там был….


1


19

Добрым быть совсем не просто…

1



Веселей встречай гостей

2


20

Милости просим

1


21

Как у наших у ворот

1



Календарная песня- зеркало жизни народа.

3


22

Осень, осень в гости просим!

1


23

Паучок, паучок тоненькие ножки…

1


24

Приходила осень

1



Фольклорные потешки

2


25

Ехал Тит на дрожках

1


26

Как у нашего кота

1



Частушки.

2


27

Школьные частушки

1


28

Детские частушки

1



Новогодний карнавал

4


29

Здравствуй, Новый год!

1


30

Новогодний лес: место чудес!

1


31

В гостях у ёлки!

1


32

Новогоднее чудо


1



Ходят бродят колядушечки!

3


33

Заходила коляда…

1


34

Рождественские колядки

1


35

Добрый вечер, добрым людям

1



Весёлые нотки.

2


36

Музыкальная грамота

1


37

В гости к нотам

1



Дорогая наша масленица!

4


38

Едет Масленица

1


39

Встреча Масленицы

1


40

Масленица , я гуляю

1


41

А мы Масленицу провожали

1



Весенний вальс.

2


42

Под звуки вальса

1


43

Агу, весна!

1



Прилетите жаворонушки.

2


44

Весенние песенки-заклички

1


45

Веснянки

1



Песни Курской области.

2


46

Курские лирические песни

1


47

Песни для детей

1


48

Краски музыки и голоса.

1



Попляши, попляши! Твои ножки хороши! Хороводные песни и игры.

2


49

А мы хоровод водили

1


50

Золотые ворота, пропустите вы меня


1


51

Ритмический аккомпанемент

1


52

Ритмическое многоголосие

1



Музыкальные игры и загадки.

3


53

Буги - вуги, о кей!

1


54

Горелки

1


55

Горшки

1



Волшебная страна звуков.

2


56

Мелодия – душа музыки

1


57

Музыка расскажи, музыка покажи

1


58

Необычные звуки и голоса.

1


59

Музыкальная ритмика

1


60

Музыкальные инструменты

1


61

Мелодии дня.

1


62

Музыкальная страна.

1


63

Весело – грустно.

1


64

Мои любимые песни.

1


65

Летний день замечательный праздник.

1


66

Резервное время

1



ИТОГО

66 часов




Второй год обучения.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Примечание



«Могу красиво петь уже…»




1

Введение. Летние впечатления.

1



Осень: поэт, художник, композитор

3


2

Осень в искусстве

1


3

Осень, осень в гости просим

1


4

Осенние букеты


1



Озорные песенки из мультфильмов.

2


5

А может быть ворона

1


6

Озорная семейка

1



Танцуют и поют все дети!

2


7

Танцевальный калейдоскоп

1


8

Танцы, танцы, танцы!

1



Звуки и краски голоса.

2


9

Интонация

1


10

Тембр

1



Песни детских кинофильмов.

2


11

Мы маленькие дети

1


12

Озорные малыши

1



Канон – как основа многоголосия

2


13

Особенности исполнения канона

1


14

Пробуем петь

1



Хоровод в народном творчестве

2


15

Заплету я хоровод

1


16

Виды и построения хороводов

1



Учимся импровизировать

2


17

Законы импровизации

1


18

Я мастер

1



Всякому мила своя сторона

2


19

Где кто родится, там и пригодится. 

1


20

Если народ един, он непобедим

1


21

Песни Курского края

1



Детский музыкальный фольклор

2


22

Жанры детского музыкального фольклора

1


23

Дразнилки

1


24

Музыкальные небылицы

1



Игры и потешки

2


25

Ульяна, головка кудрява

1


26

Просыпаемся с потешкой

1



Зима: поэт, художник, композитор

2


27

Зима в творчестве художников, поэтов и композиторов

1


28

Зима, белоснежная была

1



Новогодний калейдоскоп.

4


29

Снеговик –затейник

1


30

Ёлки – палки

1


31

Новый год к нам мчится!

1


32

А ну-ка, давай-ка плясать выходи!

1



Пришла коляда, отворяй ворота!

4


33

Таусень – коляда…

1


34

Коляда пришла !

1


35

Ходит Илья…

1


36

Уж ты бабушка подай!


1



Вокальный портрет сказочных героев.

2


37

А я маленькая бяка…

1


38

Ребята! Давайте жить дружно!


1



Картины природы в песнях и сказках.

2


39

Мороз и солнце! День чудесный!

1


40

Под голубыми небесами

1



Музыкальная шкатулка.

2


41

Сложу в шкатулку я талант

1


42

Музыкальная грамота

1



Весна: поэт, художник, композитор

2


43

Весна в творчестве великих композиторов

1


44

Весна пришла!

1



Любимые мамы

2


45

Мама – самое прекрасное слово на земле


1


46

Образ мамы в музыке и песнях

композиторов

1



Добрым быть совсем не просто.

2


47

Повернись и улыбнись

1


48

Дай мне руку

1



Маленькая страна – школа моя.

3


49

Здравствуй, школа!

1


50

Наша школьная страна

1


51

Добро пожаловать!

1


52

Музыкальная ритмика

1


53

Добрым быть совсем не просто

1



Сюжетно- ролевые игры-инсценировки

2


54

Лесной концерт

1


55

Музыкальный спектакль. Теремок

1



Песни о весне известных композиторов

3


56

Весенний калейдоскоп

1


57

Весна красна!

1


58

Весенний день – что ласковое слово!

1



Россия – Родина моя

2


59

О России петь, что стремиться в храм!

1


60

Песни о Родине

1



Этот день Победы

2


61

Миру – мир!

1


62

Со слезами на глазах

1



Хлебосольство на Руси

2


63

Хлеб – всему голова! Подблюдные песни

1


64

И снова праздник!


1


65

Времена года

1


66.

Лето: поэт, художник, композитор

1


67

Сколько песен мы с вами вместе…

1


68

Резервное время

1



ИТОГО

68 часов













































Третий год обучения.

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Примечание



«Звучит, поёт моя душа »




1

Введение. Летние впечатления.

1



Весёлый калейдоскоп

2


2

Делу – время, а потехе час

1


3

Веселье — от всех бед спасенье.


1


4

Солнечный свет в моём голосе

1



Ноги сами в пляс пустились

2


5

Заинька, попляши!

1


6

Танцуй пока молодая!

1


7

Поём в унисон

1


8

Великие композиторы

1



Музыкальная шкатулка

2


9

Сложу в шкатулку я талант

1


10

Музыкальная грамота

1



Если с другом вышел в путь

2


11

Если рядом с тобой друг

1


12

Песни о дружбе

1


13

Канон – как основа многоголосия

1



Не грусти, улыбнись и пой!

2


14

Песня согреет душу

1


15

От улыбки – хмурый день светлей

1


16

Необычные звуки и голоса

1



Танцуют и поют все дети!

2


17

Танцуй веселее!

1


18

Под звуки вальса

1



Детский фольклор

2


19

Заклички

1


20

Лирические – протяжные песни

1



Осень ,осень- в гости просим!

2


21

Песни о осени в творчестве современных композиторов

1


22

Песни о осени в народном творчестве

1


23

Праздник в душе у нас!

1


24

И хорошее настроение не покинет нас!

1



Песни о зиме

2


25

Песни о зиме в творчестве современных композиторов и поэтов

1


26

Зима пришла!

1


27

Веселей встречай друзей

1



Новогодний карнавал

4


28

Мелодии новогодней ночи

1


29

Здравствуй Дедушка Мороз!

1


30

Зимнее царство


1


31

В новогодних ритмах

1



Щедрый вечер

4


32

Путешествие в Рождество

1


33

Коляда пришла, Рождество принесла

1


34

Радуйся, ой, радуйся, земле!

1


35

Ночь тиха, ночь свята, 


1


36

Картины природы в песнях и сказках

2


37

Матушка Зима в произведениях искусства

1


В гости к сказке!

1



Наши предки славяне

2


Дела давно минувших дней

1


Песни в народном стиле

1



Вечная память русским героям

2


Песни о солдате

1


Песни о Родине

1



Дорогая наша масленица , Авдотья Изотьевна….

2


Наша Масленица

1


Едет Масленица

1



Тихая моя ,нежная моя, добрая моя мама!

2


Мама – первое слово

1


Образ мамы в современном творчестве

1



Многоголосие в пении

3


Основы многоголосия

1


Учимся слушать

1


Поём и играем

1



Улыбка – это здорово!

2


Улыбка никому не вредит

1


Нет лучше веселья сердечной радости.

1


Музыкальные инструменты

1


Музыкальное состязание

1



Сочини мелодию

2


Я – композитор

1


И муза вечная со мной!

1



Поём многоголосно

3


Основы многоголосия


1


Учимся слушать

1


Поём и играем

1



Разыграй песню

2


Ходила младёшенька

1


Здравствуйте бояре

1



Этот День Победы!

2


Портрет прадедушки

1


Мы шагаем как солдаты

1



Песни давно минувших дней

2


Народный фольклор

1


Песни наших бабушек

1


Детские песни в исполнении эстрадных певцов.

1


66

Край в котором ты живёшь

1


67.

Сколько песен мы с вами вместе…

1


68.

Резервное время

1



ИТОГО

68 часов




Четвёртый год обучения.

« Души прекрасные порывы!»

п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Примечание

1

Вводное занятие. Диагностика.

1


2


Правила охраны детского голоса

1




Певческая установка. Положение сидя

2


3

Учимся петь

1


4

Если хочешь петь


1



Певческая установка. Положение стоя

2


5

Певческая опора


1


6

Музыка душа моя


1



Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками


5


7

Высокая певческая позиция

1


8

И снова музыка звучит


1


9


Формирование навыка пения a capella

1


10


Канон. Пение канонов

1


11

Типы голосов



1




Звукообразование


3


12

Три вида атаки звука

1


13

Мягкая атака звука


1


14


Твёрдая атака звука


1





Музыкальные штрихи

2


15

Штрихи, исполняемые твёрдой атакой звука:

1


16

Штрихи, оформляющиеся при звукоизвлечении мягкой атакой

1



Дыхание. Распевки на формирование навыка певческого дыхания


3


17


Формирование цепного дыхания


1


18

Учимся дышать. Музыкальная гимнастика

1


19

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.


1




Дикция и артикуляция


3


20

Скороговорки


1


21

Речевые игры и упражнения.

1


22

Вокальные упражнения



1


23

Развитие навыка кантиленного пения


1


24

Унисон. Распевки на единую манеру исполнения



1



Нотный стан. Скрипичный ключ


2


25

Расположение нот на нотном стане

1


26


Пение упражнений по нотам


1


27

Мажор в музыке


1


28

Минор в музыке


1



Подготовка к выступлению на Новогодних ёлках

4


29


Сказки водят хоровод

1


30

Под Рождественской звездой

1


31

Чудеса под Новый год

1


32

Лесная нечисть на новогоднем празднике


1


33

Пение интервалов по нотам в пределах терции



1


34

Пение интервалов по нотам в пределах октавы


1



Ритм. Пение и отбивание различных ритмических рисунков

2


35

Ритм и его законы

1


36

Поиграем в эхо


1




Двухголосие. Пение двухголосных упражнений


2


37

Разделение голосов на партии


1


38

Пение двухголосных упражнений различными интервалами



1



Полифония. Формирование навыка полифонического пения

2


39

Полифония


1


40

Поём и слышим

1



Народная песня.

2


41

Со вьюном я хожу

1


42

Плясовые хороводные

1


43

Произведениями русских композиторов-  классиков.

1



Произведения современных отечественных композиторов.

4



44

Современное композиторское творчество

1



45

Песни современных композиторов

1


46


Песни из кинофильмов


1


47

Здравствуй песня!

1




Сольное пение


5


48

Я – исполнитель

1


49

Хоровод муз

1


50

Ах ты степь широкая!

1


51

По дорогам песен!

1


52

Я пою

1


53

Ансамблевое пение

1


54

Сценическое движение


1



Путь к успеху.

2


55

На пути к победе!

1


56

И снова конкурс



1



Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

3


57

Навстречу к сцене

1


58

И снова музыка звучит

1


59

Голос красоты 

1



Работа над репертуаром. Подготовка к отчётному концерту

6


60

Разукрасим всю планету

1


61

Весенняя капель

1


62

Оранжевое лето

1


63

Песни о лете

1


64

Песни о детстве

1


65

Песни о детях


1


66

Музыкальная ритмика

1


67

Музыкальная азбука


1


68

Резервное время

1



ИТОГО

68