СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ВПК "Дмитрий Донской"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа военно-патриотического клуба "Дмитрий Донской"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ВПК "Дмитрий Донской"»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр «Гармония»

Чановского района

Новосибирской области





Рассмотрена Утверждаю

и одобрена на заседании директор детско-юношеского

Методического Совета центра «Гармония»

Детско-юношеского центра

«Гармония»

Протокол № _____________ ____________ Л.Г. Боброва

От ______________________ _______________ 2017г.







Образовательная программа

ВПК « Дмитрий Донской »

( рассчитана на юношей и девушек 12-16 лет)

( реализуется в течение двух лет)















Автор

Гаврилов Юрий Александрович

Педагог дополнительного образования



2017-2018 год.




Пояснительная записка


Патриотизм - это один из источников существования и развития общества и государства. Он зарождается как чувство еще с раннего детства, заботясь о родном крае, своих близких. Но главным в нем остается – человек, личность с осмыслением служению Отечеству. Можно много говорить высоких слов на тему патриотизма, рассуждать. Но ПАТРИОТОМ может считать себя тот, кто в действительности сопричастен важнейшим проблемам страны, кто разделяет бремя ответственности за историческую судьбу своего Отечества, чтит и хранит память о прошлом.

В наше время актуальным аспектом остается готовность нашей молодежи к служению Отечеству, особенно с его защитой. Поэтому приоритетным из направлений деятельности является патриотическое воспитание несовершеннолетних, их социально-нравственное становление через систему организации профильных клубов, направленных на поддержание статуса защитника Отечества. В настоящее время в нашей стране возрождается система военно- патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии защитника Отечества. На этих занятиях подростки приобретают нравственные, морально- психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества.

ВПК « Дмитрий Донской » был создан в ноябре 2009 года на базе МБОУ Осинцевской СШ. Возраст воспитанников 12- 16 лет. Создание военно- патриотического клуба «Дмитрий Донской» явилось необходимостью, т. к. подростковых объединений для большинства мальчишек и девчонок функционирует мало, а введение предмета НВП еще только на начальной стадии внедрения. Клуб работает в системе дополнительного образования. Основным местом теоретическо - прикладных занятий, сборов ребят является МБОУ Осинцевская СШ.

ВПК «Дмитрий Донской» стал для многих юношей и девушек одним из дополнительных социальных институтов воспитания, где чувство локтя товарища, единство коллектива, строгое соблюдение основ и правил жизнедеятельности клуба создают условия для формирования более адаптированной личности. Всех членов клуба объединяет желание быть юным патриотом и почувствовать свою значимость в коллективе как личность, что является профилактикой правонарушений. Вместе пройдя через трудности адаптации и достигая определенных успехов, они станут более подготовленными к сложным жизненным ситуациям и смогут постоять за себя, свои принципы и убеждения, а значит, принесут пользу обществу, станут его истинными защитниками.

Целью программы является:

  1. Формирование личности нравственно - ориентированной, способной к саморазвитию;

  2. Профилактика социально - негативных проявлений среди подростков;

  3. Создание условий для физического развития юношей и девушек;

  4. Подготовка молодых людей к службе в рядах Вооруженных сил и другим государственным службам;

  5. Развитие чувства патриотизма в процессе обучения начальной военной подготовке.


Основные задачи программы:

1. Развитие инициативности, самостоятельности, коллективизма, ответственности и дисциплинированности;

2. Участие в мероприятия, направленных на повышение культурного и физического уровня;

3. Организация встреч, походов и соревнований;

4. Развитие чувства патриотизма в процессе обучения начальной военной подготовке.

  1. Методы:

  1. Практический (постоянные тренировки по физической подготовке; разборка - сборка автомата; метание гранаты на точность и дальность; строевые упражнения; стрельба)

  2. Словесный (освоение теоретических знаний по медицине, Уставам, истории Вооруженных сил РФ, военной терминологии и т. д.)

  3. Наглядный (просмотр фото и видео материалов, показ и демонстрация опыта работы ведущих клубов области и страны; поощрение отличившихся и т. д.)

  4. Аналитический (анализ проделанной работы; повторение пройденного; сравнение и наблюдение)


Основные направления деятельности клуба:


  1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

  2. Строевая подготовка

  3. Изучение истории России на примере героизма.

  4. Огневая подготовка

  5. Специальная подготовка (школа выживания в сложных природно-климатических условиях)

  6. Основы религиозных культур.

  7. Физическая подготовка.

  8. Уставы ВС и история ВС.


Основные направления реализации программы


1. Специальная подготовка (школа выживания в сложных природно-климатических условиях)

Изучая данное направление юноши и девушки заранее подготавливают себя к стойкому преодолению различных,,внештатных,, и экстремальных ситуаций, которые будут подстерегать их в повседневной жизни, без которых не обходится ни один человек. Рано или поздно молодому человеку придется столкнуться с такой ситуацией, где понадобятся все его знания, полученные за время деятельности в клубе. Это и преодоление пересеченной местности, оврагов, холмов; разжигание костра; добывание воды из снега; сооружение укрытия из подручного материала; транспортировка пострадавшего; спуски и подъемы по склону с помощью веревки; переправа через овраг по подвесному бревну; преодоление зараженного участка; возможные случаи автономного существования человека и правила поведения в них; способы ориентирования на местности и по карте; сигналы бедствия и сигнальные средства и т. д.

Участие в военно-патриотической игре «Зарница», туристических слетах, многодневных походах и других практических мероприятиях районного и областного масштаба поможет учащимся более полно овладеть специальной подготовкой в реализации этого направления.


2.Основы религиозных культур

Это одно из важных и необходимых направлений в деятельности нашего клуба. У каждой личности есть Родина, у каждого гражданина- Отечество. Уважение наследия своего народа - одна из сфер проявления внутренней культуры человека, поэтому смысл обучения - это работа с умами молодых людей, т. е. нашей молодежи. Патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовные национальные начала. Понятие патриотизм может жить только в той душе, для которой есть на земле нечто священное: Родина, народ, родная земля.

Духовно- нравственной основой патриотизма является:

- вера в возрождение России;

- надежда на безопасность личности, коллектива, общества и государства;

- любовь к своей малой родине;

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне - часть основы дальнейшего развития России в 21 веке. Память и история, сочетающаяся с чувством гордости - основа достоинства нации. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация Российского общества, потому-то Великая Отечественная война- это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых находятся рядом с нами. К сожалению, современное состояние российского общества, нарушило духовную связь и преемственность поколений. Новое поколение должно быть достойно тех, кто отстоял свободу и независимость Родины 70 лет назад.

Методы по повышению духовно-нравственного потенциала молодежи на наш взгляд состоят в том, чтобы наиболее эффективно использовать уроки истории, обществоведения, литературы (военная и патриотическая тематика широко представлена в произведениях великих русских классиков: Л. Н. Толстого; М. Ю. Лермонтова; А. С. Грибоедов, чья творческая и личная биография неразрывно связана с военной службой).

Патриотизм религиозной культуры должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни. Гражданин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Без крепкого духовного стержня человек не в состоянии противиться злу. Необходимо религиозное воспитание, в котором понятие патриотизм священно.


3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Одной из задач обучения является разъяснение учащимся задачи и обязанности любого гражданина по оказанию первой медицинской помощи. От того, как правильно и грамотно оказана помощь, будет зависеть жизнь человека. Для этого необходимы регулярные теоретические и практические занятия. Каждый должен знать приемы наложения различных повязок; действия при остановке дыхания и сердцебиения; содержимое медицинской аптечки и правильное применение препаратов; строение человека; что делать при переломах различных частей тела. Одно из интересных и полезных направлений в медицине - это обучение способам изготовления медицинских препаратов из лекарственных трав; приемам классического и точечного массажа; измерение артериального давления и т. д.


4. Изучение истории России на примере героизма.

Сегодня, в условиях социально- экономического и политического кризиса, когда рушатся стереотипы и теряются привычные ориентиры, когда прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя, а новые, которые объединили бы общество, ещё не выработаны, происходит непростительное выпадение из памяти поколений целых пластов героической истории народа, а вместе с тем и утрата величайшей нравственной ценности – естественного патриотизма, любви и уважения к старым людям, чья жизнь и судьба многими нитями связана с героическими этапами нашей истории. Появление движение скинхэдов, разрастание сподвижников и идей Лимонова, возникновение чуждых российскому менталитету идей национализма – тревожные симптомы потери обществом основных человеческих духовных ценностей. В этих условиях особенно актуальным становится формирование ценностного отношения к сути человеческих отношений, толерантности сознания. В связи с этим общество кардинально меняет подходы к изучению отечественной истории, переход к цивилизационным, культурологическим, локальным теориям приводит к переосмыслению роли исторической науки в образовательном процессе. Однако, некоторые историки стали отрицать такую цель исторического образования, как воспитание патриотизма и любви к Родине, что и приводит к негативным проявлениям социального поведения подростков. Бездуховность, озлобленность, отсутствие патриотических чувств: чувства уважения к прошлому и чувства благодарности – все чаще встречаются в нашей жизни и являются доказательством несостоятельности такого похода к обучению и воспитанию современного школьника. Тем не менее, большинство специалистов считают важнейшей целью исторического образования - воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.Мы не должны забывать, что школа, помимо просветительской, выполняет и воспитательную функцию, формируя личность с активной жизненной позицией, настоящего гражданина своей страны. Ведь для будущего России важно не только, насколько знающие специалисты будут создавать её богатство, но и каким будет их мировоззрение и нравственная культура. Как же воспитать учеников, чтобы в своей взрослой жизни они совершали те или иные действия, по своему внутреннему побуждению, основанному на высокой гражданской позиции? Этот вопрос волнует не только учителей, но и широкую российскую общественность. Но, по моему глубокому убеждению, необходимо уделить особое внимание воспитанию учащихся на примерах ратного и трудового подвига наших предков, восстановить порушенную связь поколений, довести до сознания понимание величия, духовной красоты и преданности человека высоким идеалам. Будущее страны строят не «иваны, не помнящие родства», а горьковский Данко!


5. Физическая подготовка.

Программой предусматриваются занятия общей физической подготовкой, действия при выполнении упражнений на полосе препятствий, изучение техники метания гранат на точность из траншеи, а также выполнение нормативов по различным видам спорта.

Физическая подготовка занимает одно из ведущих мест в реализации данного направления. Обществу нужны физически крепкие и здоровые люди для защиты Отечества, как на службе в рядах Вооруженных сил, так и в гражданской жизни. Пропаганда здорового образа жизни красной строкой проходит через всю деятельность клуба, начиная с личного примера его руководителя и заканчивая теми мероприятиями, которые входят в повседневную жизнь клуба.


6. Огневая подготовка.

Обучение огневой подготовке проводится на занятиях по изучению оружия, боеприпасов, правил стрельбы, на тренировках. Нет необходимости доказывать пользу огневой подготовки, ей могут заниматься все. Велико воспитательное значение: у ребят воспитывается дисциплинированность, смелость, способность к преодолению трудностей (особенно психологических), трудолюбие, чувство коллективизма. Занятия в клубе предполагают использование в арсенале средств подготовки работы с оружием, макеты автомата Калашникова. Для отработки приемов стрельбы в условиях училища нет альтернативы пневматической винтовке, которая сочетает в себе простоту и доступность с надежностью и наглядностью процесса стрельбы. Пневматическое оружие имеет те же технические данные, что и огнестрельное, но уступает в дальности стрельбы и убойном действии пуль. Пневматическое оружие используется в основном как тренировочное и спортивное, оно занимает важное место в массовом обучении стрелков и при дальнейшем совершенствовании мастерства. Обучаемые получают достаточно хорошие навыки и потом успешно стреляют из других видов оружия. Обязательным методом обучения и воспитания является участие в спортивных состязаниях по стрельбе, а также на военно-полевых сборах.


7. Строевая подготовка.

Каждый учащийся учебного заведения должен знать основы строевой подготовки, уметь маршировать строевым и походным шагом, проходить торжественным маршем с песней. Также на практических занятиях отрабатываются повороты на месте и в движении, перестроения в две шеренги, в три шеренги.


8. Уставы Вооруженных Сил и история Вооруженных сил.

Программа предполагает ознакомление с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил, который регламентирует жизнь, быт и повседневную деятельность личного состава. Он определяет общие обязанности военнослужащих, взаимоотношения между ними, а также внутренний порядок в подразделении и т. д. Знакомство с другими Уставами положительно скажется, когда наши учащиеся окажутся в действующей армии, укрепит их уверенность в правильности их действий. В конце 1918 года введены в действие уставы внутренней и гарнизонной службы, строевой пехотный и дисциплинарный уставы. В дальнейшем уставы неоднократно перерабатывались и дополнялись в соответствии с опытом военного строительства, развитие военной науки, нового оружия и боевой техники.


Учебно-методический план первого года обучения


Разделы и темы

Общее количество

Практические занятия

Теоретические занятия

1.

Организационное занятие

2 часа


2 часа

2.

Основы мед. знаний

10 часов

7 часов

3 часа

3.

Уставы ВС и история ВС

5 часов


5 часов

4.

Строевая подготовка

25 часов

22 часа

3 часа

5.

Изучение истории России на примере героизма.

5 часов


5 часов

6.

Огневая подготовка

50 часов

45 часов

5 часов

7.

Спец. подготовка

10 часов

5 часов

5 часов

8.

Основы религиозных культур

5 часов


5 часов

9.

Физическая подготовка.

30 часов

27 часов

3 часа

10.

Работа с родителями

2 часа

1 час

1 час


Итого:

144 часа.

107 часов

37 часов



Содержание.


  1. Организационное занятие:

-ознакомление планом работы клуба на учебный год;

-техника безопасности во время занятий;

-правила использования материальной базы и инвентаря

-рабочее место до и после занятий;

-требования к правилам и дисциплине в ВПК;

-форма одежды и проведение занятий;


2.Основы медицинских знаний:

-здоровый образ жизни

-знание основ анатомии и физиологии человека

-простудные заболевания

-наложение шин при переломах и вывихах различных частей тела

-аптечка индивидуальная и ее содержимое.


3.Уставы Вооруженных Сил и история Вооруженных сил:

- дни воинской славы России

- ритуалы ВС

- символы воинской чести, боевые традиции

- ознакомление с историей, создание уставов, общие положения.


4.Строевая подготовка:

-повороты на месте и в движении

-движение строевым и походным шагом

-прохождение с песней

-перестроение из одной шеренги в две и три

-выход из строя и возвращение в строй


5. Изучение истории России на примере героизма.

-изучение ратных подвигов героев России


6. Огневая подготовка

- материальная часть и тактико-технические данные АК

-меры безопасности

-разборка и сборка ОК

-история стрелкового оружия Российской армии

-снаряжение магазина патронами


7. Специальная подготовка (школа выживания)

-устройство жумара, спускового устройства, карабина и обвязки

-подъем на жумаре, спуск с помощью спускового устройства

- разведение костра без спичек

-добыча воды, пищи и огня


8. Религиозное воинское мировоззрение, духовные лекции и беседы:

- встречи и дискуссии с церковнослужителями

-регулярные встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами локальных войн

- оказание помощи ветеранам

-изучение истории образования различных религиозных праздников и участие в проведении календарных праздников годового цикла.


9. Физическая подготовка:

-значение физической подготовки

-меры безопасности

-правила проведения разминки

-формирование осанки юношей и девушек при помощи разминки

-упражнения на высокой перекладине (подтягивания)

-сгибание и разгибание туловища из положения, лежа на спине руки за голову

-кроссовая подготовка


10. Работа с родителями:

-индивидуальные встречи, беседы

-посещение квартир









Учебно-методический план второго года обучения


Разделы и темы

Общее количество

Практические занятия

Теоретические занятия

1.

Организационное занятие

2 часа


2 часа

2.

Основы мед. знаний

10 часов

8 часов

2 часа

3.

Уставы ВС и история ВС

5 часов


5 часов

4.

Строевая подготовка

25 часов

23 часа

2 часа

5.

Изучение истории России на примере героизма.

5 часов


5 часов

6.

Огневая подготовка

45 часов

42 часа

3 часа

7.

Спец. подготовка

15 часов

10 часов

5 часов

8.

Физическая подготовка.

30 часов

27 часов

3 часа

9.

Основы Православной культуры

5 часов


5 часов

10.

Работа с родителями

2 часа

1 час

1 час


Итого:

144 часа.

111 часов

33 часа


Содержание.


  1. Организационное занятие:

-ознакомление планом работы клуба на учебный год;

-техника безопасности во время занятий;

-правила использования материальной базы и инвентаря

-рабочее место до и после занятий;

-требования к правилам и дисциплине в ВПК;

-форма одежды и проведение занятий;


2.Основы медицинских знаний:

-здоровый образ жизни

-знание основ анатомии и физиологии человека

-простудные заболевания

-наложение шин при переломах и вывихах различных частей тела

-аптечка индивидуальная и ее содержимое.

-кровотечения, пути остановки.


3.Уставы Вооруженных Сил и история Вооруженных сил:

- дни воинской славы России

- ритуалы ВС

- символы воинской чести, боевые традиции

- ознакомление с историей, создание уставов, общие положения.


4.Строевая подготовка:

-повороты на месте и в движении

-движение строевым и походным шагом

-прохождение с песней

-перестроение из одной шеренги в две и три

-выход из строя и возвращение в строй


5. Изучение истории России на примере героизма.

-изучение ратных подвигов героев России


6. Огневая подготовка

- материальная часть и тактико-технические данные АК

-меры безопасности

-разборка и сборка ОК

-история стрелкового оружия Российской армии

-снаряжение магазина патронами


7. Специальная подготовка (школа выживания)

-устройство жумара, спускового устройства, карабина и обвязки

-подъем на жумаре, спуск с помощью спускового устройства

- разведение костра без спичек

-добыча воды, пищи и огня


8. Физическая подготовка:

-значение физической подготовки

-меры безопасности

-правила проведения разминки

-формирование осанки юношей и девушек при помощи разминки

-упражнения на высокой перекладине (подтягивания)

-сгибание и разгибание туловища из положения, лежа на спине руки за голову

-кроссовая подготовка


9. Религиозное православное воинское мировоззрение, духовные лекции и беседы:

- встречи и дискуссии с церковнослужителями

-регулярные встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами локальных войн

- оказание помощи ветеранам

-изучение истории образования различных религиозных праздников и участие в проведении календарных праздников годового цикла.


10. Работа с родителями:

-индивидуальные встречи, беседы.

-посещение квартир.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация данной программы в рамках нашего учебного заведения позволит привлечь к активным занятиям в клубе молодежь подросткового возраста, поможет повысить дисциплину, научит их уважать старшее поколение, перенесшее войну, даст знания о вкладе жителей села, района, области в победу над фашизмом. Общество получит молодых людей, подготовленных к армии морально и физически. Создавая и пропагандируя привлекательный образ защитника Отечества, мы тем самым готовим к службе в Армии достойных защитников Родины, а те, кто по каким-то причинам не сможет служить в Армии, вырастут достойными гражданами России. Занятия в клубе помогут учащимся в выборе будущей профессии.

Данная программа разрабатывалась и функционирует с ноября 2009 года, основной целью которой является привлечение молодых людей к здоровому образу жизни. Насыщение программы различными формами работы и темами, позволит поддерживать постоянно высокий интерес к занятиям.


Список используемой литературы


1. Дубовицкая О. « Краткая история войн и сражений» Москва, Рипол, 2002г.

2. Иванов Е. И. «С компасом и картой» Москва, изд. ДОСААФ,1991г.

3. Корх А. Я. «Стрелковый спорт и методика преподавания» Москва, 1986г.

4. Иванов А. Н. «Дни воинской славы России» Москва, 2002г.

5. «История Отечества» 1939-1991 гг. Москва, Просвещение

1992г.

6. Кукольский Г. М. «Здоровье и физическая культура» Москва, 1986г.

7. Палеева Н.Р. «Справочник медицинской сестры по уходу» Москва, Медицина, 1981г.

8. Лахин А. Ф. «Военная топография», Москва, Воениздат, 1995 г.

9. Рыжов К. «100 великих Россиян», Москва, ВЕЧЕ,2003г.

10. Мартовский А.Н. «Гимнастика для юношей и девушек», Москва,1972г.

11.Любченков Ю.Н. «Самые знаменитые полководцы России», Москва, ВЕЧЕ,1999г.

12.Жилина М.Я. «Методика тренировки стрелка-спортсмена», Москва,1986г.