Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Озерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
«Принято» на заседании МО (кафедры) __русского языка и литературы Протокол № 1_ от « 29 »августа 2016г. Руководитель МО ___________/Ишкова Т.В./ | | «Утверждаю» Директор школы ___________/Леоненко Н.И./ Приказ № 118 от « 31 » августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адаптированной программе для обучающихся
с умственной отсталостью (8 вид)
по предмету: письмо и развитие речи, 8 класс
Рабочая программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, сб. 1» под ред. Воронковой В.В. -
М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
Срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
Тараданова Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная
категория
с. Озёрки
2016г.
2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, сборник № 1» под редакцией Воронковой В.В.- Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
Обучение ведётся с использованием учебника «Русский язык. 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская – Москва: Просвещение, 2006 г.
Учебный предмет «Русский язык» относится к Федеральному компоненту учебного плана. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Ориентация обучения - на формирование общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности.
Программа обучения письму в специальной (коррекционной) школе имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й — предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Грамматика, правописание и развитие речи
Коммуникативно - речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме. Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья — семя), для отработки чёткости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте. Темы, связанные с усвоением частей речи, включают работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию. С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) учащиеся обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
При изучении темы «Текст» у учащихся 5—9 классов формируются следующие умения:
определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
выделять из текста предложения, отмечая языковые средства, их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;
отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Обучение построено на принципах
- коррекционной направленности в обучении,
- воспитывающей и развивающей направленности обучения,
- научности и доступности обучения,
- систематичности и последовательности в обучении,
- наглядности в обучении,
- индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Технологии обучения:
коррекционно-развивающее обучение
личностно-ориентированное обучение
здоровьесберегающие технологии
ИКТ-технологии
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Виды деятельности учащихся: говорение, слушание, чтение, письмо, наблюдение, решение тестовых заданий.
Способы и формы проверки и оценки результатов обучения: диктант, контрольная работа, самостоятельная работа, тесты, изложение, сочинение, ответ на уроке.
На изучение курса отводится 136 часов в год (4 ч. в неделю), в т. ч. развитие речи –
20 ч., контроль – 13 ч.
3. Содержание учебного курса
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Повторение | 6 |
2 | Слово. Состав слова | 17 |
3 | Части речи. | 1 |
4 | Имя существительное | 15 |
5 | Имя прилагательное | 13 |
6 | Личное местоимение | 13 |
7 | Глагол | 39 |
8 | Предложение | 22 |
9 | Повторение изученного | 10 |
| Всего | 136 |
4. Тематическое планирование по письму и развитию речи 8 класс
№п/п | | Наименование темы | Коли- чество часов | Контроль ные и диагности- ческие материалы | Лаборатор- ные и практиче ские- | Использование оборудования |
| 1. | 1. Повторение Цель: повторить изученное ранее о предложении и знаках препинания в нём | | | | |
1 | 1.1 | Предложение. | 1 | | | |
2 | 1.2 | Простое и сложное предложения. | 1 | | | |
3 | 1.3 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без них . | 1 | | | ИКТ (презен тация) |
4 | 1.4 | Однородные члены предложения. | 1 | | | |
5 | 1.5 | Постановка запятых при однородных членах предложения. | 1 | | | |
6 | 1.6 | Р. р. Деловое письмо. Объяснительная записка. | 1 | | 1 | презентация |
| 2. | 2. Слово. Состав слова. Цель: повторить изученное о составе слова, учить писать части слова, в том числе в сложных словах | | | | |
7 | 2.1 | Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Подбор однокоренных слов. | 1 | | | |
8 | 2.2 | Разбор по составу слов, относящихся к разным частям речи. Единообразное написание в корне. | 1 | | | |
9 | 2.3 | Образование слов при помощи приставки и суффикса. | 1 | | | |
10 | 2.4 | Правописание слов на знакомые орфограммы. | 1 | | | |
11 | 2.5 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | | | трен. |
12 | 2.6 | Правописание ударных и безударных гласных в корне слова. | 1 | | | |
13 | 2.7 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | | | трен |
14 | 2.8 | Проверочная работа по теме: «Корневые орфограммы» | 1 | 1 | | |
15 | 2.9 | Гласные и согласные в приставках | 1 | | | |
16 | 2.10 | Приставка и предлог | 1 | | | |
17 | 2.11 | Различение приставки и предлога | 1 | | | |
18 | 2.12 | Сложные слова | 1 | | | ЭОР |
19 | 2.13 | Образование сложных слов с помощью соединительных гласных -о,-е и без соединительных гласных. | | | | ЭОР |
20 | 2.14 | Образование сложных слов с помощью иностранных корней. | 1 | | | |
21 | 2.15 | Практическая работа по теме: «Состав слова» | 1 | | | |
22 | 2.16 | Р.Р. Деловое письмо. Автобиография. | 1 | | 1 | презентация |
23 | 2.17 | Тест-контроль по теме: «Состав слова». | 1 | 1 | | |
24 | | Части речи Части речи – это группы слов. | 1 | | | |
| 3. | 3. Имя существительное Цель: повторить изученное об имени существительном и его правописании; учить определять безударные окончания имён существительных и наличие Ь на конце после шипящих; употреблять несклоняемые имена существительные | 1 | | | |
25 | 3.1 | Грамматические признаки имени существительного. | 1 | | | ИКТ презентация |
26 | 3.2 | Имена собственные, обозначающие различные названия | 1 | | | |
27 | 3.3 | Существительные единственного числа с шипящей на конце. | 1 | | | |
28 | 3.4 | Склонение имён существительных в единственном числе (1-е, 2-е, 3-е) | 1 | | | презентация |
29 | 3.5 | Падежные окончания существительных единственного числа. | 1 | | | |
30 | 3.6 | Р.Р. Изложение по картине Б. Кустодиева «Масленица». | 1 | | 1 | |
31 | 3.7 | Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. | 1 | | | |
32 | 3.8 | Контрольный диктант за I четверть. Тема: «Правописание падежных окончаний существительных». | 1 | 1 | | |
33 | 3.9 | Анализ написания диктанта. | 1 | | | |
34 | 3.10 | Существительные с шипящей на конце. | 1 | | | |
35 | 3.11 | Существительные с шипящей на конце. | 1 | | | |
36 | 3.12 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | | | презентация |
37 | 3.13 | Повторение. Имя существительное. | | | | ЭОР |
38 | 3.14 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | | | | |
39 | 3.15 | Р.Р. Деловое письмо. Адрес. | 1 | | 1 | презентация |
| 4. | 4. Имя прилагательное Цель: повторить изученное об имени прилагательном и его правописании; учить определять безударные окончания имён прилагательных | | | | |
40 | 4.1 | Роль прилагательного в речи. | 1 | | | |
41 | 4.2 | Согласование имён прилагательных с именами существительными. | 1 | | | |
42 | 4.3 | Правописание безударных окончаний прилагательных среднего рода на шипящие ж, ш, ч, щ. | 1 | | | презентация |
43 | 4.4 | Проверка безударных окончаний прилагательных единственного числа. | 1 | | | |
44 | 4.5 | Проверочная работа по теме: Правописание безударных окончаний прилагательных единственного числа. | 1 | | | тренаж. |
45 | 4.6 | Правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа. | 1 | | | |
46 | 4.7 | Имена прилагательные на –ий, - ья, -ье, - ьи. | 1 | | | |
47 | 4.8 | Склонение прилагательных единственного числа на –ий, - ья, -ье | 1 | | | |
48 | 4.9 | Склонение прилагательных во множественном числе на – ьи. | 1 | | | |
49 | 4.10 | Р.Р. Изложение по опорным словосочетаниям. Стр. 100 «Волки» | 1 | | 1изл | |
50 | 4.11 | Практическая работа по закреплению правописания падежных окончаний прилагательных. | 1 | | | |
51 | 4.12 | Р.Р. Изложение по плану. «Бурундук» | 1 | | 1изл | |
52 | 4.13 | Тест – контроль по теме: «Имя прилагательное» | 1 | 1 | | |
| 5. | 5. Местоимение Цель: повторить изученное о местоимении и его правописании; учить изменять личные местоимения по падежам, определять лицо местоимения; писать местоимения с предлогами | | | | |
53 | 5.1 | Местоимение, как часть речи. | 1 | | | ИКТ презентация |
54 | 5.2 | Лицо и число местоимений. | | | | |
55 | 5.3 | Склонение личных местоимений 1-ого лица. | 1 | | | |
56 | 5.4 | Склонение личных местоимений 2-ого лица. | | | | |
57 | 5.5 | Склонение личных местоимений 3-его лица. | 1 | | | Презент. |
58 | 5.6 | Правописание предлогов с местоимениями. | | | | Трен. |
59 | 5.7 | Правописание местоимений 3-его лица. Род местоимений 3 лица ед. числа. | 1 | | | |
60 | 5.8 | Р.Р. Сочинение по плану, иллюстрации и опорным словам. Стр.125 упр.173 | 1 | | 1 | |
61 | 5.9 | Контрольная работа за II –ую четверть по теме: «Местоимение» | 1 | 1 | | |
62 | 5.10 | Анализ результатов контрольной работы. | 1 | | | |
63 | 5.11 | Р.Р. Деловое письмо. Заявление. | 1 | | 1 | Презент. |
64 | 5.12 | Тест – контроль по теме: «Местоимение». | 1 | 1 | | |
65 | 5.13 | Повторение темы «Местоимение» | 1 | | | |
| 6. | 6. Глагол Цель: повторить изученное о глаголе, учить определять время, число, лицо глагола; отрабатывать навык правописания орфограмм в глаголах | 1 | | | |
66 | 6.1 | Глагол, как часть речи. | | | | ИКТ презентация |
67 | 6.2 | Неопределённая форма глагола на –ть, -чь, -ти. | | | | Трен. |
68 | 6.3 | Правописание глаголов неопределённой формы. | 1 | | | ЭОР |
69 | 6.4 | Правописание шипящих на конце слова. | 1 | | | |
70 | 6.5 | Изменение глаголов по временам | 1 | | | |
71 | 6.6 | Род и число глаголов прошедшего времени. | 1 | | | |
72 | 6.7 | Изменения глаголов по лицам и числам. | 1 | | | |
73 | 6.8 | Частица НЕ с глаголами. | 1 | | | ЭОР |
74 | 6.9 | Изменения глаголов по лицам. | 1 | | | |
75 | 6.10 | Правописание глаголов 2-ого лица единственного числа. | 1 | | | Презент., тренаж. |
76 | 6.11 | Р.Р. Краткий пересказ текста по плану стр.157 упр.212 | 1 | | 1 | |
77 | 6.12 | Правописание глаголов 2-ого лица единственного числа на – ся | 1 | | | |
78 | 6.13 | Правописание глаголов на –тся, - ться. | | | | ЭОР |
79 | 6.14 | Различение глаголов 3-его лица и глаголов неопределённой формы. | 1 | | | |
80 | 6.15 | Практическая работа: «Правописание глаголов». | 1 | 1 | | |
81 | 6.16 | Р.Р. Изложение текста по вопросам от 3-его лица. Стр. 168 упр. 230. | 1 | | 1 | |
82 | 6.17 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | 1 | | |
83 | 6.18 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение. | | | | Презент. |
84 | 6.19 | Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребимых слов). | 1 | | | ЭОР |
85 | 6.20 | Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. | 1 | | | Презент.ЭОР |
86 | 6.21 | Различение глаголов I и II спряжения по окончаниям. | 1 | | | |
87 | 6.22 | Безударные личные окончания глаголов. | 1 | | | Трен. |
88 | 6.23 | Проверка безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. | 1 | | | |
89 | 6.24 | Правописание личных окончаний глаголов II спряжения. | 1 | | | |
90 | 6.25 | Правописание личных окончаний глаголов I спряжения. | 1 | | | |
91 | 6.26 | Различение глаголов I и II спряжения. | 1 | | | |
92 | 6.27 | Различение безударных окончаний глаголов. | 1 | | | |
92 | 6.28 | Различение безударных окончаний глаголов единственного и множественного числа. | 1 | | | Трен. |
94 | 6.29 | Р.Р. Описание картины К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Стр.189 упр.269 | 1 | | 1 | |
95 | 6.30 | Р.Р. Деловая бумага. Открытое письмо в стенгазету. | 1 | | 1 | |
96 | 6.31 | Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся. | 1 | | | |
97 | 6.32 | Р.Р. Сочинение по картине и плану «Случай на рыбалке» | 1 | | 1 | |
98 | 6.33 | Р.Р. Сочинение по картине и плану «Случай на рыбалке» | 1 | | 1 | |
99 | 6.34 | Р.Р. Деловая бумага. Анкета. | 1 | | 1 | Презент. |
100 | 6.35 | Контрольная работа за 3-ю четверть по теме: «Глагол» | 1 | 1 | | |
101 | 6.36 | Анализ работы. | 1 | | | |
102 | 6.37 | Обобщающий урок по теме: «Глагол». | 1 | | | ЭОР |
103 | 6.38 | Тест- контроль по теме: «Глагол» | 1 | 1 | | |
104 | 6.39 | Повторение темы: «Глагол». | 1 | | | |
| 7. | 7. Предложение. Простое предложение | | | | |
105 | 7.1 | Предложение нераспространённое и распространённое. | 1 | | | |
106 | 7.2 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | | | |
107 | 7.3 | Р.Р. Изложение по опорным словосочетаниям «Дом древних людей» | 1 | | 1 | |
108 | 7.4 | Простое предложение с однородными членами. | 1 | | | |
109 | 7.5 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | | | ИКТ(презентация |
110 | 7.6 | Союзы при однородных членах предложения. | 1 | | | ЭОР |
111 | 7.7 | Однородные члены предложения распространённые и нераспространённые. | 1 | | | |
112 | 7.8 | Распространение однородных членов предложения. | 1 | | | |
113 | 7.9 | Контрольный диктант по теме: «Знаки препинания в простом предложении с однородными членами». | 1 | 1 | | |
114 | 7.10 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | | | Презент.ЭОР |
115 | 7.11 | Обращение при речевом этикете | 1 | | | |
116 | 7.12 | Виды предложений по интонации. | 1 | | | |
117 | 7.13 | Знаки препинания в конце предложений. | 1 | | | |
118 | 7.14 | Сложное предложение. | 1 | | | |
119 | 7.15 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | 1 | | | Презентация ЭОР |
120 | 7.16 | Постановка запятой в предложениях перед союзом и. | 1 | | | ЭОР |
121 | 7.17 | Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, со сложными предложениями, с теми же союзами. | 1 | | | Презент. |
122 | 7.18 | Сложные предложения с союзными словами что, чтобы, потому что, который, где, когда. | 1 | | | ЭОР |
123 | 7.19 | Постановка знаков препинания перед союзными словами. | 1 | | | ЭОР |
124 | 7.20 | Практическая работа по теме: «Предложение». | 1 | 1 | | |
125 | 7.21 | Р.Р. Деловая бумага. Объявление. | 1 | | 1 | Презент. |
126 | 7.22 | Контрольный диктант за учебный год. | 1 | 1 | | |
| 8. | 8. Повторение изученного. Цель: повторить изученный материал, отрабатывать навык правописания орфограмм и пунктограмм | | | | |
127 | 8.1 | Правописание приставок. | 1 | | | Тренаж. |
128 | 8.2 | Правописание корневых орфограмм. | 1 | | | ЭОР |
129 | 8.3 | Правописание безударных окончаний существительных и прилагательных | 1 | | | Презент. |
130 | 8.4 | Правописание окончаний глаголов I и II спряжения | 1 | | | ЭОР |
131 | 8.5 | Простое предложение с однородными членами и обращением. | 1 | | | ЭОР |
132 | 8.6 | Сложные предложения с союзами и союзными словами. | 1 | | | ЭОР |
133 | 8.7 | Восстановление текста с опорой на сделанную запись. | 1 | | 1 | |
134 | 8.8 | Р.Р. Изложение «Мать и сын» | 1 | | 1 | |
135 | 8.9 | Р.Р. Изложение «Мать и сын» | 1 | | 1 | |
136 | 8.10 | Итоговое повторение | 1 | | | |
| | Всего | 136 | 13 | 20 | |
| |
5. Основные требования к умениям учащихся по письму и развитию речи
Учащиеся должны уметь:
-списывать текст без ошибок
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75-80 слов)
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 90 слов);
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
-части речи;
-наиболее распространенные правила правописания.
6. Способы и формы проверки и оценки результатов обучения
диктант
тесты
контрольная работа
самостоятельная работа
изложение
сочинение
ответ на уроке
Критерии оценивания по адаптированной программе обучающихся
с умственной отсталостью (1в)1
Письмо и развитие речи
1. Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
2. Оценка письменных работ
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5 – 9 классах – диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознания орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификация слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико – орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связанным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся с умственной отсталостью.
3
Разработано учебно-методической кафедрой русского языка и литературы МКОУ «Озерская СОШ» (протокол № 8 от 2 июня 2016г.) Принято Педагогическим советом школы (протокол № 1 от 31 августа 2016г.)
Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45 – 50 слов, в 6 – 65 – 70, в 7 – 9 – 75 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной – двумя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с тремя – пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь ошибок.
В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце -ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.
С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В 4 – 5 классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20 – 45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в 6 – 7 классах – 45 – 70 слов, в 8 – 9 классах 70 – 100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в 8 – 9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений выводится одна оценка.
Оценка «5» ставится за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна – две орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются три – четыре орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя – тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью – шестью орфографическими ошибками.
Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырех ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.
7. Планируемые результаты обучения
1. Доля обучающихся, освоивших тему на уровне стандарта - 100 %
2. Доля обучающихся, превысивших стандарт -
8. Перечень учебно–методического обеспечения
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
2. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык: учебник для 8 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2006г.
3. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1981г
4. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998г
5. Электронные тренажёры по темам курса русского языка:
- безударные гласные в корнях слов
- правописание приставок
- правописание существительных
- правописание прилагательных
- правописание местоимений
- правописание глаголов
6. Презентации, ЭОР по темам курса русского языка в 6 классе
7. Папки с раздаточным материалом (тесты, карточки) по темам курса
9. Список литературы (основной)
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык: учебник для 8 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М: Просвещение, 2006г.
Список литературы (дополнительной)
1. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1981г
2. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998г.
10. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Предмет: письмо и развитие речи
Ф.И.О. учителя: Тараданова Ирина Михайловна
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |