СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: «Изучаем историю по историческим картинам» 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме:  «Изучаем историю по историческим картинам» для 6 класса  составлена на основе:

федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: «Изучаем историю по историческим картинам» 6 класс»

Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Курьинского района Алтайского края


РАССМОТРЕНО

Школьным МО учителей

Гуманитарного цикла протокол № ___

от «____» _____ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УР

Олеск Л.С.

«____» ____2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______Морозова Т.А.

Приказ № ____

от «___»____2015 г

.








Рабочая программаэлективного учебного курса по истории по теме

«Изучаем историю по историческим картинам»


6 класс

2015 — 2016 учебный год



Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.

высшая квалификационная категория






Казанцево

2015





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме:  «Изучаем историю по историческим картинам» для 6 класса составлена на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год, приказ № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;

  • базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004 г.);

  • учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 26а от 03.04. 2015 г.;

  • авторской программы «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «Изучаем историю по историческим картинам» (для 6 класса), Зайцева Т.Е., сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.

  • положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от 18.04.2014 .;

  • основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 21а от 09.04.2015г.;

  • календарного годового графика, приказ № 69 от 13.08.2015 г.



По календарному годовому графику:

Начало учебного года: 1 сентября 2015 года

Окончание для 6 класса: 31 мая 2016 г.

Количество учебных недель: 35 ч Каникулы: осенние: с 31 октября по 08 ноября 2015 г.

Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2016 г.

Каникулы весенние: с 26 марта по 02 апреля 2016 г.


Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса всеобщей и отечественной истории. Оно восполняет недостающий объем материала по Отечественной истории, изучаемый в 6 классе при рассмотрении более подробно раздела «Восточные славяне и Древняя Русь». Как известно, одним из дидактических принципов является наглядность. Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима, чтобы каждое знание опиралось на достаточно ясные, живые восприятия и образы. Представления сюжетов о давно прошедших исторических событиях лишь тогда становятся знаниями, когда они находят свое выражение не только в научных понятиях, но и в чувственно-образном познании. В этом случае значительно возрастает роль учебных картин, содержание которых воспроизводит исторические события. Особенно это важно для учащихся подросткового возраста, в котором активно происходит развитие познавательных процессов. Поэтому изучение истории по картинам исторического содержания ставит своей целью формирование соответствующих знаний путем развития познавательных процессов: восприятие - внимание - мышление - память.


Восприятие. Подростки уже практически полностью владеют процессом восприятия, они умеют целенаправленно смотреть, слушать, видеть в предмете много разных деталей, выделять их главные и существенные признаки. Поэтому в процессе восприятия содержания соответствующей картины они могут выделить из общего сюжета события, относящиеся к одному интересуемому факту, восстановить в памяти опорные знания, сравнить их с передаваемым на картинке сюжетом, затем определить из него дополнительные сведения.

Внимание. В подростковом возрасте внимание претерпевает значительные изменения. Но этот процесс во многом зависит от индивидуальных особенностей подростка и, конечно, во многом - от организации процесса обучения учителем. Особенно важно значение развития свойств внимания имеет работа с картиной и сопроводительным к ней текстом. Все эти правила дают должный результат.

Мышление. Подростковый возраст считается наиболее благоприятным, наиболее чувствительным для развития мышления. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Работа с картиной в сочетании с текстом (учебника, дополнительной литературой), вопросами учителя, направляющими мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию логического мышления, что приводит к формированию умения составить рассказ по заданному сюжету.

Память. Одним из основных свойств личности является память. Для каждой возрастной группы детей характерны свои особенности памяти. По определению Эльконина Д.Б., память подростков становится «мыслящей». Усиливается роль смыслового запоминания. В ходе работы с картиной наглядно-образные запоминания усиливаются смысловыми. При этом подросток учится сознательно управлять своей памятью, т.е. запоминает главное, восстанавливает опорные знания, обобщает изученный материал и воспроизводит его. Это подтверждает высказывание Леонтьева А.Н., «что для подростка вспомнить - значит мыслить».


Содержание учебно - методического комплекта:

  • авторская программа «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «Изучаем историю по историческим картинам» (для 6 класса), Зайцева Т.Е., сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.

Таким образом, содержание программы «Изучаем историю по историческим картинам» реализует две тесно связанных между собой цели:


  1. Восполнить недостающие знания учащихся по разделу «Восточные славяне и Древняя Русь»;

  2. Продолжить развитие познавательных процессов у учащихся подросткового возраста.


Из данных целей вытекают следующие задачи:


1. Дать первоначальные сведения по истории развития и формирования славянских народов;

2. Расширить понятия: история, исторический источник, всемирная история; культурология, архитектура, живопись, исторический жанр, бытовой, батальный, легендарный, сказочно-былинный сюжет, исторический портрет; славяне, их образ жизни, занятия, взаимоотношения с соседями; религия, языческая религия, христианство, Древняя Русь, монастырь, монахи; варяги, норманны, руссы, арабы. Византия, дань, «Путь из варяг в греки»; вече, храм, бильница, князь, дружина; торговая площадь, детинец, Новгород, заморские гости, господин Великий Новгород, Волхов, торг.

3. Развивать у учащихся умения видеть в исторических картинах средство для создания исторических образов и на их основе составлять сюжетные рассказы; сочетать учебную картину с текстом исторического содержания и составлять свои элементарные исторические очерки (рассказы).




Учебно-тематический план



№п\п

Тема занятия

Количество часов на разделы и темы

1

Многозначность понятия «История».


5

2

Жизнь и быт восточных славян.


6

3

Традиции родоплеменных отношений (обычаи древних славян).


7

4

Славяне и их соседи.


8

5

Государственно – политическое устройство Руси.


7

6

Итоговое занятие


2

итого


35






Календарно – тематическое планирование


№п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

ИКТ

Дата по плану

Дата фактически

1

Многозначность понятия «История».

Карамзин об истории. Исторические источники: вещественные, устные, письменные. Кладовые греческой музы Клио. Культура народов - важнейший исторический источник. Живопись как составная часть культуры. Исторический жанр. Художник - историк.

5




2

Жизнь и быт восточных славян.

С.В.Иванов - автор жанровых исторических картин. Ранняя история славянских народов. Отличительные особенности восточных славян. Роль природно-географический факторов в их формировании. Расселение, основные виды деятельности, традиции. Отражение этнических особенностей восточных славян в сочинениях византийцев. Работа по картинам С.В.Иванова «Жилье восточных славян» и «Торг в стране восточных славян».

Творческая работа: составление рассказов на тему: «Хозяйственная деятельность восточных славян (земледелие, охота, рыболовство, ремесло, торговля)».



6




3

Традиции родоплеменных отношений (обычаи древних славян). Язычество Древней Руси и его отражение в быте и нравах народов. Владимир I - государственный деятель. Крещение Руси. Значение христианизации для духовного, культурного развития древнерусского общества. Монастырь на Руси.

Работа по картинам Г.И.Семирадского «Похороны знатного русса у восточных славян в X веке», С.В.Иванова «Христиане и язычники», К.И.Лебедева «Крещение киевлян в 988 г.»,

А.М.Васнецова «Монастырь в Московской Руси».

Творческая работа: составление рассказов на темы: «Языческая религия у славян», «Принятие христианства на Руси», «Монастыри на Руси».



7




4

Славяне и их соседи.

Восточные славяне и степь. Работа по картинам В.М.Васнецова «Варяги» и «Три богатыря» в сочетании с картой «История России».

«Повесть временных лет» о Руси и варягах, или норманнах – жителях скандинавского севера, которые совершали набеги на земли северных славян, грабили их и брали дань. Великий Новгород – важный торговый центр, тесно связанный с русскими и многими западными землями. Занятия новгородцев – торговля, земледелие, животноводство, охота, рыболовство. Новгородский былинный эпос.

Работа по картине А.М.Васнецова «Новгородский торг», раскрывающей значение торговли в жизни Новгорода.

Путь «из варяг в греки». Родина варягов. В.О.Ключевский о варягах. Ибн Даста– арабский писатель о варягах. Араб Аль Бекри о живущих среди славян варягах. В.О.Ключевский о роли братьев-варягов.

Творческая работа: составление рассказов на заданные темы: «Восточные славяне и степь», «Восточные славяне и варяги».


8




5

Государственно – политическое устройство Руси.

Киевская Русь в XI – начале XII вв. Ярослав Мудрый. Суд на Руси на основе традиций, правил. Русская Правда – первый сборник законов. Отмена кровной мести. Определение денежных тарифов. Вече – общенародная сходка и княжеская власть и его решения. Два вече на Руси, противостояние между ними. Одно в княжествах-монархиях, другое – в Новгороде, Пскове. Работа по картинам И.Билибина «Суд во времена Русской Правды», А.М.Васнецова «Вече» и «Двор удельного князя».

Творческая работа: составление рассказов на темы: «Суд во времена Русской Правды», «Народное вече и его решения», «Князья на Руси».


7




6

Итоговое занятие

Итоговая творческая работа: «Заказ художнику исторической картины из жизни славян по составленному учащимися тексту».

Этапы выполнения работы:

определение названия картины;

составление ее композиции;

написание текста;

«нарисовать» (собрать) из образов картину.


2





итого

35





Планируемые образовательные результаты обучающихся

В процессе освоения курса учащиеся должны:

- уметь оперировать (применять) основным понятийным аппаратом;

- анализировать содержание картин, сопоставлять его с соответствующими текстами;

- делать выводы; в логической последовательности событий составлять план, на основе которого готовить устные и письменные образно-эмоциональные исторические рассказы.


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету

Рекомендуемая литература для учителя:

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. история древнего мира. М., Просвещение,

2. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. М., Просвещение, 1996. С.21- 22.

3. Хрестоматия по истории России. Т.1. М., МИРОС, 1994, с.11-13

4. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. М., Просвещение, 1996. С.23-25.

5.Ключевский В.О. Курс русской истории. М., Мысль, 1987. Т.1, с. 155-156

6.Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. Учебник для 6 кл. М., Интерпракс, 1995. С. 70-74


Для учащихся:


1. Энциклопедия для детей. История России. М., Аванта+, т.5, с.115.

2. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., Современник, 1992, с.13-19, 24-25

3. Повесть временных лет. Рассказы начальной русской летописи. Под ред. акад. Д.С.Лихачева. М., Детская литература, 1987. с. 14-23

4. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., Современник, 1992, с.13-19, с. 101-109

5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., Современник, 1992, с.13-19, с. 21 -26

6. Энциклопедия для детей. История России. М., Аванта+, т.5, с.154-155