СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1-4 класс 2022-2023 ИЗО Краснощекова. Е.В.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1-4 класс 2022-2023 ИЗО Краснощекова. Е.В.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ Ю.В. ГАВРИЛОВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ





Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1

от « » августа 2022 г.

Руководитель МО __________

Гуляева Е.В.

Проверена.

Заместитель директора по УВР______________

Ямолова С.П.

«30» августа 2022 г.


Утверждена

приказом

№ от 01.09.2021 г.

Директор ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань

_________ Тюкова Л.И.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»



1-4 классы

(135 часов)






Год разработки программы – 2022.







Примерная рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в Примерной программе воспитания.

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.

Цели и задачи изучения учебного предмета « Изобразительное искусство»

Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и  дизайн. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Примерная рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—10 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирован





Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1—4 классах обязательно. При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», - 135 ч (один час в неделю в каждом классе). 1 класс  - 33 ч, 2 класс  - 34 ч, 3 класс  - 34 ч, 4 класс  - 34 ч

1.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

1 класс 

Модуль «ГРАФИКА».

Линейный рисунок. Разные виды линий. Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие  толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). Последовательность рисунка. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна  — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. Рассмотрение и анализ средств выражения  — пятна и линии  — в  иллюстрациях художников к детским книгам

Модуль «ЖИВОПИСЬ»

Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в  условиях урока. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета. Цвет как выражение настроения, душевного состояния. Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в  технике аппликации или в смешанной технике. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения.

Модуль « СКУЛЬПТУРА»

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольской игрушки или по  выбору учителя с учётом местных промыслов). Объёмная аппликация из бумаги и  картона.

Модуль «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО »

Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фото- графий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с  орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или полосе. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с  учётом местных промыслов. Оригами  — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. Форма и украшение бытовых предметов. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор.

Модуль «АРХИТЕКТУРА ».

Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

Модуль « ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ».

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и  эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в  зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций к  детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с живописной картиной. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М.  А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения.

Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Произведения И. И. Левитана, А.  Г.  Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года».

Модуль « АЗБУКА ЦИФРОВОЙ ГРАФИКИ».

Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

2 КЛАСС Модуль «ГРАФИКА» Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов. Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения линии. Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения как необходимой композиционной основы выражения содержания. Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские впечатления и анализ). Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки. Модуль «ЖИВОПИСЬ» Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши. Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы прозрачной краской. Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков составного цвета. Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона). Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и сравнивать тёплые и холодные оттенки цвета. Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий, радостный; цвет мягкий, «глухой» и мрачный и  др. Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман, грозу и др.) на основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря. Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять, какими художественными средствами удалось показать характер сказочных персонажей.

Модуль «СКУЛЬПТУРА» Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях выбранного промысла; выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов). Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон. Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и разного характера движения этой формы (изображения Модуль «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе, воспринимаемых как узоры. Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев и др.)  — с рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.). Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов. Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек, созданных по мотивам народного художественного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов). Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения и поделки. Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И. Я. Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа; учиться понимать, что укра- 28 Примерная рабочая программа шения человека рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, его представления о красоте. Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных персонажей

Модуль «АРХИТЕКТУРА»

Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги. Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного города или детской площадки. Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их пропорциональные соотношения. Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия. Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги, развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам. Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру героев литературных и народных сказок.

Модуль «ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКССТВА»

Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу. Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а также потребность в таком наблюдении. Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративного искусства и их орнаментальной организации (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани, чеканка и др.). Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, Н.  П.  Крымова и других по выбору учителя), а также художников-анималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и других по выбору учителя). ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1—4 классы 29 Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений живописи западноевропейских художников с активным, ярким выражением настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А.  Матисса и других по выбору учителя). Знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (и других по выбору учителя).

Модуль «АЗБУКА ЦИФРОВОЙ ГРАФИКИ» Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или другом графическом редакторе). Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов. Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники — карандаш, кисточка, ластик, заливка и др. — и создавать простые рисунки или композиции (например, образ дерева). Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта. Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра в фотографии.

3 класс

Модуль «ГРАФИКА».

Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне книги, многообразии форм детских книг, о  работе художников-иллюстраторов. Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, рисунок заглавной буквицы, создание иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте. Узнавать об искусстве шрифта и образных (изобразительных) возможностях надписи, о работе художника над шрифтовой композицией. Создавать практическую творческую работу — поздравительную открытку, совмещая в ней шрифт и изображение. Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять творческую композицию  — эскиз афиши к выбранному спектаклю или фильму. Узнавать основные пропорции лица человека, взаимное расположение частей лица. Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека. Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица (для карнавала или спектакля).

Модуль «ЖИВОПИСЬ»

Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта) по наблюдению натуры или по представлению. Рассматривать, эстетически анализировать сюжет и композицию, эмоциональное настроение в натюрмортах известных отечественных художников. Приобретать опыт создания творческой живописной работы  — натюрморта с ярко выраженным настроением или «натюрморта-автопортрета». Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по представлению. Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы. Приобрести представление о деятельности художника в театре. Создать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету. Познакомиться с работой художников по оформлению праздников. Выполнить тематическую композицию «Праздник в городе» на основе наблюдений, по памяти и по представлению.



Модуль «СКУЛЬПТУРА»

Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики, по выбору учителя). Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем самым «одушевления образа». Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа). Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры.

Модуль «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные художественные промыслы Гжель и Хохлома. Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и Хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного художественного промысла). Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении в росписи тканей, стен и др.; уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте. Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов. Получить опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза росписи женского платка)

Модуль «АРХИТЕКТУРА»

Выполнить зарисовки или творческие рисунки по памяти и по представлению на тему исторических памятников или архитектурных достопримечательностей своего города. Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной работе по созданию такого макета. Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство. Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики) транспортное средство. Выполнить творческий рисунок — создать образ своего города или села или участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города или села (в виде коллажа)



Модуль «ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКССТВА»

Рассматривать и обсуждать содержание работы художника, ценностно и эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных художников детских книг, получая различную визуально-образную информацию; знать имена нескольких художников детской книги. Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села), характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре здания и обсуждать их архитектурные особенности; приобретать представления, аналитический и эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (для жителей регионов на основе фотографий, телепередач и виртуальных путешествий), уметь обсуждать увиденные памятники. 32 Примерная рабочая программа Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных искусств: изобразительных видов искусства  — живописи, графики, скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также деятельности художника в кино, в театре, на празднике. Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и скульптуры, определяемые предметом изображения. Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях. Осуществлять виртуальные интерактивные путешествия в художественные музеи, участвовать в исследовательских квестах, в обсуждении впечатлений от виртуальных путешествий. Знать имена крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях. Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Знать, что в России много замечательных художественных музеев, иметь представление о коллекциях своих региональных музеев.

Модуль «АЗБУКА ЦИФРОВОЙ ГРАФИКИ»

Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями, геометрическими фигурами, инструментами традиционного рисования. Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем, например: исследования свойств ритма и построения ритмических композиций, составления орнаментов путём различных повторений рисунка узора, простого повторения (раппорт), экспериментируя на свойствах симметрии; создание паттернов. Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и пропорции; осваивать с помощью графического редактора схематическое изменение мимики лица. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1—4 классы 33 Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при создании поздравительных открыток, афиши и др. Осваивать приёмы редактирования цифровых фотографий с  помощью компьютерной программы Picture Manager (или другой): изменение яркости, контраста и насыщенности цвета; обрезка изображения, поворот, отражение. Осуществлять виртуальные путешествия в отечественные художественные музеи и, возможно, знаменитые зарубежные художественные музеи на основе установок и квестов, предложенных учителем.

4класс

Модуль «ГРАФИКА».

Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их в своей практической творческой деятельности. Изучать основные пропорции фигуры человека, пропорциональные отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти знания в своих рисунках. Приобретать представление о традиционных одеждах разных народов и представление о красоте человека в разных культурах; применять эти знания в изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей народов разных культур. Создавать зарисовки памятников отечественной и мировой архитектуры.

Модуль «ЖИВОПИСЬ»

Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичный для среднерусской природы). Передавать в изображении народные представления о красоте человека, создавать образ женщины в русском народном костюме и образ мужчины в народном костюме. Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета пожилого человека, детского портрета или автопортрета, портрета персонажа (по представлению из выбранной культурной эпохи). Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка). Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский город». Участвовать в коллективной творческой работе по созданию композиционного панно (аппликации из индивидуальных ри- 34 Примерная рабочая программа сунков) на темы народных праздников (русского народного праздника и традиционных праздников у разных народов), в которых выражается обобщённый образ национальной культуры.

Модуль «СКУЛЬПТУРА»

Лепка из пластилина эскиза памятника выбранному герою или участие в коллективной разработке проекта макета мемориального комплекса (работа выполняется после освоения собранного материала о мемориальных комплексах, существующих в нашей стране)

Модуль «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

Исследовать и делать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов разных народов или исторических эпох (особенности символов и стилизованных мотивов); показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде, оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи. Изучить и показать в практической творческой работе орнаменты, традиционные мотивы и символы русской народной культуры (в деревянной резьбе и росписи по дереву, вышивке, декоре головных уборов, орнаментах, которые характерны для предметов быта). Получить представления о красоте русского народного костюма и головных женских уборов, особенностях мужской одежды разных сословий, а также о связи украшения костюма мужчины с родом его занятий и положением в обществе. Познакомиться с женским и мужским костюмами в традициях разных народов, со своеобразием одежды в разных культурах и в разные эпохи.

Модуль «АРХИТЕКТУРА»

Получить представление о конструкции традиционных жилищ у разных народов, об их связи с окружающей природой. Познакомиться с конструкцией избы — традиционного деревянного жилого дома  — и надворных построек; уметь строить из бумаги или изображать конструкцию избы; понимать и уметь объяснять тесную связь декора (украшений) избы с функциональным значением тех же деталей: единство красоты и пользы. Иметь представления о конструктивных особенностях переносного жилища  — юрты. Иметь знания, уметь объяснять и изображать традиционную конструкцию здания каменного древнерусского храма; знать примеры наиболее значительных древнерусских соборов и где они находятся; иметь представление о красоте и конструктивных особенностях памятников русского деревянного зодчества. Иметь представления об устройстве и красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве и жизни в нём людей. Знать основные конструктивные черты древнегреческого храма, уметь его изобразить; иметь общее, целостное образное представление о древнегреческой культуре. Иметь представление об основных характерных чертах храмовых сооружений, характерных для разных культур: готический (романский) собор в европейских городах, буддийская пагода, мусульманская мечеть; уметь изображать их. Понимать и уметь объяснять, в чём заключается значимость для современных людей сохранения архитектурных памятников и исторического образа своей и мировой культуры.

Модуль «ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКССТВА»

Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и традиций русской отечественной культуры (произведения В. М. Васнецова, А. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я. Билибина и других по выбору учителя). Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве (Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских), о памятниках русского деревянного зодчества (архитектурный комплекс на острове Кижи). Узнавать соборы Московского Кремля, Софийский собор в Великом Новгороде, храм Покрова на Нерли. Уметь называть и объяснять содержание памятника К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве. Знать и узнавать основные памятники наиболее значимых мемориальных ансамблей и уметь объяснять их особое значение в жизни людей (мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане; «Воин-освободитель» в  берлинском Трептов-парке; Пискарёвский мемориал в Санкт-Петербурге и другие по выбору учителя); знать о правилах поведения при посещении мемориальных памятников. 36 Примерная рабочая программа Иметь представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культурах Древнего мира, в том числе Древнего Востока; уметь обсуждать эти произведения. Узнавать, различать общий вид и представлять основные компоненты конструкции готических (романских) соборов; знать особенности архитектурного устройства мусульманских мечетей; иметь представление об архитектурном своеобразии здания буддийской пагоды. Приводить примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и других (по выбору учителя)

Модуль «АЗБУКА ЦИФРОВОЙ ГРАФИКИ»

Осваивать правила линейной и воздушной перспективы с помощью графических изображений и их варьирования в компьютерной программе Paint: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений. Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкцию традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства. Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами деревянного дома на основе избы и традициями и её украшений. Осваивать строение юрты, моделируя её конструкцию в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур, находить в поисковой системе разнообразные модели юрты, её украшения, внешний и внутренний вид юрты. Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции храмовых зданий разных культур (каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефами, главой, куполом; готический или романский собор; пагода; мечеть). Построить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе; изобразить различные фазы движения, двигая части фигуры (при соответствующих технических условиях создать анимацию схематического движения человека). Освоить анимацию простого повторяющегося движения изображения в виртуальном редакторе GIF-анимации. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1—4 классы 37 Освоить и проводить компьютерные презентации в программе PowerPoint по темам изучаемого материала, собирая в поисковых системах нужный материал, или на основе собственных фотографий и фотографий своих рисунков; делать шрифтовые надписи наиболее важных определений, названий, положений, которые надо помнить и знать. Совершать виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мира.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» Специфика эстетического содержания предмета «Изобразительное искусство» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к  культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к  саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.

Гражданско-патриотического воспитания:


Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственного воспитания:

является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетического воспитания: — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета « Изобразительное искусство»:

  1. Овладение универсальными познавательными действиями. Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное  — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.

Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;

3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.











































1.Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, и возможность использования по этой теме ЭОР и ЦОР, которые являются учебно-методическими материалами

1 класс

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Электронные учебно-методические материалы

Модуль 1.Восприятие произведений искусства

1

Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru




2

Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. Обсуждение содержания рисунка

1

Учи.ру.


Итого по модулю

2


Модуль 2. Графика

3

Линейный рисунок. Разные виды линий

1

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

4

Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией

1

Учи.ру.

5

Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). Последовательность рисунка.

1

https://resh.edu.ru



https://ped-kopilka.ru


6

Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. Линейный тематический рисунок (линиярассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом

1

https://resh.edu.ru



https://ped-kopilka.ru


7

Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт

1

Учи.ру

8

Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам

1

https://resh.edu.ru



https://ped-kopilka.ru



Итого по модулю

6


Модуль 3. Живопись

9

Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета

1

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

10

Эмоциональная выразительность цвета. Цвет как выражение настроения, душевного состояния

1

Учи.ру

11

Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения

1

https://resh.edu.ru



https://ped-kopilka.ru



Итого по модулю

3


Модуль 4.Скульптура

12

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

1


https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru



13

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

1

Учи.ру

14

Объёмная аппликация из бумаги и картона

1

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru


Итого по модулю

3


Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство

15

Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства

1

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

16

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные.

1

Учи.ру

17

Декоративная композиция в круге или полосе. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов.

1

Учи.ру

18

Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги

1

Учи.ру

19

Форма и украшение бытовых предметов.

1

Учи.ру

20

Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор.

1



Итого по модулю

6


Модуль 6. Архитектура

21

Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий

1

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

22

Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии.

1

Учи.ру

23

Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

1

https://resh.edu.ru



https://ped-kopilka.ru



Итого по модулю

3


Модуль 7.Восприятие произведений искусства

24

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ

1

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

25

Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и 1 предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).

1

Учи.ру

26

Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.

1


27

Знакомство с живописной картиной.

1

Учи.ру

28

Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя).

1


29

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.

1


30

Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года»

1



Итого по модулю

8


Модуль 8. Азбука цифровой графики

31

Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме

1

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru


Итого по модулю

1

Учи.ру

32

Защита творческой работы

1


33

Анализ творческих работ

1

Учи.ру

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33






2 класс

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Электронные учебно-методические материалы

Модуль 1. «Графика»

1

Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru




2

Пастель и мелки  — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы

1

Учи.ру

3

Ритм пятен: знакомство с основами композиции. Расположение пятна на  плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

4

Пропорции  — соотношение частей и  целого. Развитие аналитических навыков сравнения пропорций.

1

Учи.ру

5

Выразительные свойства пропорций.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

6

Рисунки различных птиц.

1


7

Рисунок с натуры простого предмета.

1

Учи.ру

8

Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

9

Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка.

1

Учи.ру

10

Умение внимательно рассматривать и  анализировать форму натурного предмета

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

11

Рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое рассматривание графики, произведений, созданных в анималистическом жанр

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 2. Живопись

1

Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски

1

Учи.ру

3

Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью. Цвета тёплый и холодный (цветовой контраст)

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

4

Цвета тёмный и светлый (тональные отношения Затемнение цвета с помощью тёмной краски и разбеление цвета. Эмоцио- нальная выразительность цветовых состояний и отношений

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

5

Цвет открытый  — звонкий и цвет приглушённый  — тихий. Эмоцио- нальная выразительность цвета.

1

Учи.ру

6

Изображение природы (моря) в  раз- ных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состоя- ниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер; по выбору учителя). Произведения художника-мариниста И. К. Айвазовског

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

7

Изображение сказочного персонажа с  ярко выраженным характером. Образ мужской или женский

1

Учи.ру

Модуль 3.Скульптура

1

Лепка из пластилина или глины игрушки  — сказочного животного по мотивам выбранного народного художественного промысла: филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с традициями промысла.

1

Учи.ру

2

Лепка из пластилина или глины животных с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 4. Декоративно-прикладное искусство

1

Наблюдение узоров в природе (на  основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на  листьях и др. Сопоставление с  орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и т. д.). Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.

1

Учи.ру

2

Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

3

Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов: филимоновский олень, дымков ский петух, каргопольский Полкан (по выбору учителя с учётом местных промыслов.

1


4

Поделки из подручных нехудожественных материалов.

1

Учи.ру

5

Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные (исторические, народные) женские и  мужские украшения. Назначение украшений и их значение в жизни людей.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 5. Архитектура

1

Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Построение игрового сказочного города из бумаги на основе сворачивания геометрических тел  — параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками; приёмы завивания, скручивания

1

Учи.ру

3

Образ здания. Памятники отечественной и западноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером

здания.) Рисунок дома для доброго и злого сказочных персонажей (иллюстрация сказки по выбору учителя)

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 6.Восприятие произведений искусства

1

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и  эмоционального содержания детских работ.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Художественное наблюдение окружающей природы и красивых природных деталей; анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями.

1

Учи.ру

3

Восприятие орнаментальных произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба по  дереву, чеканка и др.)

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

4

Произведения живописи с активным выражением цветового состояния в погоде. Произведения пейзажистов И.  И.  Ле- витана, И. И. Шишкина, А. И. Куинд- жи, Н. П. Крымова

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

5

Произведения анималистического жанра в графике: В. В. Ватагин, Е. И. Чарушин; в скульптуре: В. В. Ватагин. Наблюдение за живот- ными с точки зрения их пропорций, характера движений, пластики

1

Учи.ру

Модуль 7. Азбука цифровой графики

1

Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или в другом графическом редакторе). Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в  программе Paint.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, «Образ дерева»). Освоение инструментов традиционно- го рисования в программе Paint на основе темы «Тёплые и холодные цвета»

1

Учи.ру

3

Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34










3 класс

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Электронные учебно-методические материалы

Модуль 1. «Графика»

1

Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текста (шрифта) и  изображения. Рисунок открытки или аппликация.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru




2

Эскизы обложки и иллюстраций к  детской книге сказок (сказка по  выбору). Рисунок буквицы. Макет книги-игрушки. Совмещение изображения и текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте книги.

1

Учи.ру

3

Знакомство с творчеством некоторых известных отечественных иллюстра- торов детской книги (И. Я. Билибин, Е. И. Рачёв, Б. А. Дехтерёв, В.  Г.  Су- теев, Ю. А. Васнецов, В. А. Чижи- ков, Е. И. Чарушин, Л. В. Влади- мирский, Н. Г. Гольц  .

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

4

Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции плаката.

1

Учи.ру

5

Изображение лица человека. Строение: пропорции, взаиморасположение частей лица.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

6

Эскиз маски для маскарада: изображение лица-маски персонажа с ярко выраженным характером.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 2. Живопись

1

Натюрморт из простых предметов с  натуры или по представлению. Композиционный натюрморт. Знакомство с жанром натюрморта в творчестве отечественных художни- ков (например, И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин, К. А. Коровин, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, В. Ф. Стожаров) и западноевропей- ских художников (например, В. Ван Гог, А. Матисс, П. Сезанн).

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

«Натюрморт-автопортрет» из предметов, характеризующих личность ученика

1

Учи.ру

3

Пейзаж в живописи. Пейзаж, передающий состояния в природе. Выбрать для изображения время года, время дня, характер погоды и характер ландшафта (лес или поле, река или озеро). Показать в изображении состояние неба.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

4

Портрет человека (по памяти и по представлению, с опорой на натуру)Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его личности; использование выразительных возможностей композиционного размещения изображения в  плоскости листа. Передача особенностей пропорций и мимики лица, характера цветового решения, сильного или мягкого контраста; включение в композицию дополни- тельных предметов.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

5

Сюжетная композиция «В цирке» (по  памяти и по представлению).

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

6

Художник в театре: эскиз занавеса (или декораций) для спектакля со  сказочным сюжетом (сказка по  выбору).

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

7

Тематическая композиция «Праздник в городе» (гуашь по цветной бумаге, возможно совмещение с  наклейками в виде коллажа или аппликации

1

Учи.ру

Модуль 3.Скульптура.

1

Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или создание этого персонажа в технике бумагопластики.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Создание игрушки из подручного нехудожественного материала, придание ей одушевлённого образа путём добавления деталей лепных или из бумаги, ниток или других материалов.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

3

Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах скульпту ры (по сюжету изображения Лепка эскиза парковой скульптуры (пластилин или глина). Выражение пластики движения в скульптуре.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 4. Декоративно-прикладное искусство

1

Приёмы исполнения орнаментов и  эскизы украшения посуды из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов (Хохлома, Гжель) или в традициях промыслов других регионов.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание орнамента при помощи печаток или штампов.

1

Учи.ру

3

Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия построения композиции, статика и  динамика узора, ритмические чередования мотивов, наличие композиционного центра, роспись по канве и др. Рассмотрение павловопо- садских платков.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 5. Архитектура

1

Графические зарисовки карандаша- ми архитектурных достопримечательностей своего города или села (по памяти или на основе наблюдений и фотографий.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Проектирование садово-паркового пространства на плоскости (аппликация, коллаж) или в пространствен- ном макете (использование бумаги, картона, пенопласта и других подручных материалов


1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

3

Дизайн в городе

1


4

Проектирование (эскизы) малых архитектурных форм в городе (ажурные ограды, фонари, остановки транспорта, скамейки, киоски, беседки и др.)

1

Учи.ру

5

Дизайн транспортных средств

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

6

Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин.

1

Учи.ру

7

Графический рисунок (индивидуально) или тематическое панно «Образ моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства, выполненных индивидуально)

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 6.Восприятие произведений искусства

1

Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Наблюдение окружающего мира по  теме «Архитектура, улицы моего города». Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности (по выбору учителя), их значение в современном мире.

1

Учи.ру

3

Виртуальное путешествие: памятники архитектуры Москвы и Санкт- Петербурга (обзор памятников по  выбору учителя)

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

4

Знания о видах пространственных искусств: виды определяются по назначению произведений в жизни людей

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

5

Жанры в изобразительном искусстве  — живописи, графике, скульптуре  — определяются предметом изображения и служат для классификации и сравнения содержания произведений сходного сюжета (портреты, пейзажи и др.).

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

6

Представления о произведениях крупнейших отечественных худож- ников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В.  Д.  Поленова, А. И. Куинджи, И.  К.  Айвазовского (и других по выбору учителя)

1


7

Представления о произведениях крупнейших отечественных портре- тистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репи- на, В. А. Серова (и других по выбору учителя).

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

8

Художественные музеи. Виртуальные (интерактивные) путешествия в художественные музеи: Государ- ственную Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж, Государ- ственный Русский музей, Государ- ственный музей изобразительных искусств имени А.  С.  Пушкина.

1


9

Экскурсии в местные художествен- ные музеи и галереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные художественные музеи (выбор музеев  — за  учителем)

1

Учи.ру

10

Осознание значимости и увлекательности посещения музеев; посещение знаменитого музея как событие; интерес к коллекции музея и искусству в целом

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 7. Азбука цифровой графики

1

Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные направления и ритмы движе- ния (собрались, разбежались, догоня- ют, улетают и т. д.). Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть простые силуэты машинок, птичек, облаков и др.

1

Учи.ру

2

В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с поворота- ми вокруг оси рисунка, и создание орнамента, в основе которого раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же элемента


Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

3

Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или в  другом графическом редакторе)


Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

4

Совмещение с помощью графического редактора векторного изображения, фотографии и шрифта для создания плаката или поздравитель ной открытки


Учи.ру

5

Редактирование фотографий в  про- грамме Picture Manager: изменение яркости, контраста, насыщенности цвета; обрезка, поворот, отражение. Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи местные

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34












4 класс

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Электронные учебно-методические материалы

Модуль 1. «Графика»

1

Освоение правил линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера изображения по мере удале- ния от первого плана, смягчение цветового и тонального контрастов.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru




2

Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение частей фигуры, передача движения фигуры в плоскости листа: бег, ходьба, сидящая и стоящая фигура

1


3

Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и сказаний разных народов.

1

Учи.ру

4

Изображение города  — тематическая графическая композиция; использование карандаша, мелков, фломасте- ров (смешанная техника)

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 2. Живопись

1

Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт).

1

Учи.ру

2

Изображение красоты человека в традициях русской культуры.Изображение национального образа человека и его одежды в разных культурах.

1


3

Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с  разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет персонажа по  представлению (из выбранной культурной эпохи)

1

Учи.ру

4

Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к  сказкам и легендам

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 3.Скульптура.

1

Знакомство со скульптурными памятниками героям и мемориальными комплексами.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Создание эскиза памятника народному герою. Работа с пластилином или глиной. Выражение значительности, трагизма и победительной силы.

1

Учи.ру

Модуль 4. Декоративно-прикладное искусство

1

Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и назначению предмета, в художественной обработке которого он применяется.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Особенности символов и изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Орнаменты в  архитектуре, на тканях, одежде, предметах быта и д

1

Учи.ру

3

Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная резьба и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка, декор головных уборов и  др.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

4

Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках русской культуры, каменная резьба, роспись стен, изразцы

1


5

Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды разных сословий, связь украшения Исследовать и сделать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов разных народов или культурных эпох. Показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде, оформлении предметов быта выбранной народной культуры или исторической эпохи. Исследовать и показать в практической творче- ской работе орнаменты, характерные для тради- ций отечественной культуры. Исследовать и показать в своей творческой работе традиционные мотивы и символы русской народной культуры (деревянная резьба и роспись по дереву, вышивка, декор головных уборов, орнаменты, характерные для предметов быта). Создать изображение русской красавицы в  народ- ном костюме. Исследовать и показать в изображениях своеобразие представлений о красоте женских образов у  разных народов. Изобразить особенности мужской одежды разных сословий, демонстрируя связь украшения костюма мужчины с родом его занятий .

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

6

Женский и мужской костюмы в  традициях разных народов. Своеобразие одежды разных эпох и культур

1


Модуль 5. Архитектура

1

Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с окружающей природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устройство (каркасный дом); изображение традиционных жилищ

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и традиционного декора. Понимание тесной связи красоты и пользы, функционального и декоративного в  архитектуре традиционного жилого деревянного дома. Разные виды изб и надворных построек.

1

Учи.ру

3

Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы, закомары, глава, купол. Роль собора в организации жизни древнего города, собор как архитектурная доминанта

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

4

Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных народов. Изображение типичной конструкции зданий: древне- гречский храм, готический или романский собор, мечеть, пагода

1

Учи.ру

5

Освоение образа и структуры архитектурного пространства древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе. Понимание значения для современных людей сохранения культурного наследия.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

Модуль 6.Восприятие произведений искусства

1

Произведения В. М. Васнецова, Б.  М.  Кустодиева, А. М. Васнецова, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А.  Г.  Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я. Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору учителя).

1

Учи.ру

3

Памятники древнерусского каменно- го зодчества: Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и другие с  учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских). Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на острове Кижи.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

4

Художественная культура разных эпох и народов. Представления об  архитектурных, декоративных и  изобразительных произведениях в  культуре Древней Греции, других культур Древнего мира. Архитектурные памятники Западной Европы.


Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

5

Средних веков и эпохи Возрождения. Произведения предметно пространственной культуры, составляющие истоки, основания национальных культур в современном мире.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

6

Памятники национальным героям. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в  Москве. Мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в  Москве; памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы «Мамаев курган» (и другие по выбору учи- теля)

1

Учи.ру

Модуль 7. Азбука цифровой графики

1

Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

2

Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

3

Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных народов (юрта, каркасный дом и др., в том числе с учётом местных традиций).

1

Учи.ру

4

Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкций храмовых зданий разных культур: каменный православный собор, готический или романский собор, пагода, мечеть.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

5

Построение в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе пропорций фигуры человека, изображение различных фаз движения. Создание анимации схематического движения человека (при соответствующих технических условиях).

1

Учи.ру

6

Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузить две фазы движения фигурки в виртуальный редактор GIF-анимации и сохранить простое повторяющееся движение своего рисунка.

1

Электронный учебник

https://resh.edu.ru

https://ped-kopilka.ru

7

Создание компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему архитектуры, декоративного и  изобразительного искусства выбранной эпохи или национальной культуры. Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мира

1

Учи.ру

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34