СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели :

•  формирование у обучающихся целостного научного представления о географической картине современного мира;

 •  формирование представления о сложности взаимосвязей природной, социально-экономической и экологической составляющих географической среды, об особенностях отраслевой и территориальной организации мирового хозяйства;

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класс»

0






Пояснительная записка


Рабочая программа по географии для 10 класса составлена в соответствии с


-Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012

-ФГОС СОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645

-приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);



-приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1578 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 мая 2012 года № 413

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

- Учебного плана среднего общего образования, календарного графика утвержденного приказом № 03-02-289 от 31.08.2022 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного среднего образования»;

-ООП СОО, утвержденная приказом № 03-02-289 от 31.08.2022

- Устава школы;

-Рабочей программы воспитания утвержденная приказом №03-02-342 от 30.08.2021г.

- Положения об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- Локальные документы МБОУ «Каратузская СОШ»



- В период дистанционного обучения применяются цифровые образовательные платформы: ЯКласс, электронный журнал, мессенджеры WhatsApp,Skype,Zoom, электронная почта.





Цели и задачи:

Цели :

• формирование у обучающихся целостного научного представления о географической картине современного мира;

• формирование представления о сложности взаимосвязей природной, социально-экономической и экологической составляющих географической среды, об особенностях отраслевой и территориальной организации мирового хозяйства;


Задачи:

• развитие пространственно-географического мышления;

• формирование представления о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных стран и регионов мира;

• овладеть географическими умениями оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

• воспитание уважения к культуре и традициям других народов и стран;

• воспитание экологической культуры, необходимости бережного и рационального отношения к окружающей природной среде.



МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

Рабочая программа для 10-го класса рассчитана на 34 часа (в неделю 1 час)


УМК педагога

- Учебник «География» под. ред. Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевского, Издательство « Русское слово»

Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского

«География» для 10 класса общеобразовательных организаций

УМК обучающегося:

- Учебник «География» под. ред. Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевского, Издательство « Русское слово»

- « Атлас для 10 класса под. ред. Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевского, Издательство « Русское слово»









Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых приемов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Тема 1. Страны современного мира (3 часа)

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.


Тема 2. География населения мира (7 часов)

Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты. Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов». Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.



Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (7 часов)

Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых. Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема. Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия. Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение. Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные. Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия. Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (4часа)

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (11 часов)

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран. Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства. Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран. Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.

Тема 6. Глобальные проблемы современности (2 часа)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Личностные :

Понимание смысла собственной деятельности:

• формулировать своё отношение к природным и антропогенным изменениям окружающей среды;

• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

• развивать общую культуру через формирование системы взглядов, принципов, правил и норм природоохранного поведения в повседневной деятельности в условиях устойчивого развития;

• приводить примеры использования природных ресурсов, мер по их охране, вариантов адаптации человека к условиям окружающей среды.







Предметные

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

• объяснять роль различных источников географической информации, уметь работать с общими и специальными географическими картами, статистическими данными;

• понимать значение знаний о географических явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, для адаптации к окружающей среде, оценке экологической ситуации.

Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

• объяснять и оценивать изменения географического положения стран мира, обусловленные развитием мировых геополитических, демографических и экономических процессов;

• характеризовать важнейшие региональные организации мира, учитывая развитие глобальной коммуникационной системы;

• обосновывать гипотезы о развитии человеческого капитала и оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Использование географических умений:

• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

• выявлять противоречивую информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации;

• составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

• представлять географическую информацию и оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в условиях устойчивого развития.

Использование карт как моделей:

• определять на карте положение в пространстве географических объектов;

• извлекать информацию для моделирования географических объектов, прогноза трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Выпускник научится:


понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

характеризовать географию рынка труда;

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.



Метапредметные :

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

• оценивать (и описывать) достигнутые результаты, соотносить сделанные ранее обобщения с многообразием конкретной действительности;

• понимать значимость и роль географических знаний для развития мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

• демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил и соблюдение норм поведения в повседневной деятельности, сформированность опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности и её объектам;

• использовать географические знания в деле проявления гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности: патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).

Познавательные УУД:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выявлять причины и следствия простых явлений;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

• выделять все уровни текстовой информации;

• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

• применять опыт эколого-направленной деятельности, осуществлять меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

• приводить примеры влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей социоприродной среды.

Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• владеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • демонстрировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.



















Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

Контрольные

Практические

Лабораторные

Цифровые образовательные ресурсы





1

Страны современного мира

3

1

1


multiurok.ru

2

География населения мира

10




1




urok.1sept.ru

3

Мировые природные ресурсы

8


1


interneturok.ru

4

Мировое хозяйство и научно-техническая революция

3


2



multiurok.ru

5

Отрасли мирового хозяйства

9


1


znanio.ru

6

Глобальные проблемы человечества

1

1



resh.edu.ru


ИТОГО:

34

2

6







КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 10 КЛАСС)


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

Примечание

РАЗДЕЛ I ОБЩАЯ ЭКОНОМИОКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (3 часа)

1

Введение.

1

7.09

7.09


2

Типы стран(практическая работа)

1

14.09

14.09


3

Развитые и развивающиеся страны

1

21.09

21.09


НАСЕЛЕНИЕ МИРА (7 часов)

4

Численность населения

1

28.09

28.09


5

Половозрастной состав населения (практическая работа)

1

5.10

5.10


6

Этнический состав населения

1

12.10

12.10


7

Религиозный состав населения

1

19.10

19.10


8

Размещение населения, его миграции(нетрадиционный урок)

1

26.10

26.10


9

Урбанизация(практическая работа)

1

9.11

9.11


10

Итоговый урок по теме


16.11

16.11


ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов)

11

Взаимоотношение между природой и обществом

1

23.11

23.11


12


Природные ресурсы


1

30.11

30.11


13


Минеральные ресурсы (не-возобновимые)(практическая работа)

1

7.12

7.12

Дистанционное обучение. Приказ № 03-02-477.1 от 07.12.22

14


Исчерпаемые, возобновимые ресурсы


1

14.12

14.12


15


Неисчерпаемые ресурсы

Промежуточная аттестация

1

21.12

21.12


16


Ресурсы Мирового океана

1

28.12

28.12


17


Решение экологических проблем

1

11.01



18

Урок обобщения и повторения

1

18.01



ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (12 часов)

19


Формирование мирового хозяйства(нетрадиционный урок)

1

25.01


Ф.Г

20


НТР и мировое хозяйство


1

1.02


Ф.Г

21


Топливно – энергетическая промышленность(практическая работа)

1

8.02



22


Металлургия


1

15.02



23


Машиностроение


1

22.02



24


Химическая и лесная промышленность(нетрадиционный урок)

1

1.03



25


Сельское хозяйство(практическая работа)

1

15.03



26


Транспорт и мировое хозяйство

1

22.03





27


Международные экономические отношения


1

5.04


Ф.Г

28

Международная торговля услугами(нетрадиционный урок)

1

12.04



29


Обобщение знаний по теме Мировое хозяйство

1

19.04



ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ (1 ЧАС)

30


Глобальные проблемы и их взаимосвязь

1

26.04



31

Стратегия устойчивого развития

1

3.05


Ф.Г

32

Комплексная контрольная работа

1

10.05



33

Работа над ошибками

1

17.05


.

34

Итоговый урок(нетрадиционный урок)

1

24.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!