0
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 10 класса составлена в соответствии с
-Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012
-ФГОС СОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645
-приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
-приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1578 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 мая 2012 года № 413
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- Учебного плана среднего общего образования, календарного графика утвержденного приказом № 03-02-289 от 31.08.2022 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного среднего образования»;
-ООП СОО, утвержденная приказом № 03-02-289 от 31.08.2022
- Устава школы;
-Рабочей программы воспитания утвержденная приказом №03-02-342 от 30.08.2021г.
- Положения об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- Локальные документы МБОУ «Каратузская СОШ»
- В период дистанционного обучения применяются цифровые образовательные платформы: ЯКласс, электронный журнал, мессенджеры WhatsApp,Skype,Zoom, электронная почта.
Цели и задачи:
Цели :
• формирование у обучающихся целостного научного представления о географической картине современного мира;
• формирование представления о сложности взаимосвязей природной, социально-экономической и экологической составляющих географической среды, об особенностях отраслевой и территориальной организации мирового хозяйства;
Задачи:
• развитие пространственно-географического мышления;
• формирование представления о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных стран и регионов мира;
• овладеть географическими умениями оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
• воспитание уважения к культуре и традициям других народов и стран;
• воспитание экологической культуры, необходимости бережного и рационального отношения к окружающей природной среде.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Рабочая программа для 10-го класса рассчитана на 34 часа (в неделю 1 час)
УМК педагога
- Учебник «География» под. ред. Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевского, Издательство « Русское слово»
Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского
«География» для 10 класса общеобразовательных организаций
УМК обучающегося:
- Учебник «География» под. ред. Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевского, Издательство « Русское слово»
- « Атлас для 10 класса под. ред. Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевского, Издательство « Русское слово»
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых приемов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Тема 1. Страны современного мира (3 часа)
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Тема 2. География населения мира (7 часов)
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты. Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов». Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (7 часов)
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых. Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема. Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия. Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение. Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные. Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия. Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (4часа)
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (11 часов)
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран. Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства. Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран. Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Тема 6. Глобальные проблемы современности (2 часа)
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
Личностные :
Понимание смысла собственной деятельности:
• формулировать своё отношение к природным и антропогенным изменениям окружающей среды;
• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
• развивать общую культуру через формирование системы взглядов, принципов, правил и норм природоохранного поведения в повседневной деятельности в условиях устойчивого развития;
• приводить примеры использования природных ресурсов, мер по их охране, вариантов адаптации человека к условиям окружающей среды.
Предметные
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
• объяснять роль различных источников географической информации, уметь работать с общими и специальными географическими картами, статистическими данными;
• понимать значение знаний о географических явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, для адаптации к окружающей среде, оценке экологической ситуации.
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
• объяснять и оценивать изменения географического положения стран мира, обусловленные развитием мировых геополитических, демографических и экономических процессов;
• характеризовать важнейшие региональные организации мира, учитывая развитие глобальной коммуникационной системы;
• обосновывать гипотезы о развитии человеческого капитала и оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
Использование географических умений:
• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
• выявлять противоречивую информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации;
• составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
• представлять географическую информацию и оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в условиях устойчивого развития.
Использование карт как моделей:
• определять на карте положение в пространстве географических объектов;
• извлекать информацию для моделирования географических объектов, прогноза трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Выпускник научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Метапредметные :
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
• оценивать (и описывать) достигнутые результаты, соотносить сделанные ранее обобщения с многообразием конкретной действительности;
• понимать значимость и роль географических знаний для развития мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил и соблюдение норм поведения в повседневной деятельности, сформированность опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности и её объектам;
• использовать географические знания в деле проявления гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности: патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• выделять все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
• применять опыт эколого-направленной деятельности, осуществлять меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
• приводить примеры влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей социоприродной среды.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• владеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • демонстрировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные | Практические | Лабораторные | Цифровые образовательные ресурсы |
| | | |
1 | Страны современного мира | 3 | 1 | 1 | | multiurok.ru |
2 | География населения мира | 10 | | 1 | | urok.1sept.ru |
3 | Мировые природные ресурсы | 8 | | 1 | | interneturok.ru |
4 | Мировое хозяйство и научно-техническая революция | 3 | | 2 | | multiurok.ru |
5 | Отрасли мирового хозяйства | 9 | | 1 | | znanio.ru |
6 | Глобальные проблемы человечества | 1 | 1 | | | resh.edu.ru |
| ИТОГО: | 34 | 2 | 6 | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 10 КЛАСС)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт | Примечание |
РАЗДЕЛ I ОБЩАЯ ЭКОНОМИОКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (3 часа) |
1 | Введение. | 1 | 7.09 | 7.09 | |
2 | Типы стран(практическая работа) | 1 | 14.09 | 14.09 | |
3 | Развитые и развивающиеся страны | 1 | 21.09 | 21.09 | |
НАСЕЛЕНИЕ МИРА (7 часов) |
4 | Численность населения | 1 | 28.09 | 28.09 | |
5 | Половозрастной состав населения (практическая работа) | 1 | 5.10 | 5.10 | |
6 | Этнический состав населения | 1 | 12.10 | 12.10 | |
7 | Религиозный состав населения | 1 | 19.10 | 19.10 | |
8 | Размещение населения, его миграции(нетрадиционный урок) | 1 | 26.10 | 26.10 | |
9 | Урбанизация(практическая работа) | 1 | 9.11 | 9.11 | |
10 | Итоговый урок по теме | | 16.11 | 16.11 | |
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов) |
11 | Взаимоотношение между природой и обществом | 1 | 23.11 | 23.11 | |
12 | Природные ресурсы | 1 | 30.11 | 30.11 | |
13 | Минеральные ресурсы (не-возобновимые)(практическая работа) | 1 | 7.12 | 7.12 | Дистанционное обучение. Приказ № 03-02-477.1 от 07.12.22 |
14 | Исчерпаемые, возобновимые ресурсы | 1 | 14.12 | 14.12 | |
15 | Неисчерпаемые ресурсы Промежуточная аттестация | 1 | 21.12 | 21.12 | |
16 | Ресурсы Мирового океана | 1 | 28.12 | 28.12 | |
17 | Решение экологических проблем | 1 | 11.01 | | |
18 | Урок обобщения и повторения | 1 | 18.01 | | |
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (12 часов) |
19 | Формирование мирового хозяйства(нетрадиционный урок) | 1 | 25.01 | | Ф.Г |
20 | НТР и мировое хозяйство | 1 | 1.02 | | Ф.Г |
21 | Топливно – энергетическая промышленность(практическая работа) | 1 | 8.02 | | |
22 | Металлургия | 1 | 15.02 | | |
23 | Машиностроение | 1 | 22.02 | | |
24 | Химическая и лесная промышленность(нетрадиционный урок) | 1 | 1.03 | | |
25 | Сельское хозяйство(практическая работа) | 1 | 15.03 | | |
26 | Транспорт и мировое хозяйство | 1 | 22.03 | | |
27 | Международные экономические отношения | 1 | 5.04 | | Ф.Г |
28 | Международная торговля услугами(нетрадиционный урок) | 1 | 12.04 | | |
29 | Обобщение знаний по теме Мировое хозяйство | 1 | 19.04 | | |
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ (1 ЧАС) |
30 | Глобальные проблемы и их взаимосвязь | 1 | 26.04 | | |
31 | Стратегия устойчивого развития | 1 | 3.05 | | Ф.Г |
32 | Комплексная контрольная работа | 1 | 10.05 | | |
33 | Работа над ошибками | 1 | 17.05 | | . |
34 | Итоговый урок(нетрадиционный урок) | 1 | 24.05 | | |