Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
-Законом Курской области от 09.12. 2013 г. № 121- ЗКО «Закон об образовании в Курской области»
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189об утверждении СанПиН2.4.2 2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»
-Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса с учётом авторской программы по ОБЖ Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н., Марков В. В
Используемый учебно-методический комплект:
Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник. — М.: Дрофа.2015
Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.2015
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа2015
Цель:- освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую
Задачи:
- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения
к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как
основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и окружающим, стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений;
- освоение знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных ситуациях различного характера;
- формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использования средств индивидуальной и коллективной защиты.
1. Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе отводится 1 часа в неделю, всего 35 часов в год.
Логические связи предмета ОБЖ с географией ,биологий,физкультурой и др.
2.Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 19.10.2009 N 427)
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
3.Содержаниеучебного предмета
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях-20 часов.
1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Ориентирование на местности, движение по азимуту. Оборудование временного жилища, добыча огня.
Возможные ситуации криминогенного характера. Правила поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
Особенности уголовной ответственности и наказания • несовершеннолетних.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий. Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Характеристика наиболее вероятных для района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правила поведения.
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы РФ, направленные на обеспечение безопасности граждан.
2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о ЧС,
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни-5 часов.
3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.Здоровье человека, общие понятия и определения. Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизмы передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
4. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Основные понятия о биологических ритмах человека, их влияние на уровень жизнедеятельности человека.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость занятий физической культурой для обеспечения высокого уровня долголетия и работоспособности.
Раздел 3. Основы военной службы-8 часов.
5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.
Организация вооружённых сил Московского государства в XIV- XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века, военная реформа Петра I, создание регулярной армии, её особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание Советских Вооружённых Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации.
Организационная структура Вооружённых Сил. Виды Вооружённых Сил и рода войск.
Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация* составляющая оборону страны. Руководство и управление ВС.
Другие войска, их состав и предназначение с учётом государственной политики РФ по военному строительству.
1. Воинская обязанность
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и её содержания. Воинский учёт, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву и по контракту.
Организация воинского учета. Первоначальная постановка гражданина на воинский учёт. Обязанности гражданина по воинскому учёту.
Основные направления обязательной и добровольной подготовки гражданина к военной службе.
Организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Категории годности к военной службе.
Увольнение с военной службы. Запас Вооружённых Сил РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
8. Основы военной службы (практические занятия на базе воинской
части во внеурочное время)
Материал для изучения формируется в соответствии с учебно-тематическим планом учебных сборов.примерное её содержание, действия населения по сигналам оповещения о ЧС.Защитные сооружения гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.Предназначение АСДНР, проводимых в зоне ЧС. Организация и основное содержание АСДНР, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.
Практические работы:
1. Ориентирование на местности;
2. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера;
3. Правила поведения в ЧС природного характера;
4. Правила поведения в ЧС техногенного характера;
5. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
6. Правила использования средств индивидуальной защиты органов дыхания
4.Календарно-тематическоепланирование
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
Пред.. | Факт. |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях-20 часов. |
1 | | | Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие | 1 |
2 | | | Автономное существование человека в условиях природной среды Ориентирование на местности | 1 |
3 | | | Оборудование временного жилища, добывание огня, обеспечение питанием | 1 |
4 | | | Практическое занятие «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера» | 1 |
5 | | | Понятие преступления Особенности уголовной ответственности несовершенно летних | 1 |
6 | | | Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств за хулиганство и вандализм | 1 |
7 | | | Практическое занятие «Правила поведения в ЧС природного характера» | 1 |
8 | | | Практическое занятие «Правила поведения в ЧС техногенного характера» | 1 |
9 | | | Законодательные и нормативно-правовые акты Р Ф ФЗ «О безопасности», ФЗ «Об обороне» | 1 |
10 | | | ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ «О гражданской обороне» | 1 |
11 | | | Предназначение и задачи ГО. Структура и органы ГО. | 1 |
12 | | | Практическое занятие «Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении» | 1 |
13 | | | Ядерное оружие его боевые свойства | 1 |
14 | | | Химическое оружие и бактериологическое (биологическое ) оружие | 1 |
15 | | | Современные обычные средства поражения | 1 |
16 | | | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени | 1 |
17 | | | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций | 1 |
18 | | | Средства индивидуальной защиты населения | 1 |
19 | | | Практическое занятие «Правила использования средств индивидуальной защиты органов дыхания» | 1 |
20 | | | Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС. | 1 |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни-5 часов. |
21 | | | Основные понятия о здоровье и его составляющие Факторы влияющие на здоровье человека | 1 |
22 | | | Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний Возникновение и распространение инфекционных заболеваний | 1 |
23 | | | Иммунитет. Профилактика | 1 |
24 | | | Внешние признаки инфекционного заболевания. Инфекционные заболевания | 1 |
25 | | | Двигательная активность Сердечно-дыхательная выносливость Мышечная сила и выносливость. Скоростные качества и гибкость. | 1 |
Раздел 3. Основы военной службы-8 часов. |
26 | | | История создания Вооружённых Сил Российской Федерации | 1 |
27 | | | Организационная структура Вооружённых Сил | 1 |
28 | | | Функции и основные задачи Вооруженных Сил России | 1 |
29 | | | Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение | 1 |
30 | | | Основные понятия о воинской обязанности Организация воинского учета и его предназначение | 1 |
31 | | | Обязательная подготовка граждан к военной службе | 1 |
32 | | | Добровольная подготовка граждан к военной службе | 1 |
33 | | | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования | 1 |
34 | | | Материалы к разделу «Основы военной службы» | 1 |
35 | | | Итоговое тестирование | 1 |
5.Информационно-материальное обеспечение:
1.Учебно –наглядные пособия
2.Учебники
Основы безопасности жизнедеятельности»С.Н.Вангородский,М.И.КузнецовВ.Н.Латчук, 5-11 классы
3.Учебные пособия
6 класс Методическое пособие ОБЖ А.Г.МасловС.К.Миронов 2014г.
5 класс Методическое пособие ОБЖ В.Н.Латчук, В.В.Марков 2004г.
8 класс Методическое пособие ОБЖ В.Н.Латчук, В.В.Марков 2004г.
9 класс Методическое пособие ОБЖ В.Н.Латчук, В.В.Марков 2001г.
10 класс Методическое пособие ОБЖ В.Н.Латчук, В.В.Марков 2004г.
11 класс Методическое пособие ОБЖ В.Н.Латчук, В.В.Марков 2004г.
5класс тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ В.Н.Латчук, В.В Марков 2014г.;
7 класс рабочая тетрадь по ОБЖ. В.Н.Латчук, В.В Марков 2016г.;
8 класс тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ. В.Н.Латчук, С.К.Миронов 2016г.;
9 класс тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ. В.Н.Латчук, С.К.Миронов 2012г.;
Тесты
8 класс ОБЖ С.С.Соловьев;
10-11 класс ОБЖ А.В.КлюевА.П.Савин;
10-11 класс ОБЖ А.В.Клюев«Основы военной службы»
Стандарт второго поколения
Список учебно-методической литературы
Электронные учебные издания и интернет – ресурсы:
1. Электронный учебник по основам безопасности жизнедеятельности, разработанный УМЦ ГО и ЧС Курской области.
2. Образовательный портал 12-й Всероссийский интернет-педсовет (http://pedsovet.org/).
3. Разработки уроков – ОБЖ – Методическая копилка (http://www.k-yroky.ru/).
4. Сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru/).
5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/).
6. Хроники катастроф: чудеса света и природы ( http://chronicl.chat.ru/security.htm).
7. Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методическое издание для преподавателей ( http://www.school-obz.org/).
8. Правила дорожного движения Российской Федерации ( http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml).
18