Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом ГБОУ СКОШИ №2 на 2019 – 2020 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Чтение», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебники: 1) чтение 4 класс, часть I, С. Ю. Ильина, Москва «Просвещение», 2019 год
чтение 4 класс, часть II, С. Ю. Ильина, Москва «Просвещение», 2019 год Количество часов по учебному плану: 4 часа в неделю
Количество часов в год по программе: 136 часов
Срок реализации программы – 1год.
Основная цель реализации программы состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачи:
Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
Овладение различными доступными средствами устной коммуникации для решения практико-ориентированных
задач;
Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
Развитие навыков устной коммуникации;
Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Учить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и другие), отвечать на вопросы. Прививать интерес к обучению.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчёт о прочитанной книге
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со-
переживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или
иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать, писать, выполнять арифметические действия;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных, электронных и других носителях)
Планируемые результаты освоения программы обучающимися
Минимальный уровень:
-осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
-пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
-участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
-выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений
Достаточный уровень:
-чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по
слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
-ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
-определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
-чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
-определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
-чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного
разбора);
-пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
-выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 часть |
1 | Школьная жизнь | 12 |
2 | Время листьям опадать | 17 |
3 | Делу – время, потехе - час | 7 |
4 | В мире животных | 13 |
5 | Жизнь дана на добрые дела | 8 |
6 | Зима наступила | 13 |
2 часть |
7 | Зима наступила | 11 |
8 | Веселые истории | 11 |
9 | Полюбуйся, весна наступает… | 14 |
10 | В мире волшебной сказки | 10 |
11 | Родная земля | 10 |
12 | Лето пришло | 10 |
Итого: | 136 |
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
Техника чтения
Составление и стечение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу,
близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чём в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объёму произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе; о жизни животных и растений в разное время года.
Литература и средства обучения
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Чтение 4 класс, часть I, С. Ю. Ильина, Москва «Просвещение», 2019 год
Чтение 4 класс, часть II, С. Ю. Ильина, Москва «Просвещение», 2019 год
Л. П. Успенская, М. Б. Успенский, Учитесь правильно говорить, Москва «Просвещение» 1991
Календарно – тематическое планирование
№ пп | № урока по теме | Темы | Дата | Факт |
12 часов Школьная жизнь |
1 | 1 | По Н. Носову. Снова в школу | | |
2 | 2 | Э. Мошковская. Жил – был Учитель | | |
3 | 3 | М. Пляцковский. Чему учат в школе (В сокращении) | | |
4 | 4 | По Ю. Ермолаеву. Поздравление | | |
5 | 5 | По Е. Шварцу. Как Маруся дежурила | | |
6 | 6 | По Е. Ильиной. Шум и Шумок | | |
7 | 7 | В. Орлов. Почему сороконожки опоздали на урок | | |
8 | 8 | По Л. Каминскому Три желания Вити | | |
9 | 9 | В. Берестов. Читалочка | | |
10 | 10 | По М. Бартеневу. Зарубите на носу | | |
11 | 11 | Загадки | | |
12 | 12 | Школьная жизнь. Обобщение | | |
17 часов Время листьям опадать |
13 | 1 | Н. Антонова. Жёлтой краской кто – то… | | |
14 | 2 | По Н. Абрамцевой. Осенняя сказка | | |
15 | 3 | Е. Благинина. Подарки осени | | |
16 | 4 | По Л. Воронковой. Лесные подарки | | |
17 | 5 | А. Твардовский. Лес осенью | | |
18 | 6 | По В. Путилиной. В осеннем лесу | | |
19 | 7 | Н. Некрасов. Славная осень! (Отрывок из поэмы Н. Некрасова«Железная дорога») | | |
20 | 8 | По Ю. Шиму. Отчего осень грустна | | |
21 | 9 | К. Бальмонт. Осень | | |
22 | 10 | По Ю. Ковалю. Три сойки | | |
23 | 11 | По Н. Сладкову. Холодная зимовка | | |
24 | 12 | А. Плещеев. Скучная картина!... (Отрывок) | | |
25 | 13 | По О. Иваненко. Сказка про маленького жучка | | |
26 | 14 | По К. Ушинскому. Пчёлы и мухи | | |
27 | 15 | По Г. Граубину. Время листьям опадать | | |
28 | 16 | Загадки | | |
29 | 17 | Время листьям опадать. Обобщение | | |
7 часов Делу – время, потехе - час |
30 | 1 | Пекла кошка пирожки…(Русская потешка) | | |
31 | 2 | Сенокос (чешская потешка) | | |
32 | 3 | По Л. Пантелееву. Карусели | | |
33 | 4 | По Н. Носову. Прятки | | |
34 | 5 | Считалки | | |
35 | 6 | По М. Булатову. Жмурки | | |
36 | 7 | Делу – время, потехе – час. Обобщение | | |
13 часов В мире животных |
37 | 1 | По К.Ушинскому. Бодливая корова. | | |
38 | 2 | По В. Бирюкову. Упрямый котёнок | | |
39 | 3 | По В. Гаранжину. Пушок | | |
40 | 4 | По Е. Чарушину. Томка | | |
41 | 5 | По Б. Житкову. Охотник и собаки | | |
42 | 6 | По Л. Матвеевой. Чук заболел | | |
43 | 7 | Г. Снегирёв. Хитрый бурундук | | |
44 | 8 | По А. Баркову. Барсучья кладовая | | |
45 | 9 | По А. Дорохову. Гостья | | |
46 | 10 | Г. Корольков. Игрушки лисят | | |
47 | 11 | По Ю. Дмитриеву. Лиса | | |
48 | 12 | Загадки | | |
49 | 13 | В мире животных. Обобщение | | |
8 часов Жизнь дана на добрые дела |
50 | 1 | Г. Ладонщиков. Миша - мастер | | |
51 | 2 | По Е. Пермяку. Пичугин мост | | |
52 | 3 | В. Хомченко. Михаськин сад | | |
53 | 4 | По С. Баруздину. Когда люди радуются | | |
54 | 5 | По Ю. Ермолаеву. Про каникулы и полезные дела | | |
55 | 6 | Е. Благинина. Котёнок | | |
56 | 7 | В. Голявкин. Птичка | | |
57 | 8 | Жизнь дана на добрые дела. Обобщение | | |
11 часов Зима наступила |
71 | 1 | А. Бродский. Как Солнце с Морозом поссорились | | |
72 | 2 | П. Голявкин. Зимняя сказка | | |
73 | 3 | Г. Скребицкий. Митины друзья. – I – я часть | | |
74 | 4 | Г. Скребицкий. Митины друзья. – II – я часть | | |
75 | 5 | В. Бирюков. Снежная шапка | | |
76 | 6 | По А. Тумбасову. В шубах и шапках | | |
77 | 7 | Н. Некрасов. Не ветер бушует над бором(Отрывок из поэмы«Мороз, Красный нос») | | |
78 | 8 | По В. Бианки. Находчивый медведь | | |
79 | 9 | По А. Спирину. Зимние приметы | | |
80 | 10 | Загадки | | |
81 | 11 | Зима наступила. Обобщение | | |
9 часов Веселые истории |
82 | 1 | По Н. Носову. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. – I – я часть | | |
83 | 2 | По Н. Носову. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. - II –я часть | | |
84 | 3 | Г. Остер. Одни неприятности | | |
85 | 4 | М. Пляцковский. Однажды утром | | |
86 | 5 | В. Бирюков. Почему комары кусаются | | |
87 | 6 | С. Маршак. Вот какой рассеянный (Отрывок) | | |
88 | 7 | По О. Кургузову. Две лишние коробки | | |
89 | 8 | Г. Чичинадзе. Отвечайте, правда ли? (Отрывки) | | |
90 | 9 | Весёлые истории. Обобщение | | |
14 часов Полюбуйся, весна наступает |
91 | 1 | В. Алфёров. Март | | |
92 | 2 | По М. Фроловой. Восьмое марта. – I – я часть | | |
93 | 3 | По М. Фроловой. Восьмое марта. – II – я часть | | |
94 | 4 | Е. Благинина. Бабушка – забота | | |
95 | 5 | По. А. Соколовскому. Бабушкина вешалка | | |
96 | 6 | По В. Бианки. Последняя льдина | | |
97 | 7 | А. Плещеев. Весна | | |
98 | 8 | По А. Баркову. Скворцы прилетели | | |
99 | 9 | По Э. Шиму. Всему свой срок | | |
100 | 10 | И. Никитин. Полюбуйся, весна наступает… | | |
101 | 11 | По Ю. Ковалю. Весенний вечер | | |
102 | 12 | По Ю. Дмитриеву. Опасная красавица | | |
103 | 13 | Загадки | | |
104 | 14 | Полюбуйся, весна наступает… Обобщение | | |
10 часов В мире волшебной сказки |
105 | 1 | Хаврошечка (Русская народная сказка). – I – я часть | | |
106 | 2 | Хаврошечка (Русская народная сказка). – II – я часть | | |
107 | 3 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка). – I – я часть | | |
108 | 4 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка). – II – я часть | | |
109 | 5 | А. Пушкин. У лукоморья дуб зелёный…(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | | |
110 | 6 | По Ш. Перро. Подарки феи. – I – я часть | | |
111 | 7 | По Ш. Перро. Подарки феи. – II – я часть | | |
112 | 8 | Братья Гримм. Горшочек каши | | |
113 | 9 | По В. Порудоминскому. Наши сказки | | |
114 | 10 | В мире волшебной сказки. Обобщение | | |
10 часов Родная земля |
115 | 1 | М. Ильин. Царь – колокол | | |
116 | 2 | С. Васильева. Город на Неве | | |
117 | 3 | Д. Павлычко. Где всего прекрасней на земле | | |
118 | 4 | С. Вербова. Сочинение на тему | | |
119 | 5 | По Л. Кассилю. Какое это слово? | | |
120 | 6 | По Б. Никольскому. Главное Дело | | |
121 | 7 | А. Усачёв. Защита | | |
122 | 8 | По Л. Кассилю. Никто не знает, но помнят все | | |
123 | 9 | Т. Белозёров. День Победы | | |
124 | 10 | Родная земля. Обобщение | | |
10 часов Лето пришло |
125 | 1 | С.Козлов. Ливень | | |
126 | 2 | Г. Граубин. Тучка | | |
127 | 3 | Н. Павлова. Хитрый одуванчик. – I – я часть | | |
128 | 4 | Н. Павлова. Хитрый одуванчик. – II – я часть | | |
129 | 5 | Е. Благинина. Одуванчик | | |
130 | 6 | По А..Дорохову. Встреча со змеёй | | |
131 | 7 | А. Бродский. Летний снег | | |
132 | 8 | В.Голявкин. После зимы будет лето | | |
133 | 9 | О. Торнопольская. Хозяюшка | | |
134 | 10 | По А. Спирину. Летние приметы | | |
135 | | Лето пришло. Обобщение | | |
136 | | Рассказ на тему «Летние каникулы» | | |