Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский политехнический техникум»
(ГБПОУ ВО «ВПТ»)
СОГЛАСОВАНО | | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по УР С.В. Васильева | | Директор ГБПОУ ВО «ВПТ» М.Г.Поташников |
«______» ________________ 2019г. | | «______» ________________ 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
для специальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
Воронеж 2019
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 г. № 446
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский политехнический техникум»
Разработчик: Крикунов М.С. преподаватель ГБПОУ ВО «Воронежский политехнический техникум», г. Воронежа
РАССМОТРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол от «_____»___________20______г. №______
Председатель предметно-цикловой комиссии_____________Н.В. Столярова
Содержание
| Стр. |
1 Паспорт рабочей программы дисциплины | 4 |
2 Структура и содержание рабочей программы дисциплины | 5 |
3 Условия реализации рабочей программы дисциплины | 11 |
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | 14 |
1 Паспорт программы дисциплины «Физическая культура»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 336 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 168 часов;
самостоятельной работы обучающегося 168 часов.
2 Структура и содержание дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка по очной форме обучения | 336 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка форме обучения | 168 |
в том числе: | |
практические занятия | 168 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 168 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2.1 Тематический план и содержание дисциплины физическая культура (очная форма обучения)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Легкая атлетика | | |
Тема 1.1. Бег на короткие дистанции | Содержание учебного материала | 16 |
Бег 100м, 200м, 400м, 500м. Специальные упражнения для бега. Челночный бег 4*9м. Техника безопасности. |
Практические занятия |
Совершенствование техники специальных упражнений бегуна; техники высокого и низкого старта, стартового разгона, бега по дистанции, финиширования. Совершенствование техники бега на 30м с хода, бега на 30,60, 100,200 и 400м с высокого и низкого старта. Бег по прямой с различной скоростью, по виражу, повторный бег на отрезках 30-50м. |
Тема 1.2. Эстафетный бег | Содержание учебного материала | 10 |
Эстафетный бег 4*100м. |
Практические занятия |
Совершенствование низкого старта, техники бега с эстафетной палочкой. Техника передачи эстафетной палочкой. Финиширование. |
Тема 1.3. Прыжки в длину | Содержание учебного материала | 8 |
Прыжок в длину с места. Многоскоки. Прыжок в длину способом «согнув ноги» |
Практические занятия |
Совершенствование техники прыжка в длину «согнув ноги», прыжок в длину с места на результат. Развитие скоростно – силовых качеств. |
Тема 1.4. Метание в цель и дальность | Содержание учебного материала | 10 |
Специальные и подготовительные упражнения для метания в цель и на дальность, метание теннисного мяча, гранаты весом 500г (дев.) и 700г (юн.) |
Практические занятия |
Совершенствование техники подготовительных и специальных упражнений метателя, техники метания малого мяча в цель и на дальность способом « из-за спины через плечо», метание малого мяча на дальность с 4-х шагов. Совершенствование техники метания гранаты 550г (дев.) и 700г (юн.) с места, с разбега в 6 - 8 шагов. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение комплексов ОРУ. Посещение спортивных секций. Специальные беговые упражнения на скорость. Техника низкого старта. Стартовый разгон. Бег по дистанции. Финиширование. Контрольные упражнения в беге на 60,100,200,400 метров и в челночном беге. Техника разворотов, коротких ускорений и торможения. Подбор материала для докладов | 44 |
Раздел 2. Гимнастика | | |
Тема 2.1. Строевая подготовка. Висы и упоры. | Содержание учебного материала | 10 |
Висы и упоры. Построения ,перестроения. Повороты в движении, на месте. Размыкание, смыкание. Перестроения из одной шеренги в две, три, четыре «уступом» и обратно. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, три , четыре, в движении. |
Практические занятия |
Вис согнувшись, вис прогнувшись. Угол в упоре. Развитие силы. Подтягивания на перекладине. Совершенствование построений в шеренгу, в колонну, круг; строевых приемов на месте- поворотов направо, налево, кругом, размыкания от первого и от середины и обратно. Совершенствование перестроений из одной шеренги в две, три, четыре «уступом» и обратно. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, три , четыре, в движении. Совершенствование техники движения в обход, по диагонали, по кругу, противоходом, «змейкой». Подтягивание. |
Тема 2.2. Акробатические упражнения | Содержание учебного материала | 18 |
Упражнения с предметами ( девушки). Кувырки вперед. Стойка на лопатках. |
Практические занятия |
Повороты в движении. Перестроения. Кувырки вперед. Упражнения с обручем, скакалкой, мячом. Развитие координационных способностей и силы. |
Самостоятельная работа обучающихся Составить комплекс ОРУ на все группы мышц и выполнять самостоятельно. Уметь проводить ОРУ раздельным способом с группой студентов. Размахивание в висе изгибами. Подъемы из виса. Подъем в упор силой. Махи в упоре. Подъем переворот. Из размахиваний махом назад соскок Из седа ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь. Соскок махом назад. Сгибание и разгибание рук в упоре. Выполнение перекатов Подбор материала для докладов | 28 |
Раздел 3 Кроссовая подготовка | | |
Тема 3.1 Бег по пересеченной местности. | Содержание учебного материала | 18 |
Бег по пересеченной местности. |
Практические занятия |
Бег 20 мин..Преодоление горизонтальных препятствий. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение комплекса ОРУ в движении и в статике. Специальные упражнения легкоатлетов. Бег по дистанции. Финиширование. Бег на 1000, 2000 и 3000 метров в равномерном темпе. | 18 |
Раздел 4. Спортивные игры Волейбол | | |
Тема 4.1. Стойки и перемещения волейболиста | Содержание учебного материала | 8 |
Техника безопасности игры. Правила игры. Стойки волейболиста. Перемещения игрока. Специальные и подводящие упражнения для овладения техникой прием |
Практические занятия |
Совершенствование техники стоек волейболиста: низкой, средней, высокой; техники перемещений приставными шагами влево, вправо, вперед, назад, выпадами в различных направлениях. Совершенствование техники специальных и подводящих упражнений для овладения верхней передачи мяча двумя руками. Упражнения с тяжелыми мячами (1 -2 кг). Прыжки через скакалку. |
Тема 4.2. Прием и передача мяча снизу двумя руками | Содержание учебного материала | 10 |
Передачи мяча сверху, прием снизу. |
Практические занятия |
Совершенствование техники специальных и подводящих упражнений для овладения техникой приема и передачи мяча. Снизу двумя руками, приема мяча одной рукой. Передача мяча двумя руками сверху в парах, тройках, во встречных колоннах. Прием мяча с низу. Развитие скоростно – силовых качеств. |
Тема 4.3. Подачи мяча | Содержание учебного материала | 4 |
Специальные и подводящие упражнения для овладения техникой нижней прямой, верхней прямой подачи. Подачи мяча: нижняя прямая, верхняя прямая подачи. |
Практические занятия |
Овладение техникой подводящих и специальных упражнений. Обучение технике нижней прямой подачи, верхней прямой подачи в стену, во встречных шеренгах, колоннах. Совершенствование техники приёма мяча снизу двумя руками после подачи. Игра по упрощенным правилам. |
Тема 4.4. Нападающий удар. | Содержание учебного материала. | 10 |
Развитие скоростно – силовых качеств. Специальные и подводящие упражнения для овладения техникой нападающего удара. Нападающий удар. Тактика игры в нападении. |
Практические занятия |
Овладение техникой подводящих и специальных упражнений волейболиста. Обучение техники нападающего удара: разбегу, напрыгиванию, толчку, удару по мячу. Тактика игры в нападении: нападающий удар прямой по ходу (из зон 2,4), с переходом. Учебная игра. |
Самостоятельная работа обучающихся Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Прием мяча снизу. Прием мяча сверху. Передача мяча снизу над собой. Передача мяча сверху над собой. Прямой нападающий удар. Постановка одиночных блоков. Постановка двойного и тройного блока. | 32 |
Раздел 5 Спортивные игры. Футбол | | |
Тема 5.1 Технические приемы: удары, ведение мяча. | Содержание учебного материала | 10 |
Удары мяча, остановка мяча, отбор мяча. |
Практические занятия |
Совершенствование ударов с места , с разбега, в парах. Остановка мяча ногой, грудью. Отбор мяча толчком плеча, выпадом, подкатом. Обманные движения ( финты) |
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа обучающихся Комплекс общеразвивающих упражнений. Техника ведения мяча. Техника ударов по мячу ногой. Техника ударов по мячу головой. Техника передачи мяча ногой. Техника передачи мяча головой. Остановка мяча ногой. Остановка мяча грудью. Удары по воротам. Жонглирование мячом. Техника игры в обороне и в атаке. Переход из обороны в атаку и из атаки в оборону. | 10 |
Раздел 6. Настольный теннис | | |
Тема 6.1. Правила игры. Оборудование | Содержание учебного материала | 6 |
Техника безопасности. Инвентарь. Правила игры |
Практические занятия |
Правила игры. Инвентарь: ракетка, мяч, теннисный стол, сетка .Способы перемещения, исходное положение. |
Тема 6.2 Технические приемы. | Содержание учебного материала | 8 |
Подача. Удары. |
Практические занятия |
Удары слева, справа. Подача. Совершенствование координационных способностей. |
Самостоятельная работа обучающихся. Умение подавать через сетку крученой подачей. Игра на приеме. Совершенствование техники ударов слева и справа. Совершенствование координационных способностей | 14 |
Раздел 7. Атлетической гимнастики | | |
Комплексы упражнений атлетической гимнастики. | Содержание учебного материала | 22 |
Индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы |
Практические занятия |
Техника безопасности. Вес отягощений. Комплексы упражнений с отягощением,с кратким описанием правил выполнения. Упражнения с экспандером, гантелями ,гирей. Упражнения на тренажерных устройствах. |
Самостоятельная работа обучающихся. Подбор материала для докладов Выполнение комплексов упражнений для избранной профессиональной деятельности. Техника выполнения силовых упражнений. Упражнения с гантелями и с гирями. Подтягивание на перекладине. Отжимание и приседание. | 22 |
Всего: | 336 |
3. условия реализации дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий в спортивных залах, в тренажерных залах и на открытом стадионе широкого профиля с элементами полосы препятствий.
Инвентарь и оборудование:
Открытый стадион широкого профиля:
- площадка для волейбола со стойками
- площадка для баскетбола с баскетбольными фермами
- полоса препятствий с металлическим лабиринтом
- площадка для бега
2.Спортивный зал:
- Гимнастические стенки
- Гимнастические скамейки
- Стойки волейбольные
- Коврики поролон
- Стол теннисный
- Мячи: волейбольные, баскетбольные, футбольные, теннисные
- Волейбольная сетка
- Антенна для волейбольной сетки
3. Секундомер
4. Измерительная рулетка
5. Гранаты для метания
6. Эстафетные палочки
7. Скакалки гимнастические
8. Бадминтон
9.Мячи набивные
10.Ракетки для н/тенниса
11.Палки гимнастические
12.Обручи металлические
13. Тренажерный зал:
- Гиря 24кг., 16кг.
- грифы для штанги
- блины для штанги
- гантели
- велотренажеры
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Физическая культура [Текст]: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.В.Решетников, Ю.Л. Кислицин, Р.Л. Палтиевич [и др.] – 6-е изд., испр. – М.: Academia, 2009 – 176с.
Физическая культура студента [Текст]: учебник для студентов вузов. /под общ.ред. В.И.Ильинича - М.: Гардарики,2010. – 448с.
Программное обеспечение и Интернет –ресурсы
1.Вайнер Э.Н. Валеология: [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта, 2011 – 448с. - URL: http://www.biblioclub.ru/ book/ 79501/
2.Голденков М. История зимних олимпиад: Дорога в Сочи: [Электронный ресурс]:/ М. Голденков. – Минск: Тетра Системс, 2011. – 352с.- URL: http://www.biblioclub.ru/ book/78563/.
3.Купчинов, Р.И. Физическое воспитание:[Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов подгот. и учеб.-тренировоч. групп учреждений обеспечивающих получение высш. образования/ Р.И. Купчинов. – Минск: Тетра Системс, 2006. – 352с. - URL: http://www.biblioclub.ru/ book/78089/.
4.Сальников А.Н. Физическая культура: [Электронный ресурс] : конспект лекций/ А.Н. Сальников. – М.: Приор- издат, 2009. – 124с. - URL: http://www.biblioclub.ru/ book/56281/.
Дополнительные источники:
Барчуков И.С. Физическая культура: учебное пособие для вузов / И.С. Барчуков – М.: ЮНИТИ, 2003 – 255с.
Гимнастика : учебник для студентов вузов обуч. по спец. 050720 – Физическая культура/ под ред.: М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 5е изд. стереотип. – М.: Академия, 2008. – 445с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ.культуры [Текст] / Л.П. Матвеев- М.: ФиС, 1991- 543с.
Ритмическая гимнастика учебное пособие для студентов специальных учебных заведений / Под общ.ред. Ю.В. Сосиной.- Киев: Радяньска школа,1990.-232с.
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 033100-Физич. культура / под ред.: Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2004. - 518 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины при очной форме обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; - основы здорового образа жизни. | Оценка содержания реферативного сообщения. |
Должен уметь: - использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; | Методы оценки результатов: -накопительная система оценок, на основе которой выставляется итоговая оценка; - тестирование в контрольных точках. Легкая атлетика. Оценка техники выполнения двигательных действий (оценивается во время занятий): бег на короткие дистанции; прыжки в длину; метание. Оценка самостоя- тельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задачи по развитию физического качества. Спортивные игры (волейбол, футбол). Оценка технико – тактических действий студентов в проведение учебной игры. Оценка техники базовых элементов спортивных игр.Оценка выполнения студентом функции судьи. Акробатика. Оценка техники выполнения комбинаций и связок. Атлетическая гимнастика. Оценка техники выполнения комплексов упражнений. Кроссовая подготовка. Оценка техники бега; |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины при заочной форме обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; - основы здорового образа жизни. | Оценка содержания домашней контрольной работы. Зачет. |
Должен уметь: - использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | Оценка содержания реферативного сообщения. |
При реализации программы дисциплины и при выполнении самостоятельной работы по дисциплине в форме индивидуальных заданий, проектов, исследований, у студентов формируются следующие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями