Согласовано: Зам. директора по УВР __________________Г.Б. Бугакова «_____»________________20 г. | Утверждаю: Директор школы _____________И.Н.Пешкова «_____»_______________20 г. |
Рабочая программа по_____________________________________ (указать учебный предмет)
Уровень образования: начальное общее образование
Общее количество часов: 1 час в неделю, 34 часов в год
Программа разработана на основе:
Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
Рассмотрено:
Протокол заседания ШМО
от «____» ______ 20 года №_____
Руководитель ШМО
_______________ _______________
(подпись) (расшифровка)
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
- Программа “Физическая культура”, 1-4 классы, авторы Петрова Т.А., Копылов Ю.В., Петров С.С. “Начальная школа ХХI века” М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2011 г
Цель программы обучения:
сформировать позитивное отношение младших школьников к дополнительным занятиям физической культурой во внеурочное время, повысить уровень их физического здоровья и теоретическую осведомленность о занятиях физической культурой и спортом.
Задачи программы обучения:
- повышение уровня ритмической подготовки школьников путем использования музыкальной фонограммы в качестве средства дозирования физической нагрузки и экономизации физических усилий;
- научить организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с понятием «здоровый образ жизни» (сбалансированное питание, физическая активность, распорядок дня и т.п.);
- повысить уровень здоровья школьников, устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям;
- повысить уровень осведомленности школьников об основах анатомии, взаимодействии музыки и движения, развитии массовых видов спорта с музыкальным сопровождением.
Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядочнным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия "адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
.Общая характеристика учебного предмета
По данным многочисленных обследований физическое развитие и здоровье детей школьного возраста в настоящее время по ряду причин значительно ухудшилось. Современные дети, особенно в крупных городах высокоразвитых стран, ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Программа школьного физического воспитания не в состоянии обеспечить полноценное физическое развитие ребенка. Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными - отсюда и низкая мотивация к занятиям.
Представляется целесообразным в свете современных тенденций развития спорта и фитнеса введение в дополнительные занятия со школьниками занятий с музыкально-ритмической доминантой, а также занятий, направленных на развитие физических качеств школьников и повышения их уровня осведомленности об уровне развития современного массового спорта.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета в 3 классе отводится следующее количество часов: 34 часа (1 час в неделю)
Содержание курса
Построения и перестроения.
Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, построение в колонну по одному, в одну шеренгу. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты к ориентирам без контроля зрения в момент поворота. Повороты на месте в стороны. Выполнение упражнений по командам с учителем: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!». Наклоны туловища впереди приседания с опусканием флажков.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Общеразвивающие упражнения: без предметов, в расслаблении мышц, на осанку, на дыхание
Общеразвивающие упражнения с предметами: малыми мячами, гимнастическими палками, со скакалками.
Ритмические упражнения. Прохлопывание простого ритмического рисунка. Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки.
Ходьба и бег.
Медленный бег до 2 мин. Ходьба в колонне по одному, по двое. Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба с перешагиванием через предмет (2-3 предмета). Ходьба с сохранением правильной осанки шагом, на носках, пятках. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба по линии, начерченной на полу. Ходьба парами, взявшись за руки. Чередование ходьбы и бега. Передача мяча из руки в руку. Эстафеты.
Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег в колонне. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким подниманием бедра. Бег на носках.
Прыжки
Прыжки в длину с места ( с шага). Прыжки в высоту. Подпрыгивание на месте на двух ногах. Прыжок на двух ногах с продвижением вперед.
Лазанье
Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом. Передвижение на четвереньках в медленном темпе по коридору 15-25см. Подлезание под препятствие. Произвольное лазание по гимнастической стенке, не пропуская реек.
Метание, передача предметов.
Метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 2-6м с места и на дальность. Передача предметов в шеренге. Броски и ловля мяча двумя руками. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Упражнения в правильный захвате мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Переноска мяча, гимнастических палок.
Равновесие
Ходьба по полу по начертанной линии. Ходьба с различными положениями рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Стойка на носках 2-3 секунды.
Коррекционные подвижные игры
С элементами общеразвивающих упражнений: « Повторяй за мной», «Пойдешь гулять», «Поезд», «На праздник».
С бросанием, ловлей и метанием: «Охотники и утки» , «Кто дальше бросит»
Для ходьбы: «Возьми флажок», «Пойдем в гости»
С бегом и прыжками: «У медведя во бору», « Кто быстрее», «Пустое место», «Солнышко – идти гулять, дождик – беги домой».
Содержание курса |
Тема | Количество часов |
Гимнастика | 8 |
Легкая атлетика | 9 |
Подвижные игры | 9 |
Лыжная подготовка | 8 |
ИТОГ | 34 |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Неделя | Виды деятельности |
Ходьба и упражнения в равновесии. (3ч) |
1 | Ходьба за учителем. | 1 | 1 нед | Понятие о ходьбе стайкой. Понятие о ходьбе в заданном направлении. Понятие о ходьбе между предметами. |
2 | Ходьба в заданном направлении (к игрушке). | 1 | 2 нед |
3 | Ходьба между предметами. | 1 | 3 нед |
Бег (3 ч) |
4 | Бег вслед за учителем. | 1 | 4 нед | Бег вслед за учителем. Понятие о беге по сигналу вслед за направляющим. Понятие о беге в направлении к учителю. |
5 | Бег по сигналу вслед за направляющим. | 1 | 5 нед |
6 | Бег в направлении к учителю. | 1 | 6 нед |
Прыжки. (2ч) |
7 | Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за руки. | 1 | 7 нед | Выполнение подскоков. Выполнение подскоков на мячах– фитболах. |
8 | Подскоки на мячах – фитболах. | 1 | 8 нед |
Катание, бросание, ловля округлых предметов. (3ч) |
9 | Прокатывание мяча двумя руками учителю. | 1 | 9 нед | Прокатывание мяча Прокатывание мяча под дугой. Ловля брошенного мяча. |
10 | Прокатывание мяча под дугу. | 1 | 10 нед |
11 | Ловля мяча, брошенного учителем. | 1 | 11 нед |
Ползание и лазание. (2ч) |
12 | Ползание на животе по прямой. | 1 | 12 нед | Ползание на животе. Ползание на четвереньках. |
13 | Ползание на четвереньках в заданном направлении. | 1 | 13 нед |
Ходьба и упражнения в равновесии. (3ч) |
14 | Ходьба по дорожке в заданном направлении. | 1 | 14 нед | Перешагивание через кубики |
15 | Ходьба с предметом в руке. | 1 | 15 нед |
16 | Упражнение в перешагивании через незначительные препятствия. | 1 | 16 нед |
Бег. (2ч) |
17 | Упражнение в беге в заданном направлении с игрушкой в руках. | 1 | 17 нед | Бег вслед за учителем. Понятие о беге по сигналу вслед за направляющим. Понятие о беге в направлении к учителю. |
18 | Бег за учителем с ленточкой в руках. | 1 | 18 нед |
Прыжки. (2ч) |
19 | Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за одну руку. | 1 | 19 нед | Подскоки. |
20 | Подскоки на мячах- прыгунах | 1 | 20 нед | |
Катание, бросание, ловля округлых предметов. (2ч) |
21 | Учить прокатывать мяч двумя руками друг другу. | 1 | 21 нед | Прокатывание мяча. Прокатывание цилиндров. |
22 | Прокатывание цилиндров из полуфункциональных наборов «Собери пирамидку». | 1 | 22 нед |
Ползание и лазание. (2ч) |
24 | Упражнение в пролезании на четвереньках под дугой. | 1 | 24 нед | Пролезание под дугой на четвереньках. Пролезание в воротца. |
25 | Пролезание в воротца, составленные из мягких модулей. | 1 | 25 нед |
Подготовка к спортивным играм. (5ч) |
26 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Мы солдаты». | 1 | 26 нед | Выполнение правил игры. |
27 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Слушай сигнал» | 1 | 27 нед |
28 | Игры с бегом: «Веселая эстафета». | 1 | 28 нед | Выполнение правил игры. |
29 | Игры с прыжками: «Мячик кверху». | 1 | 29 нед |
30 | Игры с метанием, ловлей: «Метко в цель». | 1 | 30 нед |
Игры на улице. (4ч) |
31 | ТБ при проведении занятий на улице | 1 | 31 нед | Выполнение правил игры. |
32 | Подвижная игра «Догони мяч». | 1 | 32 нед |
33 | Подвижная игра «Удочка». | 1 | 33 нед |
34 | Подвижные игры по выбору детей | 1 | 34 нед |
Планируемые результаты деятельности учащихся
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Список литературы
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - 8-е изд. — М.: Просвещение, 2013.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005
Программа “Физическая культура”, 1-4 классы, авторы Петрова Т.А., Копылов Ю.В., Петров С.С. “Начальная школа ХХI века” М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2011 г