СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. 2 класс. Литературное чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению . 2 класс. Составлена в соответствии ФГОС  НОО. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. 2 класс. Литературное чтение.»




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Архангельская средняя школа имени А.А. Кудрявцева»


Рассмотрено

на заседании школьного

методического объединения

учителей начальных классов

_______________________

Жук С.И.

Протокол №___от ____2018г


Утверждаю

Директор школы

______________

Иванчикова О. Н.



Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________________

Махалкина Л.Н.

«__» ______ 20 г.


Принято на МС

________________________

Максимова Л.В.

Протокол № ___ от ____ 20 г.





Адаптированная рабочая программа для учащихся с ЗПР.

на 2018-2019 учебный год







Предмет: литературное чтение

Классы: 1-4

Составитель: Малахова В.Д. учитель начальных классов, первая квалификационная категория










с. Архангельское


2018 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ.


1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………… 3

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)……… 4

3. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины………………………………… 7

4. Тематическое планирование…………………………………………………………… 11


























































Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования

для учащихся с задержкой психического развития ( Вариант 7.2) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Архангельская средняя школа имени А. А. Кудрявцева», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития по литературному чтению и авторской рабочей программы: Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. Предметная линия учебников системы «Школа России». Рабочие программы 1- 4 классы. Москва «Просвещение», 2015год.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

«Азбука» В.Г.Горецкий и др. (обучение чтению); Москва «Просвещение», 2016г.Литературное чтение.

Учебник. 1 класс. В.2 ч. Ч.1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская). Москва «Просвещение» 2016Г

Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В.2 ч. Ч.2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская). Москва «Просвещение» 2016Г

Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В.2 ч. Ч.1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская). Москва «Просвещение»

Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В.2 ч. Ч.2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская). Москва «Просвещение»

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В.2 ч. Ч.1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская). Москва «Просвещение»

Литературное чтение. Учебник. 3класс. В.2 ч. Ч.2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская). Москва «Просвещение»

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В.2 ч. Ч.1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина). Москва «Просвещение»

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В.2 ч. Ч.2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина). Москва «Просвещение»


Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане

На изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 506 ч.

В 1классе— 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели):

из них

92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам литературного чтения. Во 2—3 классах на уроки литературного чтения отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В 4 классе на уроки литературного чтения отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

Срок реализации программы – 5 лет.












Планируемые результаты освоения учебного предмета.


В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.


В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

  • развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов;

  • понимание содержания звучащей речи.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

  • овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;

  • определение последовательности событий, понимание прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

  • накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;

  • понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

  • развитие умение сопереживать героям;

  • умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

  • осознание цели речевого высказывания;

  • умение задавать вопрос по услышанному произведению;

  • умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

  • умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;

  • формирование запаса литературных художественных впечатлений;

  • понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

  • актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;

  • развитие у детей интереса к художественной литературе.


Личностные результаты освоения ПРП по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:

-принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

-формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);

-развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

-развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

-овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).


Метапредметные результаты освоения ПРП по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;

  • кодировать и перекодировать информацию;

  • осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).


Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.


Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

-обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;

распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

-в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и --уточнять -информацию от собеседника; в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его -одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;в умении выражать свои намерения, -просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

-в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;

-в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

-в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

-в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).


Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

7) формирование потребности в систематическом чтении;

8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.


По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижений.

В конце 1 класса обучающийся:

выделяет последовательность звуков и слогов в словах;

  • владеет плавным, осмысленным чтением целыми словами, понимает читаемые слова, предложения, небольшие тексты;

  • владеет элементами выразительного чтения;

  • понимает звучащую речь, отвечает на вопросы по содержанию услышанного произведения, передает содержание прослушанного;

  • использует формы речевого этикета;

  • узнает произведения устного народного творчества и детской литературы;

  • создает собственное высказывание по серии иллюстраций, на основе личного опыта или впечатлений;

  • проявляет интерес к книгам и чтению;


























Содержание учебного предмета, курса, дисциплины

Литературное чтение

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно­познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (сравнение) в мини­сочинениях, рассказ на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно­популярная, справочно­энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно­следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.





























Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» во 2 классе (ЗПР)



№ урока

Раздел (количество часов). Тема урока.

Количество часов, отводимых на изучение темы


Вводный урок 1ч



1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание. Словарь. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, иллюстрации

1


Самое великое чудо на свете (4ч)



2

Знакомство с названиями раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист иллюстрации. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов

1

3

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

1

4

Старинные и современные книги. Сравнение книг. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний

1

5

Р.Сеф «Читателю». Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Проверочная работа по разделу «Самое великое чудо на свете»

1


Устное народное творчество. (17ч)


6

Знакомство с названием раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (пословицы) – узнавание, различение, определение основного смысла.


1

7

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (песни) – узнавание, различение, определение основного смысла

1

8

Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (потешки) – узнавание, различение, определение основного смысла

1

9

Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалок и небылиц. Жанровое разнообразие произведений. Узнавание, различение, определение основного смысла

1

10

Загадки - малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Малые фольклорные формы (загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла

1

11

Сказки. Русские народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…». Работа со словом. Пополнение активного словарного запаса..

1

12 - 13

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Сказки (о животных). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие

2

14

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Сказки (о животных). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие

1

15

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Сказки (о животных). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие

1

16

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Сказки (о животных). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие

1

17-18

Русская народная сказка «Каша из топора». Сказки (бытовые). Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

2

19-20

Русская народная сказка «Гуси – лебеди». Сказки (волшебные). Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

2

21

Советуем прочитать. Русские народные сказки. Сказки. Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество».

1

22

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

1


Люблю природу русскую. Осень. 11ч


23

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Малые фольклорные формы (загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла

1

24

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…». Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)

1

25

К. Бальмонт «Поспевает брусника». Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)

1

26

А. Плещеев «Осень наступила…». Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)

1

27

А. Фет «Ласточки пропали…» Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

1

28

А. Толстой «Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая». Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)

.


1

29

В. Брюсов «Сухие листья…», И.Токмакова «Опустел скворечник». Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

1

30

В. Берестов «Хитрые грибы». Научно – познавательный текст «Грибы». Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно – популярных – их сравнение.

1

31

М. Пришвин «Осеннее утро» И. Бунин «Сегодня так светло кругом». Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

1

32

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

1

33

Проверочная работа по разделу «Люблю природу русскую. Осень.»

1


Русские писатели. 16ч


34

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Фольклор и авторские художественные произведения(различение)

1

35

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературная (авторская) сказка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

1

36

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературная (авторская) сказка. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

1

37

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературная (авторская) сказка. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,

1

38

А. С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север тучи, нагоняя…», «Зима!.. Крестьянин торжествуя…». Стихотворение – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

1

39

И. А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука». Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

1

40

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах

1

41

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек». Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.

1

42 - 43

Л. Н. Толстой «Филипок». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.


2

44

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже». Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный.

1

45 - 46

Л. Н. Толстой «Котёнок». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный.


2

47

Советуем прочитать. Л. Н. Толстой «Рассказы и сказки». Выбор книг на основе рекомендованного списка.

1

48

Л. Н. Толстой «Рассказы и сказки». Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование.

1

49

Проверочная работа по разделу «Русские писатели»

1


О братьях наших меньших. (16ч)


50

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаев «Кто кем становится?». Участие в коллективном обсуждении.

1

51

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила – была собака». Основные темы детского чтения: юмористические произведения.

1

52

В. Берестов «Кошкин щенок» Основные темы детского чтения: о братьях наших меньших

1

53 - 54

М. Пришвин «Ребята и утята». Основные темы детского чтения: о братьях наших меньших

2

55 - 56

Е. Чарушин «Страшный рассказ». Основные темы детского чтения: о братьях наших меньших

2

57 -58

Б. Житков «Храбрый утёнок». Основные темы детского чтения: о братьях наших меньших

2

59-60

В. Бианки «Музыкант». Основные темы детского чтения: о братьях наших меньших

2

60-61

В. Бианки «Сова». Основные темы детского чтения: о природе.

2

62

Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Нормы письменной речи: рассказ на заданную тему.

1

63

Обобщение и проверка знаний по разделу «О братьях наших меньших»

1

64

Проверка техники чтения. Г.Скребицкий «Художник – зима».

1


Из детских журналов. 7ч.


65

Знакомство с названием раздела. Обучение составление вопросов. Проект «Мой любимый детский журнал». Представленность разных видов книг: детские периодические издания (по выбору).

1

66

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете» Основные темы детского чтения: юмористические произведения

1

67

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». Основные темы детского чтения: о детях.

1

68

Д. Хармс «Что это было», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень – очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки». Основные темы детского чтения: юмористические произведения

1

69

А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Основные темы детского чтения: юмористические произведения

1

70

Обобщение и проверка знаний по разделу: «Из детских журналов»

1

71

Проект «Мой любимый детский журнал»

1


Люблю природу русскую Зима ( 13ч.)


72

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла

1

73

И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К. Бальмонт «Снежинка», Я. Аким «Утром кот принёс на лапах». Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).


1

74

С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза». Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

1

75-76

Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки.


2

77

С. Михалков «Новогодняя быль». Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий.


1

78

С. Михалков «Новогодняя быль». Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий. Закрепление.


1

79, 80, 81

А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет». Советуем прочитать. Русская народная сказка «Морозко». Основные темы детского чтения: о добре и зле, юмористические произведения.

3

82

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).


1

83

Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

1

84

Проверочная работа п разделу «Люблю природу русскую. Зима»

1


Писатели детям 26ч


85

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. И. Чуковский «Путаница». Основные темы детского чтения: юмористические произведения

1

86

К. И. Чуковский «Путаница», «Радость». Основные темы детского чтения: юмористические произведения

1

87

К. И. Чуковский «Федорино горе». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки

1

88 - 89

К. И. Чуковский «Федорино горе». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста

2

90-91

С. Я. Маршак «Кот и лодыри». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста

2

92-93

С. В. Михалков «Мой секрет» Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

2

94-95

С. В. Михалков «Мой щенок». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста

2

96-97

А. Л. Барто «Верёвочка». «Мы не заметили жука». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.

2

98

А. Л. Барто «В школу». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.

1

100

А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста

2

101, 102.

Н. Н. Носов «Затейники». Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

2

103

Н. Н. Носов «Живая шляпа». Основные темы детского чтения: юмористические произведения

1

104

Н. Н. Носов «Живая шляпа». Основные темы детского чтения: юмористические произведения. Закрепление.

1

105, 106, 107

Н. Н. Носов «На горке». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста

3

108 - 109

Советуем прочитать Н. Носова «Заплатка». Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

2

110

Проверочная работа по разделу «Писатели детям»

1


Я и мои друзья. 14ч.


111

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Берестов «За игрой». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Основные темы детского чтения: произведения о детях.

1

112

В. Берестов «Гляжу с высоты на обиду…» Прогнозирование содержания раздела. В. Берестов «За игрой». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Основные темы детского чтения: произведения о детях.

1

113

Э. Мошковская. «Я ушёл в обиду». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.

1

114

В. Лунин «Я и Вовка». Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

1

115

Н. Булгаков «Анна, не грусти». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие

1

116

Ю. Ермолаев «Два пирожных». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки.

1

117

В. Осеева «Волшебное слово». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. . Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному тексту).

1

118-119

В. Осеева «Волшебное слово». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова.

2

120-121

В. Осеева «Хорошее». Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,

2

122

В. Осеева «Почему». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь

1

123-124

В. Осеева «Почему» Советуем прочитать. А. Л. Барто «Мы с Тамарой». Нормы письменной речи: рассказ на заданную тему.

2


Обобщение и проверка знаний по разделу «Я и мои друзья».



Люблю природу русскую. Весна. 16ч


125

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весенние загадки. Малые фольклорные формы (загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

1

126 127

Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

2

128-129

Ф. Тютчев «Весенние воды». Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

2

130

А. Плещеев «Весна» «Сельская песенка». Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник

1

131-132

А. Блок «На лугу». Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник

2

133

С. Я. Маршак «Снег уже теперь не тот». Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), пополнение активного словарного запаса.


1

134

И. Бунин «Матери»(в сокращении). Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), пополнение активного словарного запаса.


1

135

А. Плещеев «В бурю» Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

.

1

136

Е. Благинина «Посидим в тишине». Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).


1

137

Э. Мошковская «Я маму мою обидел». Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).


1

138

С. Васильев «Я помню ранило берёзу». Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

1

139

Проект. Газета «День Победы – 9 мая». Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине.

1

140

Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

1


И в шутку и всерьёз. 16 ч


141

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Закрепление.


1

142

Б. Заходер «Товарищам детям». Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), рассказ на заданную тему.


1

143

Б. Заходер «Что красивей всего?» Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), рассказ на заданную тему.


1

144

Б. Заходер «Песенки Винни – Пуха». Основные темы детского чтения: юмористические произведения.


1

145

Э. Успенский «Чебурашка»(из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).


1

146

Э. Успенский «Чебурашка»(из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям.

1

147

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». Основные темы детского чтения: юмористические произведения.


1

148

В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

1

149

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Основные темы детского чтения: юмористические произведения

1

150

Г. Остер «Будем знакомы». Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

1

151

В. Драгунский «Тайное становится явным». Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

1

152

В. Драгунский «Тайное становится явным».

1

153

Итоговая комплексная работа. Основные темы детского чтения: юмористические произведения

1

154

Советуем прочитать. Н. Н. Носов «Фантазёры». Основные темы детского чтения: юмористические произведения

1

155

Обобщение знаний по разделу «И в шутку и всерьёз».

1

156

Проверка знаний по разделу «И в шутку и всерьёз»

1


Литература зарубежных стран. 16ч


157

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Восстановление сюжетов сказок по иллюстрациям. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.

.

1

158

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» (перевод К. Чуковского), «Храбрецы» (перевод С. Я. Маршака). Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания

1

159

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк»; немецкая народная песенка»Знают мамы, знают дети» Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания


160

Ш. Перро «Кот в сапогах». Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию


161

Ш. Перро «Кот в сапогах». Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде вопросов.


162

Ш. Перро «Кот в сапогах». Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям.


163

Ш. Перро «Красная шапочка». Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,


164

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.


165

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текста.


166

Эни Хогарт «Мафин и паук». Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию


167

Эни Хогарт «Мафин и паук». Деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям.


168

Обобщение и проверка знаний по разделу «Литература зарубежных стран»


169

Проверка техники чтения. В. Архангельский «Счастливый малыш».


170

Советуем прочитать произведение Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Здравствуй, лето!









Итого 170ч.