Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» Алтайский край, Локтевский район
Рассмотрено: Принято: Утверждаю: на заседании ШМО на заседании Директор школы учителей ЕМЦ Педагогического совета _______ Тарасенко Ю.Н. Протокол № 1/21_ Протокол № 1/21 Приказ №_64/1 от « 30» 08. 2021г . от «30» 08 2021 г. от «30» 08. 2021 г
Рабочая программа учебного предмета «Биология» Класс 9, основное общее образование базовый уровень
Учитель: Стрельцова Татьяна Васильевна
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: 68 часов в год, 2 часа в неделю
Планирование составлено на основе авторской программы Биология.5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост.Г.М.Пальдяева.- 4-е изд. стереотип.-М.: Дрофа,2015.-385,[2 ]c.
Учебник Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Учебник / М.: Дрофа, 2019
Программу составила:
Стрельцова Т.В.,
учитель географии I категории
с. Покровка
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа Биология 9 класс разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Основной образовательной программы основного общего образования.
Календарного учебного графика на текущий 2021-2022 учебный год.
Учебного плана МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» данный учебный год Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа».
с учетом УМК авторов В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов.
1.Учебно- методический комплект:
1.Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М.Пальдяева. - 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 382, /2/ с
2.Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Учебник / М.: Дрофа, 2019
3.Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие к учебнику Каменского А. А., Криксунова Е. А., Пасечника В. В., Швецова Г. Г. Биология. Введение в общую биологию/ М: Дрофа, 2016.
2. Место предмета в учебном плане.
В учебном плане МКОУ «Покровская СОШ» на изучение учебного предмета «Биология» в 9 классе предусмотрено 68 учебных часов ( из расчета 2 час в неделю). Авторское тематическое и поурочное планирование содержит 65 урочные темы + 5 часов резервного времени.
Изменения, касающиеся изучения отдельных тем и отведенных на них в авторской программе часов в рабочую программу не вносились. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе по содержанию и общей логики последовательности его изучения. Тематика и количество практических работ соответствуют авторской программе.
В связи с тем что в 9 классе 34 учебные недели , то объединены уроки 67,68 и 69 ( 3 резервных часа).
3.Цель и задачи обучения по предмету:
Цель:
Формирование у учащихся определенного минимума знаний по общей биологии, подготовка и воспитание личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов.
Задачи:
- изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости; - развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни;
- воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни; - применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера. - умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Материал подобран с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, необходимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В 9 классе учащиеся обобщают и систематизируют знания о жизни и уровнях еѐ организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой для знакомства с доступными восприятию школьников общебиологическими закономерностями при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с закона-ми природы и общечеловеческими нравственными ценностями для повседневной жизни и практической деятельности. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы, экскурсии.
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
Личностных результатов: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познаватель-ных интересов; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - реализация установок здорового образа жизни; - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логиическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира; - формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; - приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде; - формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; - формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; - освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Формирование ИКТ – компетентности обучающихся
ИКТ-компетентности Обращение с устройствами ИКТ Фиксация изображений и звуков Создание письменных сообщений Создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений Поиск и организация хранения информации Моделирование, проектирование и управление | Ученик научится правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание) - осуществлять фиксацию изображе-ний и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; - выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью - создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипаль-цевого клавиатурного письма; - осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора -формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; -избирательно относиться к информации в окружа-ющем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации -использовать приѐмы поиска информации на персональном компь-ютере; -формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники -проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своѐ время с использованием ИКТ | Ученик получит возможность научиться осознавать основные психологические особен-ности восприятия инфор-мации человеком использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники использовать различные приѐмы поиска инфор-мации в Интернете в ходе учебной деятельности проектировать реальные объекты и процессы |
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект; - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся:
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
-создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
- создавать специализированные карты и диаграммы;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
- выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опо-рой на предыдущий опыт;
-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; -сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
6. Содержание учебного предмета
Введение (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация. Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- свойства живого; - методы исследования биологии; - значение биологических знаний в современной жизни.
Учащиеся должны иметь представление:
- о биологии, как науке о живой природе; - о профессиях, связанных с биологией; - об уровневой организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы. Демонстрация. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ. Лабораторные и практические работы. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Предметные результаты:
Учащиеся должны:
- знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; - иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни; - получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.
Раздел 2. Клеточный уровень (14 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы. Демонстрация. Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. Лабораторные и практические работы. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения клетки; - особенности строения клетки эукариот и прокариот; - функции органоидов клетки; - основные положения клеточной теории; - химический состав клетки. - клеточный уровень организации живого; - строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни; - обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки; - рост, развитие и жизненный цикл клеток; - особенности митотического деления клетки;
Учащиеся должны уметь:
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.
Раздел 3. Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Лабораторные и практические работы. Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Алтайском крае.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- сущность биогенетического закона; мейоз; - основные закономерности передачи наследственной информации; - закономерности изменчивости; - основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; - особенности развития половых клеток.
Учащиеся должны уметь:
- описывать организменный уровень организации живого; - раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов; - характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образо-вание видов — микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы. Изучение морфологического критерия вида.
Экскурсии. Причины многообразия видов в природе.
Предметные результаты Учащиеся должны знать:
- критерии вида и его популяционную структуру; - экологические факторы и условия среды; - основные положения теории эволюции Ч. Дарвина; - движущие силы эволюции; - пути достижения биологического прогресса; - популяционно- видовой уровень организации живого; - развитие эволюционных представлений; - синтетическую теорию эволюции.
Учащиеся должны уметь:
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Демонстрация Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Курской области. Экскурсии Биогеоценоз.
Предметные результаты Учащиеся должны знать:
- определение понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»; - структуру разных сообществ; - процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;
Учащиеся должны уметь:
- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов; - характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Раздел 6.Биосферный уровень (11 часов)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация. Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных. Лабораторные и практические работы. Изучение палеонтологических доказательств эволюции. Экскурсии. В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Предметные результаты Учащиеся должны знать: - основные гипотезы возникновения жизни на Земле; - особенности антропогенного воздействие на биосферу; - основы рационального природопользования; - основные этапы развития жизни на Земле; - взаимосвязи живого и неживого в биосфере; - круговороты веществ в биосфере; - этапы эволюции биосферы; - экологические кризисы; - развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
- значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать биосферный уровень организации живого; - рассказать о средообразующей деятельности организмов; - приводить доказательства эволюции; - демонстрировать знание основ эко-логической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных место-обитаний видов растений и животных.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
- классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
- самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
- применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план- конспекты по результатам чтения;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
- демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Резерв времени — 5 часов
7. Общая характеристика организации учебного процесса
Технологии Системно-деятельностный подход Проблемное обучение Технология критического мышления ИКТ Здоровьесберегающие технологии Обучение в сотрудничестве Исследовательские методы обучения Игровые методы обучения | Методы Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником) Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентаций) Практические (устные вопросы и письменные задания) Метод проектов | Формы Урок изучения нового материала Урок - закрепления знаний Урок-исследование Урок – игра Урок обобщения знаний Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, коллективная | Средства Учебник, дополнительная литература, мультимедийные ресурсы, дидактический раздаточный материал Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, лабораторные и практические работы, тестирование |
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, лабораторные и практические работы, тестирование
8.Контрольно-измерительные материалы взяты из УМК:
1.Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие к учебнику Каменского А. А., Криксунова Е. А., Пасечника В. В., Швецова Г. Г. Биология. Введение в общую биологию/ М: Дрофа, 2016.
9.Формы и методы работы с детьми, испытывающие сложности в обучении.
В обучении учащихся с ОВЗ основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
Методы:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и другой литературой;
Наглядные - наблюдение, демонстрация
Практические упражнения, лабораторные и практические работы
Метод изложения новых знаний
Метод повторения, закрепления знаний
Метод применения знаний
Метод контроля
Специфические методы в работе с детьми с ЗПР и ОВЗ:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми,
используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
10.Краткая характеристика класса: в 9 классе 12 обучающихся. Все обучающихся обучаются по программе основного общего образования, базовый уровень.
11. Нормы оценивания в соответствии с авторской программой и положением об оценивании в ОУ
Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «О системе оценок знаний, умений, навыков, компетенций учащихся основного, среднего общего образования МКОУ «кровскаяСОШ» и УМК автора.
12.Тематическое планирование предмета.
№ | Содержание | ч | Лабораторных работ |
1 | Введение | 3 | |
2 | Молекулярный уровень | 10 | 1 |
3 | Клеточный уровень | 14 | 1 |
4 | Организменный уровень | 13 | 1 |
5 | Популяционно-видовой уровень. | 8 | 1 |
6 | Экосистемный уровень. | 6 | |
7 | Биосферный уровень. | 11 | 1 |
8 | Резервное время | 5 | |
| Итого | 70 | 5 |
13.Календарно-тематический план по биологии в 9 классе
№ | Тема урока, раздела | ч | Дата по плану | Дата по факту |
Введение 3ч |
1 | Биология – наука о жизни. | 1 | | |
2 | Методы исследования в биологии | 1 | | |
3 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | | |
Молекулярный уровень10ч |
4 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | | |
5 | Углеводы. | 1 | | |
6 | Липиды. | 1 | | |
7 | Состав и строение белков. | 1 | | |
8 | Функции белков. Л. Р. №1 «Расщепление пироксида водорода ферментом каталазой» | 1 | | |
9 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | | |
10 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | | |
11 | Биологические катализаторы. | 1 | | |
12 | Вирусы. | 1 | | |
13 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень» | 1 | | |
Клеточный уровень. 14ч |
14 | Основные положения клеточной теории. | 1 | | |
15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Л. Р. № 2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». | 1 | | |
16 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | 1 | | |
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | | |
18 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | | |
19 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | | |
20 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | 1 | | |
21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | | |
22 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | | |
23 | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | | |
24 | Автотрофы и гетеротрофы. | 1 | | |
25 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | 1 | | |
26 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | 1 | | |
27 | Деление клетки. Митоз. | 1 | | |
Организменный уровень. 13ч |
28 | Размножение организмов. | 1 | | |
29 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 | | |
30 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | | |
31 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | | |
32 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | 1 | | |
33 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | | |
34 | Дигибридное скрещивание. | 1 | | |
35 | Сцепленное наследование признаков. | 1 | | |
36 | Модификационная изменчивость. Л. Р № 3 «Выявление изменчивости организмов». | 1 | | |
37 | Мутационная изменчивость. | 1 | | |
38 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 | | |
39 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | | |
40 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень». | 1 | | |
Популяционно-видовой уровень. 8ч |
41 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Л. Р. № 4 «Изучение морфологического критерия вида» | 1 | | |
42 | Популяции. | 1 | | |
43 | Развитие эволюционного учения. Происхождение видов. | 1 | | |
44 | Изменчивость организмов. Популяция как элементарная единица эволюции. | 1 | | |
45 | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | | |
46 | Видообразование. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» | 1 | | |
47 | Макроэволюция. | 1 | | |
48 | Основные закономерности эволюции. | 1 | | |
Экосистемный уровень. 6ч |
49 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | | |
50 | Состав и структура сообщества. | 1 | | |
51 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме. | 1 | | |
52 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | | |
53 | Саморазвитие экосистемы. | 1 | | |
54 | Экскурсия «Биогеоценоз» | 1 | | |
Биосферный уровень 11ч |
55 | Биосфера. Живое вещество. Биокосное вещество. Биогенное вещество. Косное вещество. Экологический кризис. | 1 | | |
56 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | | |
57 | Гипотезы возникновения жизни. | 1 | | |
58 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 | | |
59 | Л. Р. № 5 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» | 1 | | |
60 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | 1 | | |
61 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 1 | | |
62 | Антропогенное воздействие на биосферу. Последствия деятельности человека в окружающей среде. | 1 | | |
63 | Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение. | 1 | | |
64 | Итоговый урок-конференция «Роль биологии в настоящем и будущем человеческой цивилизации» | 1 | | |
65 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень» | 1 | | |
Резервное время 5ч |
66 | Повторение по теме: «Молекулярный уровень» | 1 | | |
67 | Повторение по теме: «Клеточный уровень», «Организменный уровень», : «Популяционно-видовой и экосистемный уровень». | 1 | | |
68 | Итоговое тестирование. | 1 | | |
14. Материально-техническое обеспечение программы
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М.Пальдяева. -4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 382, /2/ с. 2.. Программа курса Биология. Введение в общую биологию. 9 класс авт. В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов 3. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Учебник / М.: Дрофа, 2019 4. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие к учебнику Каменского А. А., Криксунова Е. А., Пасечника В. В., Швецова Г. Г. Биология. Введение в общую биологию/ М: Дрофа, 2016 (Методические рекомендации по проведению уроков, программа, примерное тематическое планирование) 5.Е.Н.Демьянков,А.Н.Соболев,С.В.Суматохин «Сборник задач по общей биологии»-Москва «Вако»-2018г
Цифровые образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/ Интернет-ресурсы: http://fcior.edu.ru http://bio.1september.ru http://college.ru/biologiya/ http://www.sbio.info http://www.greeninfo.ru/
school-collection.edu.ru/.nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Артамонова в.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР: Кн. 1. – М.: Агропромиздат. – 1989. – 383 с.: ил 2. .Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы: проект. М.: Просвещение, 2010. 59 с. – (Стандарты второго поколения). 3. Журнал «Биология для школьников» 4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: пер. с англ. /Под ред. Р.Сопера – 2-е изд. стереотип. – М.: Мир, 1996. 5. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1992, 1995. 6. Трактак Д.И. книга для чтения по ботанике: для учащихся 5 – 6 кл. /Сост. Д.И.Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил. 7. Чебышев Н.В. и др. Биология для поступающих в ВУЗы. Том 1,2. – М.: ООО «Издательство Новая волна», 1998. – 413 с. 8. Энциклопедия для детей Аванта+. Биология, том 3 – М.: Аванта+, 1997 9. Ярыгин В.Н. Биология. – М.: Издательство «Медицина» - 1987. – 446 с
14. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Комплект микропрепаратов «Биология-животные»
Игла препаровальная
Микроскоп школьный
Микроскоп электронный
Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
Лупа ручная
Скелеты животных
Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений | Тема | Содержание изменений | Подпись учителя | Подпись зам. директора |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс) Биология
Составитель программы Стрельцова Т.В..
Класс 9 Дата заполнения _____________
Эксперт Колокольникова Г.С..
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | | |
2 | Пояснительная записка | | |
| - выходные данные материалов | | |
| - цель программы | | |
| - задачи программы | | |
| - изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование | | |
| - количество часов курса | | |
| - универсальные учебные действия (для классов, работающих по ФГОС) | | |
| - общая характеристика учебного процесса | | |
| - формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся | | |
| - система оценивания учебных результатов | | |
3 | Содержание курса | | |
4 | Календарно-тематическое планирование | | |
| - соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | | |
| - соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | | |
5 | Требования к уровню подготовки учащихся | | |
6 | Перечень учебно-методических средств обучения | | |
7 | Перечень материально-технических средств обучения | | |
8 | Контрольные работы по предмету | | |