СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Количество часов по учебному плану: 68 часов в год, 2 часа в неделю

Планирование составлено на основе авторской программы Биология.5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост.Г.М.Пальдяева.- 4-е изд. стереотип.-М.: Дрофа,2015.-385,[2 ]c.                                 

 Учебник       Биология.  Введение  в  общую  биологию.  9 класс.  Каменский  А. А.  Криксунов  Е. А.,  Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Учебник / М.: Дрофа,  2019

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Биологии 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» Алтайский край, Локтевский район 

 

Рассмотрено:                                        Принято:                                      Утверждаю:            на заседании ШМО                       на заседании                                  Директор школы       учителей  ЕМЦ                              Педагогического совета               _______ Тарасенко Ю.Н. Протокол № 1/21_                         Протокол №­­­­­­­­­­­­­­­­ 1/21                         Приказ №_64/1 от « 30» 08. 2021г .                     от «30» 08 2021 г.                от «30» 08. 2021 г

 

                                                                                                       

Рабочая программа учебного предмета                                                                 «Биология»                                                    Класс 9, основное общее образование                                                          базовый уровень

                                Учитель: Стрельцова Татьяна Васильевна

 

Срок  реализации программы 2021-2022 учебный год

 

Количество часов по учебному плану: 68 часов в год, 2 часа в неделю

Планирование составлено на основе авторской программы Биология.5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост.Г.М.Пальдяева.- 4-е изд. стереотип.-М.: Дрофа,2015.-385,[2 ]c.

Учебник Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Учебник / М.: Дрофа, 2019




Программу составила:

Стрельцова Т.В.,

учитель географии I категории

 

 

 

 














с. Покровка

2021г.



Пояснительная записка

Рабочая программа Биология 9 класс разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

Основной образовательной программы основного общего образования.

Календарного учебного графика на текущий 2021-2022 учебный год.

Учебного плана МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» данный учебный год Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа».

с учетом УМК авторов В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов.

1.Учебно- методический комплект:

1.Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М.Пальдяева. - 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 382, /2/ с

2.Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Учебник / М.: Дрофа, 2019

3.Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие к учебнику Каменского А. А., Криксунова Е. А., Пасечника В. В., Швецова Г. Г. Биология. Введение в общую биологию/ М: Дрофа, 2016.

2. Место предмета в учебном плане.

В учебном плане МКОУ «Покровская СОШ» на изучение учебного предмета «Биология» в 9 классе предусмотрено 68 учебных часов ( из расчета 2 час в неделю). Авторское тематическое и поурочное планирование содержит 65 урочные темы + 5 часов резервного времени.

Изменения, касающиеся изучения отдельных тем и отведенных на них в авторской программе часов в рабочую программу не вносились. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе по содержанию и общей логики последовательности его изучения. Тематика и количество практических работ соответствуют авторской программе.

В связи с тем что в 9 классе 34 учебные недели , то объединены уроки 67,68 и 69 ( 3 резервных часа).

3.Цель и задачи обучения по предмету:

Цель:

Формирование у учащихся определенного минимума знаний по общей биологии, подготовка и воспитание личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов.

Задачи:

- изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости; - развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни;

- воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни; - применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера. - умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Материал подобран с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, необходимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В 9 классе учащиеся обобщают и систематизируют знания о жизни и уровнях еѐ организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой для знакомства с доступными восприятию школьников общебиологическими закономерностями при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с закона-ми природы и общечеловеческими нравственными ценностями для повседневной жизни и практической деятельности. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы, экскурсии.

5.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих

Личностных результатов: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познаватель-ных интересов; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - реализация установок здорового образа жизни; - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логиическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира; - формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; - приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде; - формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; - формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; - освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Формирование ИКТ – компетентности обучающихся

ИКТ-компетентности

Обращение с устройствами ИКТ


Фиксация изображений и звуков

Создание письменных сообщений




Создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений



Поиск и организация хранения информации


Моделирование, проектирование и управление


Ученик научится правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание)

- осуществлять фиксацию изображе-ний и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; - выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью

- создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипаль-цевого клавиатурного письма; - осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора

-формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; -избирательно относиться к информации в окружа-ющем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации

-использовать приѐмы поиска информации на персональном компь-ютере;

-формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники

-проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своѐ время с использованием ИКТ

Ученик получит возможность научиться осознавать основные психологические особен-ности восприятия инфор-мации человеком


использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством








понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска,

справочные источники

использовать различные приѐмы поиска инфор-мации в Интернете в ходе учебной деятельности



проектировать реальные объекты и процессы


Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Ученик научится:

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект; - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся:

- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

- создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

-создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

- создавать специализированные карты и диаграммы;

- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

- выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-определять главную тему, общую цель или назначение текста;

-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опо-рой на предыдущий опыт;

-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; -сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

6. Содержание учебного предмета

Введение (3 часа)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Демонстрация. Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- свойства живого; - методы исследования биологии; - значение биологических знаний в современной жизни.

Учащиеся должны иметь представление:

- о биологии, как науке о живой природе; - о профессиях, связанных с биологией; - об уровневой организации живой природы.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы. Демонстрация. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ. Лабораторные и практические работы. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

Предметные результаты:

Учащиеся должны:

- знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; - иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни; - получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.

Раздел 2. Клеточный уровень (14 часов)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы. Демонстрация. Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. Лабораторные и практические работы. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения клетки; - особенности строения клетки эукариот и прокариот; - функции органоидов клетки; - основные положения клеточной теории; - химический состав клетки. - клеточный уровень организации живого; - строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни; - обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки; - рост, развитие и жизненный цикл клеток; - особенности митотического деления клетки;

Учащиеся должны уметь:

- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.

Раздел 3. Организменный уровень (13 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Лабораторные и практические работы. Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Алтайском крае.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- сущность биогенетического закона; мейоз; - основные закономерности передачи наследственной информации; - закономерности изменчивости; - основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; - особенности развития половых клеток.

Учащиеся должны уметь:

- описывать организменный уровень организации живого; - раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов; - характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.

Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образо-вание видов — микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Лабораторные и практические работы. Изучение морфологического критерия вида.

Экскурсии. Причины многообразия видов в природе.

Предметные результаты Учащиеся должны знать:

- критерии вида и его популяционную структуру; - экологические факторы и условия среды; - основные положения теории эволюции Ч. Дарвина; - движущие силы эволюции; - пути достижения биологического прогресса; - популяционно- видовой уровень организации живого; - развитие эволюционных представлений; - синтетическую теорию эволюции.

Учащиеся должны уметь:

- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов.

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Демонстрация Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Курской области. Экскурсии Биогеоценоз.

Предметные результаты Учащиеся должны знать:

- определение понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»; - структуру разных сообществ; - процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;

Учащиеся должны уметь:

- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов; - характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.

Раздел 6.Биосферный уровень (11 часов)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация. Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных. Лабораторные и практические работы. Изучение палеонтологических доказательств эволюции. Экскурсии. В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Предметные результаты Учащиеся должны знать: - основные гипотезы возникновения жизни на Земле; - особенности антропогенного воздействие на биосферу; - основы рационального природопользования; - основные этапы развития жизни на Земле; - взаимосвязи живого и неживого в биосфере; - круговороты веществ в биосфере; - этапы эволюции биосферы; - экологические кризисы; - развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;

- значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать биосферный уровень организации живого; - рассказать о средообразующей деятельности организмов; - приводить доказательства эволюции; - демонстрировать знание основ эко-логической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных место-обитаний видов растений и животных.

Метапредметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

- классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

- самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

- применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план- конспекты по результатам чтения;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

- демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

Личностные результаты обучения

- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- признание права каждого на собственное мнение;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Резерв времени — 5 часов

7. Общая характеристика организации учебного процесса

Технологии Системно-деятельностный подход Проблемное обучение Технология критического мышления ИКТ Здоровьесберегающие технологии Обучение в сотрудничестве Исследовательские методы обучения Игровые методы обучения

Методы Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником) Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентаций) Практические (устные вопросы и письменные задания) Метод проектов

Формы Урок изучения нового материала Урок - закрепления знаний Урок-исследование Урок – игра Урок обобщения знаний Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, коллективная

Средства Учебник, дополнительная литература, мультимедийные ресурсы, дидактический раздаточный материал Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, лабораторные и практические работы, тестирование


Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, лабораторные и практические работы, тестирование

8.Контрольно-измерительные материалы взяты из УМК:

1.Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие к учебнику Каменского А. А., Криксунова Е. А., Пасечника В. В., Швецова Г. Г. Биология. Введение в общую биологию/ М: Дрофа, 2016.

9.Формы и методы работы с детьми, испытывающие сложности в обучении.

В обучении учащихся с ОВЗ основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.

Методы:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и другой литературой;

Наглядные - наблюдение, демонстрация

Практические упражнения, лабораторные и практические работы

Метод изложения новых знаний

Метод повторения, закрепления знаний

Метод применения знаний

Метод контроля

Специфические методы в работе с детьми с ЗПР и ОВЗ:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми,

используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

10.Краткая характеристика класса: в 9 классе 12 обучающихся. Все обучающихся обучаются по программе основного общего образования, базовый уровень.

11. Нормы оценивания в соответствии с авторской программой и положением об оценивании в ОУ

Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «О системе оценок знаний, умений, навыков, компетенций учащихся основного, среднего общего образования МКОУ «кровскаяСОШ» и УМК автора.

12.Тематическое планирование предмета.


Содержание

ч

Лабораторных работ

1

Введение

3


2

Молекулярный уровень

10

1

3

Клеточный уровень

14

1

4

Организменный уровень

13

1

5

Популяционно-видовой уровень.

8

1

6

Экосистемный уровень.

6


7

Биосферный уровень.

11

1

8

Резервное время

5



Итого

70

5




13.Календарно-тематический план по биологии в 9 классе

Тема урока, раздела

ч

Дата по плану

Дата по факту

Введение

1

Биология – наука о жизни.

1



2

Методы исследования в биологии

1



3

Сущность жизни и свойства живого.

1



Молекулярный уровень10ч

4

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

1



5

Углеводы.

1



6

Липиды.

1



7

Состав и строение белков.

1



8

Функции белков. Л. Р. №1 «Расщепление пироксида водорода ферментом каталазой»

1



9

Нуклеиновые кислоты.

1



10

АТФ и другие органические соединения клетки.

1



11

Биологические катализаторы.

1



12

Вирусы.

1



13

Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень»

1



Клеточный уровень. 14ч

14

Основные положения клеточной теории.

1



15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Л. Р. № 2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

1



16

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1



17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1



18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1



19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1



20

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1



21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1



22

Энергетический обмен в клетке.

1



23

Фотосинтез и хемосинтез.

1



24

Автотрофы и гетеротрофы.

1



25

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1



26

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1



27

Деление клетки. Митоз.

1



Организменный уровень. 13ч

28

Размножение организмов.

1



29

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1



30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1



31

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1



32

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1



33

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1



34

Дигибридное скрещивание.

1



35

Сцепленное наследование признаков.

1



36

Модификационная изменчивость. Л. Р № 3 «Выявление изменчивости организмов».

1



37

Мутационная изменчивость.

1



38

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

1



39

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1



40

Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень».

1



Популяционно-видовой уровень.

41

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Л. Р. № 4 «Изучение морфологического критерия вида»

1



42

Популяции.

1



43

Развитие эволюционного учения. Происхождение видов.

1



44

Изменчивость организмов. Популяция как элементарная единица эволюции.

1



45

Борьба за существование и естественный отбор.

1



46

Видообразование. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»

1



47

Макроэволюция.

1



48

Основные закономерности эволюции.

1



Экосистемный уровень.

49

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1



50

Состав и структура сообщества.

1



51

Межвидовые отношения организмов в экосистеме.

1



52

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1



53

Саморазвитие экосистемы.

1



54

Экскурсия «Биогеоценоз»

1



Биосферный уровень 11ч

55

Биосфера. Живое вещество. Биокосное вещество. Биогенное вещество. Косное вещество. Экологический кризис.

1



56

Круговорот веществ в биосфере.

1



57

Гипотезы возникновения жизни.

1



58

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

1



59

Л. Р. № 5 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

1



60

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

1



61

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1



62

Антропогенное воздействие на биосферу. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

1



63

Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.

1



64

Итоговый урок-конференция «Роль биологии в настоящем и будущем человеческой цивилизации»

1



65

Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень»

1



Резервное время

66

Повторение по теме: «Молекулярный уровень»

1



67

Повторение по теме: «Клеточный уровень», «Организменный уровень», : «Популяционно-видовой и экосистемный уровень».

1



68

Итоговое тестирование.

1




14. Материально-техническое обеспечение программы

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М.Пальдяева. -4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 382, /2/ с. 2.. Программа курса Биология. Введение в общую биологию. 9 класс авт. В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов 3. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Учебник / М.: Дрофа, 2019 4. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие к учебнику Каменского А. А., Криксунова Е. А., Пасечника В. В., Швецова Г. Г. Биология. Введение в общую биологию/ М: Дрофа, 2016 (Методические рекомендации по проведению уроков, программа, примерное тематическое планирование) 5.Е.Н.Демьянков,А.Н.Соболев,С.В.Суматохин «Сборник задач по общей биологии»-Москва «Вако»-2018г

Цифровые образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ Интернет-ресурсы: http://fcior.edu.ru http://bio.1september.ru http://college.ru/biologiya/ http://www.sbio.info http://www.greeninfo.ru/

school-collection.edu.ru/.nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

Литература, рекомендованная для учащихся

1. Артамонова в.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР: Кн. 1. – М.: Агропромиздат. – 1989. – 383 с.: ил 2. .Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы: проект. М.: Просвещение, 2010. 59 с. – (Стандарты второго поколения). 3. Журнал «Биология для школьников» 4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: пер. с англ. /Под ред. Р.Сопера – 2-е изд. стереотип. – М.: Мир, 1996. 5. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1992, 1995. 6. Трактак Д.И. книга для чтения по ботанике: для учащихся 5 – 6 кл. /Сост. Д.И.Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил. 7. Чебышев Н.В. и др. Биология для поступающих в ВУЗы. Том 1,2. – М.: ООО «Издательство Новая волна», 1998. – 413 с. 8. Энциклопедия для детей Аванта+. Биология, том 3 – М.: Аванта+, 1997 9. Ярыгин В.Н. Биология. – М.: Издательство «Медицина» - 1987. – 446 с

14. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Комплект микропрепаратов «Биология-животные»

  2. Игла препаровальная

  3. Микроскоп школьный

  4. Микроскоп электронный

  5. Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)

  6. Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)

  7. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

  8. Лупа ручная

  9. Скелеты животных










Лист внесения изменений.



Дата внесения изменений

Тема

Содержание изменений

Подпись учителя

Подпись зам. директора

























































































































Экспертиза рабочих программ учебных предметов


Учебный предмет (курс) Биология

Составитель программы Стрельцова Т.В..

Класс 9 Дата заполнения _____________

Эксперт Колокольникова Г.С..



Структурные элементы программы

Наличие

Рекомендации

1

Титульный лист



2

Пояснительная записка




- выходные данные материалов




- цель программы




- задачи программы




- изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование




- количество часов курса




- универсальные учебные действия (для классов, работающих по ФГОС)




- общая характеристика учебного процесса




- формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся




- система оценивания учебных результатов



3

Содержание курса



4

Календарно-тематическое планирование




- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе




- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы



5

Требования к уровню подготовки учащихся



6

Перечень учебно-методических средств обучения



7

Перечень материально-технических средств обучения



8

Контрольные работы по предмету