СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Количество часов по учебному плану: 35 часов в год, 1 час в неделю.

Планирование составлено на основе авторской программы Биология 10-11классы.

В.В. Пасечник,  Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова, Биология. Предметная линия учебников «Линия жизни». Рабочие программы.10—11 классы. — М.: «Просвещение» 2020 г.

Учебник: Каменский А. А., Пасечник В. В. Рубцов А.М.. Биология. «Линия жизни». 10 класс: учебник. — М.: Просвещение, 2020 г. .

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Биологии 10 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с.ПОКРОВКА, ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН, АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей ЕМЦ

Протокол №1/21

От «30» 08. 2021г

ПРИНЯТО:

На заседании
Педагогического совета

Протокол №1/21

от «30» 08. 2021г

УТВЕРЖДАЮ :

Директор

_______Тарасенко Ю.Н.

Приказ № 64/4

От «30» 08. 2021 г.








Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

10 класс, основного общего образования,

базовый уровень

учитель: Стрельцова Т.В.

Срок реализации программы 2021-2022 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35 часов в год, 1 час в неделю.

Планирование составлено на основе авторской программы Биология 10-11классы.

В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова, Биология. Предметная линия учебников «Линия жизни». Рабочие программы.10—11 классы. — М.: «Просвещение» 2020 г.

Учебник: Каменский А. А., Пасечник В. В. Рубцов А.М.. Биология. «Линия жизни». 10 класс: учебник. — М.: Просвещение, 2020 г. .


Составитель:

Стрельцова Т.В.., учитель географии, I квалификационной категории









с.Покровка,

2021 год


Пояснительная записка

1. Рабочая программа «Биология» 10 класс разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Федерального  перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ  основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию. Основной образовательной программы основного общего образования. Календарного учебного графика на  2021 - 2022 учебный год. Учебного плана МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» на 2021 – 2022 учебный год. Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа». С учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Покровская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета

2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):

  1. Каменский А. А., Пасечник В. В. Рубцов А.М.. Биология. «Линия жизни». 10 класс: учебник. — М.: Просвещение, 2020 г. .

  2. Каменский А. А., Пасечник В. В. Рубцов А.М.. Биология. «Линия жизни». 10 класс: методическое пособие — М.: Просвещение, 2019 г..

  3. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова, Биология. Предметная линия учебников «Линия жизни». Рабочие программы.10—11 классы. — М.: «Просвещение» 2020г.

3. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» – 35 часов (из расчѐта – 1 ч в неделю). Авторская рабочая программа рассчитана на 35 часов.

4.Общая характеристика курса

В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создаёт условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.

5. Основные цели и задачи

Цели изучения биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

6.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

личностных результатов:

1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей

школы базового курса биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы

курса биологии базового уровня являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

7. Содержание учебного предмета

Биология как комплекс наук о живой природе 

     Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. 

Структурные и функциональные основы жизни 

    Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. 

    Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. 

    Вирусы ― неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. 

    Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. 

     Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. 

Организм 

Организм ― единое целое. 

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. 

    Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов. 

     Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. 

    Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. 

   Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека. 

    Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития. Биобезопасность. 


8. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:

индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.

Методы работы с детьми с ОВЗ:

1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо

развивать устойчивое внимание.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности,

поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в

одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные

инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и

предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать

следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с

ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления,

так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать

деятельность после наступления утомления.

5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10

минут. Обязателен положительный итог работы.

9.Краткая характеристика класса: В 10 классе 1 обучающийся, Юноша обучается по общеобразовательной программе .

10. Формы организации образовательного процесса: в ходе учебного процесса предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения.

11.Используемые в обучении технологии: ИКТ, проблемного обучения, здоровьесберегающая, личностно-ориентированное обучение, уровневой дифференциации, проектная.

12. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.

13. Методы и приемы обучения:

 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.

 Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.

 Частично-поисковый метод: школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

 Исследовательский метод включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.

 Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

 Модельный метод: при его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска (дидактические игры).

 Метод проектов: школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.

14. Формы и способы проверки знаний:

тестовый контроль, проверочные работы, словарные, биологические диктанты, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, творческие и проектные работы.

15. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности

обучающихся

Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденным локальным актом «Положение о нормах и критериях оценивания учащихся МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» и УМК автора. Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся с задержкой психического развития в МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа».


16. Тематическое планирование предмета.


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Л.р.

1

Раздел1: Введение 5ч.

4


2

Раздел 2. Молекулярный уровень: общая характеристика (12ч.)

12


3

Раздел 3 Клеточный уровень. 15ч.

16

1

4

Повторение

3



17. Календарно-тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически

Раздел1: Введение 4 ч

1/1

Биология в системе наук.

1



2/2

Объект изучения биологии.

1



3/3

Методы научного познания в биологии.

1



4/4

Биологические системы и их свойства.

1



Раздел 2. Молекулярный уровень: общая характеристика (12ч.)

1/5

Неорганические вещества: вода, соли.

1



2/6

Липиды, их строение и функции.

1



3/7

Углеводы, их строение и функции.

1



4/8

Белки. Состав и строение белков.

1



5/9

Белки. Функции белков.

1



6/10

Ферменты – биологические катализатор.

1



7/11

Обобщающий урок.

1



8/12

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК.


1



9/13

АТФ и другие нуклеотиды. Витамины.

1



10/14

Вирусы –неклеточная форма жизни.

1



11/15

Вирусы.

1



12/16

Обобщающий урок.

1



Раздел 3 Клеточный уровень. 16ч.

1/17

Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория. Л.Р 1 (5) «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.»

1



2/18

Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма.

1



319/19

Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть.

1



4/20

Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

1



5/21

Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения.

1



6/22

Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов.

1



7/23

Обобщающий урок

1



8/24

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.




9/25

Энергетический обмен в клетке. Гликолиз и окислительное фосфорилирование.

1



10/26

Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез.


1



11/27

Пластический обмен: биосинтез белков.


1



12/28

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

1



13/39

Деление клетки. Митоз.

1



14/30

Деление клетки. Мейоз. Половые клетки.

1



15/31

Обобщающий урок.

1



16/32

Обобщающий урок.

1



Повторение.3 ч.

1/33

Обобщающий урок. Конференция по итогам учебно-исследовательской и проектной деятельности.

1



2/34

Обобщающий урок. Конференция по итогам учебно-исследовательской и проектной деятельности.

1



3/35

Организация подготовки к ЕГЭ

1




Итого

35





18.Требования к уровню подготовки обучающегося

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:

— раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

— понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

— понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

— использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

— формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

— сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

— обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

— приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

— распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

— распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

— объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

— объяснять причины наследственных заболеваний;

— выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

— выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

— составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

— приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

— оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;

— представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

— оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека;

— объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

— давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

— характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

— сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

— решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

— решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

— решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

— устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

— оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

19.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

5. Материально-технические средства обучения

  1. Каменский А. А., Пасечник В. В. Рубцов А.М.. Биология. «Линия жизни». 10 класс: учебник. — М.: Просвещение, 2019 г. .

  2. Каменский А. А., Пасечник В. В. Рубцов А.М.. Биология. «Линия жизни». 10 класс: методическое пособие — М.: Просвещение, 2019 г..

  3. .В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова, Биология. Предметная линия учебников «Линия жизни». Рабочие программы.10—11 классы. — М.: Дрофа 2018г.


20.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный пректор

  2. Мультимедийный компьютер

  3. Экран

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:



    1. Набор по общей биологии

    2. Биологическая микролаборатория

    3. Цифровой микроскоп

    4. Набор моделей органов человека

21. Дополнительные материалы и интерактивные тесты для проверки усвоения

материалов

1. http://bio.1september.ru - газета «1 сентября. Биология» - приложение

2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии

3. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

4. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

5. www.standart.edu.ru – Федеральный государственный образовательный стандарт.

Пере6чень лабораторных работ.










Лист внесения изменений.


Дата внесения изменений

Тема

Содержание изменений

Подпись учителя

Подпись зам. директора


































































































































































































































Экспертиза рабочих программ учебных предметов


Учебный предмет (курс) Биология

Составитель программы Стрельцова Т.В..

Класс 10 Дата заполнения _____________

Эксперт Колокольникова Г.С..


Структурные элементы программы

Наличие

Рекомендации

1

Титульный лист



2

Пояснительная записка




- выходные данные материалов




- цель программы




- задачи программы




- изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование




- количество часов курса




- универсальные учебные действия (для классов, работающих по ФГОС)




- общая характеристика учебного процесса




- формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся




- система оценивания учебных результатов



3

Содержание курса



4

Календарно-тематическое планирование




- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе




- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы



5

Требования к уровню подготовки учащихся



6

Перечень учебно-методических средств обучения



7

Перечень материально-технических средств обучения



8

Контрольные работы по предмету














12